Пожилые люди как объект социальной работы

Проблема организации социальной работы с пожилыми людьми вне компетенции одной какой-либо науки. Система социальной работы, в каком бы аспекте ее ни рассматривать, всегда представляет собой открытую форму организации, самым тесным образом переплетающуюся с экономикой, политикой, правом, культурой, этикой, экологией, бытовым обслуживанием и предполагает исследование всеми отраслями человекознания. Многие авторы научной литературы рассматривали проблемы пожилого человека и значение социальной работы в них. Так, например, П.Д. Павленок в своих работах рассматривает социальное положение и психологические особенности пожилых людей, и их адаптацию. В.И. Жуков, И.Г. Зайнышев раскрывают теоретико-методологические проблемы социальной работы, ее организационные и научные основы. Авторы Панов А.М., Холостова А.И считают, что смысл социальной работы - социальная реабилитация, превращении пожилого человека из объекта (клиента) в субъект1.

По классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), население в возрасте от 60 до 74 лет отнесено к пожилому, от 75 до 89 лет - к старому, а от 90 лет и старше - к долгожителям. Эта классификация учитывает нужды, потребности, биологические и социальные возможности пожилых людей. На практике пожилыми людьми обычно считают ушедших на пенсию2.

С выходом на пенсию у пожилого человека неизбежно возникает целый ряд проблем, связанных не только с изменением величины доходов, но и с привыканием к новому социальному статусу, приспособлением материально-вещевой среды к снижающим физическим возможностям, возникновением необходимых бытовых трудностей. Как показывает обследование одиноких пожилых людей, их психологические проблемы состоят в следующем: они испытывают трудности в общении с социальными работниками и соседями; склонны к самоубийствам; страдают от депрессии в связи с крушением идеалов юности и всей их жизни; переживают чувство вины перед умершими близкими; испытывают страх перед смертью и страх быть недостойно погребенными.

Для социального работника, работающего с пожилыми людьми, имеет значение целый ряд факторов социального и психологического плана, связанных с образом и уровнем жизни этой категории людей, их положением в семье, возможностью и желанием трудиться, состоянием здоровья, социально-бытовыми условиями. Основные задачи специалиста в работе с пожилыми людьми: выявление и учет одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, нуждающихся в надомном обслуживании; установление и поддержка связи с трудовым коллективом, где работали ветераны войны и труда, инвалиды; налаживание контактов с комитетами общества Красного креста, Советами ветеранов войны и труда, общественными организациями, фондами.

Формы социального обслуживания пожилых людей бывают: стационарное обслуживание; полустационарное социальное обслуживание, социально-медицинское обслуживание на дому; срочное социальное обслуживание, социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

Пожилые граждане нуждаются в гарантированном обеспечении своих жизненно важных потребностей, а именно: в надежном жилище, в полноценном рациональном питании, создании благоприятной среды жизнедеятельности и условий для использования остаточной трудоспособности, человеческом общении и внимании, охране здоровья, медико-социальном уходе и терминальной помощи, а также достойном погребении после кончины.

Основными направлениями решения социальных проблем пожилых людей, обеспечения уровня благосостояния престарелых являются: повышение пенсий, совершенствование пенсионного обеспечения, развитие услуг по уходу за ними на дому, увеличение числа домов престарелых и улучшения условий проживания в них. Надо не только помогать пожилому человеку, но и помогать ему продолжать отдавать себя, чтобы он чувствовал определенную стабильность, ощущая оптимизм и надежду на то, что и в новых обстоятельствах человек остается нужным1.

Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира, — рост абсолютного числа и относительной доли населения пожилых людей. Происходит неуклонный, довольно быстрый процесс уменьшения в общей численности населения доли детей и молодежи и увеличения доли пожилых.

Так, по данным ООН, в 1950 г. в мире проживало приблизительно 200 млн. людей в возрасте 60 лет и старше, к 1975 г. их количество возросло до 550 млн. По прогнозам, к 2025 г. численность людей старше 60 лет достигнет 1 млрд. 100 млн. человек. По сравнение с 1950 г. их численность возрастет более чем в 5 раз, тогда как население планеты увеличится только в 3 раза.

Главные причины постарения населения — снижение рождаемости, увеличение продолжительности жизни лиц старших возрастных групп благодаря прогрессу медицины, повышению уровня жизни населения. В среднем в странах организации экономического сотрудничества и развития продолжительность жизни мужчин за 30 лет увеличилась на 6 лет, у женщин — на 6,5 лет. В России же за последние 10 лет наблюдалось снижение средней ожидаемой продолжительности жизни.

Социально-демографическую категорию пожилых людей, анализ их проблем теоретики и практики социальной работы определяют с разных точек зрения— хронологической, социологической, биологической, психологической, функциональной и т.п. Совокупность пожилых людей характеризуется значительными различиями, что объясняется тем, что она включает в себя лиц от 60 до 100 лет. Геронтологи предлагают разделить эту часть населения на «молодых» и «пожилых» (или «глубоких») стариков, подобно тому, как во Франции существует понятие «третий» и «четвертый» возраст. Границей перехода из «третьего» в «четвертый» возраст считается преодоление рубежа в 75—80 лет. «Молодые» старики могут испытывать иные проблемы, чем «пожилые» старики, — например, трудовая занятость, главенство в семье, распределение домашних обязанностей и т.д.

В соответствии с классификацией ВОЗ к пожилым относятся люди в возрасте от 60 до 74 лет, к старым — в возрасте 75—89 лет, к долгожителям — люди в возрасте 90 лет и старше.

В соответствии с документами ООН и Международной организации труда (МОТ) пожилыми считаются лица в возрасте 60 лет и старше. Именно этими данными, как правило, руководствуются на практике, хотя возраст выхода на пенсию в большинстве развитых стран — 65 лет (в России — 60 и 55 лет соответственно для мужчин и женщин).

К пожилым относятся разные люди — от относительно здоровых и крепких до глубоких стариков, обремененных недугами, выходцы из самых разных социальных слоев, имеющие разные уровни образования, квалификации и разные интересы. Большинство из них не работают, получая пенсию по старости.

Социальные условия жизни пожилых людей, прежде всего, определяются состоянием их здоровья. В качестве показателей состояния здоровья широко используется самооценка. В силу того, что процесс старения у отдельных групп и индивидов происходит далеко не одинаково, самооценки сильно различаются.

Другой показатель состояния здоровья — активная жизнедеятельность, которая снижается у пожилых людей в силу хронических заболеваний, ухудшение слуха, зрения, наличия ортопедических проблем. Уровень заболеваемости пожилых людей почти в 6 раз выше, чем молодых.

Материальное положение — единственная проблема, которая может соперничать по своей значимости со здоровьем. Пожилые люди встревожены своим материальным положением, уровнем инфляции, высокой стоимостью медицинского обслуживания. В результате социально-экономического кризиса 1998 г. еще актуальнее стал вопрос о необходимости существенного повышения пенсий. По данным А. Г. Симакова, каждая пятая семья пенсионеров испытывает затруднения в приобретении одежды и обуви. Именно в этой группе семей имеются живущие «впроголодь». Многие пожилые люди продолжают работать, причем по материальным соображениям. Согласно проводимым социологическим исследованиям хотели бы работать 60% пенсионеров. Наблюдаются значительные различия в психике пожилых людей, живущих в домашних условиях и в домах для престарелых1.

По некоторым оценкам 56% проживающих в домах для престарелых страдают хроническими отклонениями в психике, вызванными старостью, и 16% — психическими заболеваниями. В домашних условиях проживают лишь 5—6% пожилых, страдающих старческим слабоумием, в стационарных учреждениях их доля гораздо выше. Вместе с тем в ряде домов-интернатов для пожилых людей нет ставок психиатра, психолога, социального работника.

Современные теории старения играют важную роль в организации социальной работы с пожилыми людьми, ибо они интерпретируют и обобщают опыт, информацию и результаты наблюдений, помогают предвидеть будущее. Они нужны социальному работнику, прежде всего для того, чтобы организовать и упорядочить свои наблюдения, составить план действий и наметить их последовательность. Выбор той или иной теории предопределяет характер и объем информации, которую будет собирать специалист, а также методы организации интервью с клиентом. Наконец, теория позволяет специалисту «сохранить дистанцию», т.е. объективно оценить ситуацию, причины психологического дискомфорта клиента, а также реальные пути решения проблемы. Сознательно избранная теория — гарантия того, что социальный работник не попадет в плен собственных иллюзий, предрассудков и симпатий. Последовательно применяя ту или иную теорию или синтезируя несколько теоретических установок, сотрудник социальной службы целенаправленно выполняет возложенную на него миссию — корректирует и стабилизирует социальное функционирование индивида, семьи, группы организаций. Кстати, именно этой социальной направленностью и отличается социальная работа от дружеского участия или родственного вмешательства.

Социальная работа с пожилыми людьми предусматривает использование теорий освобождения, активности, меньшинств, субкультуры, возрастной стратификации и др.

Современная социальная работа с престарелыми должна строиться в соответствии с Планом действий по проблемам престарелых, разработанным ООН более 15 лет назад и рассчитанным на период до 2001 г. В предисловии к этому Плану страны мира торжественно признают, что качество жизни не менее важно, чем ее продолжительность, в связи, с чем стареющим людям следует (насколько это возможно) жить в собственных семьях плодотворной, здоровой, приносящей удовлетворение жизнью и считаться органической частью общества.

Исходя из данного документа можно рекомендовать правительствам всех стран предпринять следующие меры в области социальной поддержки пожилых людей:

1) разработать национальную политику в отношении престарелых, тем

самым укрепляя связь между поколениями;

2) поощрять благотворительные организации;

3) защитить пожилых людей от экономических потрясений;

4) обеспечить качество жизни в специализированных учреждениях для

престарелых;

5) полностью обеспечить пожилого человека независимо от места его

проживания — на родине или в другой стране.

В России в настоящее время принят ряд федеральных социальных программ, авторы которых менее всего озабочены теоретической чистотой задуманного. К сожалению, многим социальным программам присущи декларативность, несистематичность, внутренние противоречия. Так, в проекте Федеральной программы «Старшее поколение» читаем, что этот документ впервые в истории России предлагает «решение проблем пожилых людей на качественно новом уровне». Но пожилые люди — не объект деятельности разнообразных социальных служб, а субъект, принимающий решения; большая часть проблем пожилых людей, как, впрочем, и социальных проблем в целом, принадлежит к разряду не решаемых и остается таковой для каждого следующего пожилого поколения1.

Изучению содержания пожилых людей в домах-интернатах в мире уделяется большое внимание. Этому посвящена серия исследований отечественных ученых. В США с 70-х гг. действуют «Омбудсмановские программы долгосрочного попечения». Практика подтверждает актуальность установки ООН на то, чтобы «позволить жить стареющим людям в собственных семьях», ибо в домах-интернатах пожилой человек попадает в сложную ситуацию: с одной стороны, резкая смена окружающей обстановки, с другой — переход к коллективной жизни, необходимость подчиняться установленному порядку, боязнь утраты независимости. Это усугубляет неустойчивость нервно-психического состояния, служит причиной подавленного настроения, неуверенности в себе, своих действиях отрицательно сказывается на состоянии здоровья. Одетые в одинаковые халаты, лишенные собственного угла, старики переживают полную деперсонализацию. Проживающие в домах-интернатах для престарелых в основном жалуются на качество ухода за ними, питание, нарушение их прав.

Приоритетное направление социальной работы с пожилыми — организация среды их обитания таким образом, чтобы у пожилого человека всегда был выбор способов взаимодействия с этой средой. Свобода выбора порождает ощущение защищенности, уверенности в завтрашнем дне, ответственности за свою и чужую жизнь.

Парадокс заключается в том, что чем больше мы стараемся помочь стареющим людям, тем меньше вероятность получения ими эффективной, профессиональной помощи, ибо страстное желание помочь означает, в конечном счете, взятие на себя ответственности за решение проблем пожилого человека, за его судьбу. Это форма эгоцентризма, недопустимая с профессиональной точки зрения. Пожилой человек, даже являясь клиентом социальной службы, — субъект, т.е. лицо, принимающее решение1.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что пожилые люди имеют право на полноценную жизнь. И это возможно лишь в том случае, если они сами принимают деятельное участие в решении вопросов, их непосредственно касающихся. Именно в связи с данными обстоятельствами пожилые люди как особая социальная группа нуждаются в повышенном внимании общества и государства и представляют собой специфический объект социальной работы.

Заключение

Дом - интернат - специальное медико - социальное учреждение, предназначенное для временного или постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. Различают собственно дома-интернаты для престарелых и инвалидов (в т.ч. пансионаты ветеранов труда), психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты.

Дом-интернат для престарелых и инвалидов предназначен для проживания соответствующих лиц в возрасте старше 45 лет независимо от возможности себя обслуживать или нуждаемости в постоянном постороннем уходе; дом-интернат для инвалидов — только для инвалидов в возрасте от 18 до 45 лет независимо от возможности себя обслуживать; психоневрологический интернат (раздельные для мужчин и женщин) — для инвалидов, страдающих психическими заболеваниями; детский дом-интернат — для детей с физическими недостатками, слепых, глухонемых, слепоглухонемых, больных некоторыми стойкими психическими заболеваниями, глубоко умственно отсталых детей, способных к обучению по специальным программам и методикам, а также для глубоко умственно отсталых детей, требующих только постоянного ухода и надзора.

Дома-интернаты содержатся за счет государства, предприятий, колхозов или общественных организаций. Координируют их деятельность независимо от ведомственной подчиненности органа социального обеспечения. Основное назначение домов-интернатов — создавать нормальные условия жизни одиноким инвалидам, престарелым, детям-сиротам. Все находящиеся в них лица полностью обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, постельными принадлежностями, а за взрослыми сохраняется 10% пенсии.

Дома-интернаты имеют подсобные хозяйства, за счет которых могут обеспечиваться свежими овощами, фруктами, ягодами, молочными продуктами, медом и др. Медпомощь, включая регулярные профилактические осмотры, в домах-интернатах организуется с учетом его профиля и контингента проживающих. Контроль за качеством медицинского обслуживания, соблюдением санитарно-эпидемиологического режима в этих учреждениях, а также оказание специализированной медпомощи осуществляют органы здравоохранения. По показаниям организуется трудовая терапия, а для молодых инвалидов — общее и профессиональное обучение; проводятся различные культурно-массовые мероприятия.

Проведенный анализ показал, что корни проблемы социального сиротства уходят еще в советские времена. Именно падение ценности семьи и послужило первотолчком к возникновению этого социального явления. Второй важной причиной явилось ухудшение жизненного уровня большинства российских граждан, которое повлекло за собой асоциальный образ жизни некоторых родителей.

Современное состояние проблемы социального сиротства выглядит катастрофическим. С каждым годом количество социальных сирот растет, и их число достигло уже 800 тысяч по данным официальной статистики. Цифры по данному явлению, предоставленные на современный период, превышают цифры по тому же явлению на период Великой Отечественной войны, хотя общее число российских граждан с тех пор заметно уменьшилось. Причем усыновляют только 6 тысяч детей в год. Остальные же находятся в учреждениях интернатного типа, что неблагоприятно влияет на их дальнейшую судьбу.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ)//Собрание законодательства РФ от 04.08.2014 . – № 31. – ст. 4398

2. Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 N 748 "Об утверждении Положения о передаче имущества, приобретенного Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в целях создания интернет-класса в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей и домах-интернатах для детей с физическими недостатками, в федеральные учреждения, подведомственные Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также в собственность субъектов Российской Федерации с последующей его передачей при необходимости в собственность муниципальных образований" Российская газета, N 218, 17.10.2008

3. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.09.2007 N 585 "Об установлении тождества наименования учреждения "Детский психоневрологический дом-интернат" наименованию учреждения "Детский дом-интернат для умственно отсталых детей" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.10.2007 N 10306) // Российская газета, N 234, 19.10.2007

4. Белянинова Ю.В., Гурина О.А., Захарова Н.А., Кузнецова О.В., Слесарев С.А. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (постатейный) / под ред. Э.Р. Курманова // СПС КонсультантПлюс. 2014.

5. Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей. — М., 2004.

6. Варывдин В. А., Клемантович И. П. Управление системой социальной защиты детства. — М, 2015. — С. 96.

7. Галаганов В.П. Право социального обеспечения М., 2014. С. 218

8. Гусева Т.С. Право социального обеспечения в России. Учебное пособие. — М., 2010. С. 192

9. Гусева Т.С. Право социального обеспечения в России. Учебное пособие . — М., 2010. С. 192

10. Гуслякова Л.Г. Объект, предмет и методы социальной работы. Барнаул: ЛГУ, 1995, 179 с.

11. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Сколько их у нас? // Деловая жизнь. 2004. N 1-2. С. 15 – 16

12. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 году. М.: Юриспруденция, 2002. С. 30 - 31

13. Как оформить пожилого родственника в дом для престарелых? // "Электронный журнал "Азбука права". 2015.

14. Калинкина М.Ю. Социализация воспитанников детских домов // Вопросы ювенальной юстиции. 2012. N 3. С. 10 - 12.

15. Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия / под ред. Н. М. Платоновой. — СПб., 2003.

16. Краснова О.В. Исследования структуры социальной поддержки пожилых людей / Психология зрелости и старения- М.: 1998. - 175 с.

17. Марковина С. Г. Особенности адаптации пожилых: Медицинская социология // СОЦис. 1997. № 12. С. 48-50.

18. Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения: Учебно-справочное пособие. М., 1997. С. 7.

19. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Учебник для бакалавров М., 2014. С. 327

20. Медведева Е. Минус на минус дает плюс // Крестьянка. 2004. N 4. С. 146 - 147.

21. Николаева Е.Ю. Право социального обеспечения - М.: 2013. - 428 с.

22. Право социального обеспечения России: Учебник. — 2-е изд., испр. и перераб. — М.: Издательство БЕК, 2012. — 560 с.

23. Работа Детского дома № 19 ЦАО г. Москвы как уполномоченной службы органов опеки и попечительства. — М., 2011. — С. 57.

24. Снежко О.А. Защита социальных прав граждан: теория и практика . — М., 2014. С. 327

25. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения М., 2010. С. 187

26. Холосшова Е.И. Социальная работа с семьей. — М., 2014. — С. 112.

[1] Право социального обеспечения России: Учебник. — 2-е изд., испр. и перераб. — М.: Издательство БЕК, 2012. — 560 с.

1 Право социального обеспечения России: Учебник. — 2-е изд., испр. и перераб. — М.: Издательство БЕК, 2012. — 560 с.

1 Право социального обеспечения России: Учебник. — 2-е изд., испр. и перераб. — М.: Издательство БЕК, 2012. — 560 с.

1 Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Учебник для бакалавров М., 2014. С. 327

1 Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Учебник для бакалавров М., 2014. С. 327

1 Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Учебник для бакалавров М., 2014. С. 327

1 Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Учебник для бакалавров М., 2014. С. 327

1 Снежко О.А. Защита социальных прав граждан: теория и практика . — М., 2014. С. 327

1 Снежко О.А. Защита социальных прав граждан: теория и практика . — М., 2014. С. 327

1 Снежко О.А. Защита социальных прав граждан: теория и практика . — М., 2014. С. 327

1 Снежко О.А. Защита социальных прав граждан: теория и практика . — М., 2014. С. 327

1 Краснова О.В. Исследования структуры социальной поддержки пожилых людей / Психология зрелости и старения- М.: 1998. - 175 с.

2 Марковина С. Г. Особенности адаптации пожилых: Медицинская социология // СОЦис. 1997. № 12. С. 48-50.

1 Гуслякова Л.Г. Объект, предмет и методы социальной работы. Барнаул: ЛГУ, 1995, 179 с.

1 Николаева Е.Ю. Право социального обеспечения - М.: 2013. - 428 с.

1 Николаева Е.Ю. Право социального обеспечения - М.: 2013. - 428 с.

1 Николаева Е.Ю. Право социального обеспечения - М.: 2013. - 428 с.

Наши рекомендации