Использование логопедией данных психолингвистики и лингвистики, общей и специальной психологии и психодиагностики.

Логопедия тесно связана с лингвистическими науками и психолингвистикой.Речь предполагает использование языковых единиц различного уровня и правил их функционирования. Они могут по-разному нарушаться при различных расстройствах речи. Знание последовательности усвоения ребенком норм языка способствует уточнению логопедического заключения, является необходимым для разработки системы логопедического воздействия.

При изучении речевых нарушений важно определить, какая из операций порождения речевого высказывания нарушена. А. А. Леонтьев выделяет следующие операции порождения речевого высказывания: мотив — мысль— внутреннее программирование — лексическое развертывание и грамматическое конструирование — моторная реализация — внешняя речь.

Психолингвистический подход позволяет глубже вскрыть механизм речевого нарушения, уточнить структуру дефекта, определить это нарушение как языковое расстройство. Он способствует большей эффективности логопедической работы по коррекции речевых нарушений.

Логопедия тесно связана с общей и специальной психологией, психодиагностикой. Логопеду важно знать закономерности психического развития ребенка, владеть методами психолого-педагогического обследования детей разного возраста. Применяя эти методы, логопед может различать формы речевых расстройств и отграничивать их от речевых нарушений, связанных с интеллектуальной недостаточностью, эмоциональными и поведенческими расстройствами. Знание психологии помогает логопеду правильно понимать взаимосвязь речевых нарушений ребенка с особенностями психического развития в целом. Знание это поможет ему установить контакт с детьми разного возраста, выбрать адекватные методы их обследования, а также проводить более эффективную логопедическую работу.

5)Принципы логопедии. 20) Раскройте содержание специальных принципов логопедической работы.

· Общедидактические:
1. Принцип научности – преподнесение детям подлинно научных знаний. В работе с аномальными детьми это очень важно, т.к. они дезориентированы, поэтому они должны получать знания не искаженные, путь даже самые элементарные.
2. Принцип последовательности и системности – важно, чтобы ребенок получал строгую систему знаний с последующими усложнениями; работа всегда должна быть спланирована.
3. Принцип доступности – все задания, которые даются ребенку, должны находиться в зоне ближайшего развития.
4. Принцип активности и сознательности – ребенок должен быть активным в процессе деятельности и осознавать то, что делает, чем занимается.
5. Принцип наглядности – в работе должны использоваться картинки…
6. Принцип индивидуального подхода – подбор методов
7. Принцип теории и практики – ребенок получает сведения об окружающем мире через действия; педагог обобщает, корректирует действия и побуждает применять их на практике.
8. Принцип воспитывающего обучения – в процессе обучения в ребенке воспитывают личность.
Специальные:
1. Этиопатогенетический принцип – принцип анализа и коррекции речевых и неречевых нарушений речи. Необходимо знать механизмы и структуру каждого конкретного нарушения. Для того чтобы правильно подобрать методы коррекции, необходимо определить первичный дефект и хорошо представить вторичные нарушения.
2. Принцип комплексного подхода к анализу и коррекции дефекта – принцип работает на диагностическом этапе, т.е. осуществляется медико-психолого-педагогическое обследование.
3. Принцип системного подхода к анализу и коррекции нарушений – необходимо анализировать структуру дефекта, различать внутрисистемные и межсистемные нарушения, оказать коррекционную помощь.
4. Принцип опоры на закономерности онтогенеза – разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе
5. Принцип дифференцированного подхода к воспитанию и обучению – принцип специальных коррекционных образовательных учреждений, где дети комплектуются с учетом возраста и дефекта.
6. Принцип индивидуализации воспитания и обучения
7. Принцип реализации деятельного подхода – этот принцип делится на 3 этапа:
- опора на ведущие виды деятельности (учебная, игровая)
- коррекционное воздействие с целью развития каждого вида деятельности (в условиях аномального развития наблюдается качественное разнообразие формирования каждого вида деятельности; без специального коррекционного воздействия ребенок не достигает того уровня овладения ведущей деятельностью, который характерен для нормального развития)
- формирование структуры деятельности (мотив, цель, исполнение, результат). На всех этапах деятельности должен быть самоконтроль. У аномального ребенка трудности на каждом этапе: мотивация снижена даже в игре; он ориентируется на заданную педагогом программу, удержание программы действия – непосильная задача, ребенок не знает, чего хочет. Всегда есть трудность исполнения, т.к. ему трудно найти способ исполнения. Самоконтроль зачастую не сформирован, дети не замечают своих ошибок и не исправляют их.





Методы логопедии

Методы логопедии как науки можно условно разделить на несколько групп.

Первая группа — организационные методы: сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный.

Вторуюгруппу составляют эмпирические методы: обсервационные (наблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий или психолого- педагогический эксперимент), психодиагностические (тесты, стандартизированные и прожективные, анкеты, беседы, интервью), праксиметри-ческие примеры анализа деятельности, в том числе и речевой деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестических данных).

К третьей группе относятся количественный (математико-статистический) и качественный анализ полученных данных, используется машинная обработка данных с применением ЭВМ.

Четвертая группа — интерпретационные методы, способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями (связь между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом, между функциями и личностью и др.).

Широко используются технические средства, обеспечивающие объективность исследования: интонографы, спектографы, назометры, и др.

Наши рекомендации