Тема: «Технические средства и тренажёры на
Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации
ЛЕКЦИЯ № 7
Тема: «Технические средства и тренажёры на
Службе здоровья» - 2 часа
По дисциплине: «Физическая культура»
Факультет: Педиатрический
Курс, семестр: V семестр
г. Владикавказ, 2011 г.
Цель лекции:создать представление у студентов-медиков о современных технических средствах, тренажерах, используемых с целью профилактики, реабилитации, оздоровления широких слоев населения.
План лекции:
Понятие, цели и задачи, функции, принципы использования тренажеров в
Физической культуре.
2. Виды и типы тренажеров.
3. Функциональная структура типового центра «Здоровья».
4. Абсолютные и относительные противопоказания к занятиям физическими
упражнениями на тренажерах
5. Определение нагрузки при работе на тренажерах.
6. Современные количественные методы оценки физических кондиций
человека.
7. Энергетическая стоимость и направленность упражнений на тренажерах
серийного производства.
Контрольные вопросы для самоподготовки студентов:
1. Цели оздоровительных тренировок на тренажерах.
2. Цели реабилитационных тренировок.
3. Принципы использования тренажеров в физической культуре.
4. Классификации тренажёров.
5. Виды тренажеров.
6. Типы тренажеров.
7. Функциональная структура типового центра «Здоровья».
8. Кабинет психорегуляции, цель и задачи его использования.
9. Относительные и абсолютные противопоказания к занятиям на тренажерах.
10. Диагностические системы количественного самоконтроля.
КОНТРЭКС-1, 2,3 и т.п.
11. Оценка факторов риска ИБС: факторы, заключение.
Список использованной литературы:
1. Гигиена физической культуры и спорта : учебник / И. В. Быков, А. Н. Гансбургcкий, В. Д. Горичева, В. А. Дворкин, А. В. Коромыслов, В. А. Маргазин, В. В. Насолодин, О. Н. Семенова / под ред. В. А. Маргазина, О. Н. Семеновой. - СПб. : СпецЛит, 2010.
2. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебное пособие. – М.: Академия, 2002.
3. Тренажёры и технические средства обучения. Энциклопедия XXI века. – М.: Академия, 2010.
4. Дятлов Д.А. Тренажерно- измерительный комплекс для определения скоростно-силовых параметров в спортивной деятельности //ТиПФК. – 2000. - №4.
5. Кузнецов П.И. Гигиеническая оценка санитарно-технических систем спортивных сооружений: Учебное пособие. – Омск: Сиб ГАФК, 2000.
ВВЕДЕНИЕ
Физическая активность, как и любая человеческая деятельность, не существует иначе, как в форме действия и цели этого действия. Условия и способы организации физической активности оказывают существенное влияние на ее формирование. Применение тренажеров в занятиях физической культурой следует рассматривать, как компонент, выполняющий функцию инициации физической активности. Современное развитие техники предопределяет появление все большего количества видов спортивных тренажеров, обеспечивающих широкий спектр занятий физической культурой и спортом, что подчеркивает актуальность выбранной темы.
ВИДЫ И ТИПЫ ТРЕНАЖЕРОВ
Существуют различные классификации тренажёров:
по назначению (для физической, технической, тактической подготовки, для восстановления работоспособности, контроля и т.д.);
по структуре (механические, электрические, с обратной связью, со срочной информацией и т.д.);
по принципу действий (светозвукотехнические, электромеханические, цифровые моделирующие, кибернетические и т.д.);
по форме обучения (индивидуального, группового и поточного использования); по логике работы (с линейной или разветвлённой программой, с альтернативным выбором двигательного действия или со свободным конструированием программы ответа и т.п.).
Виды тренажеров: в зависимости от целей использования и конструкции средства и тренажеры подразделяются на:
1. Спортивные
2. Оздоровительные
3. Лечебные
4. Профессионально-прикладные
Возможность строгого дозирования физического напряжения и направленного воздействия на определенные мышечные группы с помощью тренажеров позволяет избирательно влиять на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную системы и опорно-двигательный аппарат.
В этой связи работы на тренажерах показана в профилактических и лечебных целях при: ИБС, гипертонической болезни, вегето-сосудистой дистонии, хронических неспецифических заболеваниях легких, артритах, артрозах и др.
В настоящее время отечественной промышленностью выпускается целый ряд тренажерных устройств и конструкций.
Различают типы тренажеров:
- Гимнастические стенки «здоровье»
- Велотренажеры различных типов
- Одинарные и двойные мини-батуты
- Дисковые тренажеры типа «Грация»
- Гребные тренажеры различных модификаций
- Силовые тренажеры карусельного типа для массового использования «Геркулес», «Кавказ», «Змиевчанин» и др.
- Инерционно-массажные беговые дорожки
- Тренажеры психофизического сопряжения
МЕДИЦИНСКАЯ КАРТА №
ФИО Дата
Возраст Профессия
Рост
Масса тела
Должная масса
Избыточная масса
Оценка факторов риска ИБС:
1.Возраст:
20 -29 лет – 1 балл;
30 – 29 лет- 2 балла;
40 - 49 лет – 3 балла;
50 – 59 лет – 4 балла;
60 и более – 5 баллов.
2. Пол:
Женский – 1 балл;
Мужской – 2 балла.
3.Стресс: Носит ли ваш образ жизни стрессовый характер?
Нет – 0
Частично – 4 балла;
Да – 8 баллов;
- Наследственные факторы:
Отсутствие случаев инфаркта миокарда у кровных родственников – 0; после 60 лет – 1 балл; до 60 лет – 2 балла; у двух – 3 балла; у трех – 8 баллов;
- Курение:
не курит – 0;
1 – 10 штук в день – 4 балла;
11 – 20 штук в день – 4 балла;
20 – 40 штук в день - 8 баллов.
6. Питание:
Очень умеренное, мало мяса, жиров хлеба и сладкого – 1 балл;
Несколько избыточное – 3 балла;
Чрезмерное, без всяких ограничений – 7 баллов.
7. Артериальное давление:
Ниже 130/80 – 0
До 140/90 – 2 балла;
До 160/90 – 4 балла;
До 180/95 – 5 баллов;
Выше 180/95 – 8 баллов.
8. Масса тела:
отсутствие избыточной массы – 0;
избыток 1 – 5 кг – 2 балла;
избыток 6- 10 кг – 3 балла;
избыток 11 – 15 кг – 4 балла;
избыток 16 – 20 кг – 5 баллов;
избыток более 20 кг – 6 баллов
- Физическая активность:
Занятия 3- 4 раза в неделю при ЧСС (180 - возраст) – 0;
1 – 2 раза в неделю (!80- возраст) – 2 – 3 балла;
При отсутствии занятий - 8 баллов.
Заключение об индивидуальном риске ИБС:
IV степень (максимальный риск) – 36 баллов и более;
III степень (выраженный) – 29 -35 баллов;
II степень (явный) – 22 -28 баллов;
I степень (минимальный) 14- 22 балла;
0 (отсутствует) – 0 баллов и менее.
Отсутсвие и минимальный риск развития ИБС не требует специальных форм организации занятий физическими упражнениями. Лицам с выраженным и максимальным риском показаны занятия по особым программам, предусматривающим направленную активацию метаболических процессов и совершенствование механизмов компенсации нарушенных функций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, занятия на тренажерах - это возможность поддерживать спортивную форму и укреплять свое здоровье в любое удобное время суток и вне зависимости от погодных условий.
Опыт использования тренажеров показал, что их эффективность возрастает при направленной работе преподавателей, тренеров и инструкторов на интеллектуализацию тренировочного процесса. Это значит, что каждый занимающийся должен быть убежден в необходимости и уметь на максимально возможном уровне обеспечения соответствия своим индивидуальным кондициям, по возможности самостоятельно организовывать свои занятия, т.е. свое физическое самосовершенствование, в структуре стиля жизни.
Иными словами, занимаясь на тренажерах, каждый должен стать себе (фигурально выражаясь) в какой то мере и «тренером, и врачом, и реабилитологом, и психологом».
Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации
ЛЕКЦИЯ № 7
Тема: «Технические средства и тренажёры на
Службе здоровья» - 2 часа
По дисциплине: «Физическая культура»
Факультет: Педиатрический
Курс, семестр: V семестр
г. Владикавказ, 2011 г.
Цель лекции:создать представление у студентов-медиков о современных технических средствах, тренажерах, используемых с целью профилактики, реабилитации, оздоровления широких слоев населения.
План лекции: