Центры удовольствия и дистресса: анатомия
как метафора для психического функциониро вания
До сих пор концептуализация психического удо
вольствия моделировалась на основании идеи раз рядки в мужской эякуляции, смешиваемой с идеей и идеей предварительной игры. Различные исследователи способствовали открытию нового взгляда на удовольствие, продемонстрировав, что в мозгу имеются центры удовольствия и дистресса (Delgalo, Roberts, and Miller, 1954; Olds and Milner, 1954; Olds and Olds, Центры удовольствия и дистресса тесно связаны с лимбической системой, которая управляет эмоциями (MacLean, 1949), но отдельны и отличны от нее. Центры удовольствия обладают своими собственными обширными «пу тями награды», которые простираются до передней коры головного мозга, гипоталамуса, покровной структуры, относящейся к варолиеву мосту, и до продолговатого мозга. Медиальный узел в передней части головного мозга является «почтовой станци удовольствия» для других мозговых путей
р. 160). В мозжечке также име ется область, связанная как с центрами удоволь ствия, так и с центрами дистресса, которая функ-
В этом отношении всегда наблюдалась некоторая путаница, так как сама эякуляция смешивалась с эмоциональной "разрядкой".
220 Г
таким образом, что ее стимуляция бло кирует области дистресса и боли и одновременно стимулирует центры удовольствия. Хис по казал, что можно лечить разнообразные, в против ном случае неизлечимые расстройства, импланти руя мозговой возбудитель в эту мозжечковую об ласть. Важное значение такого отдельного воздей ствия, которое одновременно смягчает плохие чув ства и порождает хорошие, состоит в том, что оно обеспечивает нас той моделью, которую мы ищем. Конечно, мы должны найти способ объяснить сдви ги в гедоническом качестве аффектов в результате операции. Новые физиологические и фармакологические исследования дают нам ответ в форме гормонов, которые обладают эндогенным, подобным наркотическому, воздействием. Эндор- фины и энкефалины одновременно снимают боль, порождая ощущение удовольствия, а также проти
водействуют «возбуждающему» воздействию эмо ций и боли, и поэтому осуществляют наши требо вания (Goldstein, 1976; Guillemin,
Проведенные Хисом исследования центров удо вольствия и дистресса и их связи с эмоциональ ным функционированием и психическим заболева нием были вдохновлены взглядами его учителя Шандора Радо, который был убежден, что «эконо мика удовольствия» была существенно важна для регуляции поведения и объектных отношений
Имеется также пептид, который не блокируется опиатами-анта гонистами: нейротенсин. Снайдер (1980) сделал обзор множе ства воздействующих на психику полипептидных нейротранс- миттеров, которые связывают гедоническую регуляцию с множе ством висцеральных, аффективных и витальных функций и со здают комплексное взаимодействие между аффективными и ге доническими состояниями и гомеостатическими функциями орга низма.
(Heath, 1974). Радо (1964, 1969) считал, что гедо нические регуляции были главным фактором в эмо циональном и психическом заболевании. Откры тие группы мозговых гормонов, вовлеченных в ге доническую регуляцию, является волнующим под тверждением
Хотя анатомически и нейрофизиологически име ются два отдельных центра — один регулирует при ятные ощущения, а второй — дистресс — для пси хической реальности взрослого человека пережи вание в большей мере является спектром, обеспе чивающим каждое психическое событие качеством соответственного удовольствия или дистресса. Хотя генетическая история этого развития еще мало из вестна, по-видимому, имеет место истощение пере живания интенсивности удовольствия (и дистрес са), так что психологической целью у взрослого будет делать это воздействие менее интенсивным. Помимо демонстрации существования центров удовольствия и дистресса, а также всей системы нейротрансмиттеров, принимающих участие в ре гулировке удовольствия и дистресса, мы должны обеспечить психологический каркас для их функ ционирования. Мы должны создавать теории и про должать исследования психологических послед ствий развития и функционирования этих биоло гических регуляторов гедонического аспекта пси хического функционирования, в особенности гедо нического аспекта аффектов и их последствий для природы и функционирования психики. Однако применение анатомии и физиологии в такой работе является строго метафорическим. Анатомия и фи зиология поясняют мое клиническое впечатление, что образование гедонического качества аффектов может быть отделено от образования других аспек-
222 Т
тов и свойств эмоции. и я (Krystal and Raskin, 1970) обсуждали клинические импликации точки зрения о том, что переживание боли не яв ляется простым ощущением, а скорее представляет из себя сложное переживание. Демонстрация цен тров удовольствия и дистресса как отделенных от лимбической системы и связанных с ней, говорит в пользу того, что, сходным образом, переживание аффекта должно рассматриваться как сложное яв ление.
Вдобавок к когнитивному аффекта (его смыслу), имеется «экспрессивная» часть. Эта часть аффекта субъективно тесно связана с переживани ем удовольствия или дистресса, как если бы оба эти вида переживания были неотъемлемой частью эмоции. Однако как анатомические, так и клини ческие наблюдения говорят в пользу того, что каче ство удовольствия от аффекта получается вполне отдельно и лишь ассоциативно связано с частным аффектом. Ассоциация и производимый резуль тат — одни и те же, когда ребенок воспринимает лицо матери и испытывает удовольствие. Эта ра дость не идентична с восприятием. Ни удовольствие, ни дистресс в эмоции не идентичны с эмоцией.
Наблюдения изменений в переживании удоволь ствия от тревоги и других аффектов и аддиктивные использования некоторых аффектов моими паци ентами наводят на мысль, что вполне обычен сдвиг в гедоническом качестве аффектов. Этот сдвиг мо жет быть достигнут умышленно, посредством во ображения соответствующей сцены и других спосо бов. Теперь мы можем вернуться к некоторым из тех вопросов, которые мы рассматривали ранее. По- видимому, удовлетворение может происходить бес сознательно, так как удовольствие, подобно вине и
другим аффективным переживаниям, может иметь место, но не регистрироваться сознательным обра зом. Возможность того, что как удовольствие, так и боль могут проходить без сознательной регистра ции, лучше всего демонстрируется экспериментом в гипнотической анальгезии, в которой субъект от рицал переживание какой-либо боли, в то время как его автоматическое писание было наполнено восклицаниями и просьбами прекратить это муче ние (Hilgard, 1974).
Эти бессознательные удовлетворения или дист рессы клинически заметны в их воздействиях в ка честве мотиваторов — как в проблемах бессозна тельного чувства вины или того, что я ранее описы вал как «аффективные То, что мы рас смотрели, говорит также в пользу того, что вос приятие и сознательная регистрация гедонического качества аффектов могут смещаться, вытесняться или преувеличиваться в защитных целях. Они так же могут видоизменяться вследствие связи с дру гими аффектами, как это показывается в поэтичес ком «прославлении» экзистенциального отчаяния. Больше всего может изменяться сама интенсивность удовольствия от переживания дистресса, как мы это видели на клинических иллюстрациях изменений в гедоническом качестве аффектов. Необходимо отличать вариацию в сознательной регистрации удовлетворения (или дистресса) от вариации в са мом переживании удовлетворения (или дистресса). В действительности мы можем теперь принять в качестве предпосылки, основанной на работе гип нотизеров-исследователей, главным образом Хил- гарда (1974) и Нокса, Моргана и Хилгарда (1974), что мы должны разделять понятие удовольствия и понятие удовлетворение и страдание от боли, так
224 Г
как они способны на раздельные вариации. Кроме того, все эти четыре качества, а также многочис ленные комбинационные переживания (такие как комбинированное удовольствие, боль, удовлетво рение и дистресс при чесотке) могут регистриро ваться с различными степенями осознания и с раз личными степенями
Кроме того, как отмечает Д.Клейн (1987), мы должны отличать аппетитивную (охваченную же ланием) мотивацию и действия от завершенных. Эта точка зрения удваивает число комбинаций ге донических регуляторных возможностей. Теперь нам требуется объяснить (и мы можем использо вать для понимания наши клинические наблюде ния) роль удовольствия или удовлетворения, боли (дистресса) или страдания как в аппетитивном, так и в консумматорных (consummatory) принципах поведения и в широких пределах сознательной ре гистрации. Ибо ясно, что качество сознательной регистрации аффекта и в особенности его гедони ческое качество не могут быть точно оценены через
«сознательную или бессознательную» двойствен ность, а скорее должны рассматриваться в спектре переживаний.
Хотя я отмечал гедонические сдвиги в аффектах, вероятно, наиболее часто мы сталкиваемся с тем, что гедоническая способность пациента является низкой — или вторично пониженной 1975). Конечно, эти условия нам знакомы в форме раз-
Выражение "самонаблюдение" было создано Лоренсом П. Тур- коу, в 1953 для обозначения того, что лишь те переживания, которые осознаются как часть собственной саморепрезентации, свободны от вытеснения и поэтому могут использоваться в соб ственных интересах.
личных ангедонических состояний, в особенности депрессии. Однако даже для депрессии мы не мо жем достоверно утверждать, что ангедония пропор циональна тяжести депрессии. Фосетт со своими сотрудниками (1983), следуя интуитивной догадке Д.Клейна (1974), показал посредством клиничес ких что лишь некоторые депрессив ные пациенты существенно ангедоничны. Все же по крайней мере некоторые аффективные состоя ния могут существенно изменять гедоническую ре гуляцию. Также имеются ситуации, когда сексуаль ное возбуждение становится расстраивающим или когда любой другой предваряющий (ожидающий удовлетворения) аффект воспринимается как вы зывающий неудобство или болезненный. Исследо вания тяжелых посттравматических состояний на водят на мысль, что наиболее часто встречающееся последействие заключается в уменьшении способ ности к удовольствию и радости, в состоянии анге- донии, которое может представлять собой долго временное изменение этих функций (Krystal, 1978).