Катастрофическая травма взрослого
ются в аффекты, которые указывают на чувства не вредимости, успеха и удовлетворения, такие как чувство довольства, уверенности и надежды, а так же как аффекты, сопровождающие чувство удов летворения, такие как любовь, нежность, привя занность и сексуальное возбуждение. Другие акти вации и аффекты могут быть постулированы с вида ми деятельности, иными чем секс, например, сти муляция в связи с едой и во время еды, а также в связи с насыщением. Паттерны дифференциации схематически представлены на рисунке 2.
Прослеживая те эмоции, которые произошли от предшественников аффектов неудовольствия, мы перечисляем тревогу, вину, отвращение, печаль, бес помощность и безнадежность, гнев или ярость. Что касается вопроса о том, что существует до аффек тивной дифференциации, мы можем лишь постули ровать состояние, которое было вполне надлежащим образом описано Рэмзи и Валлерстайном (1958):
Рис.2. Аффективная дифференциация
Новорожденный испытывает внутренние на пряжения (нарушение гомеостатического рав новесия), которые "воспринимаются" (имеют ся в виду предшественники восприятия) не как психическое состояние, а как диффузные на пряжения на недифференцированном биопси хологическом уровне. Лишь позднее в ходе раз вития такое состояние напряжения, как напри мер голод, может быть раздельно рассмотрено как на психологическом уровне (чувство голо да), так и на физиологическом уровне (сопут ствующие различимые соматические процессы)
Важно иметь в виду различие между смутной и смешанной природой аффектов в этом раннем со стоянии и взрослым типом переживания аффекта,
112
так как мы наблюдаем пациентов с аффективной регрессией к различным точкам вдоль этого эволю ционного пути. Одна из проблем обращения с аф фективной регрессией и понимания ее заключается в том, что аффекты обнаруживают себя недиффе ренцированным образом.
Вдобавок к аффективным откликам, которые ста новятся сознательно воспринимаемыми и извест ными субъектам как состояния их собственного функционирования, а также как мотивы для дей ствий, сходным образом приобретается знакомство с определенными телесными потребностями. Так, проприоцептивно их регистрируя тем же самым образом, которым мы отмечаем соматические изме нения, сопровождающие аффекты, мы создаем ме ханизм, посредством которого жажда, голод, жара или холод могут функционировать в качестве мо тивов деятельности как в животном царстве, так и у человека. Ребенок довольно рано достигает пони мания таких состояний, которые могут быть выра жены словесно; ранее ребенок сигнализировал о них визуально или подражательно (mimetically) ухажи вающему родителю. Это не означает, что все аф фекты и физиологические расстройства, такие как боль, имеют символические компоненты, но мно гие из них приобретают когнитивные или симво лические "маркеры" по ходу развития. Все же эти физиологически порожденные отклики, хотя они обладают такими же самыми мотивационными свой ствами, как аффекты, субъективно отличаются по их более распознаваемому воздействию на телесные органы. Однако, подобно аффектам, они субъек тивно воспринимаются как внутренние состояния и в такой форме имеют определенное сходство с чувствами. Такое понимание согласовывает исполь-
- эмоции из
зование термина "чувство" с тем, как его использу ет Прибрам (1970) и Дж.М.Джонс (1981, 1984). Однако остаются отличия, так как вышеназванные авторы называют эти физиологически обусловлен ные переживания "чувствами", как противопостав ленные аффектам, для обозначения иной природы этих соматических реакций. Я считаю, что "чув ства" важный компонент аффективной обработ ки данных, в которой осознание субъективности пе реживания является доминантным. Однако эти "со стояния", произошедшие от соматических потреб ностей, также становятся "чувствами" и таким об разом оказывают параллельное влияние на инфор мацию, мотивацию и саморегуляцию.
Давайте вернемся к эпигенезу аффектов. Любое значительное событие, будь оно эволюционным, связанным с созреванием, или же случайным, по рождает аффективное состояние, таким образом одновременно бросая вызов существующему равно весию и создавая возможность для выдвижения на первый план данной эмоции и ее переводу на но вый уровень вербализации, десоматизации и диф ференциации. Следует выделить несколько цент ральных моментов в раннем детстве. Если исполь зуется простейший способ отнятия от груди и не принимаются в расчет различные возможные ин дивидуальные переживания, то может быть сдела но по крайней мере одно наблюдение: отнятие от груди может вызвать, вдобавок к чувствам гнева и беспомощности, первое переживание утраты, утра ты груди. Фрейд отмечал, что так как ребе нок является психологически ненасытным, эта ут рата никогда в полной мере не преодолевается. Не удача попытки отказаться от этой привязанности проявляет себя в многочисленных знаках сильного
Г
желания к воссоединению с идеальной матерью и в борьбе против чувств беспомощности и зависти. Эти констелляции продолжают генерировать аффекты, которые становятся важными воздействиями на паттерны характера и на мотивацию более поздних сексуальных интересов.
Затем наступает период, в который почти одно временно происходят многочисленные развития: подвижности, языка, приучения к горшку и сепа- рации-индивидуации. Развитие языка и символи зации — фундаментальное событие в развитии аф фективной символизации. С выражением голосом это может быть наиболее важной защитой от трав- матизации в период приучения к горшку и сепара- ции-индивидуации. Малер (1966) отмечала, что если ребенок не "готов эмоционально функциони ровать отдельно от матери, когда другие линии раз вития побуждают его к сепарации, он может столк нуться с представляющими угрозу аффективными откликами. Согласно Малер, ребенок, который не способен вербализовать свои эмоции, развивает "организмический дистресс" — реакцию, которая может становиться хронической и может препят ствовать способности ребенка "использовать свою мать в качестве внешнего организатора или допол нительного эго" (р. 154). Малер, по-видимому, опи сывала опасность психической травматизации во время процесса сепарации-индивидуации. Сепара- ция-индивидуация, а также развитие эмоциональ ной устойчивости в целом, осуществляется под за щитой матери, которая вмешивается в ситуацию и спасает ребенка всякий раз, когда инфантильные аффекты угрожают подавить ребенка своей интен сивностью. Неудача матери делать это будет при водить к тому, что ребенка будут переполнять со
матические и недифференцированные аффекты - состояние, представляющее собой сущность инфан
психической травмы.
Опасность события такого рода существует во всехузловых точках аффективного развития. Каж дая стадия представляет возможность для аффек тивного созревания через обращение с интенсив ной и поэтому потенциально опасной эмоциональ ной реакцией. Сепарация-индивидуация — один из таких периодов как огромной опасности, так и ог ромных возможностей. К тому времени как начав шему ходить ребенку исполняется 18 месяцев, он достигает
определенной степени константности объек
та... т.е. психические репрезентации матери ста новятся интрапсихически доступными... Сле ды памяти об объекте любви позволяют ребен ку в течение некоторого времени оставаться вне контакта с матерью и при этом все еще функ ционировать в эмоционально устойчивом стоянии при условии, что ребенок находится в хорошо знакомой ему среде. Предположитель но это происходит потому, что ему доступны внутренние репрезентации матери [Mahler, 1966,
Малер объясняет, что, с одной стороны, научив шийся ходить ребенок может сталкиваться с "орга- низмической паникой" и что базисное настроение
фазы развития — печаль и депрессия; с другой стороны, однако, некоторые аспекты "открытия мира" порождают крайне приподнятое настроение. Она говорит в действительности о "двойной травме" при учения к горшку и об открытии различий между полами как о "содействующем факторе в генезе
116 Г
склонности к депрессивным настроениям". Таким образом, порождает мно
жество моментов, в которых аффекты могут стано виться чрезмерно опасными и могут приводить в результате к временной или длительной регрессии. С другой стороны, отказ от удовлетворяющего по требности симбиотического объекта и установление константности объекта (легко вызываемой психи ческой репрезентации матери) представляет собой большой шаг вперед в аффективном развитии, по тому что эти шаги в развитии подразумевают авто номию и прогресс в направлении использования эмоций в качестве сигналов для себя. Возросшая подвижность и мускульные умения позволяют ка- нализирование некоторых аспектов аффективного выражения с физиологических откликов в мотор ные. Такое развитие прогрессирует до той точки, где, согласно постулатам некоторых психологов, эмоции развиваются, лишь когда индивид не мо жет "ничего поделать" по поводу возникшей ситуа ции. На каждой психосексуальной стадии происхо дит выработка множества фантазийных решений, которые смягчают безотлагательность импульсов. По мере развития вербальных навыков как части фан тазийной переработки, точность и эффективность слов приводит к тому, что язык становится пред почитаемым способом обращения с аффектами. Та ким образом, каждая психосексуальная стадия, каж дый психосексуальный кризис, каждое возрастание значимых отношений, представлений и модальнос тей содействует вербализации и десоматизации аф фектов и установлению контроля над ними.
Хотя Малер гипотетически предположила, что утрата симбиотического объекта прорабатывается, я не уверен, понимала ли она, что такая проработ
ка сопровождается гореванием, что не представля ется мне возможным на данный момент в разви тии. Мне кажется, что эффективное горевание воз можно лишь в юности, после развития аффектов и приобретения эмоциональной устойчивости, кото рая приобретается во время латентного периода. Малер отмечала: "Эта утрата — необходимость в более или менее постепенном отказе от притяза ний на удовлетворение потребностей и на симбио- тический объект — подразумевает постепенный от каз от более или менее бредовой фантазии о сим- биотическом всемогуществе" (р. 157). У взрослого человека, который переживает утрату, однако не способен к работе траура, наблюдается депрессия. Ребенок, с другой стороны, применяет маниакаль ные защиты, оживляет приятные аспекты развития, чувства завоевания мира, свободу временно регрес сировать, а также конституциональные и эволюци онные силы, и вследствие всех этих реакций
... в ходе процесса сепарации-индивидуации устанавливается базисный настрой... Эта харак терная черта "базисной линии" эмоционально го реагирования ребенка, по-видимому, проис текает от преобладания и увековечивания того или иного общего эмоционального окраса... характерного для той или другой подфазы про цесса сепарации-индивидуации [Mahler,
Все же следует рассмотреть другие линии разви тия, происходящие в это время, например, приуче ние к горшку, с хорошо известным диапазоном чувств от щедрости до демонстративного непови новения и ненависти. Когда Шмайль опи сывал этот период развития в терминах своих аф-
пар, он отмечал развитие чувств добро детели и вины в связи с обращением ребенка с зап ретами, а также дифференциацию гордости и стыда по мере того, как ребенок развивает осознание са моконтроля.
Имеет место осознание, что удовлетворение является обусловленным и частично зависит от того, разрешает ли внешний объект эту ак тивность или же наказывает ребенка за учас тие в данной активности. Аффективное каче ство, испытываемое в результате получения удовлетворения от самоинициированной объек тной деятельности, которая также получает одобрение и принятие со стороны внешнего объекта, описывается как чувство собственной добродетельности или чувство
[р.298].
Когда внешний объект реагирует на активность гневом, "осознание того, что была спровоцирована опасность извне... [посредством собственного дей ствия], приводит к аффективной реакции, называ емой виной" (р.298). Поэтому неудивительно, что первые аффективные расстройства в этом возрасте принимают форму инфантильных фобий 1949; 1951). Появление фо бий у доэдипального ребенка является знаком ис тории тревоги у маленького мальчика, с присущи ми ему особыми проблемами, например, репараци онной тревоги.
Когнитивные аспекты аффективных реакций ре бенка на фаллической и эдипальной стадиях либи- динозного развития очень подробно обсуждались многими авторами. В это время заметно выражены
чувства зависти, соревновательности и тревоги: однако попытка перечисления всех аффектов, ис пытываемых в этот бурный период, была бы тщет ной. Шмайль (1964) подчеркивал воздействие со ревновательных эдипальных стремлений на установ ление еще одной базовой линии чувств — чувств надежды и оптимизма в осуществлении давно же ланной сексуальной роли — которая содействует последующей регуляции чувства собственного дос тоинства. Он отмечал: чувства без надежности будет зависеть от степени вины и сты да, испытываемых на предшествующих стадиях раз вития" (р.300), и от ресурсов, позволяющих частич ное осуществление, смещение и способность к сублимации. Он не минимизирует ценность таких факторов, как способность переносить нарциссиче- ское горькое чувство обиды; и хотя он не обсужда ет развитие аффективной толерантности, он все же знакомит нас с некоторым относящимися сюда про блемами, которые также отягощают эту фрустра цию и которые требуется переносить, а именно: с апатией и скукой.
Дальнейшее развитие иллюстрирует продолжаю щуюся взаимозависимость эмоционального разви тия и объектных отношений: эдипальный треуголь ник предлагает решение проблемы амбивалентнос ти — так как агрессия может быть канализирована на соперника, взаимоотношение с объектом может быть, таким образом, относительно свободно от аг рессии. Большинство видов животных приостанав ливают агрессию по отношению к противоположно му полу на очень кратковременные периоды во вре мя спаривания (Ruwet, 1972). Следовательно, фи логенетическая связь агрессии и сексуальности де лает тревогу при возникновении любви
120 Г
ной — это замечание, сделанное Шуром (1955), крайне полезно в понимании невротической тре воги.
Хотя период латентности не приносит с собой каких-либо новых конфликтов, аффектов или кон стелляций объектных отношений, это необходимый период для практикования вербализации, десома тизации и аффектов в интересах развития эмоцио нальной устойчивости. Я отмечу те аспекты аффек тивного развития — совершенствование когнитив ных ресурсов, вербализация и десоматизация аф фектов, а также возрастание утилизации аффектов в качестве сигналов которые имеют место в пе риод позднего детства и в латентный период.
К тому времени как ребенку исполняется два года, может быть идентифицировано много аффектов, включая те из них, которые развиваются из паттер на дистресса: страх, гнев и дистресс, а у гедоничес ки позитивной группы — удовольствие, радость и привязанность (Bridges, Прослеживая пос ледующую дифференциацию и интеграцию аффек та у дошкольника, Бриджес считает, что страх да лее развивается в тревогу и стыд. Гнев развивается в ясно различимые отклики разочарования, ревно сти и зависти; а также наблюдается отвращение. Радость развивается вследствие добавочного пере живания надежды и душевного подъема, а привя занность переходит в различные виды любви.
Для Бриджес процессы дифференциации и ин теграции были дополнительными, объясняющими некоторую непрерывность аффективных паттернов: например, она рассматривала ревность как "моди фицированную форму гнева и страха, произошед шую в результате неудачи получить привычное или ожидаемое внимание"
Работа Томаса и Чесса находится в согла с идеей дифференциации аффектов из двух пат тернов (благоденствия и дистресса). Они нашли, что темперамент — врожденная характерная черта. Они определили "качество настроения" как "коли чество приятной радости и дружеского поведения как противопоставленное неприятному, плачуще му или недружелюбному поведению" Я по лагаю, что сравнительная интенсивность реакций ярости имеет важный наследственный компонент и представляет главный вызов с рождения. Она оп ределяет тенденцию к катастрофической реакции
(например колики) у многих младенцев.
Вербализация и десоматизация аффектов в позднем детстве и в латентный период Вербализация аффектов отстает от других языко вых навыков, потому что, как отмечалось ранее, аффекты должны достичь значительной степени диф ференциации, прежде чем они становятся достаточ но специфически выраженными для вербализации. Смутно выраженные и смешанные эмоции раннего детства продолжают "развиваться, смешиваться, соединяться, дифференцироваться, объединяться" (Seton, 1965, 235) в потенциальное богатство свое го выражения на протяжении детства и латентного периода, по мере развития богатства и точности язы ковых средств. Вербализация не только увеличи вает контроль эго над влечениями и эмоциями, но также "увеличивает... возможность проведения раз личия между желаниями и фантазиями, с одной стороны, и реальностью — с другой" (Katan, 1961, Прямое наблюдение Катан за детьми в дет ских садах привело к поразившей ее заметной взаи-
мосвязи между приобретением детьми словарного запаса, подходящего для выражения их чувств и уменьшением физических неконтролируемых и бес порядочных выражений аффектов. Однако для тех детей, которые приобретали способность к верба лизации, Катан обнаружила, что когда инструкции родителей вступали в противоречие с тем, как они обращались со своими эмоциями, не улучшалась способность детей в регулировании аффектов.
Катан предположила, что у детей развивались аффективные стили выражения посредством раз нообразных процессов научения, но главным обра зом через идентификацию. Она отмечала, однако, что научение и идентификация иногда порождают у ребенка путаницу в голове, так как ребенку часто передают приводящие его в замешательство и про тиворечивые послания. Очень маленьким детям уделяют внимание, когда они показывают призна ки болезненных аффективных состояний, однако более взрослых детей не поощряют, стыдят и даже наказывают за проявление своих чувств. Некото рые матери воспринимают аффективное выражение ребенка как нападки в свой адрес. По мере того как выражение аффектов становится задушено, ребе нок может обнаружить, что болезнь предлагает при емлемую альтернативу — давление в направлении психосоматических расстройств. Астма может слу жить в качестве готового заменителя для плача; го ловная боль и приступ рвоты могут быть приемле мым способом справляться с яростью. На то, как паттерны аффективных откликов канализируются в семье, могут влиять бессознательные фантазии, передаваемые родителями детям. Например, как настойчиво отмечали феминистки, от маленьких девочек ожидается плаксивое поведение, в то вре-
первая— 123
мя как маленьких мальчиков стыдят за "плаксивое" эмоциональное поведение; выражение аффекта сход ным образом удушается в процессе следования об разцу молчаливого мужественного поведения.
Отношение к тревоге внутри семьи может быть описано как авторитарное или разрешающее. В ав торитарных семьях, которые, по всей видимости, более часто встречаются среди рабочих, мальчика стыдят, когда он проявляет страх, и он получает очень малое утешение. Такой тип воспитания бла гоприятствует контрфобическим защитам, развитию ригидных защит против тревоги и героическому или мученическому настрою, более твердому, но также более ломкому (Tomkins, 1965). Разрешающее от ношение к тревоге поощряет ребенка к осознанию своих страхов и их вербализации. Такое отноше ние благоприятствует развитию эмоциональной ус тойчивости и интроспекции и некоторым образом способствует пониманию невротических конфлик тов как противостоящих характерологической мо дификации и отыгрыванию.
Впечатляющи воздействия семейных отношений, социального класса, а также этническое и культур ное влияние на финальные паттерны использова ния, смысла и дифференциации аффектов. Еще в 1973 году Лефф показал, что природа переживания человека определяется пригодностью слов для его описания. Он использовал пример отсутствия диф ференциации определенных цветов: в языках на островах тихоокеанского побережья отсутствует раз личие между синим и зеленым; у Навахо одно и то же слово обозначает коричневый и серый; a Shona- люди не проводят различия между красным и пур пурным — все эти люди не могут различать эти
124
"Во многих африканских языках одно и то же слово характеризует сердитость и печаль" 1973, В международном исследовании, в котором изучение современного статуса (ИСС) проводилось как часть международного исследования шизофре нии для различных национальных групп, было об наружено, что слова "депрессия", "тревога" и "на пряженность" были особенно трудными для пере вода на китайский язык или язык Yoruba. "Слова на языке Yoruba, используемые в ИСС для обозна чения "депрессии" или "тревоги" в буквальном пе реводе звучали как "сердце бессильно бьется" и "сер дце не знает покоя". Очевидно, что они описывают скорее соматическое сопровождение, нежели само это переживание" (304). Обзор Леффом многих работ, связанных с программой международного исследования взаимосвязи между этническими и лингвистическими паттернами, говорит в пользу того, что культура в развитых странах приводит к большей дифференциации эмоций.
Другие исследования обнаружили этнические отличия в степени соматизации (или десоматиза ции) аффекта. Так, в Бангкоке азиатов прояв ляли депрессию соматическим образом, тогда как 66% уроженцев Запада имели сходные депрессив ные эквиваленты Ionescu- 1978). И для нас, продуктов западной цивилизации, шокирующе обнаружить, что неко торые люди способны испытывать и называть эмо ции, которые мы не в состоянии различать. Напри мер, обладают богатым запасом назва ний аффектов, включая множество слов с оттенка ми или нюансами, из которых все приходится пе реводить как "причина". Фолкс (1979) сообщает: "...Utku различают по крайней мере три различных
аспекта чувств внутри того, что представители за падной цивилизации обозначают термином любовь:
1) желание быть с любимым человеком; 2) экспан сивность; желание целовать, прикасаться или вы ражать нежность вербально и 3) заботливость, же лание заботиться о физическом и эмоциональном благополучии другого человека" (р.25).
Аффективные состояния амэ(атае), которое оз начает зависимость от благосклонности другого че ловека и рассчитывание на нее, и кодавари (Kodavari), особое расстройство по поводу непри нятия тебя другими людьми — существенно важны для межличностных отношений в Японии Doi, 1962). Такео-Дой писал, что не может себе представить, что нет таких слов (или понимания таких чувств) в английском или немецком языках, когда они столь очевидны в Японии, "что даже мо локососы их испытывают" (Foulks, 1979, р.25). Это снова приводит нас к важному значению процесса социализации, в особенности социализации малень кого ребенка.
Латентность — период, во время которого рас цвет интеллектуальных способностей ребенка при водит его к тщательной разработке природы его объектных отношений и, вместе с этим, к прогрес сивному возрастанию сложности его фантазий, ког нитивных аспектов аффектов и сопровождающей их десоматизации и вербализации. Родители бес престанно наставляют ребенка латентного возрас та: Говори, не вопи". Они постоянно требуют: "Не показывай свои чувства — сдерживай себя", "Веди себя прилично". Эти требования "укрощения" и вер бализации эмоций сопровождаются наградами и наказаниями.
При рассмотрении процесса "расширения коли чества аффектов" Пайн (1979) отмечает, что опре деленные
наборы событий влияют на трансформацию
или образование аффектов: аффективные со стояния; 2) приобретение нового знания, кото рое становится постоянной частью психичес кой жизни, обладая свойством "вещи" или "сущ ности" (такого как совесть, константность объек та) и из которого проистекают новые аффекты;
3) контроль/приостановка/торможение про цессов, оказывающих воздействие на текущие аффекты (эмпирические сопровождающие те лесных событий), что также становится моде лями для более поздних, в большей мере чис то психологических переживаний
Может быть полезно порассуждать о том, поче
му генетический взгляд на эмоции не был более широко используем и принят. Идея о дифференци ации аффектов была предложена эволюционным психологом Бриджес в и даже еще ранее Стрэттоном (1928), а психоаналитические наблю дения за развитием и регрессией в выражении аф фектов накапливались, начиная со вклада Шура в 1955. Очевидно, что аффективные отклики у ново рожденного не такие же, как у взрослых людей, и что существуют различия между взрослыми людь ми. Даже Изард и Бюхлер (1980), которые не со гласны с такой точкой зрения и считают, что основ ные эмоции "врожденно запрограммированы", вы нуждены признать, что "в первые недели жизни нет эмоций, если только не считать "возбуждение" или общий дистресс в качестве эмоции" 173).
Тем не менее эти авторы отмечают, что особые не появляются ранее некоторого специфи
ческого времени в жизни ребенка (Izard, 1978; Izard and Buechler, 1979; Lewis and Michalson, 1983). Главная трудность заключается в непреодолимой потребности утверждать, что эмоции каждого че ловека одни и те же и что, таким образом, назван ная эмоция всегда имеет точный дубликат в нашем собственном опыте. Это особенно насущная потреб ность в обращении родителей со своими детьми: "Так как человек часто использует одни и те же слова для обозначения эмоций у двухлетнего ре бенка и двадцатидвухлетнего молодого человека, легко поверить, что их эмоциональные пережива ния одни и те же. Американские матери также по лагают, по-моему, неправильно, что трехмесячные младенцы могут испытывать эмоции интереса, гне ва, радости или страха, которые приписываются взрослым людям" (Kagan, 1984, Эти мате ри, так же как исследователи эмоций, которые оп ределяют наличие аффекта по выражению лица (например, Izard, 1971), улавливают лишь одно измерение многомерного феномена. Каган отмечал, что для того чтобы испытывать депрессию или пе чаль, "требуется восстановление схем из прошло го". Другими словами, ребенок должен быть спосо бен не только вспоминать утраченный объект и его первоначальную аффективную ценность, но также переживать свою текущую реакцию. Подобным об разом, взрослая боль может испытываться, лишь когда имеет место достаточное взросление, позво ляющее установить телесный образ. Тем не менее простое испытывание эмоции не доказывает, что субъект осознает, что он испытывает данную эмо цию и способен дать ей название и использовать ее
в качестве сигнала или информации для себя. Как отмечалось в первой главе, способность испыты вать одновременно когнитивное, "экспрессивное" и гедоническое качество аффектов и способность к рефлексивному самонаблюдению необходимы до того, как человек сможет замечать, что он испыты вает чувство. Если имеет место самоосознание, тогда человек может читать послание, содержащееся в аффекте, с его текущими и историческими дерива тами.
Но если мы скажем, что эмоциям требуется вре мя для созревания и что вначале они непригодны в качестве сигналов, тогда мы зададимся вопросом, рассматриваемым в следующей главе, а именно: как ребенок формирует наиболее важные привязаннос ти в своей жизни? Именно настоятельная потреб ность считать, что ребенок может испытывать лю бовь, делает столь трудным делом принятие гене тической истории
Если мы признаём, что познание играет двойную роль в аффекте — осуществляя выявление, оцени вание и приписывание смысла 1975, 1980), а также включает в себя отдельный, несим волический, невербальный план — тогда нам сле дует быть начеку относительно эпигенетической истории аффекта. Такая надобность становится еще более неотложной вследствие открытия того, что аффективная память отдельная и не зависима от когнитивной памяти и что две этих разновидности памяти следуют параллельным курсом на протяже нии всей жизни (Stern, 1983). Таким образом, ка ким бы ни было разнообразие аффективных пере живаний и качества сознания на протяжении жиз ни, имеет место не символически и не лингвисти чески обусловленный импринтинг
ценностей на различные компоненты объектных, самостных и внешних репрезентаций.
Однако для меня наиболее важным стал опыт работы с посттравматическими пациентами, кото рые проявляли аффективную регрессию. То же са мое было позднее продемонстрировано даже у па циентов в медицинских кабинетах интенсивной помощи или при почечной перфузии (Freyberger, 1977). Осознание генетического развития аффек тов лежит в основе новой формулировки психоте рапевтических целей в связи с эмоциями. Раз мы отказываемся от мысли, что можем помочь кому- либо быть избавленным от эмоций, мы рады обна ружить, что можем быть полезными другими путя ми — помогая пациентам в назывании и иденти фикации их эмоций и в получении от них макси мума информации.
Прямое наблюдение младенца
Фрейда интересовало генетическое развитие эмо ций, и он хотел бы иметь возможность проводить прямые наблюдения младенцев. Он приносил свои извинения за то, что не мог этого сделать, так как по много часов в день работал со взрослыми паци ентами. Его особенно интересовал вопрос возрас та, в котором у ребенка можно впервые заметить проявление наличия отвращения. Он объяснил в письме своему другу Вильгельму Флиссу (2 авгус та 1897, в собрании писем от Bonapart, Freud, and 1954, p. 192), что он просил членов своей се мьи наблюдать за этими феноменами и что он был разочарован: "Женская часть моей семьи не под держивает меня в моих исследованиях".
Потребность исследования поведения младенца и ребенка возникает также из многих неаналити ческих сфер. Пиаже был промежуточным исследо вателем, вдохновленным своим психоаналитичес ким опытом и полным решимости создать психо логию, основанную на наблюдениях за поведени ем. Многих психологов интересует общее развитие, обеспечивающее панорамный фон для развертыва ния индивидуальности ребенка, на котором может быть понят эпигенез аффектов (Gessel and Thompson, 1934).
В конце концов, Шпиц (1963) освоил для пси хоанализа территорию исследования быстро разви вающихся инфантильных аффективных и соци альных навыков. Он был особенно наблюдателен в отношении скачков в развитии, порождаемых та кими "организаторами психики" (он заимствовал этот термин из эмбриологии) как социальная улыб ка, тревога при виде незнакомца и, позднее, речь и передвижение.
Гедо и Голдберг (1973), пытаясь разработать мо дели психики, полезные в психоаналитическом ле чении, высказали мысль о том, что самые ранние проблемы были связаны с содержанием возбужде ния. В их моделях ребенок подвергается потрясаю щим все его существо травматическим пережива ниям до тех пор, пока у него не развиваются когни тивные объектные и само- репрезентации.
Имел место такой избыток наблюденческих ис следований раннего взаимодействия младенец — ухаживающее лицо, что становится практически невозможно сделать обзор всех этих работ. Чтобы привести несколько примеров, иллюстрирующих запоздалое внимание к аффективной стороне этих взаимодействий, я начну с важной работы в NIMH,
исследований подвергаемых опасности детей. Грин- (1981) на основании прямого наблюдения мла денцев пришел к заключению, что установление гомеостаза, сперва через умелые интервенции осу материнский уход родителя и посте
пенно с течением времени достигаемое самим мла денцем, наиболее решающе важное достижение в первые три месяца жизни. Гомеостаз — то есть ре гуляция степени возбуждения через успокаиваю щий отклик — приобретается младенцем лишь по степенно. Вначале осуществляющему материнский уход родителю представляется необходимым при нимать решения, через достаточно частые интерва лы