Развития здравоохранения Республики Казахстан
Государственная программа
Развития здравоохранения Республики Казахстан
«Денсаулық» на 2016-2019 годы
Содержание
1. Паспорт Программы
2. Введение
3. Анализ текущей ситуации
4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы
5. Основные направления, пути достижения поставленных целей Программы и соответствующие меры
6.Этапы реализации Программы
7.Необходимые ресурсы
Паспорт программы
Наименование программы | Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық»на 2016-2019 годы (далее – Программа) |
Основание для разработки | Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года №922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года»; Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»; Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 11 ноября 2014 года «Нурлы жол – путь в будущее»; Национальный план Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» |
Государственный орган, ответственный за разработку Программы | Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан |
Государственные органы, ответственные за реализацию Программы | Министерство внутренних дел Республики Казахстан,Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан, Министерство культуры и спорта Республики Казахстан, Министерство национальной экономики Республики Казахстан, Министерство обороны Республики Казахстан, Министерство образования и науки Республики Казахстан, Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан, Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан, Министерство финансов Республики Казахстан, Министерство энергетики Республики Казахстан, Министерство юстиции Республики Казахстан, Национальный банк Республики Казахстан, акиматы областей, городов Астаны и Алматы |
Цель Программы | Укрепление здоровья населения для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны |
Задачи | Развитие системы общественного здравоохранения. Совершенствование профилактики и управления заболеваниями. Повышение эффективности управления и финансирования системы здравоохранения. Обеспечение рационального использования ресурсов и оптимизации инфраструктуры. |
Срок реализации | 2016-2019 годы |
Целевые индикаторы | К 2020 году: увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения Республики Казахстан до 73 лет; |
Источники и объемы финансирования | На реализацию Программы в 2016-2019 годах будут направлены средства государственного бюджетаи фонда обязательного социального медицинского страхования, а также другие средства, не запрещенные законодательством Республики Казахстан. Общие затраты из государственногобюджета на реализацию Программы составят 2 736 214 730 тыс. тенге. |
По годам | Всего | Республиканский бюджет | Местный бюджет | Другие источники (ФСМС, ВБ) |
2016 г. | 101 803 805 | 73 986 805 | 27 100 643 | 716 357 |
2017 г. | 516 477 890 | 91 229 700 | 27 100 643 | 378 767 128,5 |
2018 г. | 985 420 791 | 114 965 916 | 27 100 643 | 843 354 232,0 |
2019 г. | 1 132 512 244 | 113 515 673 | 27 100 643 | 991 895 928,5 |
Итого: | 2 736 214 730 | 413 078 512 | 108 402 572 | 2 214 733 646 |
Объем финансирования Программы будет уточняться при утверждении государственного бюджета на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Введение
Для достижения стратегической цели, поставленной Главой государства Н.А. Назарбаевым в Послании народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» по дальнейшему развитию страны и вхождению в число 30 наиболее развитых стран мира к 2050 году следует преодолеть разрыв в развитии между странами Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) и Казахстаном.
В этой связи государство должно обеспечить поэтапное внедрение стандартов стран ОЭСР, направленных на улучшения е качества и доступности предоставялемых медицинских услуг, повышение эффективности системы управления и финансирования системы здравоохранения, а также рациональное использования имеющихся ресурсов
В ходе реализации предыдущих государственных программ был укреплен потенциал системы здравоохранения Казахстана, внедрены элементы рыночных механизмов и осуществлен трансферт современных медицинских технологий.
Данная Программа будет направлена на закрепление и развитие достигнутых результатов и решение проблем в вопросах охраны здоровья в соответствии с новыми вызовами, а также станет основой для планомерного развития отрасли до 2050 года.
Реализация Программы будет способствовать устойчивости и динамичному развитию социально-ориентированной национальной системы здравоохранения с соблюдением принципов всеобщего охвата населения, социальной справедливости, обеспечения качественной медицинской помощью и солидарной ответственности за здоровье в соответствии с ключевыми принципами стратегии политики Всемирной организации здравоохранения «Здоровье-2020».
Анализ текущей ситуации
Согласно отчету Глобального индекса конкурентоспособности (далее – ГИК) за 2014-2015 годыКазахстан занял 42-ое место в рейтинге среди 140 стран, поднявшись на 8 мест в сравнении с результатами рейтинга прошлого года. По индикатору «Здоровье и начальное образование» Казахстан занял 93 место из 140 стран. По Индексу человеческого развития в 2014 году республика вошла в группу стран с высоким уровнем развития, заняв 70 место из 187 стран.
SWOT-анализ здравоохранения
Сильные стороны:
политическая поддержка государства на самом высоком уровне и гарантия исполнения взятых социальных обязательств;
стабильная эпидемиологическая ситуация по большинству инфекционных болезней с высоким охватом иммунизацией детского населения;
эффективная система санитарной охраны границ от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний и опасных грузов;
развитая инфраструктура организаций, оказывающих медицинскую помощь;
успешный опыт трансферта современных медицинских технологий и высокоспециализированной медицинской помощи;
внедрение системы управления качеством медицинской помощи на основе стандартизации и аккредитации;
современная тарифная система финансирования здравоохранения;
создание условий для развития отечественных производителей ЛС и медицинских изделий.
Слабые стороны:
низкая ожидаемая продолжительность жизни, высокий уровень общей смертности в сравнении со средним уровнем стран ОЭСР;
низкий уровень доли финансирования здравоохранения к ВВП;
высокий уровень частных расходов на здравоохранение;
недостаточный уровень финансирования ПМСП;
устаревшая инфраструктура системы здравоохранения;
слабый уровень информатизации в отрасли;
отсутствие механизмов солидарной ответственности за здоровье;
недостаточное участие частного сектора в оказании ГОБМП;
недостаточный уровень качества подготовки кадров до- и последипломного образования;
низкий уровень эффективности управления в системе здравоохарнения;
низкая мотивация труда медицинского персонала;
недостаточное лекарственное обеспечение на амбулаторном уровне.
Возможности:
положительная динамика основных демографических показателей;
создание единого рынка в рамках Евразийского экономического пространства;
привлечение прямых инвестиций (в том числе зарубежных) в здравоохранение и развитие государтсвенно-частного партнерства;
локализация производства лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
внедрение социального медицинского страхования на основе внедренных рыночных механизмов (создан Единый плательщик, внедрены современные методы оплаты на основе конечного результата);
поддержка международных финансовых институтов;
повышение конкурентоспособности на региональном рынке здравоохранения;
трансферт технологий, знаний и лучшей практики через интенсивное сотрудничество с международными партнерами.
Угрозы:
дальнейшее ухудшение глобальной и региональной экономической ситуации;
возникновение новых и возврат ранее известных инфекционных заболеваний;
наличие природных очагов особо опасных инфекций на территории страны;
рост неинфекционных заболеваний;
повышение спроса на медицинские услуги;
рост импорта медицинских услуг и товаров;
растущие государственные и частные затраты на здравоохранение;
устаревшие малоэффективные технологии управления;
быстро изнашиваемая и устареваюшая инфраструктура и оборудование;
неэффективное развитие и использование человеческих ресурсов отрасли;
рост разочарования и неудовлетворенности насления качеством и доступностью медицинской помощи.
Сроки реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2016-2019 годыи предусматривает:
создание службы общественного здравоохранения;
приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи;
развитие интеграции всех уровней медицинской помощи;
развитие эффективности менеджмента в здравоохранении, внедрение элементов корпоративного управления;
дальнейшее развитие частного сектора и конкуренции в здравоохранении: доверительное управление и приватизация объектов здравоохранения, развитие частной семейной практики;
развитие стратегического управления человеческими ресурсами;
модернизация медицинского образования, интеграция медицинской науки, образования и практики;
дальнейшее развитие школьной медицины в системе здравоохранения;
совершенствование лекарственного обеспечения но основе международных стандартов;
внедрение обязательного социального медицинского страхования;
развитие системы управления качеством медицинских услуг через партнерство государства, профессиональных сообществ и пациентов;
повышение эффективности и оптимизация инфраструктуры здравоохранения;
дальнейшее развитие информационных технологий в здравоохранении.
Необходимые ресурсы
На реализацию Программы в 2016-2019 годах будут направлены средства государственного бюджета, а также другие средства, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.
Общие затраты из республиканского бюджета на реализацию Программы составят 2 736 214 730 тыс. тенге.
В дальнейшем к общему объему финансирования из средств бюджета будут добавлены средства Фонда СМС.
Объем финансирования Программы на 2016-2019 годы будет уточняться при утверждении государственного бюджета на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
[1]Далее по всему тексту с 2017 года – в системе ОСМС
Государственная программа
развития здравоохранения Республики Казахстан
«Денсаулық» на 2016-2019 годы
Содержание
1. Паспорт Программы
2. Введение
3. Анализ текущей ситуации
4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы
5. Основные направления, пути достижения поставленных целей Программы и соответствующие меры
6.Этапы реализации Программы
7.Необходимые ресурсы
Паспорт программы
Наименование программы | Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық»на 2016-2019 годы (далее – Программа) |
Основание для разработки | Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года №922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года»; Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»; Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 11 ноября 2014 года «Нурлы жол – путь в будущее»; Национальный план Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» |
Государственный орган, ответственный за разработку Программы | Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан |
Государственные органы, ответственные за реализацию Программы | Министерство внутренних дел Республики Казахстан,Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан, Министерство культуры и спорта Республики Казахстан, Министерство национальной экономики Республики Казахстан, Министерство обороны Республики Казахстан, Министерство образования и науки Республики Казахстан, Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан, Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан, Министерство финансов Республики Казахстан, Министерство энергетики Республики Казахстан, Министерство юстиции Республики Казахстан, Национальный банк Республики Казахстан, акиматы областей, городов Астаны и Алматы |
Цель Программы | Укрепление здоровья населения для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны |
Задачи | Развитие системы общественного здравоохранения. Совершенствование профилактики и управления заболеваниями. Повышение эффективности управления и финансирования системы здравоохранения. Обеспечение рационального использования ресурсов и оптимизации инфраструктуры. |
Срок реализации | 2016-2019 годы |
Целевые индикаторы | К 2020 году: увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения Республики Казахстан до 73 лет; |
Источники и объемы финансирования | На реализацию Программы в 2016-2019 годах будут направлены средства государственного бюджетаи фонда обязательного социального медицинского страхования, а также другие средства, не запрещенные законодательством Республики Казахстан. Общие затраты из государственногобюджета на реализацию Программы составят 2 736 214 730 тыс. тенге. |
По годам | Всего | Республиканский бюджет | Местный бюджет | Другие источники (ФСМС, ВБ) |
2016 г. | 101 803 805 | 73 986 805 | 27 100 643 | 716 357 |
2017 г. | 516 477 890 | 91 229 700 | 27 100 643 | 378 767 128,5 |
2018 г. | 985 420 791 | 114 965 916 | 27 100 643 | 843 354 232,0 |
2019 г. | 1 132 512 244 | 113 515 673 | 27 100 643 | 991 895 928,5 |
Итого: | 2 736 214 730 | 413 078 512 | 108 402 572 | 2 214 733 646 |
Объем финансирования Программы будет уточняться при утверждении государственного бюджета на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Введение
Для достижения стратегической цели, поставленной Главой государства Н.А. Назарбаевым в Послании народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» по дальнейшему развитию страны и вхождению в число 30 наиболее развитых стран мира к 2050 году следует преодолеть разрыв в развитии между странами Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) и Казахстаном.
В этой связи государство должно обеспечить поэтапное внедрение стандартов стран ОЭСР, направленных на улучшения е качества и доступности предоставялемых медицинских услуг, повышение эффективности системы управления и финансирования системы здравоохранения, а также рациональное использования имеющихся ресурсов
В ходе реализации предыдущих государственных программ был укреплен потенциал системы здравоохранения Казахстана, внедрены элементы рыночных механизмов и осуществлен трансферт современных медицинских технологий.
Данная Программа будет направлена на закрепление и развитие достигнутых результатов и решение проблем в вопросах охраны здоровья в соответствии с новыми вызовами, а также станет основой для планомерного развития отрасли до 2050 года.
Реализация Программы будет способствовать устойчивости и динамичному развитию социально-ориентированной национальной системы здравоохранения с соблюдением принципов всеобщего охвата населения, социальной справедливости, обеспечения качественной медицинской помощью и солидарной ответственности за здоровье в соответствии с ключевыми принципами стратегии политики Всемирной организации здравоохранения «Здоровье-2020».
Анализ текущей ситуации
Согласно отчету Глобального индекса конкурентоспособности (далее – ГИК) за 2014-2015 годыКазахстан занял 42-ое место в рейтинге среди 140 стран, поднявшись на 8 мест в сравнении с результатами рейтинга прошлого года. По индикатору «Здоровье и начальное образование» Казахстан занял 93 место из 140 стран. По Индексу человеческого развития в 2014 году республика вошла в группу стран с высоким уровнем развития, заняв 70 место из 187 стран.