Что должны делать пожилые люди, не способные держать уразу

https://youtu.be/cYTKRpevnW8

Вопрос: Пожилой человек (муж. и жен. пола), которые не способны держать уразу, как они должны поступать, могут ли они разговляться и при этом кого-нибудь накормить или же они могут разговляться и при этом не обязаны никого кормить?

Под понятием «не способны держать уразу» имеется в виду, не способны абсолютно или способны, но если они продержат уразу, это принесет вред их организму, то есть бывают люди способные держать уразу, но после это бывают дурные последствия в их организме, как например сахарный диабет и тому подобные болезни. Так вот относительно таких пожилых людей, как они должны поступать?

Ответ:

Во-первых, сразу несколько ученых передали единогласное мнение, что старик и пожилая женщина могут разговляться в месяц Рамадан и то, что они не должны возмещать этот день после месяца Рамадан. Почему не должны возмещать? Потому что с истечением месяца Рамадан их старость никуда не уйдет. Старость отличается от болезни тем, что если человек болел и разговелся в месяц Рамадан, то после Рамадана он выздоровеет (ин шаа Аллах) и продержит этот день или за этот день заново. А что касается старика и пожилой женщины, то они не держат уразу от того, что они старые и эта старость никуда не девается после месяца Рамадан, более того с годами они становятся старее, поэтому они не должны возмещать этот день. Единогласное мнение об этом передали множество ученых, как например: ибн Мунзир, ибн АбдульБарр, аль Куртуби и ан Навави.

Что касается того обязаны ли они накормить бедняка за этот день или нет, в этом есть разногласие.

Первое мнение, они (пожилые люди) обязаны накормить за этот день одного бедняка, и это мнение большинства ученых, из них имам аш Шафии, Ахмад, Исхак, абу Ханифа.

Из сподвижников, этого мнения придерживается: Анас ибн Малик, ибн Аббас, ибн Ссаиб, абу Хурейра, и все асары от них достоверны о том, что действительно придерживались этого мнения. Что касается асара от Анас ибн Малика, то его привел имам аль Бухари в своем достоверном сборнике в подвешенном виде до хадиса 4505, и привел его в полноценном виде аль Байхакъи с достоверным иснадом, а так же Ибн Хумайд как об этом указано в книге «фатхуль барии».

Что касается асара от ибн Аббаса приводит его АбдуРразакъ, а так же Ат-Табари с достоверными иснадами от ибн Аббаса.

Что касается асара от Къайса ибну Ссаиба, то его приводит аль Байхакъи с хорошим иснадом. Что касается асара Абу Хурейры то его так же приводят аль Байхакъи с иснадом достоверным.

Что касается Къайса ибну Сайба и Абу Хурайры, то они дали фетву по этому поводу, что касается Анас ибн Малика, то это взято из его действия, то есть он так поступал, когда был пожилым и не держал уразу и за этот день кормил одного бедняка.

Что касается табиинов то это, мнение Икримы, Саид ибн Мусейиба, Ата ибн Аби Рабаха, Катады, Саида ибн Джубейра, и других.

Какие доводы они привели за это свое мнение:

Первоечтение (Корана) ибн Аббаса которое отличается от чтения известного всем. Мы читаем: «А те, которые способны держать уразу, но ее не держат, то они должны взамен этого накормить одного бедняка», так было в начале ислама. В начале ислама держать уразу в месяц рамадан было не обязательно. Если он хотел разговеться он мог разговеться, но за это должен был накормить одного бедняка. При этом нет разницы, может он держать уразу или нет. Человек может держать уразу, но не хочет. Если не хочет, то может не держать, и накормить за это бедняка это было в начале ислама (Примечание: подробнее этот вопрос разбирался в вопросе: 1760 Через какие степени прошла обязательность пост в месяц Рамадан). Так вот ибн Аббас читал этот аят, по другому, он читал его: «А что касается тех которые могут держат уразу с трудом, то они могут разговеться и при этом выплатить еду одному бедняку».

Поэтому сказали, чтобы объединить эти два чтения, чтение известные всем и чтение ибн Аббаса нужно понимать известный всем аят, что под словом, те которые способны держать уразу с трудом могут разговеться и что за этот день должны накормить бедняка. Отсюда что получилось. Сказали старик и старуха из тех, которые держат уразу с трудом, поэтому они могут разговеться и должны накормить одного бедняка взамен этого дня.

Говорит, что бы 2 чтения этого аята не противоречили друг другу в смысле нужно понимать известный аят то, как его преподносил ибн Аббас. Второй довод в этом вопросе были слова Всевышнего, известное чтение теперь:«А те, которые способны держать уразу могут разговеться так, но в замен этого должны накормить одного бедняка»

[Примечание редактора стенограммы]: Разбор этого аята есть в другой лекции Руслана смотри его в примечании к вопросу:1760 Через какие степени прошла обязательность пост в месяц Рамадан.[Конец примечания].

Сказал ибн Усеймин, как берется из этого аята, что если человек разговеться, то он должен накормить бедняка? То, что Всевышний Аллах установил кормление в противовес уразе того, кто ее способен держать. Если ты способен держать уразу, но не держишь, то тогда будь добр накорми бедняка. Так было в начале ислама, т.е. пусть никто не подумает, что сегодня такое можно делать, если не хочешь держать уразу, то не держишь и кормишь одного бедняка, такое сегодня не пойдет. А если он не способен держать уразу. Шейх Усеймин говорит соответственно остается то, что узаконено в противовес, т.е. остается это фидья, т.е. если ты не способен держать уразу, то хорошо не держи, но накорми бедняка. И это понимание этого аята говорит о глубоком понимании этого аята ибн Аббаса. Очевидно, что не приходит в этом аяте про пожилых людей, но ибн Аббас вывел из этого аята это постановление. Но на самом деле нужно указать на то, что вероятно что ибн Аббас вынес такое постановление и придерживался его такого мнения не из за того, что он увидел этот довод в этом аяте, но из-за его чтение… он читал этот аят так и соответственно из этого же своего чтения вывел постановление что пожилые люди держат уразу с трудом и поэтому они могут разговеться и накормить бедняка. К нам дальше придут ответы и разъяснения по этому вопросу. Кто прочитает этот аят, не обнаружит в нем ничего про тех которые не способны держать уразу, наоборот, там идет речь о тех, кто способны держать уразу, это то как ибн Аббас вывел из этого аята это постановление. Поэтому говорят тот который не способен держать уразу такой не способностью которой уже к нему не вернется, то есть никогда не станет способным, то есть старый человек, его старость никуда не уйдет не заменится молодостью, а раз он не способен продержать уразу и эта не способность не уйдет от него, то он может разговеться и за каждый день накормить одного бедняка.

Говорит шейх Мухаммад ибн Хизам, что шейх ибн Усеймин имеет в ввиду что внешний смысл этого аята указывает на то, что если человек может держать уразу, то он был не обязан это делать, но мог выбрать либо держать уразу, либо не держать, но в замен этого накормить бедняка. И дело действительно так и обстояло в начале ислама, потому что пришло в книгах Бухари и Муслима со слов Саляма ибн Аква который сказал когда были ниспосланы слова Всевышнего: «а те которые способны держать уразу, могут ее не держать но в замен этого должен накормить бедняка».Кто хотел, разговлялся и кормил бедняка, а кто хотел, держал уразу и бедняка не кормил. Пока не был ниспослан следующий аят, который отменил постановление этого аята.

Говорит шейх Мухаммад ибн Хизам: Здесь Саляма ибн Аква говорит слова Всевышнего, «если кто-то из вас застиг этот месяц, пусть постится в нем», это то, что пришло в начале ислама, Всевышний Аллах узаконил уразу в месяц Рамадан. Но если кто-то не хочет держать уразу то пусть разговляется и кормит одного бедняка. Но потом это постановление, было аннулировано аятом: «если кто то из вас застиг этот месяц пусть постится в нем». Все пришел приказ об уразе и то, что нельзя этого приказа ослушиваться и нельзя кормить бедняка, если ты способен держать уразу и никому нельзя разговляться. Как это пришло явно в риваяте от имама Муслима. И мнение о том, что этот аят отменен, так же пришло от ибн Умара, как на это указывается у Бухари.

Значит, подведем итог первый довод этой стороны на чем заключается? Во-первых, мнение какое «что человек пожилой мужчина или женщина разговляется и уразу не держат, потому что не способны держать уразу, но вместо этого должны накормить бедняка», не просто разговеться но накормить при этом бедняка. Какой довод на это привели? Привели чтение ибн Аббаса, когда он читал этот аят «те которые способны держать уразу с трудом», то есть почему они привели этот аят, как довод исходя из того, что если мы скажем, что он не аннулирован. Если мы укажем, что этот аят не аннулирован, то из него выходит, что тот, кто способен держать уразу, но с трудом может разговеться, но если он разговляется, он должен накормить бедняка, но этот смысл не заложен в том чтении, который читаем все мы. Приверженцы этого мнения сказали хоть этот смысл не заложен мы должны понимать его, что берется из чтения ибн Аббаса, для того что бы два чтения не противоречат друг другу. Получается смысл этого аята, что тому, кому держать уразу трудно пусть разговляется и накормят вместо этого одного бедняка. Ответ на этот довод, что этот аят отменен и его постановления отменено.

Во-вторых, они взяли из известного чтения довод. Каким образом? Сказали: Всевышний Аллах установил две вещи либо ураза, либо кормить бедняка. Если человек не способен держать уразу соответственно должен накормить бедняка. Ответ им: Такой же, что этот аят отменен и то, что пришло другое постановление.

Третий их довод то, что так действовали некоторые сподвижники, а конкретно Анас ибн Малик, Абу Хурейра, Къайс ибн Саиб, и сказал ибн Хазм не известно чтобы какой-нибудь сподвижник противоречилим в этом, то есть принято у ученых, что если какой-нибудь из сподвижников говорил это или делал, и это дело было распространено и никто при этом не противоречил никому из сподвижников, то это мнение является доводом. Поэтому сказали, что если сподвижники так поступали, то есть разговлялись в старости и кормили за это бедняка, значит так и нужно поступать и это является обязательным. Говорит это мнение из более поздних ученых также выбрал ибн Къудама, ан Навави, шейх Ислам ибн Теймия, Ибн Каййм, ибн Касир, а также шейхи: Альбани, Ибн Баз, ибн Аль Усеймин, Мукбиль. То есть все эти ученые выбрали это мнение, что пожилые старик или старуха разговляются и не держат уразу, при этом кормят одного бедняка.

Второе мнение в этом вопросе то, что они разговляются и никого не обязаны кормить, просто не держат уразу. Почему? Потому что не способны держать уразу и Аллах не накладывает на души то, чего она не способна перенести, и это мнение имама Малика, Суфьян ас Саури, Абу Саура, из табиинов это мнение аль Къасима ибн Мухаммада, Салима ибн АбдиЛляха (сын АбдуЛлаха ибн Умара), Макхуль аш Шами (Димашки) также Рабиъа ибн Абду Ррахман (шейх имама Малика) так же Саид ибн Абдуль Азиз и это одно из двух мнений имама Аш Шафии, который выбрал ибн Мунзир, а также ибн Абдуль Барр, также это мнение ибн Хазма и другие.

Сказал Ибн Хазм в своей книге «аль мухалля»: Пожилой человек мужчина или женщина, которые не способны держать уразу, то они не обязаны держать уразу. Потому что «Всевышний Аллах не накладывает на душу людей ничего кроме того на что она способна». А раз они не обязаны держать уразу, то и возмещать этот день, то есть кормить бедняка за этот день они тоже не обязаны, потому что Всевышний Аллах нигде не приказал пожилым людям, если они разговляются при этом кормить бедняка. Где у вас есть довод из Корана (?), те аяты которые не являются аннулированными довод у вас, где на это? А так же в хадисах от посланника Аллаха такого приказа не пришло, а имущество человека является запретным, кроме как если на это пришел контекст или единогласное мнение. То есть ибн Хазм говорит «как вы можете заставлять этих стариков выплачивать деньги, то есть покупать на эти деньги еду и ходить кого-то кормить, когда у вас нет на это прямого довода ни из Корана, ни из сунны, ни из единогласного мнения. Потому что вы заставляете человека выводить свое имущество, а выведение имущества чужого человека запрещено, кроме как с контекстом, если на это есть довод. Где у вас довод на то, что ты обязываешь его тратить свое имущество, нельзя заставлять человека тратить имущество, кроме как с доводом».

Сказал ибн абдуль Барр: «что касается разума, то разум так же нам подсказывает то, что пожилые люди, если не разговляются, то не обязаны кормить бедняка. Потому что Всевышний Аллах вообще изначально не накладывает обязанности уразы на тех, которые не способны ее держать, то есть в начале ислама было, если ты можешь держать, но не хочешь за это ты накорми бедняка, то есть кормление бедняка ставят в противовес чего-то. В противовес того, что ты способен, но не держишь, но раз ты не держишь, тогда хотя бы накорми бедняка. А что касается пожилых людей, то они вообще не способны уразу держать, то есть нельзя сказать, что если ты не держишь уразу, тогда накорми бедняка, потому что у этого старика вообще изначально выбора нет держать уразу или не держать, он ее не может держать, соответственно почему ты заставляешь совершать его какие-то искупительные действия за то, чего он не способен делать, то есть шариат изначально не накладывает на тебя того, чего ты не способен. Говорит потому что Всевышний Аллах не обязывает какой-либо обязанностью, кроме как тех которые способны для выполнения этой обязанности и говорит тот, который способен держать уразу подобен тому, который не способен совершать намаз стоя, или как слепой который не способен куда-то смотреть или что-то видеть. Всевышний Аллах не заставляет его смотреть или видеть, если он не способен этого делать. Что касается, кормление бедняка, то это не является обязательным, то есть это не пришло это в Коране, и нет на это довод. И не пришло так же этого приказа в сунне так, что бы этот приказ был бы однозначным, и нет единогласного мнения в этом вопросе у сподвижников (*), а также нет и от тех, которые пришли после сподвижников единогласного мнения в этом вопросе. Обязанности не накладываются на человека, кроме как с этих источников, из Корана и сунны, и из единогласного мнения ученых, а иначе человек ничего не обязан, пока не придет довод на то, что он что-то обязан.

*[Примечание редактора стенограммы]: Как нет единогласного мнения, когда выше приведены слова ибн Хазма, что в этом сподвижники не разногласили!? [Конец примечания].


Что касается доводов большинства ученых, то какой ответ дали приверженцы 2-ого мнения, т.е. как мы сказали приверженцы 1-ого мнения, они сказали о том, что старики должны накормить бедняка взамен своего разговения, привели определенные доводы. Приверженцы 2-ого мнения говорят, что старик ничего не обязан, не держит уразу и никого не кормит. Хорошо, как вы тогда отвечаете на доводы большинства ученых? Сказали, что касается чтение ибн Аббаса, то оно противоречит известному чтению.

Сказал ибн Абдуль Барр: чтение слова «йютъиикъуунахьу», (то есть мы все люди так сейчас читаем этот аят, по другому читал только ибн Аббас). Это чтение известное является достоверным и любой человек может сказать, что эти слова («йютъиикъуунахьу») произнес Всевышний Аллах, что касается чтения ибн Аббаса, то оно противоречит известному чтению по этому его в довод не берем. И об этом чтении ибн Аббаса, в своих книгах говорили многие из обладателей знания из них Ат Табари в своем тафсире, также Абу Убайд Касим ибн Салям в своей книге «ан насих валь мансух», также ибн Араби аль малики в своей книге «ахкаму Къуран», также ибн Джаузи в своей книге «ан насих валь мансух», а также ибн Туркумани в своей книге «…Ан Наки», ибн Хазм в книге «Мухаля», Аль Джасас в своей книге «Ахкамуль Къуран» а также другие. Все они говорили об этом чтении ибн Аббаса и их мнения что слова «`Аляя ллязиина йютъиикъуунахьу» - Слова Всевышнего Аллаха:«Те, которые способны держать уразу». Имеется ввиду способны держать, но с трудом, такое понимание этого аята является неправильным. Потому что Всевышний не сказал: «Те, которые способны держать уразу с трудом», а сказал «те, которые способны держать уразу». И к тому же это подтверждается хадисом Салима ибн Аква, который мы приводили выше в Бухаре и Муслиме. Потому что внешний смысл этого аята, как говорится в этом хадисе Саляма ибн Аква то, что было разрешено разговляться и взамен кормить бедняка любому человеку, без разницы трудно держать ему уразу или легко держать уразу. Хочешь - держишь, не хочешь - не держишь, не хочешь держать, тогда накорми бедняка. К тому же наши разговоры относительно человека, который вообще не способен держать уразу, а не относительно человека, который держит уразу с трудом. Поэтому ибн Мунзир заявил о том, что правильное мнение относительно этого аята, что он аннулирован, и что этот аят вообще не включает в себя пожилых людей. В него пожилые люди изначально не включаются. Сказал ибн АбдульБарр, т.е. продолжаются его слова, говорит: «А если бы этот аят касался старика, который не способен держать уразу, Всевышний Аллах не сказал бы: «…но держать уразу лучше для вас». Т.е. пришло в аяте: «те, которые способны держать уразу, если не хотят, пусть накормят бедняка, но держать уразу лучше для вас». Так сказал Аллах. Отсюда мы понимаем, что этот аят не касается людей, которые не способны держать уразу, потому что человеку, который не способен держать уразу не говорят «но продержать уразу лучше для тебя». Как ты ему такое скажешь, если он изначально не может держать уразу.


На 2-й довод какой ответ, что касается слов Усеймина, что из этого аята берется что старик должен накормить бедняка – это сомнительно, потому что Аллах обязал кормить бедняка того, кто разговляется вместе с тем, что он способен держать уразу. И наоборот понимается из этого аята, что тот, который не способен держать уразу, не должен ни держать уразу, ни кормить бедняка. И поддерживается это словами Всевышнего: «Всевышний Аллах не накладывает на душу кроме того, на что она способна».


А раз Аллах отменил аят этот и аннулировал его и приказал тому, кто способен держать уразу, держать ее, где у нас говорит довод на то, что человек, который не способен держать уразу, что он должен приносить какие-то возмещения. Ведь сама ураза не обязательно на нем. И эта логика сильная. То есть человек, который изначально не способен делать дело, почему он должен за него оправдываться и делать за него возместительные действия? Т.е. он изначально не виноват, не способен держать, пожилой человек, 80-90 лет.

А что касается того, что это делали некоторые сподвижники, как Анас ибн Малик и другие, которые разговлялись в старости и кормили за это бедняка. То приверженцы 2-ого мнения ответили тем, что довод состоит в их единогласном мнении¸ а не в том иджтихаде, что делали некоторые сподвижники и в этом вопросе нет единогласного мнения. Или возможно, говорит, что они кормили бедняка, как то, что это желательное действие, т.е. мы говорим, что мнение большинства ученых в этом вопросе, что бедняка накормить нужно. Т.е. мы скажем, что старик может разговляться, но лучше, если он накормит бедняка. Возможно, что эти сподвижники, которые кормили бедняка, так и поступали, т.е. боялись попасть в грех, поэтому на всякий случай кормили бедняка, как желательное действие, а не как обязательное. Т.е. язык действий не берет за то, что это является обязательным, кроме действий ибн Аббаса, слова ибн Аббаса указывает на то, что он это считал обязательным, потому что он это приказывал людям, т.е. приказывал старикам, пожилым людям кормить бедняка. Поэтому из слов ибн Аббаса берется, что это обязательно, а из слов или действий других сподвижников, этого не берется.

Второе мнение, как нам (автору книги Мухаммаду ибн Хизаму) показалось, является более крепким и более достоверным.

Примечание: кто имеется в виду под фразой «не способен держать уразу». Имеется в виду тот, кто вообще абсолютно не способен держать уразу или способен держать уразу, но с такой сложностью, которая приводит его к вредным последствиям, т.е. если он разок продержит, то будет вред его организму, здоровью.

Значит более правильное мнение в этом вопросе то, что пожилой человек, мужчина или женщина, разговляется в месяц рамадан, не держит уразу, из-за того, что не способен его держать, то он не обязан никого кормить. Но если он за каждый день 1-ого бедняка накормит, то будет хорошо, таким образом, выйдет из разногласия.

[Примечание редактора стенограммы]:

Приведу слова ученых, которые говорили, что надо кормить за пропущенный день бедняка:

Всевышний Аллах сказал: “О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, быть может, вы устрашитесь.

Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!” (Корова, 2: 183-184)

Аль-Бухари (4505) передал от Ибн Аббаса, что тот сказал: «Это не было аннулировано. Это относится к старым мужчинам и женщинам, которые не в состоянии поститься, таким образом, они должны накормить бедного человека за каждый пропущенный день».

Шейх Аль-Албани сказал: «Этот хадис передал ан-Насаи (т. 4, сс. 318, 319) путём: Варка от ‘Амра ибн Динара: “Которые способны поститься с трудом”, то есть тем, которым поститься очень трудно, “следует в искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело”, то есть накормит одного бедняка. Этот аят не отменён “то тем лучше для него. Но вам лучше поститься”. Это разрешено только тому, кто не способен поститься, или больному, который не надеется на исцеление. У этого хадиса безупречный (сахих) иснад». Аль-Албани, «Ирва аль-галиль», т. 4, с. 17.

Ибн Мас’уд говорил: “Самый лучший толкователь Корана – это Ибн ‘Аббас!” ат-Табари 1/89. Иснад достоверный.

Ибн ‘Аббас в отношении толкования аята: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка»(аль-Бакъара 2: 184), сказал, что он отменен велением поститься, а затем добавил: “Установлено для старого мужчины и женщины, которые не способны соблюдать пост*, а также для беременной и кормящей, которые опасаются (за детей) кормление одного бедняка за каждый пропущенный день”. аль-Байхакъи 4/230, Ибн аль-Джаруд 381. Достоверность подтвердили ан-Науауи, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.

*Это также относится и к больным, которые не надеются на выздоровление. Имам Ибн Къудама сказал: “Больной, который не надеется на выздоровление, не постится и кормит за каждый день бедняка, и в этом он приравнивается к старому человеку”. См. “аль-Мугъни” 4/396.

Ибн ‘Аббас также говорил: “Если беременная опасается за себя, а кормящая грудью боится за своего ребенка, то они оставляют пост в месяце Рамадан и кормят за каждый пропущенный день бедняка, и они не должны возмещать свой пост”. ат-Табари 2758 и др. Достоверность иснада подтвердили хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Истизкар” 3/364, Ибн Хаджар в “аль-Маталибуль-‘алия” 1/258 и шейх аль-Альбани в “Ируауль-гъалиль” 4/19.

Также сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал беременной женщине: “Ты из числа тех, которые могут поститься с трудом, поэтому на тебе кормление бедняка, а не возмещение”. аль-Баззар 1/365. Имам ад-Даракъутни и хафиз Ибн Хаджар подтвердили достоверность.

В приведенных словах Ибн ‘Аббаса: «установлено», содержится указание на то, что это не его личное мнение или понимание Корана, а что это он знал из Сунны пророка (мир ему и благословение Аллаха), поскольку сподвижники в религии ничего не устанавливали.

См. “Ируауль-гъалиль” 4/38.

То, что кто-либо из сподвижников толкует аят и говорит о причине его ниспослания и его отмене, также указывает на то, что это является установлением шариата, а не его личным мнением, и в науке хадисоведения этот принцип хорошо известен. См. “Тадриб ар-рауи” 1/192, «‘Улюмуль-хадис» 1/24.

Даже если это мнение останавливается на мнении Ибн ‘Аббаса, то его мнение больше заслуживает того, чтобы ему следовать. Тем более нет достоверных сообщений, чтобы хоть один сподвижник ему в этом противоречил, а ставить в противоречие сподвижникам чье-либо мнение, кроме пророка (мир ему и благословение Аллаха), не дозволено! Все имамы ахлю-Сунна, включая и четырех имамов, считают, что если среди сподвижников было по какому-либо вопросу два мнения, то никому после них не дозволено вводить по данному вопросу третье мнение. Также как если сподвижники объединились в одном вопросе, не дозволено идти им в противоречие. См. “ар-Рисаля” 595, “аль-Ихкам” 4/561, “аль-Усуль” 1/318.

Однажды Са’ида ибн аль-Мусайиба* спросили о каком-то вопросе, и он сказал: “В этом вопросе разногласили сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а моему мнению нет места среди них!” Источник: Ибн ‘Абдуль-Барр в “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 1423.

*Са’ид ибн аль-Мусайиб считается одним из самых знающих последователей (таби’ун), который жил в Медине. Скончался приблизительно в 90 году по хиджре. Имам Ибн аль-Мадини говорил о нем: “Я не знаю среди последователей (таби’инов) человека, с большим знанием чем он”. См. “ат-Тахзиб” 2396.

Имам Абу Ханифа говорил: “Если я скажу то, что противоречит Книге Аллаха, то оставьте мои слова и следуйте Книге Аллаха”. Его спросили: “А если они противоречат высказыванию посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?” Он сказал: “Оставьте мои слова и следуйте хадису посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. Его опять спросили: “А если они противоречат высказываниям его сподвижников?” Он ответил: “Оставьте мои слова и следуйте высказываниям сподвижников”. См. “аль-Мадхаль иля-Ссунаниль-кубра” 203-204, имама аль-Байхакъи и “Фатхуль-Маджид” 241.

Далее, некоторые ученые посчитали, что Ибн ‘Аббас пошел в противоречие остальным сподвижникам посчитав, что аят: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» (аль-Бакъара 2: 184), не является отмененным.

Дело в том, что когда Всевышний Аллах вменил мусульманам в обязанность поститься, Он разрешил им либо поститься, либо накормить за каждый пропущенный день одного бедняка, сказав: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» (аль-Бакъара 2: 184).

Пост был непривычен для мусульман и поэтому Милосердный Аллах вместо категорического повеления, дал выбор Своим рабам между соблюдением поста и кормлением бедняка.

Впоследствии Аллах в обязательном порядке обязал поститься, каждого кто способен, сказав: «А поститься лучше для вас, если бы вы только знали!»,и сказав:«Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (аль-Бакъара 2: 184, 185).

История об этом передается в хадисах от многих сподвижников среди которых Ибн ‘Умар и Зайд ибн Аслям. См. “Сыфату-ссаум ан-наби” 82.

Однако дело в том, что и Ибн ‘Аббасу было известно об отмене этого аята, как мы уже упоминали это. Он говорил: “Что касается веления кормить бедняка, то оно было отменено аятом: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (аль-Бакъара 2: 185).

Однако установлено для старого мужчины и женщины, которые не способны соблюдать пост, а также для беременной и кормящей, которые опасаются (за детей) кормление одного бедняка за каждый пропущенный день”. аль-Байхакъи 4/230, Ибн аль-Джаруд 381. Достоверность подтвердили имам ан-Науауи, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.

Таким образом нам стало ясно, что Ибн ‘Аббас не шел в противоречие сподвижникам об отмене аята о кормлении бедняка, и видим что ему известно было об этом как и другим, однако он указывает на исключение из этого, в отношении каких категорий людей этот аят не отменен.

Также это подкрепляется хадисом Му’аза ибн Джабаля, который рассказывал: “Что касается поста, то когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину, он постился по три дня каждый месяц и в день ‘Ашура. Затем Аллах вменил ему в обязанность пост Рамадана, сказав: «О те, которые уверовали! Предписан вам пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто был до вас»(аль-Бакъара 2: 183). Затем Аллах ниспослал другой аят: «В месяц рамадан был ниспослан Коран как верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься»(аль-Бакъара 2: 185). И Аллах утвердил пост для здорового человека и сделал облегчение для больного и путника. И Он также установил кормление бедняка для старого человека, который был не способен соблюдать пост”. Абу Дауд 507, Ахмад 5/246. Хадис достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 4/20.

Аль-Къуртуби сказал: “Достоверно передается от Ибн ‘Аббаса, что этот аят (о кормлении бедняка) не отменен в отношении упомянутых людей (старого человека, беременной и кормящей). И первое мнение, что этот аят отменен, тоже правильное. Однако речь тут идет об отмене аята, в котором есть исключение”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 2/126.

Подобное исключения из общего никто не мог сделать из сподвижников, кроме как опираясь на Сунну, и это правило хорошо известно в шариате. См. “аль-И’лям” 1/35, “аль-Мууафакъат” 3/118.

Как Ибн ‘Умар и Ибн ‘Аббас могли говорить беременным и кормящим: “Вы из числа тех, «которые способны поститься с трудом»(аль-Бакъара 2: 184)” ат-Табари 2/125, ад-Даракъутни 250, тогда как они, как и другие сподвижники знали об отмене этого аята, если Сунна не делала беременных и кормящих исключением так же, как и старого человека, которому трудно поститься?!

Также следует отметить, что если слова или поступок сподвижника не являются следствием его иджтихада и неизвестно, что бы кто-либо из других сподвижников ему возразил, то это является доводом в Исламе, который необходимо принять, и именуется как иджма’у сукути! Относительно этого все последователи (таби’ун) и имамы были единогласны кроме тех, кто отклонился от истины в данном вопросе, как аш’ариты, му’тазилиты, философы и некоторые ханафиты. См. “аль-Ихкам” 4/120, “ат-Тахсыль” 2/319.

Ибн Кудама сказал: «Если участие в посте слишком трудно для старого мужчины или старой женщины, и будет для них очень затруднительным, то им позволительно не поститься, и они должны накормить одного бедняка за каждый день. Если они также неспособны накормить бедняка, тогда им не следует ничего делать, потому что «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (Корова, 2:286)

Если больной человек не имеет никакой надежды на выздоровление, ему разрешается не поститься, и он должен накормить одного бедняка за каждый день, потому что он попадает под то же самое постановление, как и старый человек». Источник: аль-Мугни (4/396).

В аль-Маусу’а аль-Фикхия (5/117) сказано: «Ханафиты, Шафииты и Ханбалиты согласны, что фидья для не постящегося должна быть уплачена, когда нет никакой надежды на восстановление пропущенного поста из-за старости, которая делает человека неспособным поститься, или из-за болезни, от которой нет никакой надежды вылечиться, потому что Аллах говорит: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка». (Корова, 2:184). Имеются в виду те, для кого это является слишком трудным поститься». Конец цитаты.

Шейх Ибн Усеймин сказал:

Следует отметить, что больных можно разделить на две категории:

1) Те, для кого есть надежда на выздоровление, вроде тех, у кого болезнь временная, от которой есть надежда на выздоровление. В этом случае постановлением является то, как сказал Аллах: «А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время»(Корова, 2:184)

Все, что они должны сделать, – ждать, пока им не станет лучше, и тогда поститься. Если случается так, что болезнь продолжается и человек умирает до того, как возместил пост, то нет никакого греха на нем, потому что Аллах приказал ему только возмещать это с других дней, но он умер прежде, чем эти другие дни настали. Это подобно если человек умирает в Шабане, прежде чем начинается Рамадан – таким образом, не следует возмещать пост от его имени.

2) Случаи, когда болезнь является продолжительной, типа рака – упаси Аллах – почечная болезнь, диабет и подобные хронические болезни, когда нет никакой надежды на выздоровление. Этим людям разрешается не поститься в Рамадане, но они должны накормить одного бедняка за каждый пропущенный день, подобно старикам и женщинам, которые являются неспособны поститься, таким образом, им можно не поститься и они должны накормить одного бедного человека за каждый день. Доказательством этому является аят Корана в котором Аллах говорит: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка». [Корова, 2:184].

Во-вторых: Относительно способа возмещения, каждый имеет выбор между тем, чтоб выдать каждому бедняку половину саа’ продуктов, типа риса и т.п. (приблизительно полтора килограмма) или можно приготовить пищу и пригласить бедных поесть.

Аль-Бухари сказал: «Что касается старика, который является неспособным поститься, после того, как Анас постарел, в течение одного или двух лет, он кормил бедняков хлебом и мясом, и он не постился». Конец цитаты.

Источник: Фатва аль-Сийам (стр.111).

Шейха Ибн Бааза спросили о пожилой женщине, которая была неспособна поститься – что она должна сделать? Он ответил: «Она должна накормить одного бедняка за каждый день, давая половину саа’ местных основных продуктов, типа фиников, риса, и т.д, эквивалентно приблизительно полутора килограммам. Это было передано от множества сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), таких как Ибн ‘Аббааса (да будет доволен им Аллах). Если она бедна и неспособна накормить бедного человека, то она не обязана ничего делать. Это искупление можно дать одному или более людям в начале месяца или в середине или в конце. И Аллах – источник силы». Конец цитаты. Источник: Маджму Фатва Ибн Бааз (15/203).

Шэйх Ибн ‘Усеймин сказал в Фатва аль-Сийам (стр. 111): «Больной человек, который имеет продолжительную болезнь, и пожилые люди, и мужчины и женщины, которые неспособны поститься, должны накормить одного бедняка за каждый пропущенный день. Не важно раздавая продукты или приглашая покушать то же самое число бедных людей как пропущенных дней в месяце. Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах), имел обыкновение так делать, когда он постарел. Он собирал тридцать бедняков, и это было вместо того, чтобы поститься весь месяц».

Высший совет ученых Саудовской Аравии также был спрошен относительно того, что некая женщина, достигшая преклонного возраста, которая прикованная к постели и не в состоянии подняться даже для того, чтобы исправить свою (большую и малую нужду), соблюдает ли она намазы и посты в рамадане?

Совет ученых Саудовской Аравии ответил: «Если ее положение такое, как было упомянуто, и она разумна, которая правильно может совершить намазы, то для нее обязательным является соблюдение пяти предписанных мо

Наши рекомендации