Ребенок получает реабилитационные услуги в указанной в ИПР организации, но качество реабилитационных услуг родителей не устраивает
Рассмотрим ситуацию, когда родителей не устраивает продолжительность занятия, кратность занятий, квалификация специалиста, занимающегося с ребенком, набор занятий, осуществляемых реабилитационной организацией, указанной в ИПР. Другими словами, нас не устраивает качество оказываемых услуг.
Заметим: в ситуациях, связанных с качеством реабилитационных услуг, целесообразнее находить баланс между возможностями реабилитационной организации и нашими потребностями и амбициями. Всегда следует стараться сохранять максимально доброжелательные отношения с представителями реабилитационной организации. Наша задача — донести до специалистов или администрации реабилитационной организации информацию о том, что необходимо ребенку-инвалиду и для чего это необходимо.
При недостаточном качестве услуг возможны два варианта.
а) Условия проведения и требования к реабилитационным мероприятиям, осуществляемым реабилитационной организацией, не соответствуют требованиям ИПР ребенка
Например, в ИПР записано: «Логопедическая помощь. Занятия 2 раза в неделю по 35 минут», а специалист реабилитационной организации проводит занятия 2 раза в неделю по 10 минут. В этом случае стоит обратиться непосредственно к специалисту, который занимается с ребенком, и узнать его мнение о возможности проведения занятий в соответствии с ИПР. Надо стремиться всеми силами обрести взаимопонимание со специалистом, работающим с ребенком, — это в интересах нашего ребенка.
Если все же конструктивного диалога со специалистом не получается, то обращаемся к администрации реабилитационной организации с заявлением, в котором излагаем проблему и просим проводить занятия в соответствии с ИПР, которая согласно статье 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» является обязательной для исполнения организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Администрация реабилитационной организации может отказать в изменении условий проведения реабилитационных мероприятий, мотивируя свой отказ, например, отсутствием у организации ресурсов для предоставления помощи в том объеме, который предусмотрен ИПР. В таком случае обращаемся в государственный (муниципальный) орган, являющийся учредителем реабилитационной организации, например, департамент социальной защиты населения или департамент образования. Наше обращение должно включать информацию о ребенке, о содержании его ИПР, о реабилитационных мероприятиях, которые проводит реабилитационная организация, и о том, что именно нас не устраивает. Суть обращения: наш ребенок нуждается в соответствии с ИПР в определенном объеме реабилитационных услуг; реабилитационная организация такой объем предоставить не может; в связи с этим мы просим содействовать в обеспечении исполнения ИПР ребенка, которая согласно статье 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
б) Условия проведения и требования к реабилитационным мероприятиям, осуществляемым реабилитационной организацией, не соответствуют реабилитационным потребностям ребенка и не определены в ИПР
В ситуациях, когда нас не устраивает качество реабилитационных услуг, а в ИПР ничего не указано по этому поводу, значение имеют экспертные заключения. Предположим, в ИПР включены занятия с логопедом и указан исполнитель — детская поликлиника по месту жительства. В поликлинике логопедом проводятся занятия, но 1 раз в неделю продолжительностью 10 минут. Неспециалисту трудно оценить эффективность занятий такой периодичности и продолжительности. Поэтому очень важно и, прежде всего, на стадии подготовки к прохождению освидетельствования в бюро МСЭ, собирать подробные рекомендации специалистов (см. раздел «Шаг 1: оформление инвалидности»).
Например, мы считаем, что продолжительность занятия недостаточная. В этом случае стоит обратиться непосредственно к специалисту, который занимается с ребенком, и узнать его мнение о продолжительности занятия и возможности ее увеличения. Если конструктивного диалога со специалистом не получается, то обращаемся к администрации реабилитационной организации и таким же образом пытаемся найти решение волнующего нас вопроса.
В случае, если наши дипломатические усилия не увенчались успехом, а в ИПР ребенка записаны, например, логопедические занятия, указан их исполнитель, но отсутствуют какие либо записи об условиях занятий, то целесообразно проконсультироваться у иного специалиста (эксперта), не представляющего организацию-исполнителя ИПР по этому реабилитационному мероприятию. Берем у эксперта письменные рекомендации о необходимости ребенку занятий определенной продолжительности и периодичности (эксперт может указать и другие особенности проведения занятий для конкретного ребенка). И далее подаем заявление в бюро МСЭ, составившее ИПР ребенку, с просьбой уточнить условия проведения логопедической помощи, включенной в ИПР, и включить в ИПР ребенка условия о продолжительности и периодичности занятий и другие условия
В течение месяца бюро МСЭ обязано дать письменный ответ. Если бюро МСЭ дало отрицательный ответ или ответ отсутствует по истечении месяца, мы оказываемся в ситуации, описанной в подразделе «1. В ИПР должны быть включены необходимые ребенку реабилитационные мероприятия и технические средства реабилитации», что и определяет наши последующие действия.