Тема: медико-биологические аспекты экологии человека

Цели занятия:

1) Выяснить влияние факторов среды на жизнедеятельность человека.

2) Дифференцировать адаптационные сдвиги и патологические изменения в организме человека.

Базисные знания:

1) Из курса биологии средней школы Вы должны иметь понятие об экологии и экологических факторах; знать структуру биосферы и закономерности существования биогеоценозов.

Учебная карта занятия:

А) Вопросы для подготовки к занятию:

· Экология как наука. Среда как экологическое понятие. Факторы среды. Специфика среды жизни людей.

· Антропогенные экосистемы как результат индустриализации, химизации, урбанизации, развития транспорта, выхода в космос. Взаимодействие общества и природы как глобальная проблема современности.

· Экология человека. Биологический и социальный аспекты адаптации населения к условиям жизни. Уровни экологических связей человека (индустриальный, групповой, глобальный).

· Человек как творческий экологический фактор. Основные направления и результаты антропогенных изменений в окружающей среде. Охрана природы и рациональное природопользование.

· Биологическая изменчивость людей и биогеографическая характеристика среды. Экологические типы людей и условия их формирования.

· Экологические проблемы и генетика человека.

Б) Список основной и дополнительной литературы по теме:

Основная литература:

1. Биология: в 2 кн. / Под ред. В.Н. Ярыгина. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2005-2008. – Кн.2: Эволюция. Экосистема. Биосфера. Человечество. – Главы 16, 17, 24, 25.

Дополнительная литература:

1. Агаджанян, Н. А. Экология человека и концепция выживания: учеб. пособие для студ. мед. и фармац. вузов. / Н.А. Агаджанян, А.И. Воложин, Е.В. Евстафьева. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. – 240 с.

2. Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П. Экология человека. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. – 640 с.

3. Биология. / Под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Медицина. – 1985.

4. Биология. В 2-х кн. / Под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высш. шк. – 1999-2004. – Кн.2. – Главы 16, 17, 24, 25.

5. Биология. / А.А. Слюсарев, С.В. Жукова. – К.: Вища шк. – 1987. – Глава 15.

6. Лучич С.И. Популярные беседы по экологии. – Челябинск: РЕКПОЛ, 2000. – 277 с.

7. Малышев, А. И. Экология: ответы на вопросы. Тесты: учеб. пособие для вузов / А. И. Малышев. – Челябинск, 2001. – 168 c.

8. Основы экологии и охраны природы: учеб. / под ред. А.П. Арзамасцева. – М.: Медицина, 2008. – 416 с.

9. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 671 с.

10. Ревелль, П. Среда нашего обитания: В 4 кн. / П. Ревелль, Ч. Ревелль. Кн.4: Здоровье и среда, в которой мы живем. – М.: Мир, 1995. – 191 с.

11. Собенина Г.Г., Ким О.А., Борисова Л.С., Шаравина Н.П., Шабаева О.М., Аситинская С.Е. Экология человека. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. – Челябинск, 1998. – 48 с.

12. Шилов, И. А. Экология: учеб. для студ. биол. и мед. специальностей вузов. / И.А. Шилов. – М.: Высш. шк., 2001. – 512 с.

13. Экология [Электронный ресурс]: общий курс. – [Б. м.: б. и.], 2001. – 1 компакт-диск.

14. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? Уч. пособие. – М.: МНЭПУ, 1997. – 330 с.

15. Экология и защита биосферы. В 3-х кн. – М.: Межд. дом сотрудничества, 1996.

16. Экология уральского региона [Электронный ресурс]: история и современность. – Челябинск: ЧОУНБ, 2001. – 1 компакт-диск.

17. Экология человека: учеб. для вузов с компакт-диском. / под ред. А.И. Григорьева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 240 с.

18. Экология человека [Текст]: учеб. для вузов. / Е. П. Гора. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2007. – 544 с.

В) Задания для учебно-исследовательской работы студентов.

Задание 1. Изучение сравнительной характеристики адаптивных экологических типов людей.

Используя полученные при подготовке к занятию знания и материал учебника, заполните таблицу:

Адаптивный экологический тип Климатогеографические условия среды обитания Морфофизиологические признаки адаптивного экологического типа
Арктический тип      
Умеренный тип      
Тропический тип    
Высокогорный тип    

Задание 2. Самостоятельное решение ситуационных задач по медицинской экологии(составлено на основе Руководства к лабораторным занятиям по биологии: Учеб. пособие / Под ред. Ю.К. Богоявленского. – М.: Медицина, 1988. – 320 с.).

Используя полученные при подготовке к занятию знания, решите следующие ситуационные задачи:

Задача 2.1.

Известно, что в процессе адаптации к жизни в условиях Крайнего Севера, Забайкалья и ряда других областей у человека выявляется так называемый фетальный (эмбриональный) гемоглобин, отсутствующий в норме у взрослых. Наиболее высокие цифры характерны для начальных периодов адаптации, спустя 3-5 лет они снижаются и через 15 лет держатся на низком уровне (исчезают). В условиях средней полосы фетальный гемоглобин обнаруживается у взрослых только при злокачественных опухолях некоторых органов.

Врач, работающий в Забайкалье, во время профилактического медицинского осмотра обнаружил у пациента высокое содержание фетального гемоглобина.

Какое заключение должен сделать доктор, если из анамнеза известно, что пациент приехал на место работы полгода назад? Запишите это заключение (с пояснениями).

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задача 2.2.

Известно, что в процессе адаптации первые 3 года количество эозинофилов (разновидность лейкоцитов) резко повышается.

Анализ крови больного показал высокие цифры эозинофилов – 15% вместо 0,5%, что обычно имеет место при заражении человека гельминтами. Надо ли направлять пациента на овогельминтоскопию, если известно, что он приехал в Забайкалье год назад?

Запишите свой ответ с пояснениями.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задача 2.3.

Выпускник медицинской академии получил назначение на работу в высокогорный поселок. У одного из первых пациентов анализ крови показал резко увеличенное количество эритроцитов, в связи с чем больному был поставлен диагноз – нарушение процессов кроветворения.

Правильный диагноз поставил врач? Ответ обоснуйте.

 
 
 
 
 
 
 

Задача 2.4.

Врач травматолог в целях диагностики часто применял переносной рентгеновский аппарат, не используя при этом мер защиты от рентгеновского излучения. У него родился сын, страдающий гемофилией. До этого больных гемофилией в семье не было.

Можно ли считать, что наследственную патологию сын унаследовал от отца?

 
 
 
 
 
 

Г) Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия:

1) Объективный анализ изменений параметров жизнедеятельности человека под влиянием экологических факторов.

Подпись преподавателя: ______________________________________________________________


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3

ТЕМА: ПРИНЦИП ВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КЛЕТКИ. КЛЕТОЧНЫЙ ЦИКЛ

Цели занятия:

1) Изучить динамику поведения хромосом в процессе митоза.

2) Сравнить процессы митоза, амитоза, эндомитоза и политении.

3) Выявить факторы внешней и внутренней среды, влияющие на скорость и характер митоза.

4) Обратить внимание на роль некоторых лекарственных препаратов на митотический процесс.

Базисные знания:

1) Из курса биологии средней школы Вы должны знать морфофизиологическую характеристику животной и растительной клетки, а также процессы обмена веществ, протекающие на клеточном уровне.

Учебная карта занятия:

А) Вопросы для подготовки к занятию:

· Принцип временной организации клетки.

· Клеточный цикл:

а) интерфаза (периоды и процессы, происходящие здесь);

б) собственно митоз (характеристика всех фаз).

· Хромосома – форма структурно-функциональной организации наследственного материала (химический состав, структурная организация, морфология хромосом). Понятие о гетеро- и эухроматине.

· Амитоз, его особенности. Эндомитоз. Политения.

· Биологическое значение митоза и амитоза. Факторы, оказывающие влияние на деление клеток.

· Какова роль митоза в следующих жизненных процессах - рост, развитие, регенерация, образование раковых клеток.

Б) Список основной и дополнительной литературы по теме:

Основная литература:

1. Биология: в 2 кн. / Под ред. В.Н. Ярыгина. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2001-2008. – Кн.1: Жизнь. Гены. Клетка. Онтогенез. Человек.

Дополнительная литература:

1. Биология. / Под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Медицина. – 1984. – С. 33-41, 47-51.

2. Биология. В 2-х кн. / Под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высш. шк. – 1997. – Кн.1, – С. 19-27, 36-39, 54-59, 119-129, 130-133, 145-152. – Кн.2. – С. 81-83.

3. Биология. / А.А. Слюсарев, С.В. Жукова. – К.: Вища шк. – 1987. – С. 14-19, 27-31, 43-48, 239-242.

4. Биология с общей генетикой. / А.А. Слюсарев. – М.: Медицина. – 1977. – С. 37-40, 69-74.

5. Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э., Рачковская И.В., Давыдов В.В. Общая и медицинская генетика. Лекции и задачи. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – С. 7-17, 24-26, 28-30, 48-50.

6. Пехов А. П. Биология: медицинская биология, генетика и паразитология/ А.П. Пехов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 656 с.

В) Задания для учебно-исследовательской работы студентов:

Задание 1. Изучение кариокинеза в клетках корешка лука.

Рассмотреть на большом увеличении микроскопа препарат “Кариокинез в клетках корешка лука”.

Найти зону интенсивного деления клеток, описать все стадии митоза и зарисовать:

А) клетка в интерфазе (клетка с четко обособленным ядром с одним или двумя ядрышками, с сильно окрашенными зернами хроматина).

Отметить:

1. ядро;

Цитоплазму.

    1.   2.  

Б) клетка в поздней профазе (клетка с набухшим ядром, появляется нитевидная структура хромосом, свернутых в клубок. К концу профазы ядерная мембрана растворяется, и клубок хромосом оказывается в цитоплазме).

Отметить:

1. хромосомы в цитоплазме;

Наши рекомендации