Дайте характеристику экзогенно-органических факторов как причин речевых нарушений. 38) Роль экзогенно-органических факторов в возникновении речевых нарушений.
Под экзогенно-органическими факторами понимают различные неблагоприятные воздействия (инфекции, травмы, интоксикации и др.) на центральную нервную систему ребенка и на его организм в целом. В зависимости от времени воздействия этих факторов выделяют внутриутробную патологию, или перинатальную (воздействие в период внутриутробного развития); повреждение при родах (натальная патология) и воздействие различных вредныхфакторов после рождения (постнатальная патология).
Перинатальная патология может быть обусловлена заболеваниями матери, акушерской патологией, а так же акушерскими манипуляциями, которые могут повредить нервную систему плода.
Внутричерепные кровоизлияния могут захватывать и речевые зоны коры головного мозга, что влечет за собой различные нарушения речи коркового генеза (алалия). У недоношенных детей внутричерепные кровоизлияния возникают наиболее легко в результате слабости их сосудистых стенок.
При локализации поражения мозга в области структур, обеспечивающих речедвигательный механизм речи, возникают преимущественные нарушения звукопроизносительной ее стороны — дизартрии.
В этиологии речевых нарушений у детей определенную роль может играть резус-фактор несовместимость крови матери и плода. Резус или групповые антитела, проникая через плаценту, вызывают распад эритроцитов плода. В результате из эритроцитов выделяется токсическое для центральной нервной системы вещество — непрямой билирубин. Под его влиянием поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушениями слуха.
У детей с аномалиями и пороками развития мозга часто наблюдаются множественные, так называемые дизамбриогенетические стигмы в виде асимметрии черепа, аномалии нёба (высокое «готическое» нёбо, уплощенное нёбо, раздвоенная губа), дефекты развития верхней челюсти, аплазия нижней челюсти, микрогнатия, прогнатия и др. Примером речевых расстройств, возникающих под влиянием воздействия неблагоприятных факторов на развивающийся плод, может быть открытая ринолалия, возникающая вследствие врожденной расщелины нёба.
12) Раскройте роль наследственных факторов в возникновении речевых расстройств.37) Роль наследственных факторов возникновения речевых расстройств.
Определенное значение в этиологии речевых нарушений у детей имеет и наследственные факторы. Часто они являются предрасполагающими условиями, реализующимися в речевую патологию под влиянием даже незначительных неблагоприятных воздействий.
В некоторых случаях наследственные факторы выступают как ведущие причины. Так, например, в литературе приводится данные о том, что ринолалия, обусловленная расщелиной нёба в 10-30% случаев может быть связана с наследственными факторам.
По данным С.А. Гриднева, наследственная отягощенность среди заикающихся составляет 17,5%. Отмечается роль наследственных факторов в возникновении нарушений письменной речи (дисграфии, дислексии).
Наследственные факторы в возникновении речевых расстройств обычно выступают в сочетании с экзогенно-органическими и социальными. Они могут играть также ведущую роль в возникновении некоторых видов речевых расстройств, сочетающихся с общими изменениями со стороны нервной системы. Это речевые нарушения, наблюдаемые при хромосомных синдромах и наследственно-дегенеративных заболеваниях нервной системы, которые составляют особую группу так называемых вторичных речевых расстройств. Особенности их определяются самим заболеванием.
Логопеду важно помнить о возможности подобных заболеваний, необходимости их ранней диагностики и лечения, детей с подозрениями на данную патологию целесообразно направлять в медико-генетическую консультацию. Итак, этиологические факторы, вызывающие нарушения речи, сложны и полиморфны. Наиболее часто встречается сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов.
14) Раскройте содержание и значение основных принципов анализа речевых нарушений. 15) Что означает системный подход к анализу речевых нарушений? 39) Принципы анализа речевых нарушений.Принцип развития. 40) Принципы анализа речевых нарушений.Принцип системного подхода в анализе речевых нарушений. 41) Принципы анализа речевых нарушений. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребенка.
Принципы анализа речевых нарушений являются основной классификации речевых нарушений: принцип развития, принцип системного подхода, принципсвязи речи с другими сторонами психического развития ребенка.
Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. Исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с ними осуществляются с учетом ведущей деятельности ребенка (предметно- практической, игровой, учебной).
Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции на- рушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.
Для логопедического заключения, для дифференциальной диагностики сходных форм речевых нарушений необходим корреляционный анализ речевых и неречевых симптомов, данных медицинского, психологического, логопедического обследования, соотнесение уровней развития познавательной деятельности и речи, состояния речи и особенностей сенсомоторного развития ребенка. Речевые нарушения во многих случаях включаются в синдром нервных и нервно- психических заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и др.). Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить комплексный, медико-психолого- педагогический характер. Таким образом, при изучении и устранении речевых расстройств важное значение имеет связи речи с другими сторонами психического развития ребенка.