Очень конкретное сообщение того, что от ребенка требуется.
Никогда нельзя говорить ребенку так:
– Ты плохо вел себя сегодня утром!
Это явный вампиризм. Что он на это может ответить?
Приступая к разговору на эту тему, надо уточнить для себя, что плохого ребенок сделал, а следовательно, как бы он мог поступить иначе. Вот это «иначе» и нужно ему сообщить в виде позитивного предложения.
Подготовка к разговору с ребенком:
Он плохо вел себя сегодня утром. – Что конкретно он делал? – Он носился по квартире и визжал, когда его отец спал после ночной смены. – Почему он это делал? – Потому что он маленький ребенок, он подвижен, ему хочется веселиться. Это заложено в его природе. – Как он должен был вести себя иначе, чтобы это было правильно? – Он мог бы тихонько позаниматься «конструктором».
Обращение к ребенку:
– Коля, давай, когда папа будет днем спать, ты будешь потихоньку заниматься «конструктором». Это будет наша с тобой тайна от папы. Мы будем, как партизаны, все делать тихо‑тихо! Представляешь, папа проснется, а ты уже собрал какую‑нибудь машину! Вот он удивится!
Нельзя говорить ребенку: «Не ковыряй в носу!» Это требование невыполнимо. Все же понимают, что не ковырять в носу вообще невозможно. Корректнее было бы сформулировать: «Ковыряй в носу тогда, когда этого никто не видит». Такую задачу ребенок выполнит.
Положительное кодирование.
Вот пример отрицательного кодирования ребенка. Мальчик вежливо поговорил с Иваном Ивановичем и почему‑то нагрубил Серафиме Павловне. И родитель, естественно, говорит: «Почему ты так себя вел? Ты грубиян!» А правильнее было бы (чтобы закодировать своего ребенка положительно) сказать: «Ты очень вежливо говорил с Иваном Ивановичем. Ты, вообще, вежливый человек!»
Чтобы стимулировать развитие положительных качеств у ребенка, надо комментировать его положительные поступки и делать обобщения только из положительных поступков.
Если вы все‑таки не можете сдержаться и раздражаетесь на поступки ребенка, то умейте мгновенно тормозить. Скажем, ребенок начал совать ножницы в розетку, и вы крикнули:
– Нельзя! Отдай ножницы немедленно! Ты что, с ума сошел?!
И тут же «Стоп!» Вы уже все сказали. Дальше следует, как обычно, мягким тоном сообщить ребенку, что вы его любите, погладить его по голове и объяснить, почему нельзя это делать. Если родитель не сумеет вовремя затормозить и продолжит поддаваться раздражению, ребенок почувствует отчуждение. До этой стадии доводить ни в коем случае нельзя.
Я смотрела много передач о проблеме наркомании и о том, как правильно беседовать с детьми о вреде наркотиков. И я подумала: «А не оскорбительно ли это?» Сидит девочка, думает о математике и о своих будущих детях, и вдруг ей мать, как гром среди ясного неба: «Не вздумай принимать наркотики!» Девочка удивлена: «Почему такие слова обращены ко мне? Я что, произвожу такое плохое впечатление?» Или, еще того хуже, родители начнут подозревать ни в чем не повинного ребенка или вслух предполагать, что он когда‑нибудь этим займется! В передачах так же рассказывалось о признаках, по которым родители могут определить, что ребенок принимает наркотики. Однако ни разу не прозвучала одна хорошая мысль, которую Я хочу высказать сейчас. Надо стать таким родителем, чтобы ребенок (если случится самый крайний случай) мог сказать: «Мама, сегодня я попробовал наркотики. Они мне понравились!» Только тогда у мамы будут все козыри, чтобы справиться с этой проблемой. Если родители вынюхивают, высматривают... Ну унюхают они, и что дальше?
Однако, программируя ребенка исключительно положительно и делая обобщения из его положительных поступков, не допускайте одной ошибки: НЕ СТАВЬТЕ НА РЕБЕНКА КЛЕЙМО!
Что это значит? Не заставляйте ребенка быть, рабом собственных положительных качеств.
Родители с гордостью сообщают знакомым: «Она у нас отличница!» «Она лучше всех в классе рисует!» «Он такой сильный, что его все ребята боятся!» Учителя часто подобным образом клеймят детей в присутствии всего класса. И что же происходит?
Отличница не может пойти в школу, не выучив уроки, даже при самых тяжелых обстоятельствах. Когда в классе никто не может ответить на вопрос, учительница всегда вызывает ее и очень удивляется, если она тоже не знает ответа. «От тебя я такого не ожидала! – укоризненно говорит учительница. – От кого угодно, только не от тебя!» Другая девочка, о которой сложилось мнение, что они рисует лучше всех в классе, кроме всего прочего, может быть травмирована, если в классе появится ребенок, который рисует лучше ее. Проблема под названием «Яль на свете всех милее?» очень распространена в среде благополучных детей и доставляет им массу неприятностей: черную зависть, озлобленность, ненависть к тем, кто оказывается «милее» на практике. Это идеализация себя, которая никогда добром не кончается.
Как же вести себя родителям, чтобы стимулирование положительных поступков не переросло в клеймо?
1. Нельзя удивляться и выражать неудовольствие, если события развернулись не так, как все ожидали. Надо сказать ребенку, что независимо от всяких случайных неудач у него все равно все будет хорошо.
2. Нужно сообщить ребенку, что он имеет право не соответствовать ничьим ожиданиям.
3. Ребенок должен знать, что он вполне может считать себя самым лучшим на свете, но и другие люди имеют право считать себя самыми лучшими на свете – в том‑то весь парадокс. Считать себя самым лучшим на свете можно, однако нельзя тем самым унижать других! Надо уметь спокойно относиться к людям, которые в чем‑то лучше тебя, и надо уважать тех, кто хуже тебя.
Как же быть с АМБИЦИЯМИ ребенка? Нужны ли АМБИЦИИ? Очень! Общество, особенно детское, уважает победителей и не умеет сочувствовать. Но амбиции не должны нести компонента самоуничтожения: зависти, недовольства жизнью и т. п. Человек должен воспринимать свой духовный рост с радостью. Ребенку надо знать: «Я должен быть лучше других хотя бы по одному параметру».
Ребенку следует объяснить: «Ты рисуешь хорошо. Маша рисует лучше, у нее хорошая техника. Но это не значит, что тебе надо бросать рисовать или надо подражать ей. Ты индивидуальность. Твои рисунки неповторимы, равно как и Машины, и вам не стоит друг с другом соревноваться. Ты рисуй свое, а Маша будет рисовать свое».
Хочется еще немного поговорить о школьных оценках. Лично мне, как матери, глубоко безразлично, какие оценки будет получать моя дочь. Но проблема не в этом: самому ребенку глубоко небезразлично, что ему ставят! Для ребенка пятерка означает «я хороший», а двойка – «я плохой». И переубедить его трудно. А в детстве, как известно, закладывается самооценка на всю жизнь, а также программы: «Жить на свете хорошо. Мир меня принимает» или «Жить очень тяжело. Чтобы меня признали, мне придется прилагать неимоверные усилия». Исходя из этих соображений, я бы отдала дочь в школу, где ей будут ставить побольше пятерок. Конечно, нельзя отдавать ребенка в школу совсем низкого уровня – там он не раскроет полностью свои таланты. Необходимо, чтобы ребенок удовлетворил свои амбиции (что само по себе удовольствие) и был за это соответственно вознагражден. Труд – это большой источник удовольствия, если выбрать его правильно, поэтому ребенка нельзя отдавать в школу, где он ничего не будет делать и только получать пятерки. Однако я против школ, где детей учат по сверхсложной программе, заставляют до ночи делать уроки и все равно ставят тройки. Это устанавливает в подсознании людей программы Бесполезности Своего Труда, а также некомпетентности. Каждая тройка – это щелчок по носу: «Ради маленькой‑маленькой крупицы счастья ты должен мучиться очень‑очень много. Просто так никому ничего не дается. Жизнь – это муки, сплошные муки». Такую установку человек может пронести через всю жизнь. Если еще учесть, что это драйвер, то несложно будет догадаться, что страдания сами под него подберутся, наденутся на линию жизни человека как кольца на пирамидку. Поэтому программируйте ребенка: «Труд – это удовольствие!» – и пусть каждый следующий опыт (пятерка, украшение дома его рисунками, угощение гостей тортом, который он испек) это подтверждает.
РЕБЕНОК ДОЛЖЕН БЫТЬ СЧАСТЛИВ СЕГОДНЯ!