Тема: «Медико-биологические иметодические

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

ЛЕКЦИЯ № 4

Тема: «Медико-биологические иметодические

Основы современнойспортивной

Тренировки» – 2 часа

По дисциплине: «Физическая культура»

Факультет:Педиатрический

Курс, семестр:IIIсеместр

г. Владикавказ, 2011 г.

Цель лекции:создать у студентов-медиков представление о спорте высших достижений, физиологических механизмах роста тренированности, закономерностях планирования тренировочного процесса.

План лекции:

1. Классификация видов спорта.

2. Определение цели и задач спортивной подготовки в условиях ВУЗа.

3. Формы организации спортивной тренировки в вузе.

4. Цель, задачи, основное содержание СТ.

5. Средства спортивной тренировки.

6. Построение и структура учебно-тренировочного занятия.

7. Особенности планирования периодов тренировок.

8. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности занимающихся.

9. Методы спортивной тренировки.

10. Развитие физических качеств.

11. Спортивная форма.

12. Контроль за эффективностью учебно-тренировочных занятий.

13.Использование отдельных методов контроля при регулярных занятиях

физическими упражнениями и спортом.

14.Самоконтроль занимающихся за состоянием своего здоровья. Показатели

самоконтроля.

Контрольные вопросы для самоподготовки студентов:

1. Цели и задачи современной спортивной тренировки.

2. Особенности современной спортивной тренировки.

3. Раскрыть проявления особенностей современной спортивной тренировки.

4. Классификация спортивных упражнений.

5. Характеристика развития качеств (по выбору).

6. Виды планирования тренировочного процесса.

7. Раскрыть построение одного тренировочного занятия, тренировочного дня (по выбору).

8. Контроль за эффективностью учебно-тренировочных занятий.

9. Методы контроля при регулярных занятиях физическими упражнениями и

спортом.

Список использованной литературы:

1. Физическая культура студента : учебник для студентов вузов/ под общ.ред.

В. И. Ильинича. – М. :Гардарики, 2007.

2. Физическая культура студента: учебник для студентов вузов./Под общ.ред.

В.И.Ильинича.-М.:Гардарики, 2003.

3. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Учебное пособие для студентов вузов.

Ростов-на-Дону: Феникс 2003.

4. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.для ин-товфизич. культуры / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2003.

5. Физическая культура: Учебник / Под.ред. Ю. И. Евсеева. Ростов-на -Дону:

Феникс, 2003.

6. Макарова Г.А. Спортивная медицина: Учебник для вузов. – М.: Сов.спорт,

2002.

7. Физическая культура и здоровье : учебник / под ред. В. В. Пономаревой. –

М. : ГОУ ВУНМЦ, 2001.

Спорт– составная часть физической культуры, специфической особенностью которой является собственно-соревновательная деятельность и подготовка к ней со стремлением занимающихся к достижению возможно более высокого результата.

Массовый спорт– составная часть спорта, охватывающая широкие массы людей, практически занимающихся спортом. Уровень результатов, достигаемых здесь, сравнительно невысок. Перед занимающимисяздесь ставятся задачи укрепления здоровья, повышения работоспособности, коррекции телосложения. Это направление спортивного движения является базовым для спорта высших достижений.

Спорт высших достижений– составная часть спорта, охватывающая избранную часть людей, спортивная деятельность которых превращается в основную, занимающую доминирующее положение в определенном периоде жизни. Перед спортсменами здесь ставится цель достижения максимально возможных спортивных результатов, победы на крупнейших спортивных соревнованиях.

Системы физических упражнений– совокупность специально подобранных физических упражнений, регулярные занятия которыми могут содействовать укреплению здоровья, коррекции телосложения, обеспечению двигательной активности.

Классификация видов спорта.

Виды спорта, в зависимости от характера соревновательной деятельности, делятся на 4 группы:

1-я группа – циклические виды спорта (бег, коньки, лыжи, плавание, гребля, велоспорт и т.д.).

2-я группа – ациклические виды спорта (прыжки, метания, тяжёлая атлетика и др.)

3-я группа – скоростно-силовые виды спорта (баскетбол, футбол, волейбол, регби, бокс, борьба и т.д.)

4-я группа – сложно-координационные виды спорта (гимнастика, акробатика, фигурное катание, прыжки в воду и др.)

В настоящее время почти во всех видах спорта, особенно в циклических, планируют и анализируют тренировочные нагрузки с учётом физиологического воздействия тренировочных упражнений.

Определение цели и задач спортивной подготовки в условиях ВУЗа

Цель – достижение физического совершенства и высоких спортивных результатов, воспитать всесторонне физически подготовленных студентов к творческому труду и защите Родины.

Задачи:

1. Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных возможностей.

2. Укрепление здоровья и всесторонне физическое развитие, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма.

3. Воспитание психической устойчивости, морально-волевых качеств и свойств личности, самосовершенствование и саморегуляция физических и психических состояний.

4. Развитие инициативности, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей.

5. Воспитание привычек здорового образа жизни.

6. Совершенствование двигательных умений и навыков.

7. Приобретение специальных знаний по теории и методике спортивной тренировки, гигиене, восстановлению и др.

Развитие физических качеств

Физическими качествамипринято называть те функциональные

свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности человека.

1. Быстрота– способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени.

Формы быстроты (при оценке быстроты различают):

время реакции;

скорость одиночного движения;

частота движений.

Быстрота простой и сложной реакции.

Простая реакция– это ответ определенным движением на заранее

известный, но внезапно появляющийся сигнал (например, выстрел стартового пистолета).

Сложная реакция– это реакция выбора, связанная с подбором нужного ответа из ряда возможных.

Развитие быстроты (требования для развития быстроты):

упражнения выполнять на предельных скоростях;

усилия направлять не на технику, а на скорость;

скорость выполнения не должна снижаться из-за утомления;

паузы отдыха до полного восстановления.

1. Гибкость– способность выполнять движения с большой амплитудой.

Различают гибкость:

· динамическую (проявляемую в движениях);

· статическую (позволяющую сохранять позу и положение тела);

· активную (проявляемую благодаря собственным усилиям);

· пассивную (проявляемую за счет внешних сил).

Условия проявления гибкости (гибкость зависит от многих условий):

· эластичности мышц, связок;

· эмоционального состояния (во время соревнований гибкость увеличивается);

· разминки, массажа;

· внешней температуры (низкая уменьшает гибкость);

· времени суток (наивысшие показатели с 12 до 17 часов);

· возраста;

· уровня развития силы (физически более сильные люди менее гибки);

· пола (у девушек гибкость на 20-30% выше, чем у юношей).

Корректность оценки уровня развития гибкости зависит от учета особенностей телосложения человека

Развитие гибкости

Для развития гибкости применяют упражнения на растягивание с

постепенно возрастающей амплитудой движений. Движения могут быть

простыми, маховыми, пружинистыми, с внешней помощью, с отягощениями.

Правила развития гибкости:

вводить обязательную разминку;

упражнения выполнять по максимальной амплитуде;

амплитуду движений увеличивать постепенно;

между упражнениями на гибкость выполнять упражнения на расслабление;

при упражнениях махового характера максимально расслаблять мышцы;

· многократно повторять упражнения;

выполнять упражнения на растягивание различных мышц(показатели гибкости не

взаимосвязаны – можно показывать

Хорошуюгибкость в одном суставе и плохую – в другом);

регулярно оценивать уровень развития гибкости.

2. Ловкость– способность быстро, точно, целесообразно, экономно

решать двигательные задачи. Ловкость выражается:

в умениях быстро овладевать новыми движениями,

точно дифференцировать движения и управлять ими,

импровизировать в соответствии с меняющейся обстановкой.

Развитие ловкости

осваивать новые, координационно сложные двигательные задания;

быстро перестраивать действия в соответствии с меняющейся обстановкой (например, в

играх);

повышать точность воспроизведения действий по параметрам времени, пространства и

усилия;

уметь расслабить мышцы в необходимый момент;

повышать способность поддерживать равновесие тела.

Оценка ловкости

Наиболее информативным тестом для оценки ловкости являетсябыстрое и точное выполнение комбинации, состоящей из разнообразныхупражнений.

3. Выносливость– способность человека длительно выполнять работубез снижения ее интенсивности. Проблема выносливости тесно связана с утомлением, поэтому выносливость определяют и как способность противостоять утомлению.

Виды выносливости

Общая выносливость– способность выполнять работу относительно средней интенсивности в течение продолжительного времени засчет аэробных (с участием кислорода) источников энергообеспечения.При развитии общей выносливости в наибольшей мере повышаютсяфункциональные возможности вегетативной, сердечно-сосудистой,дыхательной и других систем.

Специальная выносливость– это способность эффективно выполнять работу в определенной (трудовой, спортивной) деятельности,несмотря на возникающее утомление.

Механизмы обеспечения выносливости.

Уровень выносливости зависит от состояния сердца, легких, печении мышц. От мощности работы сердца и легких зависит количество поставляемого кислорода.Печень содержит гликоген, от распада которого зависит величинавыделяемой энергии. В мышцах основной источник энергии – аденозинтрифосфорная кислота (АТФ).

Восстановление АТФ идет двумя путями:

аэробным (с участием кислорода);

анаэробным (без участия кислорода).

Правила развития выносливости

Спортсмен продолжает выполнять упражнение на фоне сильногоутомления.

Сила.

Виды силы

абсолютная сила – суммарная сила всех мышечных групп, участвующая в данном движении;

относительная сила – величина абсолютной силы, приходящаяся накг массы тела человека;

статическая сила (без изменения длины мышцы) преобладает при удержании поз;

динамическая сила проявляется при изменении длины мышц.

Динамический режим делится на преодолевающий и уступающий.

При первом – уменьшается длина мышцы, при втором, наоборот, мышцаудлиняется, растягивается.

Сила может измеряется с помощью динамометра.

Сила развивается посредством упражнений с отягощениями: собственного тела (подтягивание и др.) и с применением снарядов (штанга, гири).

Правила развития силы

Для развития силы основным является метод максимальныхусилий, но его использование возможно только после многомесячнойтренировки с применением методов повторных и динамических усилий.Эти методы готовят костно-мышечную систему к максимальнымнагрузкам.

Методы развития силы:

отягощение 90% от рекордного;

1-3 повторенияв 1 подходе;

5-6 подходов за занятие;

отдых между сериями 4-8 мин (до восстановления).

Спортивная форма

Объективной основой спортивной тренировки являются закономерности развития спортивной формы. Под спортивной формой подразумевают состояние оптимальной (наилучшей) готовности спортсмена к достижению спортивного результата которое приобретается в процессе соответствующей подготовки в каждом большом (годичном) цикле тренировки. Понятие оптимальной готовности условно. По мере роста мастерства спортивная форма становится иной как по количественным, так и по качественным показателям.

С физиологической точки зрения состояние спортивной формы характеризуется наиболее высокими функциональными возможностями отдельных органов и систем, совершенной координацией, снижением энергетических затрат, ускорением врабатываемости и восстановления работоспособности после утомления, высокой автоматизацией двигательных навыков.

С психологической точки зрения состояние спортивной формы характеризуется активизацией эмоционально-волевых усилий. При этом психические процессы протекают быстрее, расширяется объем внимания, уверенность в своих силах, проявляется воля к победе. В состоянии спортивной формы спортсмены тренируются с удовольствием.

Наиболее общим критерием развития состояния спортивной формы является спортивный результат, показанный в соревнованиях. Часто в отдельных видах спорта состояние спортивной формы оценивается на основе данных педагогического тестирования уровня физической, технической подготовленности, диагностики функционального и психического состояния спортсмена с помощью врачебно-медицинских и психологических методов исследования и др.

Контроль за эффективностью учебно-тренировочных занятий

Педагогический контроль за ходом подготовки спортсменов осуществляется в следующих направлениях:

1. Фиксация фактического выполнения индивидуального плана по объёму, интенсивности, координационной сложности упражнений и т.д.

2. Ежедневное определение состояния спортсмена (работоспособность, восстановление, настроение) на основе данных самоконтроля, наблюдений тренера.

3. Определение уровня отдельных компонентов подготовленности.

Для этого используются контрольные упражнения в процессе учебно-тренировочных занятий.

· научный контроль за состоянием, за изменениями функций его органов и систем, определение максимального потребления кислорода, устойчивости вестибулярного аппарата, состава крови. Научный контроль под силу только на тренировочных сборах.

· врачебный контроль осуществляется перед началом годичной тренировки и в её процессе проводится текущий. Данные врачебного контроля позволяют судить о состоянии здоровья, работоспособности и функциональных изменениях.

· анализ динамики показателей и регулирование нагрузки.

Этот раздел управления тренировочным процессом осуществляет тренер, для этого устанавливается уровень показателей в норме. Для анализа динамики показателей необходимо измерять частоту пульса, кистевую динамометрию (состояние возбудимости Ц.Н,С. и её работоспособности ), контроль за весом тела, различать желание тренироваться по степеням и по направленности.

Невозможно достигнуть высоких спортивных результатов, не соблюдая строго гигиенического режима. После тренировки необходим душ, раз в неделю после тренировки с небольшой нагрузкой следует парная баня, желательно и сухой пар. Важное значение имеет регулярный массаж, обязателен ежедневный самомассаж. В процессе тренировки полезно принимать кратковременные солнечные ванны, очень важно уметь отдыхать. С тренировкой тесно связан вопрос питания, полный комплекс витаминов и нормальный водно-солевой обмен. Курение и алкогольные напитки не совместимы со спортом.

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

ЛЕКЦИЯ № 4

Тема: «Медико-биологические иметодические

Наши рекомендации