Приёмы спасения при помощи вертолёта.
Методы спасения на море, включая использование спасательно-подъемных приспособлений вертолета.
- судна одного члена экипажа вертолета для оказания квалифицированной помощи вертолет может использоваться как для доставки снабжения, так и для эвакуации людей;
- обычный радиус действия вертолета - на удалении от 50 до 200 миль от базы, вертолет в зависимости от типа и размера может брать на борт от 1го до 15ти человек;
- некоторые виды спасательных операций предоставляют угрозу для экипажа вертолета, поэтому важно в каждом случае оценить серьезность ситуации и необходимость помощи с воздуха;
- при доставке снабжения вертолет просто зависает над свободной площадкой судна, снабжение спускается на палубу с помощью лебедки вертолета;
- во время спасательных операций вертолет обычно использует специальные приспособления для подъема или спуска людей. Большие вертолеты нередко опускают на борт помощи. Для эвакуации людей используются следующие приспособления:
- спасательный строп;
- спасательная корзина;
- спасательная сеть;
- спасательные носилки;
- спасательное сиденье.
1) СПАСАТЕЛЬНЫЙ СТРОП
а) спасательный строп - наиболее широко используемое приспособление для эвакуации людей. Он, однако, не применим в случае подъема пострадавших или больных. Спасательные стропа делаются из высокопрочных материалов, используемых при изготовлении стропов парашютов.
Способ одевания спасательного стропа понятен из рисунка, главное чтобы он охватывал спину и проходил под руками. Человек, использующий строп, должен висеть лицом к гаку, руки сцеплены вместе спереди. Нельзя сидеть на стропе при подъеме.
б) В некоторых случаях используют метод “двойного подъема”, когда вместе с обычным спасательным стропом с вертолета опускается специальный строп - сиденье с оператором. Этот метод приемлем в случаях, когда необходимо поднять с поверхности воды или с палубы недееспособного человека, для подъема которого, однако, не требуются носилки. Оператор надевает на человека спасательный строп и оказывает помощь при подъеме.
2) СПАСАТЕЛЬНАЯ КОРЗИНА
Использование спасательной корзины не требует принятия, каких - либо специальных мер. Человек просто забирается в корзину, садится и держится.
3) СПАСАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ
Спасательная сеть имеет вид “птичьей клетки”, сужающейся кверху. Она открыта с одной стороны. Человек входит внутрь с открытой стороны, садится и держится.
4) СПАСАТЕЛЬНЫЕ НОСИЛКИ
Раненые и больные в большинстве случаев эвакуируются посредством специальных спасательных носилок. Как правило, такие носилки предоставляются вертолетом, даже в тех случаях, когда на судне есть свои носилки. Носилки легко отсоединяются и присоединяются к подъемному тросу вертолета.
Понятно, что перемещение пострадавшего с судовых носилок на спасательные носилки причинит ему массу неудобств, но, тем не менее, нельзя рисковать жизнью человека, используя носилки, не предназначенные для подъема их вертолетом.
5) СПАСАТЕЛЬНОЕ СИДЕНЬЕ
Спасательное сиденье похоже на трехлапый якорь, только вместо лап на нем оснащены 3 специальных плоских сиденья. Человек может сесть как на одно, так и на два сиденья, держась руками за шток. Возможен вариант, когда на спасательное сиденье садятся два человека.
ПОСТАНОВКА ПЛАВУЧЕГО ЯКОРЯ
Спасательный плот и спасательная шлюпка снабжены плавучим якорем предназначенным для стабилизации плавучего средства в открытом море и, также, для уменьшения дрейфа (в случае если необходимо оставаться вблизи места, где судно утонуло.
Морской якорь крепится снаружи спасательным линём. Необходимо отрегулировать длину якорного линя в соответствии с длиной волны: длина линя должна быть равной половине длины волны, так чтобы якорь находился на подошве волны, когда плот на вершине волны. Стабилизирующие и препятствующие дрейфу свойства якоря теряются, если якорь и плот находятся одновременно на вершине волны. Чтобы выбрать якорь - тяните его за жёлтый линь для уменьшения сопротивления воды.
Использование плавучего якоря и плавучего кольца на спасательном плоту.
Два плавучих якоря, каждый с дректовом, и ниралом если имеется, способны выдерживать рывки, причем один из плавучих якорей должен быть запасным, а другой - постоянно прикрепленным к спасательному плоту так, чтобы при надувании после спуска на воду спасательный плот удерживался в наиболее устойчивом положении к ветру.
Прочность каждого плавучего якоря, их дректовов и ниралов, если имеются, должна быть достаточной при любых условиях моря.
Плавучие якоря должны иметь устройства, предотвращающие скручивание троса и выворачивание их наизнанку между стропами.
Плавучие якоря, постоянно прикрепленные к спасательным плотам, спускаемым с помощью плот-балки и устанавливаемым на пассажирских судах, должны быть устроены так, чтобы раскрывались только вручную.
Все другие спасательные плоты должны иметь плавучие якоря, раскрываемые автоматически, как только плот оказывается на плаву;
Плавучие якоря используются в двух случаях:
- если судно тонет, то он используется с целью ускорения отхода спасательного средства от борта тонущего судна. Нужно закинуть плавучий якорь по возможности дальше, после того, как он заберёт достаточное количество воды, потянуть за дректов на себя. За счёт чего увеличится скорость спасательного средства.
- отойдя на безопасное расстояние от гибнущего судна, необходимо находиться неподалёку от места аварии. То есть с помощью плавучего якоря можно препятствовать дрейфу или сносу спасательного средства течением, таки образом удерживается спасательное средство в заданном районе.