Конструкция спасательных плотов.

Основным руководящим документом устанавливающий единые международные стандарты к спасательным средствам (индивидуальным и коллективным) является - Международный кодекс по спасательным средствам (Кодекс ЛСА) принятый в июле 1996 года.

Спасательный плот– есть плот, способный обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна.

Спасательные плоты получили самое широкое применение в качестве коллективного спасательного средства. Это объясняется рядом достоинств спасательных плотов, прежде всего, надувных:

- плот всегда готов к использованию;

- он обладает достаточной надежностью;

- может быть легко и быстро спущен на воду;

- обеспечивает сравнительно хорошую защиту от холода, ветра и морской воды;

- на борту судна занимает немного места;

- для спуска на воду не нуждается в сложных приспособлениях;

- относительно дешев и не требует повседневного ухода при хранении.

Спасательные плоты делятся по конструкции на 2 вида (надувные и жесткие), а по способу спуска на воду тоже на 2 вида (сбрасываемые вручную и спускаемые плот-балками).

Спасательные плоты должны: иметь вместимость не менее 6 человек, при сбрасывании с высоты 18 м оставаться работоспособными, выдерживать прыжки в них людей с высоты не менее 4,5 м, быть на плаву 30 суток при любых условиях моря, буксироваться со скоростью 3 узла с одним плавучим якорем, иметь массу не более 185 кг (сбрасываемые), спускаемые плот-балкой выдерживать удар о борт судна при скорости плота не менее 3,5 м/с и сброс на воду с высоты не менее 3 м.

Спасательные плоты изготавливаются многими фирмами, но широкое применение имеют плоты РФ типа ПСН – 6 м, ПСН – 10 м и Датские «Викинг» вместимостью 12, 16, 20, 25, 35 человек надувного типа. На судах ро-ро стали применяться спасательные плоты двухсторонние с тентом самовосстанавливающиеся.

Спасательные плоты всех видов состоят из 6 элементов:

  1. корпус – главная камера плавучести, разделенная на 2-х отдельных отсека из прорезиненной ткани с невозвратным клапаном каждый. Если один отсек неисправен, плот должен оставаться на плаву с полным комплектом людей и снабжением. Может иметь надувную банку;
  2. днище – двойное водонепроницаемое и обеспечивающее защиту от холода. Надувается после посадки людей в плот ручным мехом;

3. четыре кармана, прикрепленные к днищу для стабилизации плота и уменьшения дрейфа. На плотах судов ро-ро вместо карманов можно использовать 2-й тент;

4. надувные дуги – стойки для тента плота;

5. тент – для защиты людей от воздействия внешней среды, с 1-2 входами, смотровым окном, устройством для установки РЛ ответчика и карманами для сбора дождевой воды;

6. контейнер – для хранения плота с информацией по применению.

Конструкция каждого надувного спасательного плота должна быть такой, чтобы он был остойчивым на волнении, когда полностью надут и плавает тентом вверх.

Остойчивость спасательного плота в опрокину­том положении должна быть такой, чтобы и на волнении, и на тихой воде его мог перевернуть один человек. Когда он нагружен полным комплектом людей и снабжения, должна быть такой, чтобы его можно было буксиро­вать со скоростью до 3 узлов на тихой воде.

Для остойчивости СП оборудуется водозаполняемыми карманами, размещаемыми по периферии симметрично, которые должны быть яркого цвета; и заполняются водой, по крайней мере, на 60% от их вместимости в течение 25 сек.

Общая вместимость карманов должна быть, по крайней мере, 220л для плотов вместимостью до 10 человек;

Общая вместимость карманов для плотов вместимостью более 10 человек должна быть не менее 20 N литров, где N — число допус­тимых к размещению людей.

Спасательный плот должен быть упакован в контейнер, который:

1. изготовлен так, чтобы выдерживать суровые условия эксплуатации в морской воде;

2. с упакованным в него спасательным плотом со снабжением обладает достаточной соб­ственной плавучестью, чтобы вытянуть наружу фалинь и привести в действие механизм газонаполнения при погружении тонущего судна в воду;

3. является, насколько это практически возможно, водонепроницаемым, за исключением спуск­ных отверстий в днище контейнера.

Контейнер должен иметь маркировку, указывающую:

  • наименование изготовителя или торговую марку; серийный номер;
  • наименование одобряющего органа и число людей, допускаемое к размещению;
  • слово «SOLAS»;
  • тип заложенного комплекта аварийного снаб­жения;
  • дату проведения последнего обслуживания;
  • длину фалиня;
  • максимально допустимую высоту установки над ватерлинией (в зависимости от высоты, с которой производилось испытание сбрасы­ванием, и длины фалиня);
  • инструкцию по спуску.

Спасательный плот должен иметь маркировку, указывающую:



  • наименование изготовителя или торговую марку;
  • серийный номер, дату изготовления (месяц и год)
  • наименование одобряющего органа;
  • наименование и местонахождение станции обслуживания, которая проводила последнее освидетельствование;
  • число людей, допустимое к размещению; маркировка должна быть над каждым вхо­дом, шрифтом высотой не менее 100 мм и цветом, контрастирующим с цветом спаса­тельного плота.

Необходимо, чтобы каждый спасательный плот имел маркировку, содержащую название судна и порт приписки, которую в любое время можно заменить без вскрытия контейнера.

Наши рекомендации