Пребывание в глубоком покое сознания
• Расслабьтесь с закрытыми или открытыми глазами. Сосредоточьтесь на том, что вы просто есть здесь и сейчас, ощущая свое умиротворенное дыхание. Наблюдайте, как отдельные дыхательные ощущения приходят и уходят. Установите четкую разницу между наблюдателем и наблюдаемым.
• Наблюдайте поток объектов сознания, но не входите в него. Не гонитесь за ментальными пряниками и не убегайте от ментальных кнутов. Пусть через экран вашего сознания приходят мысли, эмоции, ощущения и так далее, но не идентифицируйтесь с ними и не принимайте их за само сознание. Просто отмечайте, что на экране сознания идет некий «фильм».
• Пусть воспоминания приходят и уходят – не пытайтесь влиять на них, устранять их. Объекты сознания (его содержание) могут быть вам приятны или неприятны; примите эти предпочтения тоже лишь как объекты сознания. Убедитесь, что любое содержание сознания имеет временную природу: объекты сознания приходят и уходят.
• Пребывайте в настоящем моменте. Отбросьте прошлое, не думайте о будущем. Принимайте только данный «момент сейчас», не пытаясь связать его со следующим. Сосредоточьтесь на том, что есть, не вспоминая прошлое и не строя планы на будущее. Вам ни к чему не надо стремиться, ничего не надо делать, ни о чем не надо думать.
• Отмечайте чистое пустое пространство между объектами сознания. Это позволяет отличить само сознание (пространство) и его содержимое (объекты). Например, сознательно вызовите какую‑то мысль, скажем, «дыхание есть момент настоящего», и отметьте то пустое пространство, которое было прямо перед этой мыслью, и то, что будет сразу после нее. Вы увидите некую спокойную готовность, неиспользованный потенциал, плодородную пустоту.
• Отметьте пространственные свойства сознания. Оно безгранично, исполнено покоя и тишины. Сознание – абсолютная пустота, пока в нем что‑нибудь не появится. И притом оно достаточно велико, чтобы вместить что угодно. Сознание всегда присутствует, всегда здесь, неизменно. Содержимое сознания никогда не затрагивает его, ментальные объекты пролетают сквозь него как метеоры. Но не путайте идею сознания – еще один его объект – с самим сознанием. Постоянно возвращайтесь к исконному ощущению своего существования, простому присутствию в настоящем, раскрываясь перед безграничным, бесконечным.
• Осторожно исследуйте другие свойства сознания. Доверяйте своим непосредственным чувствам, а не цепляйтесь за концептуальные представления. Возможно, вы ощутите сознание как световое сияние. Возможно – как само сочувствие.
Глава 11: Ключевые мысли
✓ То, чему мы уделяем внимание, формирует наш мозг. Следовательно, контроль над вниманием может оказаться одним из простейших способов изменить свой мозг и, соответственно, психику. Внимание можно тренировать и укреплять, как любую другую ментальную способность. Полнота осознания – это хорошо контролируемое внимание.
✓ Внимание имеет три аспекта: удержание необходимой информации, обновление поля сознания свежей информацией, поиск и отбор новых стимулов.
✓ Информация удерживается в оперативной, или рабочей, памяти, которая имеет что‑то вроде работающих на дофамине ворот. Постоянная стимуляция держит ворота закрытыми. При понижении или сильном возрастании стимуляции ворота открываются, впускают в рабочую память новую информацию и вновь закрываются за ней.
✓ Кроме того, за стимулами следят базальные ганглии. Если поток получаемых вами стимулов поддерживается на определенном уровне – всё в порядке, но, если поток усыхает до капли, базальные ганглии подают другим частям мозга сигнал о том, что надо искать стимулы.
✓ Эти три стороны внимания имеют свои сильные и слабые места. Различия в их развитости связаны с разнообразием типов нервной системы. Каждый человек обладает индивидуальными особенностями с точки зрения степени выраженности этих аспектов внимания. Целесообразно приспособить свою работу, образ жизни и духовную практику к своим индивидуальным особенностям и постепенно совершенствовать свою сосредоточенность.
✓ Пути к улучшению внимания включают сознательную установку на это, пребывание в состоянии бдительного присутствия, успокоение ума и постоянное ощущение неизменности света сознания.