Тема Методы сестринского обследования.

Лекция №23

Разработал

преподаватель

Марычева Н.А.

Согласовано

на заседании ЦМК

Протокол №_____

от «___»_______2016г.

Председатель ЦМК

Иноземцева Т.А.

Оренбург 2016 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

Теоретического занятия

Специальность 34.02.01 Сестринское дело базовый уровень.

ПМ.04«Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»

МДК. 04.03Технология оказания медицинских услуг

Тема Методы сестринского обследования.

Тип занятия Урок изучения новых знаний

Форма проведенияТеоретическое занятие, лекция №23

Цели занятия:

Учебная

Добиться прочного усвоения системы знаний в области оценки функционального состояния пациента. Ознакомить студентов с содержанием объективных методов обследования пациентов. Рассказать о правилах и технике общего осмотра, видах нарушения сознания, положения в постели, видах одышки и типах дыхания. Разобрать характеристики пульса, а также физиологические нормы артериального давления.

Развивающая.

Стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга. Способствовать развитию логического мышления. Формирование навыков самообразования, самореализации личности и развития речи, мышления, памяти.

Воспитательная.

Стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга. Формирование у студентов целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, основанного на признании приоритетов общечеловеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека.

Студент должен иметь представление:

§ о методике сестринского обследования.

Студент должен знать:

§ Cодержание объективных методов обследования пациентов.

§ Правила и технику общего осмотра.

§ Виды нарушения сознания

§ Виды положения в постели.

§ Виды одышки

§ Типы дыхания;

§ Характеристики пульса;

§ Физиологические нормы артериального давления.

Межпредметные связи

История медицины, анатомия, физиология, клинические дисциплины, Введение в специальность, общая психология, медицинская психология, русский язык, латинский язык, фармакология, медицинское право, медицинская эргономика.

ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

(структура занятия)

1. Организационная часть- (проверка присутствующих, готовность обучающихся к занятию, наличие формы и т.д.).

Введение

§ начальная мотивация учебной деятельности (название темы, ее цель, значение, связь с современностью, перспективы развития вопроса);

§ актуализация опорных знаний.

2. Основная часть(изложение нового материала)

ПЛАН

  1. Введение. Содержание объективных методов обследования пациентов.
  2. Правила и технику общего осмотра.
    1. Виды нарушения сознания.
    2. Виды положения в постели.
  3. Типы дыхания.
  4. Виды одышки.
  5. Характеристики пульса.
  6. Физиологические нормы артериального давления.
  7. Заключение.

МДК 04.03. Решение проблем пациента

Посредством сестринского ухода

Занятие №23 Лекция

Тема Методы сестринского обследования.

I. Введение. Содержание объективных методов обследования пациентов.

Цельсестринского процесса – поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей человека.

Медсестра на основе собранной информации определяет нарушенные потребности пациента или его семьи и в связи с этим должна выявить проблемы для проведения должного ухода. Таким образом, медсестра в пределах своей компетенции помогает пациенту в получении «недостающего» и решает, как помочь пациенту в коррекции и восстановлении нарушенных потребностей.

Цель обследования – собрать, обосновать и связать полученные данные о пациенте для создания о нем информационной базы.

Всю информацию о пациенте можно разделить на две большие группы:

Методы сбора информации
Субъективный Объективный
Жалобы, расспрос пациента Расспрос немедицинского окружения пациента Медицинская документация Наблюдение за пациентом Специальная мед. литература Расспрос мед. окружения
           

Таблица 1. Методы сбора информации о пациенте.

На основе субъективных и объективных данных сестра сопоставляет каждую из 10 потребностей (по адаптированной модели сестринского ухода В.Хендерсон) с реальной возможностью пациента удовлетворять её самостоятельно или же он испытывает дефицит самоухода. Сестринское обследование определяет направление сестринской помощи.

1. Субъективная информация включает в себя оценку своего состояния самим пациентом и его немедицинским окружением: жалобы пациента на самочувствие, мнение пациента о том, как проявляются у него нарушение той или иной потребности, ощущения самого пациента относительно проблем с его здоровьем.

2. Объективная информация - это наблюдения или измерения, проводимые лицом, собирающим информацию с помощью специальных методов.

Ι. Субъективная информация собирается посредством интервьюирования пациента.Интервью начинается со знакомства с больным: выяснения его Ф.И.О., года рождения, места жительства и работы, образования и далее последовательно по схеме.

Интервью также дает возможность наблюдать за пациентом. Наблюдение также является одним из методов сбора информации. Наблюдая за поведением, внешним видом, взаимоотношениями с окружающими, м\с определяет, насколько данные, полученные при наблюдении, согласуются с данными, полученными при беседе.

Располагая информацией о пациенте, пользуясь его доверием и расположением его родственников, медицинская сестра не должна забывать о праве пациента на конфиденциальность информации.

Схема субъективного обследования пациента:

1.Причины обращения за мед.помощью (жалобы пациента в настоящий момент)

2.Источник информации.

3.Начало заболевания.

4.Перенесенные заболевания и операции.

5.Аллергоанамнез

6.Наследственность.

7.Эпидемиологический анамнез.

8.Вредные привычки.

9.Профессионально-производственные условия.

10.Способность к удовлетворению физиологических потребностей.

11.Способность к самообслуживанию.

12.Взаимодействие с членами семью.

13.Отношение к процедурам.

1.Причины обращения (жалобы пациента в настоящий момент).

А) Пациент самостоятельно излагает свои болезненные ощущения, жалобы.

Обычно больному задается вопрос: «Что Вас беспокоит?», «На что жалуетесь?»
Необходимо фиксировать информацию, предоставляемую пациентом.

Б) Пациент отвечает на вопросы медсестры (студента).

М/с (студент) задает вопросы, позволяющие систематизировать и детализировать жалобы больного.

Например, при жалобах на боль необходимо выяснить у больного:

1) локализацию боли (где болит);

2) иррадиацию боли (распространение боли);

3) время появления болей;

4) длительность (постоянные, приступообразные);

5) интенсивность;

6) характер боли (колющая, тупая, давящая);

7) причины, вызывающие или усиливающие боль(движение, физическая нагрузка).

При жалобах на кашель м\с необходимо уточнить характер кашля (влажный, сухой), интенсивность, наличие мокроты (если есть, выясняют ее количество, характер, цвет, запах).

Жалобы могут носить общийхарактер (слабость, утомляемость, нарушение аппетита, нарушение сна, раздражительность, возбуждение, головная боль) и специфический характер (боли, одышка, изжога, тошнота, рвота, нарушение стула, нарушение мочеиспускания и др.)

Одышка - затруднение дыхания, характеризующееся нарушением ритма и силы дыхательных движений. Одышка является защитно-физиологическим приспособлением, при помощи которого восполняется недостаток кислорода и выделяется накопившийся избыток углекислоты.

Изжога - чувство жжения за грудиной по ходу пищевода, обусловленное попаданием кислого желудочного содержимого на слизистую оболочку пищевода.

Тошнота- неприятное ощущение в подложечной области, чувство тяжести, сопровождающееся иногда побледнением лица, усилением потоотделения, сердцебиением, слюноотделением и замедлением дыхательных движений. Тошнота часто предшествует рвоте.

Рвота- сложный рефлекторный акт с участием мышц желудка, диафрагмы, передней брюшной стенки, а также надгортанника и мягкого неба, результатом которого является извержение содержимого желудка наружу через рот, носовые ходы (необходимо обратить внимание на наличии примесей в рвотных массах: крови, слизи, желчи, не переваренной пищи; рвота цвета «кофейной гущи» свидетельствует о желудочном кровотечении).

Метеоризм- вздутие, тягостное распирание живота из-за скопления газов в кишечнике.

Поносы - жидкий стул при частом опорожнении кишечника ( выявляют кратность и наличие примесей: крови, слизи).

Запоры- длительная задержка кала в кишечнике (выявляют длительность запора).

Полиурия- увеличение суточного количества мочи (более2-х литров).

Олигурия- уменьшение суточного количества мочи (менее 500 мл).

Анурия- полное прекращение выделения мочи.

Никтурия- преобладание ночного диуреза над дневным.

2. Источники информации: пациент, семья больного, медперсонал, медицинские документы (подчеркнуть нужное)

3. Начало заболевания:

С какого времени считает себя больным________________________________

Когда и как появились первые проявления болезни_______________________________

Состояние пациента непосредственно перед заболеванием (имелись ли психические травмы, переутомление, переохлаждение, погрешности в еде) ____

Течение заболевания (последовательность проявления и развития отдельных симптомов; периоды обострения и ремиссии, исследования и способы лечения)__

Наши рекомендации