Развития здравоохранения Республики Казахстан

Государственная программа

Развития здравоохранения Республики Казахстан

«Денсаулық» на 2016-2019 годы

Содержание

1. Паспорт Программы

2. Введение

3. Анализ текущей ситуации

4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы

5. Основные направления, пути достижения поставленных целей Программы и соответствующие меры

6.Этапы реализации Программы

7.Необходимые ресурсы

Паспорт программы

Наименование программы Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық»на 2016-2019 годы (далее – Программа)
Основание для разработки Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года №922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года»; Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»; Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 11 ноября 2014 года «Нурлы жол – путь в будущее»; Национальный план Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ»
Государственный орган, ответственный за разработку Программы Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан
Государственные органы, ответственные за реализацию Программы Министерство внутренних дел Республики Казахстан,Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан, Министерство культуры и спорта Республики Казахстан, Министерство национальной экономики Республики Казахстан, Министерство обороны Республики Казахстан, Министерство образования и науки Республики Казахстан, Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан, Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан, Министерство финансов Республики Казахстан, Министерство энергетики Республики Казахстан, Министерство юстиции Республики Казахстан, Национальный банк Республики Казахстан, акиматы областей, городов Астаны и Алматы  
Цель Программы Укрепление здоровья населения для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны  
Задачи Развитие системы общественного здравоохранения. Совершенствование профилактики и управления заболеваниями. Повышение эффективности управления и финансирования системы здравоохранения. Обеспечение рационального использования ресурсов и оптимизации инфраструктуры.
Срок реализации 2016-2019 годы
Целевые индикаторы К 2020 году: увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения Республики Казахстан до 73 лет;
Источники и объемы финансирования На реализацию Программы в 2016-2019 годах будут направлены средства государственного бюджетаи фонда обязательного социального медицинского страхования, а также другие средства, не запрещенные законодательством Республики Казахстан. Общие затраты из государственногобюджета на реализацию Программы составят 2 736 214 730 тыс. тенге.
 
По годам Всего Республиканский бюджет Местный бюджет Другие источники (ФСМС, ВБ)
2016 г. 101 803 805 73 986 805 27 100 643 716 357
2017 г. 516 477 890 91 229 700 27 100 643 378 767 128,5
2018 г. 985 420 791 114 965 916 27 100 643 843 354 232,0
2019 г. 1 132 512 244 113 515 673 27 100 643 991 895 928,5
Итого: 2 736 214 730 413 078 512 108 402 572 2 214 733 646

Объем финансирования Программы будет уточняться при утверждении государственного бюджета на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Введение

Для достижения стратегической цели, поставленной Главой государства Н.А. Назарбаевым в Послании народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» по дальнейшему развитию страны и вхождению в число 30 наиболее развитых стран мира к 2050 году следует преодолеть разрыв в развитии между странами Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) и Казахстаном.

В этой связи государство должно обеспечить поэтапное внедрение стандартов стран ОЭСР, направленных на улучшения е качества и доступности предоставялемых медицинских услуг, повышение эффективности системы управления и финансирования системы здравоохранения, а также рациональное использования имеющихся ресурсов

В ходе реализации предыдущих государственных программ был укреплен потенциал системы здравоохранения Казахстана, внедрены элементы рыночных механизмов и осуществлен трансферт современных медицинских технологий.

Данная Программа будет направлена на закрепление и развитие достигнутых результатов и решение проблем в вопросах охраны здоровья в соответствии с новыми вызовами, а также станет основой для планомерного развития отрасли до 2050 года.

Реализация Программы будет способствовать устойчивости и динамичному развитию социально-ориентированной национальной системы здравоохранения с соблюдением принципов всеобщего охвата населения, социальной справедливости, обеспечения качественной медицинской помощью и солидарной ответственности за здоровье в соответствии с ключевыми принципами стратегии политики Всемирной организации здравоохранения «Здоровье-2020».

Анализ текущей ситуации

Согласно отчету Глобального индекса конкурентоспособности (далее – ГИК) за 2014-2015 годыКазахстан занял 42-ое место в рейтинге среди 140 стран, поднявшись на 8 мест в сравнении с результатами рейтинга прошлого года. По индикатору «Здоровье и начальное образование» Казахстан занял 93 место из 140 стран. По Индексу человеческого развития в 2014 году республика вошла в группу стран с высоким уровнем развития, заняв 70 место из 187 стран.

SWOT-анализ здравоохранения

Сильные стороны:

политическая поддержка государства на самом высоком уровне и гарантия исполнения взятых социальных обязательств;

стабильная эпидемиологическая ситуация по большинству инфекционных болезней с высоким охватом иммунизацией детского населения;

эффективная система санитарной охраны границ от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний и опасных грузов;

развитая инфраструктура организаций, оказывающих медицинскую помощь;

успешный опыт трансферта современных медицинских технологий и высокоспециализированной медицинской помощи;

внедрение системы управления качеством медицинской помощи на основе стандартизации и аккредитации;

современная тарифная система финансирования здравоохранения;

создание условий для развития отечественных производителей ЛС и медицинских изделий.

Слабые стороны:

низкая ожидаемая продолжительность жизни, высокий уровень общей смертности в сравнении со средним уровнем стран ОЭСР;

низкий уровень доли финансирования здравоохранения к ВВП;

высокий уровень частных расходов на здравоохранение;

недостаточный уровень финансирования ПМСП;

устаревшая инфраструктура системы здравоохранения;

слабый уровень информатизации в отрасли;

отсутствие механизмов солидарной ответственности за здоровье;

недостаточное участие частного сектора в оказании ГОБМП;

недостаточный уровень качества подготовки кадров до- и последипломного образования;

низкий уровень эффективности управления в системе здравоохарнения;

низкая мотивация труда медицинского персонала;

недостаточное лекарственное обеспечение на амбулаторном уровне.

Возможности:

положительная динамика основных демографических показателей;

создание единого рынка в рамках Евразийского экономического пространства;

привлечение прямых инвестиций (в том числе зарубежных) в здравоохранение и развитие государтсвенно-частного партнерства;

локализация производства лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

внедрение социального медицинского страхования на основе внедренных рыночных механизмов (создан Единый плательщик, внедрены современные методы оплаты на основе конечного результата);

поддержка международных финансовых институтов;

повышение конкурентоспособности на региональном рынке здравоохранения;

трансферт технологий, знаний и лучшей практики через интенсивное сотрудничество с международными партнерами.

Угрозы:

дальнейшее ухудшение глобальной и региональной экономической ситуации;

возникновение новых и возврат ранее известных инфекционных заболеваний;

наличие природных очагов особо опасных инфекций на территории страны;

рост неинфекционных заболеваний;

повышение спроса на медицинские услуги;

рост импорта медицинских услуг и товаров;

растущие государственные и частные затраты на здравоохранение;

устаревшие малоэффективные технологии управления;

быстро изнашиваемая и устареваюшая инфраструктура и оборудование;

неэффективное развитие и использование человеческих ресурсов отрасли;

рост разочарования и неудовлетворенности насления качеством и доступностью медицинской помощи.

Сроки реализации Программы

Реализация Программы рассчитана на 2016-2019 годыи предусматривает:

создание службы общественного здравоохранения;

приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи;

развитие интеграции всех уровней медицинской помощи;

развитие эффективности менеджмента в здравоохранении, внедрение элементов корпоративного управления;

дальнейшее развитие частного сектора и конкуренции в здравоохранении: доверительное управление и приватизация объектов здравоохранения, развитие частной семейной практики;

развитие стратегического управления человеческими ресурсами;

модернизация медицинского образования, интеграция медицинской науки, образования и практики;

дальнейшее развитие школьной медицины в системе здравоохранения;

совершенствование лекарственного обеспечения но основе международных стандартов;

внедрение обязательного социального медицинского страхования;

развитие системы управления качеством медицинских услуг через партнерство государства, профессиональных сообществ и пациентов;

повышение эффективности и оптимизация инфраструктуры здравоохранения;

дальнейшее развитие информационных технологий в здравоохранении.

Необходимые ресурсы

На реализацию Программы в 2016-2019 годах будут направлены средства государственного бюджета, а также другие средства, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.

Общие затраты из республиканского бюджета на реализацию Программы составят 2 736 214 730 тыс. тенге.

В дальнейшем к общему объему финансирования из средств бюджета будут добавлены средства Фонда СМС.

Объем финансирования Программы на 2016-2019 годы будет уточняться при утверждении государственного бюджета на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

[1]Далее по всему тексту с 2017 года – в системе ОСМС

Государственная программа

развития здравоохранения Республики Казахстан

«Денсаулық» на 2016-2019 годы

Содержание

1. Паспорт Программы

2. Введение

3. Анализ текущей ситуации

4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы

5. Основные направления, пути достижения поставленных целей Программы и соответствующие меры

6.Этапы реализации Программы

7.Необходимые ресурсы

Паспорт программы

Наименование программы Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық»на 2016-2019 годы (далее – Программа)
Основание для разработки Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года №922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года»; Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»; Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 11 ноября 2014 года «Нурлы жол – путь в будущее»; Национальный план Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ»
Государственный орган, ответственный за разработку Программы Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан
Государственные органы, ответственные за реализацию Программы Министерство внутренних дел Республики Казахстан,Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан, Министерство культуры и спорта Республики Казахстан, Министерство национальной экономики Республики Казахстан, Министерство обороны Республики Казахстан, Министерство образования и науки Республики Казахстан, Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан, Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан, Министерство финансов Республики Казахстан, Министерство энергетики Республики Казахстан, Министерство юстиции Республики Казахстан, Национальный банк Республики Казахстан, акиматы областей, городов Астаны и Алматы  
Цель Программы Укрепление здоровья населения для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны  
Задачи Развитие системы общественного здравоохранения. Совершенствование профилактики и управления заболеваниями. Повышение эффективности управления и финансирования системы здравоохранения. Обеспечение рационального использования ресурсов и оптимизации инфраструктуры.
Срок реализации 2016-2019 годы
Целевые индикаторы К 2020 году: увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения Республики Казахстан до 73 лет;
Источники и объемы финансирования На реализацию Программы в 2016-2019 годах будут направлены средства государственного бюджетаи фонда обязательного социального медицинского страхования, а также другие средства, не запрещенные законодательством Республики Казахстан. Общие затраты из государственногобюджета на реализацию Программы составят 2 736 214 730 тыс. тенге.
 
По годам Всего Республиканский бюджет Местный бюджет Другие источники (ФСМС, ВБ)
2016 г. 101 803 805 73 986 805 27 100 643 716 357
2017 г. 516 477 890 91 229 700 27 100 643 378 767 128,5
2018 г. 985 420 791 114 965 916 27 100 643 843 354 232,0
2019 г. 1 132 512 244 113 515 673 27 100 643 991 895 928,5
Итого: 2 736 214 730 413 078 512 108 402 572 2 214 733 646

Объем финансирования Программы будет уточняться при утверждении государственного бюджета на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Введение

Для достижения стратегической цели, поставленной Главой государства Н.А. Назарбаевым в Послании народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» по дальнейшему развитию страны и вхождению в число 30 наиболее развитых стран мира к 2050 году следует преодолеть разрыв в развитии между странами Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) и Казахстаном.

В этой связи государство должно обеспечить поэтапное внедрение стандартов стран ОЭСР, направленных на улучшения е качества и доступности предоставялемых медицинских услуг, повышение эффективности системы управления и финансирования системы здравоохранения, а также рациональное использования имеющихся ресурсов

В ходе реализации предыдущих государственных программ был укреплен потенциал системы здравоохранения Казахстана, внедрены элементы рыночных механизмов и осуществлен трансферт современных медицинских технологий.

Данная Программа будет направлена на закрепление и развитие достигнутых результатов и решение проблем в вопросах охраны здоровья в соответствии с новыми вызовами, а также станет основой для планомерного развития отрасли до 2050 года.

Реализация Программы будет способствовать устойчивости и динамичному развитию социально-ориентированной национальной системы здравоохранения с соблюдением принципов всеобщего охвата населения, социальной справедливости, обеспечения качественной медицинской помощью и солидарной ответственности за здоровье в соответствии с ключевыми принципами стратегии политики Всемирной организации здравоохранения «Здоровье-2020».

Анализ текущей ситуации

Согласно отчету Глобального индекса конкурентоспособности (далее – ГИК) за 2014-2015 годыКазахстан занял 42-ое место в рейтинге среди 140 стран, поднявшись на 8 мест в сравнении с результатами рейтинга прошлого года. По индикатору «Здоровье и начальное образование» Казахстан занял 93 место из 140 стран. По Индексу человеческого развития в 2014 году республика вошла в группу стран с высоким уровнем развития, заняв 70 место из 187 стран.

Наши рекомендации