ТЕМА 3.2.4. Противопожарное снабжение.
Положения Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (с поправками) и Международная конвенция по предупреждению загрязнения моря с судов 1973 года (модифицированная Протоколом 1978 года к ней, с поправками) требуют наличия судовых планов действий в чрезвычайных ситуациях.
Резолюция ИМО А.852 (20), принятая 27.11.97 г., содержит руководство по оказанию помощи при подготовке интегрированной системы планов действий в чрезвычайных ситуациях на судах — с использованием модульной структуры такой системы. Желательно, чтобы судовые планы состояли из определенных модулей — таких как "первоначальные действия" и "последующие действия", которые включали бы разнообразные меры в зависимости от характера ситуации и типа судна. Такой подход позволит избежать ненужного дублирования действий.
Один из модулей упомянутой системы — это модуль под названием "Действия в чрезвычайной ситуации". Он должен содержать указания для судового персонала относительно действий в различных чрезвычайных ситуациях, а именно: когда судно на ходу, отшвартовано, стоит на якоре, находится в порту или доке. Все разнообразные планы, которые должны войти в состав модуля, должны представлять собой простые документы, определяющие порядок процедур, отличающихся от обычных повседневных операций.
Возможные потенциально опасные чрезвычайные ситуации, которые должны быть указаны в судовых планах (но которыми не следует ограничиваться), можно представить в виде следующей схемы
(рис. 5.1).
Далее рассмотрены возможные форматы процедур применительно к аварийной ситуации "ПОЖАР" — модуль под названием "Действия в чрезвычайной ситуации" (рис. 5.2) и один из модулей "последующих действий", а именно "Процедуры передачи сообщений" (рис. 5.3).
На всех судах для лиц командного состава (чтобы они могли осуществлять общее руководство) должны быть постоянно вывешены схемы общего расположения судна, на которых четко показаны для каждой палубы:
а)посты управления;
б) пожарные секции, выгороженные перекрытиями класса "А";
в)пожарные секции, выгороженные перекрытиями класса "В"(включая элементы систем сигнализации обнаружения пожара, спринклерной установки, средств пожаротушения; пути доступа к различным отсекам, палубам и т.д.);
г)элементы вентиляционной системы (включая расположение постов управления вентиляторами и заслонок, а также нумерацию вентиляторов, обслуживающих каждую секцию).
Эти сведения могут быть изложены и в специальном буклете. Таких буклетов должно быть предусмотрено по одному на каждое лицо командного состава, кроме того, один буклет должен постоянно находиться на судне в доступном месте (например, в ходовой рубке).
Схемы и буклеты должны быть составлены на официальном языке государства флага судна и содержал» перевод на английский или французский язык; содержащуюся в них.информацию следует периодически обновлять. Любые изменения необходимо вносить в них в кратчайшие сроки.
Кроме того, в отдельной папке, хранящейся в легко доступном месте, должны находиться инструкции по техническому обслуживанию и применению всех судовых средств и установок тушения и ограничения распространения пожара.
На всех судах обязан присутствовать второй комплект схем противопожарной защиты или буклет с такими схемами, предназначенный для использования береговой пожарной командой. Этот комплект (или буклет) должен постоянно находиться в специальном брызгозащищенном укрытии с отчетливым обозначением, расположенном снаружи ходовой рубки.
Оперативные планы по борьбе с пожаром. Оперативные планы по борьбе с пожаром должны быть разработаны: на все грузовые помещения; отсеки машинного помещения; кладовые легковоспламеняющихся жидкостей; блоки жилых и служебных помещений; лаборатории; зрительные залы; музыкальные салоны, выгороженные противопожарными переборками; посты управления и другие помещения судна по усмотрению капитана судна. Оперативные планы для грузовых помещений корректируют на каждый рейс.
Основное назначение оперативного плана по борьбе с пожаром— обеспечение четкого руководства экипажем с ходового мостика судна. Все расчеты оперативного плана производят, исходя из возникновения на судне одного очага пожара и использования для его локализации и тушения сил и средств только самого судна. При разработке плана следует ориентироваться на наиболее сложный вариант пожаротушения; это обеспечит более эффективное тушение, если пожар будет обнаружен в начальной стадии.
Оперативный план составляют в двух (трех) экземплярах, подписывают его старший помощник, старший механик и помощник по пожарной части (при наличии такой должности). После согласования с представителем пожарного надзора оперативный план утверждает капитан судна, после чего план становится обязательным для выполнения всеми членами экипажа судна. Экземпляры утвержденного оперативного плана находятся в папке руководящих документов по борьбе за живучесть судна на ходовом мостике, а также у командиров аварийных партий. Командиры групп должны иметь соответствующие выписки из оперативного плана и знать на память команды и действия по тушению пожара.