Инфантильная травма и взрослая травма
Хотя многие взрослые люди страшатся возвраще ния их инфантильной травмы, для них невозмож но испытать в точности такое же переживание, ко торое было у них в детстве. В некоторых психоти ческих состояниях или в тяжелых алкогольных де- лириях для взрослых возможно близко
к тому ужасу и подавляющему состоянию, от кото рых, как мы можем предполагать, страдает ребенок.
312 Г
При длительном мучении и в других внешним или внутренним образом обусловленных панических состояниях, при которых имеет место комбинация страдания с полной беспомощностью и достижени ем кататоноидных состояний, существование трав матического состояния часто не может подвергать ся сомнению. Тем не менее, имеют место важные различия между этими состояниями и аналогичны ми состояниями у детей. Регрессия в аффектах — это часто встречающийся феномен, однако у взрос лых людей регрессия имеет место спорадически то тут, то там и не является полной. Взрослые люди могут блокировать эмоции и суживать познаватель ную способность. Поэтому для взрослого человека
невозможно испытывать такую полную регрессию в форме и природе аффектов и в психи
ческом функционировании, чтобы пси хическое состояние инфантильной травмы.
Одной из причин такого отличия является струк
тура взрослой психики. Она содержит все те ресур сы для предотвращения травмы, которые мы имели обыкновение описывать в качестве "стимульного барьера". Что касается переживания травмы, одна ко, крайне важное отдельное отличие было отмече но Петти личное сообщение). В травмати ческом состоянии взрослого человека сохраняется "наблюдающее эго". Следовательно, по мере раз вития функций самонаблюдения травматические переживания и "околотравматические" состояния могут быть использованы при развитии "сигналов травмы" 1967), максимального отклика при чрезвычайных обстоятельствах, мобилизирую- щего тревогу, который может позднее служить для предотвращения травмы. Сигналы травмы могут мобилизовывать защиты человека или могут быть
вторая— травма 313
вовлечены в получение им помощи от других лю дей (Petty et 1974).
Другое важное различие между инфантильной и взрослой формой психической травмы наблюдается в связи с ее отношением к аффектам. Для ребенка сами аффекты становятся подавляющими и травма тическими вследствие их примитивной природы и примитивного состояния психики ребенка. У взрос лого человека интенсивные аффекты сами по себе не порождают травму, и при определенных усло виях они могут даже желаться. Даже аффективные бури отличаются от психической травмы в том от ношении, что они несут в себе угрозу затопления, но в действительности не подавляют интегратив- ные и исполнительные функции индивида. И лишь подавление эго, капитуляция к полной беспомощ ности и безнадежности и продвижение к кататоно- идному состоянию делают ситуацию травматичес кой. Травматическое состояние нельзя ни прирав нять к интенсивным аффектам, которые могут по ложить ей начало, ни понять через них. Эйсслер (1966), по-видимому, имел в виду нечто подобное, когда сказал: "Тревога не может травматизировать психический аппарат в сколько-нибудь большей мере, чем это может сделать защитный механизм" (р.26). Данное утверждение справедливо, лишь если мы имеем дело со зрелым, взрослым типом аффекта.
Какова же тогда природа психической реальнос ти, субъективное переживание во взрослом трав матическом состоянии? В психоаналитической ли тературе встречается поразительно малое число субъективных сообщений о том, что же это такое жить в состоянии травмы. То, что доступно, обыч но имеет отношение к области внешних, бихевио- ральных или связанных с последействием данных.
314 Г.Кр
Фюрст (1967) сделал обзор и суммировал сообще ние Солнита и Криса, которые реконструировали "психическое содержание" травмы как "чувство бес помощности перед лицом непреодолимой опаснос ти" и описали травматическое состояние как "па рализующее, сковывающее действия или приводя щее в состояние беспомощности, в диапазоне от нечувствительности до эмоционального шторма в аффектах и поведении" (р.37). Это определение включает в себя дезорганизацию чувств, мыслей и поведения, а также физические симптомы, отража ющие автоматическую дисфункцию. Хотя Солнит и Крис сообщали о травматическом инциденте в жизни ребенка 3,5 лет, в их описании дается смесь состояний, которая соответствует взрослому типу психической травмы, как отличной от инфантиль ной травмы.
Психическая травма как процесс
В травматическом состоянии имеет место психоло гический паралич, который начинается с фактичес ки полного блокирования способности ощущать эмоции и боль, а также другие физические ощуще ния, и прогрессирует к торможению других психи ческих функций. Сами находящиеся в травматичес ком состоянии субъекты способны наблюдать и опи сывать блокировку аффективных откликов — дан ное обстоятельство привело к использованию та ких терминов, как психическое оцепенение, "пси хологическая закрытость" (Lifton, 1967) и "аффек тивная анестезия" (Minkowski, 1946). Парадокс в травматическом состоянии заключается в том, что оцепенение и закрытость воспринимаются как об легчение от ранее болезненных аффектов, таких как
вторая травма 315
тревога; в то же самое время они также пережива ются как первая часть умирания, ибо вместе с аф фективной блокировкой происходит блокировка инициативы и всех способствующих сохранению жизни познавательных способностей. Сильное су жение, десимволизация и фрагментация психичес кого функционирования нелегко замечаются посред ством рефлексивного самоосознания, как это имеет место при "психическом оцепенении". Доступные нам описания были получены в ситуациях, кото рые не были всецело подавляющими. Например, Ясперс (1923) нашел личное описание солдата в период первой мировой войны: "Нам было прика зано ждать и наблюдать, хотя мы находились в не посредственной опасности. Наш разум застыл, оце пенел, стал пустым и мертвым". Это солдат далее сообщает, что "чувство застывает... Находящийся под угрозой человек становится оцепенелым, не возмутимым, беспристрастным — чувства медлен но вращаются в благотворном оцепенении, затем няются и скрывают от тебя наихудшее" (р.367).
Нижеследующая цитата взята из "Хроник Лод- зевского гетто" (Dobroszycki, 1984), официальной записи событий, в которой записывались "одни лишь факты" таким образом, чтобы они могли изу чаться нацистскими "властями". Они говорят сами по себе, показывая как психическое оцепенение, так и трудности исследователя, пытающегося выс казать некоторое обобщение, которое включало бы в себя опыт Холокоста:
Между прочим, заслуживает внимания
странная реакция населения на недавние собы тия. Нет ни малейшего сомнения в том, что это был глубокий шок, и однако вызывает изум-
316
ление безразличие, проявленное теми людьми
— исключая других людей, которые не были прямо затронуты этими событиями и которые сразу же возвратились к нормальной жизни,
у которых отнимались их любимые. Казалось, что события последних дней должны были бы надолго погрузить все население гетто в траур на длительное время, и однако сразу же после этих происшествий, даже во время акции пере селения, население было поглощено повседнев ными заботами — доставанием пропитания, пай ков и т.д. — и часто сразу же переходило от непосредственной личной трагедии к повсед невной жизни. Не является ли это некоторой разновидностью нервного оцепенения, безраз личия или симптомом заболевания, которое проявляет себя в притуплении эмоциональных реакций? После утраты своих близких люди постоянно ведут разговоры о пайках, картош ке, супе и т.д.! Это непостижимо! Почему на блюдается такое отсутствие теплоты по отно шению к тем людям, которых они любили? Ес тественно, то тут, то там видны матери, опла кивающие в том или ином углу своего ребенка или своих детей, увезенных из гетто, но в це лом царящий в гетто настрой не отражает ужас ных тяжелых испытаний последней недели. Печально, однако правдиво! (запись, сделанная Зелковичем, р.255).
По-видимому, когнитивное сужение, а не "оце пенение" объясняет редкость сообщений о психи ческом состоянии в травме. Те сообщения, которые мы смогли обнаружить, показывают, что на пике дистресса описания смещаются с чувств и пережи
ваний субъекта на описание событий, как если бы они описывались третьим лицом. В личных описа ниях травматических состояний могут делаться крат кие упоминания о ранней фазе этого процесса как о болезненной или вызывающей испуг. В них может упоминаться некоторое оцепенение или деперсона лизация, однако данные истории неизменно пере ходят в описание Яркие примеры этого процесса представлены у Косински (1965). Шли- мэн дал несколько описаний кораблекрушения в своих "учебниках", однако этот необычно много словный человек описывает собственное травмати ческое переживание следующим образом: "Я упал, ударившись ртом о палубу, и сломал себе все пере дние зубы. Но мой ужас был столь силен, что я не замечал боли. Я собрался с силами и привязал себя веревками [к Я ожидал наступления смерти с каждой новой волной" (Niederland, 1965, р.382). В других версиях описывается несколько деталей обстоятельств кораблекрушения, но не дается ни какого описания его чувств, так как Шлимэн все гда перескакивает с этого предложения к потере сознания, а затем к спасению.
Читатели или слушатели таких описаний, по кон трасту, ошибочно ожидают, что повторный рассказ о данном событии приведет к возрастанию боли, страдания и дистресса. Они также опасаются, что такое описание будет становиться непереносимым, и они далее не смогут эмпатически сопереживать. В действительности аудитория, которой сообщает ся об огромных бедствиях или умерщвлениях (на-
Я благодарен Хэндлер, которая оказала мне огромную помощь в поиске психиатрических автобиографичес ких и функциональных описаний травматических состояний.
318 Г
пример, в кинокартине Поля убийства, в которой описывается геноцид в Камбодже) испытывает ог ромный дистресс, так как люди не способы развить интрапсихическую блокировку. Художественные изображения исторических катастроф ограничиваются очень сжатым описанием данных событий с мини мальным изображением этих ужасных обстоятельств; аудитория не может смотреть в лицо реалистичес ким, детальным описаниям данных событий. Уце левшие люди обычно говорят: "Действительность была много-много хуже!" Фрейд (1930) затронул некоторые из этих моментов, когда писал:
Можно сколько угодно ужасаться положе
нием рабов на античных галерах, крестьян во время Тридцатилетней войны, жертв святой ин квизиции, евреев, ожидающих погрома. Но мы не в состоянии сопереживать этим людям, мы лишь гадаем о тех переменах, которые произош ли в восприимчивости к ощущениям счастья и несчастья (вследствие врожденной тупости или постепенного отупления, безнадежности, гру бых или утонченных наркотиков). Предельные страдания запускают в ход определенные за щитные механизмы (р.89).
Я полагаю, что "определенные защитные меха низмы" — это дереализация, деперсонализация и, возможно, другие состояния измененного сознания, каждое из которых может проистекать из перехода ко сну ребенка в травматическом состоянии. Этот механизм также может лежать в основе того, что следует после воздействия блокировок: прогрессив ный отказ от самосохраняющих инициатив через сужение и прогрессивную блокировку психических
функций, таких как воображение, ассоци ации, решение проблем, и так далее. Человек в та ком состоянии может осознавать беспомощность своей ситуации и думать: "Я должен умереть", — короткая мысль, которая может высказываться со злостью и горечью. И другие мысли могут прихо дить в голову — например, предчувствие неперено симого страдания, связанного с возвращением ужа са психической травмы детства, — и они могут раз рушать функциональное торможение действия. Ре зультатом может быть целенаправленная или дела емая наобум попытка действия. Таковы спазмы де ятельности при нахождении в кататоноидном со стоянии. Воспоминание о непереносимом инфан тильном состоянии может в последний момент мобилизовать адаптивное действие. Часто, однако, такие вспышки деятельности лишены планирова ния и даже психических содержаний и являются рефлексивными по своей природе и самодеструк тивными по результату.
По мере развития состояния психической трав
мы имеет место возрастающее охватывание, с соб ственной капитуляцией перед смертью до точки как психологической, так и физиологической необрати мости. Многие из последействий психической трав мы возникают в результате такого погружения в ран ние стадии психогенной смерти. Неоднократно опи сывались проблемы массивной психической трав мы, возникающие в результате столкновения со смертью и последующих вытекающих из этого со бытий, которые разрушали целые сообщества лю дей. (Обзор этой литературы был дан Норре[1971], а также в трудах [1967, 1976, 1979а,
320 Г
Катастрофическая психическая травма и трансы Катастрофическая психическая травма определяет ся как капитуляция перед тем, что воспринимается
как неминуемая опасность внешнего или внутрен него происхождения. Именно психическая реаль ность этой капитуляции перед тем, что восприни мается человеком в качестве непереносимой ситуа ции, которой нельзя избежать и из которой нет выхода, заставляет человека капитулировать и от казываться от сохраняющей жизнь активности.
Оценка ситуации как ситуации неминуемой опас ности и капитуляция перед ней дает начало трав матическому процессу. Аффективным откликом на сигнал о неизбежной опасности является страх, боязнь или тревога. Аффективным откликом на восприятие неизбежной опасности является ката- тоноидная реакция.
Имеют место, как упоминалось ранее, сходства между травматическими кататоноидными реакция ми и различными каталептическими состояниями, включая "животный гипноз". Понимание трансов уместно в терминах покорного поведения и других самолимитирующих состояний. Это часть феноме на, в котором мы может понимать травму как трансо- вое состояние и как команду. Недавно проведен ные исследования, например, обнаружили, что у вьетнамских ветеранов с посттравматическим стрес совым расстройством имеет место крайне высокая гипнотическая внушаемость и очень глубокие руб цы памяти (imagery scores) (Struttman and Bliss, 1985). Данное состояние нахождения в трансе и способности повиноваться приказам превосходно и в деталях описано Филиппом Мюлером, уцелев шим узником "зондер команды" Аушвица
вторая- травма 321
1985). Он рассказывал, что после того как их привели в камеру для сжигания крематория Аушвица и приказали снять одежду с сотен трупов, лежащих в этой камере, то затем случилось следую щее:
Когда мы сняли одежду с некоторых из них, затем поступила команда поддерживать огонь в печах. Внезапно ко мне подбежал эсэсовец и закричал: "Убирайся отсюда! Иди ворошить тела!" Что он имел в виду, говоря мне "Воро ши тела"? Я вошел в камеру крематория. Там находился еврейский узник Фишель, который позднее стал начальником команды. Он взгля нул на меня, и я увидел, как он ворочал длин ным прутом внутри печи. Он сказал мне: "Де лай как я, или эсэсовец тебя убьет". Я взял стальной прут и стал делать то же, что и он. Я слушался приказаний Фишеля. В тот момент я находился в шоке, как если бы я был загип нотизирован, и был готов выполнять все, что мне говорилось. Я был столь лишен собствен ного рассудка, столь подавлен ужасом, что де лал все, что говорил мне Фишель (р.52).
Кататоноидная реакция на опасность имеет древ нее филогенетическое происхождение. Миллер утверждает, что имеют место два базисных эффекта страха:
Первым является тенденция сохранять непод вижность, которая достигает своей крайней формы в прикидывании мертвым у определен ных животных, и иногда порождает результа ты, напоминающие податливую уступчивость кататоников. Вторым является паттерн испу-
322
га, отступления, убегания и вокализации. Оба этих несовместимых паттерна, по-видимому, активируются страхом, и поведение может бы стро смещаться от одного к другому, как в слу чае напуганного животного, которое то зами рает на месте, то внезапно стремительно убега ет, ища спасения
Кататоноидная реакция может быть вызвана эк спериментально у большинства, если не у всех животных (Tomkins, 1962), и у многих из них она становится конечной реакцией хронической порож дающей тревогу ситуации, из которой животное не может спастись 1967).
Первая реакция молодых позвоночных животных на опасность — "замереть" и лежать неподвижно, в особенности когда матери нет рядом — может быть интересной преамбулой к исследованию раз вития аффектов у людей. Человеческий младенец утратил эту фундаментальную, сохраняющую жизнь реакцию. Трагический пример такой утраты наблю дался во время нацистского периода. Когда семьи прятались от преследования, неконтролируемый плач ребенка часто подвергал опасности всю груп пу. Среди тех разновидностей травматизации, ко торые приобретают качество ночного кошмара, встречаются травмы некоторых выживших людей, которые, будучи младенцами или маленькими деть ми, были почти до смерти задушены своими мате рями, чтобы дети не выдали их присутствие.
Продвижение от возбужденной тревоги к пассив ной капитуляции и кататоноидной реакции проис ходит перед лицом неизбежной и угрожающей жиз ни опасности. Таким образом, влияние нарастания защитной и экспрессивной функции тревоги до точ-
— травма 323
ки торможения, с капитуляцией к деструкции, яв ляется травматическим и порождает нарушение в овладении аффектом и его перенесением (Greenacre, 1958).
Стерн (1953) утверждал в своей ранней работе, что специфическая опасность автоматической тре воги заключалась в том, что она могла вызвать тя желое состояние стресса — неврогенный шок и смерть. Позднее Стерн (1968а, писал о смысле и физиологическом аспекте такого завершения в тре воге, о котором мы склонны думать как о страхе смерти, но который в действительности является смертельным страхом. Он постулировал, что пси хическая репрезентация угрозы умирания была ос нована на инфантильном переживании, названном им "биотравмами". У людей, которые перенесли тяжелую травматизацию в младенчестве и детстве, смертельный страх связан с чувствами беспомощ ности, неподвижности и удушья, которые считают ся причинами подавляющей природы автоматичес кой тревоги, кастрационного страха, страха расчле нения и утраты своей психики. Возможно, этот страх также представляет из себя то, что Мелани Кляйн (1946), связывая его с представлением о "распаде нии на мелкие кусочки", называла "психотической тревогой". Это непереносимое чувство является тем, что вызывает, или, более само является первой травматического процес са. Оно дает начало сериям бессознательных пато генных реакций, которые представляют собой син дром травмы. Смертельный страх взрослого чело века — чувством надвигающейся аннигиляции, обездвиживанием, удушьем — Стерн интерпрети ровал как повторное переживание младенческой паники и тотальной стрессовой реакции, которая
324 Г
возникла в результате отсутствия незаменимой ма тери. Чрезмерная травматизация, с переживанием младенцами враждебного отвержения, патологичес ки усиливает обычно встречающиеся биотравмы, происходящие в результате нормальных фрустра ций и (Stern, 1968а, При этих усло виях реакция на аффект становится постоянно чрез мерной.
Вдобавок к остаточным идущим из детства воз действиям интенсивные аффекты также разруши тельны для взрослого функционирования. Арнольд (1950) высказывает характерное утверждение: "Ин тенсивная тревога препятствует мышлению, а так же действию, вследствие ее физиологических (сим патическая нервная система) воздействий. Гнев раз рушителен, потому что ведет к интенсивной пара симпатической стимуляции, результатом которой становится нарушение координации" (р.ЗО).
Имеют место удивительные сходства между пси хическим состоянием в травме и психическим со стоянием некоторых суицидальных пациентов (Shneidman, 1976а). Такое обнаружение не долж но нас удивлять в свете возможного продвижения психического травматического состояния к психо генной смерти. И действительно, некоторые попыт ки самоубийства и неоднократные самоповрежде ния могут представляться средством прекращения травматического состояния (Simpson, 1976). Когда наступает психическое оцепенение и человек осоз нает наличие у себя чувства "омертвелости" и не которые сопровождающие реакции сужения, депер сонализации и т.п. — в особенности когда имеет место чувствительность к потенциально возможно му летальному исходу травматического состояния,
— попытка самоубийства или самоповреждения
вторая— травма 325
может (парадоксальным образом) быть спаситель ной для жизни в том отношении, что посредством этого человек утверждает свою власть над ситуаци ей таким образом прерывая состояние беспомощ ности и капитуляции. Некоторые из внезапных вспышек активности в кататоноидном состоянии представляют собой тот же самый тип протеста в последнюю минуту, так как именно процесс психо логической капитуляции является летальным.
Другое поразительное сходство между суицидаль ными пациентами и пациентами в травматическом состоянии заключается в тяжелом сужении психи ческих функций, которое включает в себя блоки ровку и диссоциацию от своего прошлого. Неспо собность описать психическое состояние в психи ческой травме часто в ретроспективе обусловлено тяжелым торможением психических функций, ко торое сокращает до минимума самонаблюдение и познавательную способность. Шнейдмэн (1975b) подчеркнул этот момент в отношении суицидаль ных пациентов, говоря о том, что они не в состоя нии написать "полной и проясняющей" записки Он даже утверждал, что если бы они могли это сделать, они бы не убили себя.