Образец формы психолого-педагогической характеристики студенческой группы

Структура курсовой работы

Курсовая работа (КР) – одна из форм самостоятельного изучения дисциплины «Методика воспитательной работы», индивидуальной работы студентов с учебно-методической и педагогической литературой, а также выявление творческих способностей студентов, проявляющихся в разработке практических заданий по МВР.

Цель выполнения КР – осмыслить и усвоить методические основы воспитательной работы в ПОУ.

Задачи выполнения КР:

‒ формировать представления студентов –заочников о воспитательной работе и воспитательной деятельности бакалавра –педагога в ОУ СПО;

‒ понять состояние и перспективы развития современной педагогической науки и практики;

‒ формировать знания у студентов педагогической терминологии, основных понятий и категорий педагогики.

Объем КР составляет 30 ‒ 40 стр. Она должна включать в себя следующие элементы:

1) титульный лист – 1 стр.,

2) содержание (оглавление) – 1 стр.,

3) введение – 1-3 стр.,

4) основную часть, состоящую из двух разделов и нескольких параграфов – 20-30 стр.,

5) заключение 1-2 стр.,

6) список литературы 1-2 стр.,

7) приложения (если таковые имеются)

Титульный лист является первой станицей работы и должен содержать следующие сведения:

‒ наименование учебного заведения, кафедры;

‒ наименование дисциплины, название (темы) работы;

‒ фамилия, имя, отчество автора, курс и номер его группы;

‒ фамилия, ученая степень и звание научного руководителя;

‒ место и год выполнения.

Содержание (оглавление) приводится на второй странице и включает в себя наименование структурных частей КР с указанием страниц.

Введение – вступительная часть работы. В нем показывается актуальность и социальная значимость рассматриваемой темы для воспитания личностных качеств современных молодых людей. Во введении формулируются цели и задачи КР. В зависимости от степени разработанности проблемы формулируются цели и задачи, предмет и объект исследования.

Основная часть – основной раздел работы, в котором излагается ход исследования, формулируются и фиксируются его промежуточные результаты. Именно в основной части работы всесторонне и глубоко анализируются все подлежащие изучению проблемы воспитания молодёжи в профессиональных образовательных учреждениях, последовательно, и с исчерпывающей полнотой раскрывается заявленная тема. Основная часть включает в себя 2 главы. Главы содержат в себе подразделы – параграфы. Главы и параграфы должны быть соотнесены между собой по объему и степени важности. Параграф не может превышать по объему какую либо из глав.

Глава 1. Это теоретическая часть, в которой всесторонне изучается предмет исследования, его сущность и основные свойства, раскрывается содержание основных понятий и терминов, касающихся вопросов воспитания и личностного развития, а также при необходимости раскрывается история вопроса. Она опирается на тщательное изучение научной психолого-педагогической литературы, и обязательно должна включать в себя все значительные литературные источники по исследуемой проблеме.

Глава 2. Как правило, это практическая, методическая часть исследования, в ней дается анализ фактического состояния изучаемого предмета, его отражение в учебно-методической литературе и повседневной практике воспитательной работы, включая обязательное рассмотрение как позитивных, так и негативных сторон. Здесь выявляются новые продуктивные педагогические подходы и способы воспитательного взаимодействия, в итоге формулируются рекомендации по дальнейшему совершенствованию воспитательного процесса в профессиональных образовательных учреждениях. Образно говоря, эта глава дает ответ на вопрос «кто, что и как делает?».

Обязательной составляющей Главы 2 является наличие информационного сопровождения КР. Каждый студент готовит презентационный материал по выбранной методике. Макет презентации включает до 15 слайдов, которые отражают основные этапы самостоятельной работы студента по выполнению КР и показывают его практические умения наглядного обеспечения воспитательного мероприятия или его этапов.

Заключение – последняя, завершающая часть КР, здесь приводятся обобщение теоретического и практического результатов, изложенных в основной части работы; приводятся выводы и рекомендации, характеризующие итоги проделанной работы, даются конкретные методические предложения, оценивается практическая часть проведенного исследования и перспективы внедрения его в воспитательный процесс.

Список литературы представляет собой перечень использованных при написании курсовой работы книг, статей, справочников, архивных документов, периодики, других источников. Допускается и другое название библиография. В нём в алфавитном порядке приводятся все авторы или работы, на которых есть ссылка в тексте работы. Список литературы является важной частью работы, поскольку отражает проделанную работу и глубину исследования. Оформление списка литературы осуществляется согласно ГОСТу по библиографическому описанию источников.

Приложения. Этот раздел является не обязательным структурным элементом работы, он вводится по желанию автора. В нем представлены материалы, не вошедшие в основной текст работы, как правило, они содержат обильный фактический материал: таблицы, графики, анкеты, слайды презентации воспитательного мероприятия, иллюстрации, фотографии и т.д.

Задание 1. Разработка годового плана воспитательной работы по определенному направлению.

Принципы планирования

Ко всем видам планов воспитательной работы предъявляются определенные требования:

1. План должен быть целенаправленным.

2. План должен учитывать возрастные, индивидуальные психо-физиологические особенности студентов, уровень развития коллектива и профессиональную направленность подготовки выпускников.

3. План должен учитывать требования преемственности, систематичности, последовательности планируемых воспитательных мероприятий.

4. План должен включать комплекс разнообразных форм воспитательных мероприятий, методов, форм и средств воспитания.

5. План должен определять реальные воспитательные дела, как по форме, так и количеству и срокам проведения.

План должен не иметь шаблона, тиражируемого ежегодно, а составляться с учетом изменяющихся условий, динамики развития коллектива, увлечений куратора группы и обучаемых, будущей профессиональной деятельности.

Пример формы плана воспитательной работы:

Направление воспитания Цель мероприятия Форма работы Тема Ответственный Дата проведения Отметка о выполнении
             
             

Задание 2. Составление психолого-педагогической характеристики студенческой группы

Психолого-педагогическая диагностика в воспитательной деятельности.

Под ППД понимают систему методов и средств изучения, исследования учебного коллектива с целью определения:

‒ уровня развития коллектива и каждого члена этого коллектива;

‒ межличностных отношений, лидерства в группе;

‒ динамику межличностных отношений;

‒ увлечений, интересов, а также личностные особенности воспитанников;

‒ динамику учебной деятельности группы.

Основная цель ППД – своевременное выявление, оценивание и анализ хода и эффективности УВП, а также коррекции и прогнозирования на их основе дальнейшего развития педагогического процесса, учебной группы и студентов.

Использованные методы:

‒ повседневное наблюдение за поведением детей на уроках, переменах, мероприятиях;

‒ индивидуальные беседы;

‒ беседы с преподавателями;

‒ анализ документов;

‒ анкетирование;

‒ социометрия и др.

Задание 3. Разработка сценария воспитательного мероприятия

Воспитательное мероприятие – это одна из организационных форм, широко используемых во внеурочной и внеклассной воспитательной работе: собрания, классные часы, встречи, вечера, КВНы, КТД (коллективные творческие дела), экскурсии, походы и т.д.

Цель воспитательных мероприятий ‒ выработать у студентов определенную систему отношений к окружающей действительности, сформировать образ самого себя, ценные мотивы, чувства, духовные потребности, ответственность за поступки. Воспитательное мероприятие влияет на общественное мнение, приобщает к жизни коллектива, формирует его традиции. Происходит взаимообогащение подростков, крепнут связи между ними.

Ход мероприятия

Социальныйпедагог:- Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это прекрасное слово, желая друг другу здоровья. Вот и я обращаюсь к вам – здравствуйте, дорогие воспитанницы, коллеги и гости. Сегодня мы проведем с вами мероприятие, которое называется «Мы за здоровый образ жизни». Вы готовы начать разговор? [Слайд- 1, 2].

Девочки мне хочется Вас спросить: «Вы любите жизнь? (девочки отвечают). Жизнь – это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой. А что такое хорошая жизнь? Поразмышляйте об этом, пожалуйста, каждый и запишите продолжение фразы: «Счастливая жизнь – это…» .

Воспитанницы записывают те понятия, которые, по их мнению, характеризуют счастливую жизнь (работают 2-3 мин).

Социальный педагог. Если определить, от чего зависит жизнь и здоровье людей на Земле, то самым главным будет мир, отсутствие войны. Это самое главное, самое важное. Потом последуют: здоровье, достаточное питание, материальное благополучие, семья, дети, медицинское обслуживание…

Предлагается обсудить записи о счастливой жизни и расставить их по степени значимости с воспитанницами..

Социальный педагог. Мы хотим, чтобы вы были развитыми в физическом и духовном отношении, были целеустремленными и жизнерадостными людьми. Обращаю ваше внимание на то, что здоровый образ жизни становится все более популярным среди молодежи. Сегодня речь пойдет о здоровье и здоровом образе жизни. [Слайд 3].

Социальный педагог:Что же такое здоровье? На этот кажущийся поначалу простой вопрос люди пытаются ответить с глубокой древности [Слайд 4].

Здоровье‒это состояние полного физического, психического и социального благополучия», это нормальное состояние организма, когда все наши органы работают дружно, ритмично, согласованно между собой и окружающей средой.

Сейчас мы с вами порассуждаем, что же такое здоровье с позиции трех аспектов. Эта информация поможет вам выполнить следующее задание. У вас есть листочки со словами – ассоциациями. Нужно будет прикрепить их, это будет показывать, какое здоровье, по вашему мнению, обозначает это слово (на доске изображен паровоз с тремя вагонами: 1 вагон – социальное здоровье, 2 вагон – психическое здоровье, 3 вагон – физическое здоровье) [Слайд 5].

Физическое здоровье связано с работой нашего организма. Прежде всего, у человека должно быть здоровое тело, правильное, красивое телосложение, достаточный вес, рост относительный своего возраста. Человек должен иметь хорошую физическую подготовку, а это крепкую мышечную силу в руках и ногах, хорошо переносить физические нагрузки, при этом не чувствовать сильной усталости. Безусловно, здоровый человек редко болеет простудными и другими заболеваниями, т. е. имеет хорошую защитную функцию против вирусов, микробов.

Социальное здоровье человека – это не что иное, как его социальная активность, поведение в обществе, личное отношение к миру. То есть здесь мы можем рассматривать те качества личности, которые будут обеспечивать гармонию между потребностями данного человека и общества в целом. Очень важно, чтобы человек стремился к самореализации и постоянному личностному развитию. Некоторые, например, находят способ самореализации в своей учебе или карьере, другие – в семье и детях. Таким образом, социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение.

Под психическим здоровьем мы понимаем наши чувства, т.е. настроение (хорошее, веселое либо грустное, плохое), чувство радости, дружбы, любви, взаимопонимания, взаимоуважения.. Но есть такие эмоциональные чувства, как страх, угнетение, унижение, обида, боль. И в зависимости от того, какие у них преобладают чувства, таким будет наше эмоциональное здоровье.

Социальный педагог. Сейчас мы с Вами проведем тест «Твое здоровье».

Подведение итогов тестирования.

Игра «Верю - не верю»(если согласны поднимаете руку, если нет – руку не поднимаете):

1.Согласны ли вы, что зарядка ‒ это источник бодрости и здоровья? (да)

2.Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (нет)

3.Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (да)

4.Правда ли, что есть безвредные наркотики? (нет)

5.Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (нет)

6.Чтобы сохранить зубы здоровыми, нужно чистить их два раза в день. (да)

7.Правда ли, что способствует закаливанию в жаркий день пить ледяную воду? (нет)

Информационный лекторий.[Слайды 6,7].

Компоненты здорового образа жизни.

Социальный педагог: Положительные эмоции тоже необходимы для здорового образа жизни: радость, счастье, удовлетворенность жизнью, доброта, доброжелательность..

Отрицательные эмоции, которые разрушают здоровье: злость, страх, обида, тревога, тоска, мнительность, жадность. Старайтесь избегать таких эмоций и оберегать от них окружающих вас людей.

Социальный педагог: Но есть факторы, которые также негативно влияют на здоровье человека. Какие? [Слайды 8,9].

1.Табакокурение часто относят к вредным привычкам, а ведь это одна из опасных болезней, называемая химической зависимостью. Особенно пагубно влияет курение на организм женщины. Если женщина курит, ребенок у такой женщины чаще болеет и отстает в развитии.

2.Алкоголизм.Проблема употребления алкоголя очень актуальна в наши дни. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Алкоголь особенно активно влияет на организм, постепенно разрушая его.

3.Наркомания. Последствия употребления наркотических веществ разрушительны: они вызывают болезни сердца, печени и почек, служат деградации личности, что часто связано с социальным падением и нередко переходящей в слабоумие. Сейчас мы с Вами определили те факторы, которые негативно влияют на здоровье человека.

Избегайте вредных привычек!Ведь именно в подростковом возрасте окончательно формируется организм, который должен служить Вам всю жизнь.

Социальный педагог:Ну и в заключении подведем итоги заочного анкетирование. Задание было выбрать из представленных ниже ценностей важные для человека:

• профессиональная карьера- 18%;

• крепкое здоровье – 31%;

• хорошая дружная семья – 24%;

• яркая насыщенная жизнь-12%;

• материально благополучие -8%;

• близкие друзья -7%.

Социальный педагог:Девочки, что нового узнали на нашем занятии? Надеюсь, что те знания, которые вы сегодня получили, помогут в вашей жизни.

Желаю ВАМ:•Никогда не болеть;•Правильно питаться;•Быть бодрыми;•Вершить добрые дела.

Мы за здоровый образ жизни! Спасибо всем за участие в мероприятии.

Структура курсовой работы

Курсовая работа (КР) – одна из форм самостоятельного изучения дисциплины «Методика воспитательной работы», индивидуальной работы студентов с учебно-методической и педагогической литературой, а также выявление творческих способностей студентов, проявляющихся в разработке практических заданий по МВР.

Цель выполнения КР – осмыслить и усвоить методические основы воспитательной работы в ПОУ.

Задачи выполнения КР:

‒ формировать представления студентов –заочников о воспитательной работе и воспитательной деятельности бакалавра –педагога в ОУ СПО;

‒ понять состояние и перспективы развития современной педагогической науки и практики;

‒ формировать знания у студентов педагогической терминологии, основных понятий и категорий педагогики.

Объем КР составляет 30 ‒ 40 стр. Она должна включать в себя следующие элементы:

1) титульный лист – 1 стр.,

2) содержание (оглавление) – 1 стр.,

3) введение – 1-3 стр.,

4) основную часть, состоящую из двух разделов и нескольких параграфов – 20-30 стр.,

5) заключение 1-2 стр.,

6) список литературы 1-2 стр.,

7) приложения (если таковые имеются)

Титульный лист является первой станицей работы и должен содержать следующие сведения:

‒ наименование учебного заведения, кафедры;

‒ наименование дисциплины, название (темы) работы;

‒ фамилия, имя, отчество автора, курс и номер его группы;

‒ фамилия, ученая степень и звание научного руководителя;

‒ место и год выполнения.

Содержание (оглавление) приводится на второй странице и включает в себя наименование структурных частей КР с указанием страниц.

Введение – вступительная часть работы. В нем показывается актуальность и социальная значимость рассматриваемой темы для воспитания личностных качеств современных молодых людей. Во введении формулируются цели и задачи КР. В зависимости от степени разработанности проблемы формулируются цели и задачи, предмет и объект исследования.

Основная часть – основной раздел работы, в котором излагается ход исследования, формулируются и фиксируются его промежуточные результаты. Именно в основной части работы всесторонне и глубоко анализируются все подлежащие изучению проблемы воспитания молодёжи в профессиональных образовательных учреждениях, последовательно, и с исчерпывающей полнотой раскрывается заявленная тема. Основная часть включает в себя 2 главы. Главы содержат в себе подразделы – параграфы. Главы и параграфы должны быть соотнесены между собой по объему и степени важности. Параграф не может превышать по объему какую либо из глав.

Глава 1. Это теоретическая часть, в которой всесторонне изучается предмет исследования, его сущность и основные свойства, раскрывается содержание основных понятий и терминов, касающихся вопросов воспитания и личностного развития, а также при необходимости раскрывается история вопроса. Она опирается на тщательное изучение научной психолого-педагогической литературы, и обязательно должна включать в себя все значительные литературные источники по исследуемой проблеме.

Глава 2. Как правило, это практическая, методическая часть исследования, в ней дается анализ фактического состояния изучаемого предмета, его отражение в учебно-методической литературе и повседневной практике воспитательной работы, включая обязательное рассмотрение как позитивных, так и негативных сторон. Здесь выявляются новые продуктивные педагогические подходы и способы воспитательного взаимодействия, в итоге формулируются рекомендации по дальнейшему совершенствованию воспитательного процесса в профессиональных образовательных учреждениях. Образно говоря, эта глава дает ответ на вопрос «кто, что и как делает?».

Обязательной составляющей Главы 2 является наличие информационного сопровождения КР. Каждый студент готовит презентационный материал по выбранной методике. Макет презентации включает до 15 слайдов, которые отражают основные этапы самостоятельной работы студента по выполнению КР и показывают его практические умения наглядного обеспечения воспитательного мероприятия или его этапов.

Заключение – последняя, завершающая часть КР, здесь приводятся обобщение теоретического и практического результатов, изложенных в основной части работы; приводятся выводы и рекомендации, характеризующие итоги проделанной работы, даются конкретные методические предложения, оценивается практическая часть проведенного исследования и перспективы внедрения его в воспитательный процесс.

Список литературы представляет собой перечень использованных при написании курсовой работы книг, статей, справочников, архивных документов, периодики, других источников. Допускается и другое название библиография. В нём в алфавитном порядке приводятся все авторы или работы, на которых есть ссылка в тексте работы. Список литературы является важной частью работы, поскольку отражает проделанную работу и глубину исследования. Оформление списка литературы осуществляется согласно ГОСТу по библиографическому описанию источников.

Приложения. Этот раздел является не обязательным структурным элементом работы, он вводится по желанию автора. В нем представлены материалы, не вошедшие в основной текст работы, как правило, они содержат обильный фактический материал: таблицы, графики, анкеты, слайды презентации воспитательного мероприятия, иллюстрации, фотографии и т.д.

Задание 1. Разработка годового плана воспитательной работы по определенному направлению.

Принципы планирования

Ко всем видам планов воспитательной работы предъявляются определенные требования:

1. План должен быть целенаправленным.

2. План должен учитывать возрастные, индивидуальные психо-физиологические особенности студентов, уровень развития коллектива и профессиональную направленность подготовки выпускников.

3. План должен учитывать требования преемственности, систематичности, последовательности планируемых воспитательных мероприятий.

4. План должен включать комплекс разнообразных форм воспитательных мероприятий, методов, форм и средств воспитания.

5. План должен определять реальные воспитательные дела, как по форме, так и количеству и срокам проведения.

План должен не иметь шаблона, тиражируемого ежегодно, а составляться с учетом изменяющихся условий, динамики развития коллектива, увлечений куратора группы и обучаемых, будущей профессиональной деятельности.

Пример формы плана воспитательной работы:

Направление воспитания Цель мероприятия Форма работы Тема Ответственный Дата проведения Отметка о выполнении
             
             

Задание 2. Составление психолого-педагогической характеристики студенческой группы

Психолого-педагогическая диагностика в воспитательной деятельности.

Под ППД понимают систему методов и средств изучения, исследования учебного коллектива с целью определения:

‒ уровня развития коллектива и каждого члена этого коллектива;

‒ межличностных отношений, лидерства в группе;

‒ динамику межличностных отношений;

‒ увлечений, интересов, а также личностные особенности воспитанников;

‒ динамику учебной деятельности группы.

Основная цель ППД – своевременное выявление, оценивание и анализ хода и эффективности УВП, а также коррекции и прогнозирования на их основе дальнейшего развития педагогического процесса, учебной группы и студентов.

Использованные методы:

‒ повседневное наблюдение за поведением детей на уроках, переменах, мероприятиях;

‒ индивидуальные беседы;

‒ беседы с преподавателями;

‒ анализ документов;

‒ анкетирование;

‒ социометрия и др.

Образец формы психолого-педагогической характеристики студенческой группы

I. Общие данные:

1.Возраст студентов.

2.Есть ли в группе студенты, оставшиеся без попечения родителей (да, нет, количество).

3.Сколько в группе студентов, проживающих в общежитиях вуза, из них иностранных студентов).

4. Учебно-познавательная деятельность.

(интерес к учебе (высокий, средний, низкий), отношение к учебе (с удовольствием учатся, интересуются всем, стараются при выполнении заданий, не/нуждаются в помощи, безответственно относятся к учебе), средний бал успеваемости и т.д.).

II. Характерологические особенности:

1.Личностные качества студентов

(активность / пассивность, общительность / замкнутость, робость, уверенность / неуверенность, доброжелательность / отчужденность, злорадство, отзывчивость, целеустремленность, враждебность, настороженность, доверчивость / недоверчивость к другим и т.п.)

2.Эмоциональная сфера (спокойные, возбужденные, агрессивные, замкнутые, умеют настоять на своем, боязливы, жизнерадостны, критичны к другим, способны быть критичными к себе, способны признать свою неправоту, способны к сотрудничеству, стремятся ужиться с другими, дружелюбны, доброжелательны, не/зависимы, не/самостоятельны, любят подчиняться, предоставляют другим принимать решения, стремятся к успеху, ожидают восхищения от каждого и т.д.)

3.Интересы, творческая деятельность;

(чем любят заниматься)

III. Характеристика поведения студентов в группе:

(любят делать все самостоятельно, очень стремятся к самостоятельности; предпочитают, чтобы за них всё делали другие, стараются доводить начатое дело до конца, охотно и старательно (добросовестно) выполняют трудовые поручения деканата, куратора; проявления трудолюбия неустойчивы; не любят трудиться, поручения деканата, куратора выполняют недобросовестно).

IV. Средовая адаптация (отношения с преподавателями, со студентами):

1. Референтное лицо (наиболее значимые для студента взрослые и учащиеся в группе: деканат, куратор, воспитатель, староста группы).

2. Межличностные отношения

- сочувствуют другому, когда тот чем-нибудь огорчен, пытаются помочь ему, утешить, пожалеть; только иногда выражают эмпатию (сочувствие); внешне не выражают эмпатию;

- конфликтные, неконфликтные;

- группа является сплочённой; (да; нет)

- всегда бывают справедливыми во взаимоотношениях со сверстниками, разбирают конфликты других, могут с лёгкостью выйти из трудной, конфликтной ситуации.

3. Показатели воспитанности студентов:

соблюдение норм социального поведения

(вредные привычки (замечены в курении), употребляют ненормативную лексику, склонны ко лжи и так далее).

Наши рекомендации