Глава 12 Блаженная сосредоточенность

Проникновенное просветление вкупе с непоколебимым покоем совершенно искореняют страдание.

Шантидейва

Полнота сознания несет с собой озарения и мудрость. А лучший способ приблизиться к полной осознанности – это медитация. Если вы никогда прежде не занимались медитацией, это даже странно. На работе, в школе, в медицинских учреждениях, здесь и по всему миру люди обучаются медитации, чтобы стать более продуктивными, научиться быть внимательными, легче преодолевать болезни и не поддаваться стрессам. С помощью медитации мы исследуем многочисленные способы тренировки внимания. Эти способы можно использовать и вне медитации.

Могущество медитации

Сосредоточенность, которой вы достигаете с помощью медитации, превращает фонарик внимания в лазерный луч. Сосредоточенность – естественный путь к прозрению – просветлению, о чем говорит традиционная буддистская метафора: « Мы стоим в дебрях невежества, и нам нужен острый топор, чтобы прорубить дорогу к освобождающему пониманию; прозрение заостряет его лезвие, сосредоточенность дает ему силу » .

Достижение глубокой созерцательной сосредоточенности ценится во всех традициях. Буддистский Восьмеричный Путь, например, включает Мудрую Сосредоточенность. Здесь говорится о развитии четырех состояний высшей сосредоточенности – так называемой Дхъяны. (Для этого обычно требуется целенаправленная продвинутая практика; данная глава не претендует на то, чтобы научить вас достижению Дхъяна.)

Трудности медитации

Медитация есть великий способ проверить свое внимание и развить его именно потому, что идет вразрез с наклонностями, которые в процессе эволюции мы приобрели ради выживания.

Возьмем практику фокусированного внимания , когда вы сосредоточиваетесь на чем‑то, скажем на процессе дыхания, целиком и полностью. Если представить себе животное, которое подолгу внимательно наблюдает за каким‑то объектом, например за проникающими сквозь листву деревьев солнечными лучами, и не нуждается в иных стимулах, игнорирует их. Целиком поглощенное наблюдением животное не заметит, что рядом скользит чьято грозная тень… и уже не сможет передать свои гены по наследству. Вот почему животные не могли выработать навыки глубокого сосредоточения. Не зря о тех, чье внимание постоянно перескакивает с одного объекта на другой, насмешливо говорят: « Обезьяний мозг » .

Или возьмем медитацию открытого сознания , когда вы замечаете все, что проходит через ваше сознание, но ничем не увлекаетесь. Это тоже противоречит сложившемуся у нас в ходе эволюции типу реагирования. Ведь ощущения, эмоции, желания и другие ментальные объекты призваны были привлекать внимание, вызывать ответную реакцию. И позволять подобным сигналам просто проплывать мимо – противоестественно.

Понимание этих трудностей поможет внести в ваши медитативные усилия немного доброго юмора и сочувственное принятие тех препятствий, которые возникают при освоении техник созерцательной практики.

Пять факторов концентрации

Люди тысячелетиями искали способы усилить внимание путем созерцательной практики. Буддизм, например, определил пять ключевых факторов сосредоточения.

• Направленность внимания – изначальная направленность внимания на что‑либо, например, на начало вдоха. • Удержание внимания – сохранение внимания на объекте, на который оно направлено, например, наблюдение за процессом вдоха от начала до конца.

• Восхищение – интенсивный интерес к предмету внимания, иногда воспринимаемый как поток блаженных ощущений.

• Радость – «веселие сердца»: состояние счастья, внутренней наполненности и покоя.

• Внутреннее единство – целостность сознания: все воспринимается как нечто единое; минимум мыслей; равновесие; ясно ощущаемое чувство существования сейчас .

Давайте вспомним данные в предыдущей главе общие рекомендации, касающиеся полноты сознания, и посмотрим, как развить естественные начатки приведенных здесь пяти факторов. У большинства людей концентрация естественным образом углубляется с практикой ( Lutz, Slager, et al., 2008). Возможно, вы начали заниматься медитацией недавно, а может быть, она уже стала важной частью вашей жизни. Вам все равно очень полезно знать, что вы действительно можете изменить кое‑что в своем мозге и психике через глубокое погружение в медитацию.

Для простоты мы рассмотрим сидячую медитацию, сосредоточенную на дыхании, но наши предложения можно применить и в других практиках (например, йога, исполнение гимнов) и приложить к другим объектам внимания (мантра, любящая доброта и так далее). Когда вы научитесь достигать состояния устойчивого внутреннего равновесия, начинайте переносить опыт этой стабильности и сосредоточенности на другие виды созерцательной практики (например, медитация озарения, молитва, исследование непостоянства), а также в повседневной жизни.

Следующие три раздела посвящены направленности и удержанию внимания и трудностям, которые тут могут возникнуть при освоении этих техник. Затем мы поговорим о восхищении, радости и внутреннем единстве. И в заключение рассмотрим направленную медитацию, призванную соединить все пять факторов.

Удержание внимания на одном объекте

Следующие приемы углубят вашу вовлеченность в наблюдение за содержанием сознания и помогут держать на замке ворота рабочей памяти (об этом механизме работы внимания мы говорили в предыдущей главе).

• Представьте себе маленького стражника, который следит за тем, насколько внимательно вы наблюдаете за своим дыханием, и возвращает ваше внимание на место, когда оно куда‑то уходит. Этот стражник «живет» в основном в передней поясной коре (ППК), которая сопоставляет действия с их целью. Поясная извилина – та часть мозга, от которой больше всего зависит успешность удержания внимания. • Займите чем‑нибудь неугомонные речевые центры мозга. Для этого называйте или считайте вдохи и выдохи. Например, безмолвно присваивайте каждому вдоху и выдоху число от 1 до 10, потом начинайте сначала. Если вы собьетесь, просто опять начните с «1». (Можно считать и в обратном порядке, от 10 до 1, и, сбившись со счета, снова начать с «10».) Если вы по своему складу амбициозны (склонны к соревновательности, пусть даже с самим собой), поставьте себе цель сделать 10 серий подсчета дыханий, то есть в сумме – 100, ни разу не сбившись. Вы можете вначале сложить пальцы в кулаки и выпрямлять по одному пальцу после каждой серии по 10 дыханий. Это прекрасный способ, начав медитацию, быстро успокоить свой беспокойный ум.

• Есть другой способ усмирения речевых центров. Наблюдая за своим дыханием, повторяйте каждый раз про себя «вдох», «выдох». Или мягко называйте про себя другие объекты сознания, прорывающиеся в его поле: «мысль», «воспоминание», «беспокойство», «планирование» и так далее.

• Углубляйте свое погружение за счет все более внимательного сосредоточения на процессе дыхания. В свое наблюдение за дыханием привнесите теплоту и привязанность, даже поклонение ему. Эмоции по поводу чего‑либо естественным образом направляют внимание к этому объекту. Кроме того, они активизируют мозг в целом, так что с объектом внимания связывается больше нервных сетей.

Отсеивайте отвлекающие факторы

Вот несколько способов сохранять относительно спокойное пространство в вашем сознании, не допуская в него отвлекающие факторы.

• Перед началом медитации потратьте несколько минут на изучение звуков и прочих стимулов вокруг вас. Проделайте то же в отношении объектов своего внутреннего мира. Как ни парадоксально, когда вы позволяете отвлекающим факторам войти – то есть быть такими, какие они есть, вы подталкиваете их к тому, чтобы они ушли . Иначе говоря, когда вы отказываетесь от вторичного дротика сопротивления им, они перестают привлекать ваше внимание. Кроме того, мозг имеет свойство привыкать к постоянно присутствующим стимулам и через некоторое время начинает их игнорировать. • Помимо этого, если вы полностью принимаете что‑то как данность, этот объект легче проходит сквозь ваше сознание, не увлекая вас. Так бывает, когда кто‑то стучится к вам в дверь. Если вы игнорируете этот стук – сопротивляетесь происходящему, то пришедший продолжает стучать, но, если вы откроете ему дверь, он войдет, скажет то, что хотел сказать, и уйдет. Итак, воспользуйтесь описанным здесь методом. Просто благожелательно отмечайте все, что воспринимаете (например, уличный шум). Позволив чему‑то просто быть в вашем сознании, вы влияете и на соответствующие паттерны нервной активности. При этом вы сообщаете мозгу о том, что этому нейронному паттерну нет нужды идти напролом, состязаясь с другими паттернами за обладание вашим вниманием. Это сообщение запускает процедуру обновления содержимого рабочей памяти. В результате с ментальной школьной доски будет стерто то, что на ней было, дабы освободить место для новой записи.

• Когда влияние отвлекающих факторов ослабнет, вновь сосредоточьтесь на предмете своего внимания (в зависимости от того, чему посвящена медитация). Если отвлекающие факторы вернутся, вы можете опять на несколько минут раскрыться им навстречу.

• Другой вариант. Деликатно отметайте отвлекающие мысли на самой начальной стадии их появления, стараясь еще более концентрировать внимание на процессе дыхания. Так вы остановите образование нейронного паттерна прежде, чем он сумеет по‑настоящему набрать силу и воспроизвестись.

• Напомните себе, что сможете подумать потом о том, что прорывается в ваше сознание. Скажите себе, что сейчас у вас время только для медитации. Так вы воспользуетесь способностью префронтальной коры влиять сверху вниз на поток ощущений и мыслей ( Engel, Fries, and Singer, 2001).

• Заметьте, что все, что движется сквозь ваше сознание, – лишь преходящее шоу. Исполнители появляются, один за другим, и тут же исчезают со сцены. Так зачем увлекаться чем‑то одним, если вы знаете, что этот объект мгновенно сменится другим?

• Если ничто другое не помогает, сосредоточьтесь на самих отвлекающих факторах. Как‑то раз, когда я пытался сконцентрироваться на своем дыхании, меня все время отвлекал шум кондиционера. Через некоторое время я сдался и полностью посвятил свое внимание этому звуку – и постепенно стал с благодарностью погружаться в его мерный шум.

Превращайте желания в стимулы

Изложенные ниже методы позволяют стимулировать медитацию. Они особенно будут полезны людям, наделенным вдохновенным темпераментом. Искусство состоит в том, чтобы использовать эти приемы только до тех пор, пока они нужны, – ради достижения состояния внутренней стабилизации, а не в качестве возможности ухода от дисциплины медитации.

• Мозг обостряет внимание в ответ на новизну. Поэтому замечайте нечто особенное в каждом дыхании. Обращайте свое внимание на детали, например на ощущения в разных точках верхней губы. • Сосредоточьтесь на множестве ощущений в больших участках вашего тела, например в груди. Или замечайте, какие реакции вызывает дыхание во всем вашем теле, например легкое шевеление бедер и головы.

• Мысленно разбейте дыхание на фрагменты, чтобы создать больше объектов для наблюдения. Вдох, выдох, короткий промежуток между ними – это уже три фрагмента. Или делите каждый вдох и выдох на более мелкие отрезки. (Подобные методы вы можете применять при медитации на ходу и другим упражнениям.)

• Практикуйте медитацию во время прогулки. Она дает больше стимулов, чем сидячая медитация. Используйте техники медитации других созерцательных практик, например в традициях йоги или тай‑дзи.

• Откройте себя чувствам удовлетворенности и внутренней наполненности. Они оба усиливают стимуляцию и сообщают, что вы полны и вам не надо ни к чему больше тянуться.

• Поскольку нейтральный чувственный тон не является стимулирующим, он подталкивает психику к поискам действия. Поэтому, наблюдая нейтральный объект сознания, усильте его стимулирующее начало, благосклонно отметив его как «нейтральный».

Восхищение и радость

А теперь давайте поговорим еще об этих двух факторах погружения. Положительные чувства способствуют концентрации внимания, обеспечивая непрерывное распространение большого количества дофамина по нервным сетям рабочей памяти. Как мы видели в предыдущей главе, ворота рабочей памяти и, соответственно, осознания открываются, когда количество дофамина падает или повышается. А положительные чувства поддерживают концентрацию дофамина на постоянно высоком уровне. С другой стороны, когда вырабатывающие дофамин нейроны подходят к пределу своих возможностей, долю дофамина трудно увеличить: его уровень достиг потолка и выше подняться практически не может. Так что чем приятнее и сильнее ваши чувства, тем больше выделяется дофамина и тем сосредоточеннее становится ваше внимание.

Иными словами, стараетесь ли вы научиться глубокому медитативному созерцанию или всего лишь едва удерживаетесь от того, чтобы не уснуть во время скучной деловой встречи, – ощущение счастья может оказать вам реальную помощь. Лично я нахожу, что интенсификация положительных эмоций во время медитации – чудодейственная практика. Она дает прекрасный настрой, повышает сосредоточенность и порождает уверенное ощущение благополучия, которое сохраняется потом целый день.

Вот несколько способов усилить чувства восхищения и радости. Попробуйте обрести их для начала во время медитации, а потом экспериментируйте с ними в других ситуациях повседневной жизни.

• Отмечайте ощущения восхищения и радости, когда они всплывают сами по себе. Раскройтесь перед ними, пригласите их в себя. • Скажите себе мысленно: « Во мне возникает восхищение (блаженство). Моя радость (счастье, внутренняя наполненность, покой) растет ». Путем расслабления попытайтесь воскресить в себе восхищение и радость.

• Соедините эти вдохновенные чувства с ощущением дыхания. Путь само блаженство дышит в вас, пусть дыхание будет спокойным.

• Сделайте восхищение или радость новым предметом своего внимания. Такая практика позволит вам глубже погружаться в эти исконные [42] переживания существования.

• Радость ведет за собой счастье, ощущение самодостаточности, покой. Познайте в себе каждое из этих чувств. Особенно покой – один из семи факторов просветления в буддизме. Кроме того, он способствует сосредоточенности. Это чувство великого умиротворения и безмятежности, подобно гладкой поверхности тихого озера. Его в самом деле стоит познать и культивировать.

• С глубоким вниманием наблюдайте все оттенки восхищения, счастья, наполненности и покоя. Запомните как следует каждое из этих состояний, чтобы суметь позже вызвать их в себе. Со временем вы, что совершенно естественно, будете постепенно переходить от интенсивного восхищения к более спокойному, но и более глубокому ощущению счастья удовлетворенности и покоя.

• Попробуйте чуть‑чуть усилить эти состояния, может быть, вместе с легким ускорением ритма дыхания. Этот естественный прием позволяет усилить нужное состояние на несколько секунд, возможно минут, а потом оно возвращается на прежний уровень. Тогда вы можете опять усилить его.

• В процессе медитации часто бывает полезно переходить от восхищения к счастью, потом к наполненности и наконец – к покою. Затем, когда медитация подходит к концу, проделайте это путешествие шаг за шагом в обратном порядке, только не прыгайте сразу из покоя в восторг.

• Вообще найдите такую точку равновесия, в которой вы остаетесь достаточно активным, чтобы способствовать появлению всех этих состояний, но при этом не слишком напрягаетесь, стремясь достичь какого‑то определенного результата.

Внутреннее единство

Внутреннее единство предполагает унификацию сознания, возникающую благодаря глубокому погружению в объект внимания. Минимум мыслей и совершенное спокойствие души. Вы ясно ощущаете свое присутствие в настоящем, и в вас растет ощущение уравновешенности.

Это состояние, вероятно, связано с высокочастотными гамма‑волнами, которые наблюдают у людей, опытных в медитации ( Lutz et al., 2004). В эксперименте по мере того, как человек все глубже погружается в медитацию, регистрируют распространение и усиление активности гамма‑волн, что, по‑видимому, объясняет переживание расширения пространства сознания и его стабильности.

Внутреннее единство естественным образом возникает благодаря другим четырем факторам сосредоточенности. Однако вы можете помочь ее формированию несколькими дополнительными способами.

...

Если нет спокойствия –

Нет тишины.

Если нет тишины –

Нет прозрения.

Если нет прозрения –

Нет просветления.

Тензин Приядарши [43]

Во‑первых, как мы уже говорили, осознание единства своего тела стимулирует работу образного правого полушария, всегда направленную на синтез, помогая таким образом интеграции психики. Чтобы испытать осознание целостности тела, добейтесь для начала восприятия дыхания как целого, а потом распространите это ощущение на все тело, как нечто единое. Если целостность начнет разрушаться, восстанавливайте ее, пока она не станет устойчивой.

Во‑вторых, сосредоточьтесь на настоящем моменте. Забудьте на время о прошлом и будущем. Пребывайте в происходящем сейчас – в данный момент, в данной медитации. Отбросьте все тревоги, планы, фантазии. И продолжайте существовать «здесь и сейчас», культивируйте в себе этот принцип и состояние.

В‑третьих, насколько можете, отпустите представление о своей особой личности (подробнее мы поговорим об этом в следующей главе). Слишком большое эго будет отвлекать вас от прекрасной глубины единения со своей истинной сущностью и всем миром.

Медитация сосредоточения

Вы можете научиться лучше концентрировать внимание независимо от того, насколько хорошо умеете это делать сейчас. Когда ваши мысли куда‑то разлетятся (что почти неизбежно), не критикуйте себя. Просто вернитесь к осознанию следующего дыхания. Как говорит буддистский наставник Джозеф Гольдштейн: следует быть расслабленным, но не отвлекаться. Важно не то, что было в прошлом, а то, что есть сейчас . Вы всегда можете заново сосредоточить внимание на дыхании и удерживать его, всегда можете раскрыться навстречу восхищению и радости и всегда можете пройти чуть дальше по пути достижения внутреннего единства.

Будда дал нечто вроде путевой карты созерцательной практики: успокойте ум, сделайте его единым, сосредоточьте его. Этой картой мы будем руководствоваться в следующей медитации, нацеленной на поддержание полноты сознания и сосредоточенности, о которых мы говорили в этой и предыдущих главах. Вы можете приложить нижеследующие инструкции и к другим медитациям или иной ментальной деятельности.

...

МЕДИТАЦИЯ

• Найдите удобную позу, одновременно расслабленную и настороженную. Закройте глаза или оставьте их открытыми и тогда остановите взгляд на 1–2 м впереди себя.

• Осознавайте приходящие и уходящие звуки. Осознавайте ощущения в своем теле. Осознавайте свои мысли и чувства. Отмечайте факторы, которые особенно вас отвлекают, уделяйте им внимание на короткое время, а потом постарайтесь опять сосредоточиться на дыхании.

• Определите назначение этой медитации – словами или без слов. Представьте себе, что вы – кто‑то очень внимательный (ваш знакомый или легендарный персонаж, такой как Будда).

• Расслабьтесь по‑настоящему. Сделайте глубокий вдох и полный длинный выдох, почувствуйте, как напряжение уходит из вашего тела. Отмечайте внутренние ощущения дыхания, как прохладный воздух входит в вас, как выходит теплый, как грудь и живот поднимаются и опускаются. Ни в коем случае не старайтесь контролировать дыхание. Путь оно будет таким, какое есть. Но во время медитации постоянно осознавайте свое дыхание. Это будет для вас чем‑то вроде якоря.

• Чувствуйте себя настолько в безопасности, насколько можете. Вы находитесь в защищенном месте, вы сильны, способны расслабить вечную настороженность и направить внимание внутрь.

• Ощутите принятие самого себя. Здесь уместны любые позитивные чувства по отношению к себе, любовь и благодарность.

• Почувствуйте, как благо медитации проникает в вас, окутывает вас и поддерживает, осторожно направляет вашу душу в какую‑то лучшую сторону.

• Хорошо.

• Следующие 5 минут или более старайтесь пребывать сознанием в каждом своем дыхании от начала до конца. Представьте себе, что в вашем мозгу есть маленький сторож, который следит за вашим вниманием и предупредит вас, если оно начнет рассеиваться. Отдавайтесь каждому дыханию и забудьте обо всем остальном. Забудьте о прошлом, забудьте о будущем и присутствуйте в каждом дыхании.

• Найдите место, где физические ощущения дыхания особенно ярки, например грудь или верхняя губа, и с началом каждого вдоха направляйте внимание на эти ощущения. Целиком присутствуйте в каждом вдохе от начала до конца. Осознавайте промежуток между вдохом и выдохом. Потом обратите всю полноту сознания на выдох и наблюдайте за выдохом от начала до конца.

• Мысленно считайте вдохи и выдохи один за другим, если это вам помогает унять мысли. Начните с 1 и считайте до 10, если собьетесь, просто начните считать сначала. Или мысленно называйте этапы дыхания: «вдох, выдох». Отбросьте любые слова, как только сосредоточение углубится.

• Во время медитации полностью отдайтесь дыханию и забудьте обо всем остальном. Отмечайте ощущения, которые вызывает каждое дыхание. Когда вы вдыхаете, знайте, что вы вдыхаете. Когда выдыхаете, знайте, что выдыхаете.

• Все хорошо. Замечайте любое ощущение восхищения и радости. Откройтесь перед ними и пригласите их войти. Да будет благодать. Да будет счастье. На некоторое время направьте внимание на них. Усильте ощущение блаженной радости, насколько можете. Возможно, стоит немного ускорить ритм дыхания. Если вы ощутите волну благодати, позвольте ей прокатиться по вашему телу.

• Позвольте себе быть очень счастливым, наполненным и спокойным. Исследуйте все стороны восхищения, радости, умиротворения и покоя. Постепенно все больше погружайтесь в эти чувства.

• Введите это ощущение божественной благодати в свое дыхание, погружаясь в медитативное состояние еще глубже. Вы почувствуете глубокую внутреннюю стабильность и опору.

• Хорошо. Вы обрели состояние безмятежности. Внимание сосредоточено в основном на одном объекте, например, на ощущении дыхания на вашей верхней губе. Почти нет мыслей в форме слов, и те быстро уходят. Воцарился полный покой. Вы осознаете дыхание как целое, все ощущения дыхания слились воедино. К вам пришло осознание тела как единого целого. Почувствуйте, как все тело чуть‑чуть колышется, когда вы дышите. Вы не увлекаетесь тем, что проходит через ваше сознание, и не противитесь этому. Если что‑то готово нарушить вашу безмятежность, дайте этому фактору уйти и снова погрузитесь в покой.

• Хорошо. Вы близки к обретению полного внутреннего единства. Приходит осознание своего тела как единого поля энергии, осознание своих переживаний как некого неделимого единства. Вам приходит в голову мало мыслей или вообще никаких. В вашем внутреннем мире разрушены все границы и перегородки. Душа ничему не сопротивляется. Вы всё благосклонно принимаете, всему позволяете быть таким, как есть. Вы принимаете себя таким, какой вы есть. Почувствуйте, как растущее ощущение единства охватывает вас. Да будет единство.

• Возможно, вы обретете состояние незнакомой вам полноты и глубины. Освободитесь от всех мыслей. Еще сильнее углубитесь в дыхание, слейтесь с ним. Погружаться в дыхание становится все проще. Вам теперь нечего желать. Вы не стремитесь кем‑то быть. Вы уже есть! И у вас есть всё для покоя и счастья. Впустите это озарение. Взгляните сквозь него на свой опыт, на себя самого и мир. Последние остатки вожделения распались в прах. Вы спокойны и свободны.

• Хорошо. Когда захотите, постепенно заканчивайте медитацию. Осторожно возвращайтесь оттуда, где вы были, в спокойствие, потом ощутите наполненность, счастье, затем вкус блаженного восхищения. Завершая медитацию, не торопитесь. Будьте внимательны и деликатны с самими собой.

• Пусть это спокойствие и внутренняя стабильность войдут в ваше бытие, станут неизменной частью вас. И пусть они постоянно поддерживают вас и тех, кто вас окружает.

Глава 12: Ключевые мысли

✓ Полнота сознания ведет к мудрости, а лучший путь обрести полноту сознания – медитация.

✓ Помимо пользы для продуктивности, обучения и здоровья медитация учит сосредоточению, необходимому для созерцательной практики. Сосредоточенность поддерживает глубокое освобождающее прозрение относительно причин страданий и создает основы счастья и покоя.

✓ Традиции буддизма называют пять факторов душевной стабильности: направленное внимание, его удержание, переживание восхищения, радости и внутреннего единства. Мы рассмотрели пути укрепления невральных основ этих факторов.

✓ Мы говорили о трудностях, связанных с концентрацией и удержанием внимания в терминах трех его аспектов: сосредоточение на определенном объекте, отсеивание отвлекающих факторов и управление потребностью в стимулировании.

✓ Благосклонное принятие и радость помогают концентрировать внимание, так как поддерживают постоянный высокий уровень дофамина, что сохраняет ворота оперативной памяти закрытыми, так что вы можете всё глубже погружаться в то, что уже находится в поле вашего сознания.

✓ Переживание внутреннего единства, вероятно, сопровождается синхронизацией работы больших участков мозга в гамма‑ритме. Вы можете способствовать появлению этого состояния с помощью остальных четырех факторов сосредоточения. Кроме того, в этом помогут: осознание целостности тела, полное пребывание в настоящем и растворение своего амбициозного, алчного эго в океане всеобщего единства, в океане единого сознания.

Глава 13 Отпуская свое Эго

Осваивать Великий Путь – значит изучать себя.

Познать свою истинную суть – значит забыть свое эго.

Забыть свое эго – значит прозреть суть этого мира.

Догэн [44]

Вот мы и подошли к, возможно, величайшему источнику страданий – и, соответственно, к тому, в отношении чего надо проявлять особую мудрость: нашему эго – мнимому «я».

Подумайте сами. Что происходит, когда вы воспринимаете что‑либо как адресованное лично вам, направленное против вас или жаждете одобрения? Вы страдаете! Когда вы идентифицируете себя в качестве «я» или считаете что‑то «своим», принадлежащим вам – вы становитесь на путь страданий, потому что всё на свете зыбко и преходяще. Когда вы обособляетесь от людей и мира в своем всегда особом, амбициозном эго, вы чувствуете себя одиноким и беззащитным. И страдаете!

С другой стороны, когда вы растворяете чувство противопоставления себя миру в самой сердцевине своего «я», когда вы по‑настоящему присутствуете в потоке жизни, а не стоите в стороне от него, когда эго и эгоизм остаются в прошлом – тогда вы обретаете покой и чувство внутренней наполненности. Возможно, вы когда‑нибудь ощущали нечто подобное, стоя под звездным небом или на берегу океана или когда у вас родился ребенок. Парадокс в том, что чем меньшее значение вы придаете своему обособленному эго, своему «я» с маленькой буквы, тем вы счастливее. Или, как говорят буддистские монахи: «Нет «я» – нет проблем».

Каждый из нас однажды в жизни задавался одним и тем же вопросом: « Кто я есть? » И никто на самом деле не знает ответа. Наше «я» – нечто ускользающее, особенно если смотреть на него как на объект исследования! Так что давайте начнем решать эту проблему с эксперимента – посмотрим, что остается, когда вы отпускаете свое эго. А потом исследуем природу «я» в нашем мозге. И наконец, обсудим, какие есть способы освобождения от эго, дабы обрести себя внутреннее равновесие, покой и чувство сопричастности всему миру. (Чтобы лучше разобраться в этой глубокой проблеме, которую невозможно рассмотреть в одной главе, посмотрите книги: « Живая Дхамма» Аджана Чаа, « Табу на знание, кто вы есть» Алана Ватта, а также « Я есть это: Беседы с Шри Нисаргадаттой Махараджем » или « Духовное учение Рамана Махараши » .)

...

СУЩЕСТВО БЕЗ ЭГО

Постарайтесь делать это упражнение, как можно меньше чувствуя свое «я». Если почувствуете какие‑либо неудобства, сосредоточьтесь на физических ощущениях, например в руках или ногах.

Упражнение • Расслабьтесь. Осознавайте, как ваше тело дышит.

• Примите установку избавиться от своего эго – настолько, насколько можете, – и посмотрите, что получится.

• Осознавайте свое дыхание. Будьте самим дыханием. Больше ничего не надо делать. Вашему эго нет нужды ничего делать.

• Ощутите свою защищенность, насколько можете. Отпустите любое ощущение угрозы или тревоги. У вашего эго нет нужды оберегать вас.

• Почувствуйте, как умиротворение вздымается и расширяется с каждым дыханием. Чтобы обрести умиротворение, вашему эго нет нужды гоняться за удовольствиями, что‑то приобретать.

• Продолжайте освобождаться. Освобождайтесь с каждым вдохом. Освобождайтесь от своего эго с каждым вдохом.

• Не пытайтесь контролировать дыхание – расслабьтесь. Пусть ваше тело управляет дыханием, как бывает во время сна.

• Дыхание продолжается. Осознание продолжается. Теперь вы ощущаете широкое пространство сознания и очень маленькое по сравнению с ним «я». Покой и благодать не нуждаются в эго. Сознание, вбирающее в себя весь мир, все прекрасно делает без помощи эго.

• Медленно оглядитесь вокруг. То, что вы видите, не нуждается в эго, дабы быть воспринятым вашим сознанием.

• Отмечайте легкие движения, которыми не руководит эго. Слегка шевельнулся палец, стул чуть‑чуть подвинулся под вашим весом. Намерения способствуют этим движениям, но, чтобы совершить их, «я» не требуется.

• Осторожно встаньте, так, чтобы «я» не руководило вставанием. Это именно сознание позволило вам встать. Нужно ли для этого эго?

• Пошевелитесь стоя. Вы двигаетесь, но для движения не требуется хозяин или руководитель.

• Теперь попробуйте походить, медленно или быстро. Для этого нет нужды в эго. Ощущения и действия реализуются, но нет необходимости ни в каком эго, чтобы руководить ими. Потратьте на это несколько минут.

• Теперь опять сядьте. Пребывайте в своем дыхании, просто присутствуйте, просто осознавайте. Мысли об эго или мысли, якобы исходящие от некоего «я», – просто часть объектов сознания, подобная любым другим его объектам, в них нет ничего особенного.

• Расслабьтесь и дышите. Ощущения и чувства, будучи объектами сознания, появляются и исчезают. И эго так же появляется в сознании и исчезает из него. И никаких проблем. Просто «я» возникает и исчезает само по себе. И больше нет проблем.

• Расслабьтесь и дышите. Почувствуйте это состояние присутствия, в котором отутствует эго.

• Расслабьтесь и дышите. И больше нет никаких проблем.

Размышления

Возможно, будет немного трудно возвращаться к привычному вербальному мышлению. Читая эти строки, попробуйте потренироваться в понимании смысла слов отдельно от эго, которое будто бы этот смысл воспринимает. Заметьте, что ваше мышление тоже может прекрасно обходиться без вмешательства вездесущего «я».

Оглянитесь на проделанное упражнение и подумайте вот о чем.

• Что вы поняли, изучая эго, «я», «меня»? На что похоже эго? Это был приятный или неприятный опыт? Вы ощутили, что с эго связано противопоставление себя своей истинной сути и миру? • Требуется ли на самом деле опираться на свое эго для выполнения разного рода физической или умственной деятельности?

• Было ли эго всегда одним и тем же, или в разное время вперед выдвигались те или иные его аспекты? Менялась ли сила ощущения «я» – было ли оно иногда сильнее, иногда слабее?

• Что заставляет эго затихать или вновь поднимать голову? Как тут воздействуют страх или злость либо другие мысли об угрозах? Как на власть эго влияют желания, мысли о неких возможностях? Как на него воздействуют другие люди – реальные или воображаемые? Существует ли эго независимо или появляется и меняется в зависимости от обстоятельств?

Эго в нашем мозге

То, в чем вы сейчас убедились, – что эго многогранно, что оно – только часть вашей личности, оно постоянно меняется и приспосабливается к конкретным условиям. Чувство «я» зависит от разных физических субстратов в нашем мозге. Мысли, чувства, образы и тому подобное – это комплексы информации, которые представлены в мозге в виде паттернов нейронной активности. Аналогично различные аспекты иллюзорного эго, а также нашей истинной сути – мощного исконного ощущения своего существования – представлены в виде паттернов в мозге. Дело не в том, существуют ли эти паттерны. Вопрос в том, какова их природа ? И действительно ли эти паттерны, как кажется, отражают некое единое «я», обладающее собственным опытом и регулирующее наши действия? Существует ли «я» на самом деле? Или это подобное единорогу мистическое существо, живущее только в представлениях человека, в его воображении?

У «я» много сторон

В основе многочисленных аспектов эго лежат структуры и процессы в разных частях мозга и нервной системы и воплощенные во взаимодействиях человека с окружающим миром. Исследователи не вполне единодушны в выделении категорий, описывающих разные стороны эго и их невральных основ. Например, выделяют эго размышляющее («Я решаю задачу»). Оно, похоже, представлено в основном в нервных связях между передней поясной корой, верхней внешней префронтальной корой и гиппокампом. Эмоциональная ипостась эго («Мне грустно») поддерживается миндалиной, гипоталамусом, полосатым телом (оно относится к базальным ганглиям) и верхней частью ствола мозга ( Lewis and Todd, 2007). Разные области нашего мозга ведают распознаванием своего лица на групповой фотографии, представлением о своем характере, чувством личной ответственности и оценивают ситуации с нашей, а не чьей‑нибудь еще точки зрения ( Gillihan and Farah, 2005).

Автобиографическое эго ( D ’ Amasio, 2000) включает кое‑что от размышляющего и кое‑что от эмоционального эго и обеспечивает ощущение истории своего «я» с уникальным прошлым и будущим.

Сущностное «я» включает подспудное и не выразимое словами ощущение своей самости, которое обладает лишь малым понятием о прошлом и будущем. Если лобная кора – главное представительство автобиографической ипостаси эго – будет повреждена, сущностное «я» останется, хотя и с неявным ощущением своей непрерывной связи с прошлым и будущим. С другой стороны, если оказываются повреждены подкорковые и стволовые структуры, которые служат основой сущностного «я», то и оно, и автобиографическое эго исчезают. Этот факт наводит на мысль, что сущностное «Я» служит невральным и психическим фундаментом автобиографического эго ( D ’ Amasio, 2000).

В состоянии полной безмятежности психики автобиографическое эго практически отсутствует. Это, вероятно, соответствует относительной дезактивации его нервного субстрата. Спокойное медитативное состояние (как в той медитации, которую мы рассматривали в предыдущей главе) улучшает контроль сознания за процессом дезактивации соответствующих структур.

Эго‑как‑объект появляется, когда вы сознательно спрашиваете себя: «Стоит мне сегодня заказать на ужин китайскую еду или итальянскую?» или «Почему я так нерешителен?» Или когда ассоциации с вашим «Я» спонтанно всплывают в сознании. Такие представления об эго содержатся в повествовании, которое соединяет разрозненные эпизоды проявления эго в последовательный «фильм», в кот<

Наши рекомендации