Развитие лидерства и современного менеджмента в системе здравоохранения

Нормативно-правовой основой дальнейшего повышения эффективности управления государственными организациями здравоохранения в современных условиях станет развитие операционной автономности этих организаций через внедрение новых организационно-правовых форм в государственном секторе здравоохранения. Это позволит создать прогрессивные мотивации у собственников, менеджмента и работников медицинских организаций на стабильное развитие производства и повышение качества услуг.

Будет предложено законодательно поэтапно объединить все формы государственных предприятий в сфере здравоохранения в одну –государственное предприятие на праве хозяйственного ведения.

Для всех государственных предприятий будет внедрён принцип некоммерческой деятельности – вся полученная прибыль будет направляться на развитие самой организации.

Вместе с тем, будет продолжено внедрение принципов корпоративного управления, который предполагает внедрение в государственных предприятиях несколько уровней развития корпоративного управления с соответствующей аккредитацией и материальным стимулированием через тариф:

1 уровень: внедрение коллегиального органа управления в форме правления с полномочиями принятия решений по основным рискам организации (утверждение операционного плана, штатного расписания, системы оплаты труда и плана закупок). Правление назначается собственником (акимом) на конкурсной основе и более подходит для районного уровня.

2 уровень (на базе 1 уровня): внедрение коллегиального органа управления в форме наблюдательного совета с полномочиями принятия решений по основным рискам собственника (утверждение стратегии, плана развития и бюджета организации, утверждение структуры, назначение руководителей - членов правления на конкурсной основе). Наблюдательный совет формируется собственником (акимом) и включает не менее 1/3 независимых членов, выбранных на конкурсной основе. Более подходит для крупных, городских и областных организаций.

3 уровень (на базе 2 уровня) - автономные организации здравоохранения: передача практически всех прав собственника самой организации. Наблюдательный совет на 2/3 формируется независимыми членами, выбранными на конкурсной основе. Наиболее подходит для крупных областных, республиканских научных центров и медицинских ВУЗов. В структуре автономных организаций здравоохранения необходимо предусмотреть возможность формирования филиалов для повышения эффективности взаимодействия с крупными структурными подразделениями.

В рамках дальнейшего совершенствования механизмов управления в здравоохранении будут приняты меры по развитию лидерства и навыков профессионального менеджмента на основе разработки и внедрения новых функциональных и квалификационных требований к руководителям, стимулирование и поддержка обучения менеджмента клиники, в том числе по программам МВА.

Поэтапно для всех государственных организаций здравоохранения будет введено обязательное квалификационное требование наличия сертификата менеджера здравоохранения для всех работников руководящего звена.

Будут разработаны методики по внедрению современных механизмов мотивации и оплаты труда управленческого аппарата (бонусная система) на основе установления и достижения ключевых показателей результативности (КПР).

Для повышения затрато-эффективности управления будет предусмотрено поэтапное внедрение современных ресурсосберегающих технологий в амбулаторных и стационарных организациях: технологии операционного менеджмента, технологии бережливого производства (Lean), оптимальные механизмы финансирования, инновационные медицинские и немедицинские технологии.

Будут разработаны программы аутсорсинга клинических, пара-клинических и немедицинских служб, в том числе лабораторий, радиологических служб, отдельных клинических сервисов (лаборатории катетеризации сосудов, гемодиализ и др.) на основе ГЧП. При этом оплата за услуги аутсорсинга будет осуществляться на основе индикаторов качества этих услуг.

В рамках внедрения госпитальных информационных систем будут внедряться эффективные информационные технологии и программы для ведения раздельного учета затрат на уровне подразделений, а в последующем – на уровне каждого пациента.

Будут проведены аналитические исследования и разработаны прогнозы и рекомендации по развитию макроэкономики здравоохранения страны и региона, в условиях глобализации рынков медицинской индустрии, интеграции Казахстана в региональные и глобальные экономические союзы (Таможенный Союз, ЕЭП, ШОС и др.). Будут разработаны меры государственной поддержки и программы по развитию медицинского туризма и экспорта медицинских услуг отечественными организациями здравоохранения.

Наши рекомендации