Методы гигиенического воспитания
Существует много МЕТОДОВ гигиенического воспитания от традиционных до новейших – от лекций и бесед до видеороликов и компьютерных игр.
Существует несколько УРОВНЕЙ гигиенического воспитания – индивидуальный, групповой, массовый.
ВЫБОР способов, методов, уровней, тематики зависит от задач воспитания, возраста, образования, здоровья, менталитета и подготовленности аудитории, от экономического положения, от времени, технических возможностей. Играет большую роль в эффективности образования.
Но самую главную роль играет профессионализм «воспитателя» – его знания, убежденность, умение и желание преподать, а, главное, внутренняя убежденность, личный пример - убеждение своим повседневным поведением. Курящий лектор вряд ли может толковать о том, что капля никотина убивает лошадь.
ГРУППОВЫЕ МЕТОДЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: лекции (с родителями)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: БЕСЕДЫ
Контроль эффективности гигиенического воспитания:
1) здоровье (заболеваемость и физическое развитие индивидуума и популяции)
2) настроение и самочувствие, работоспособность, выполнение социальных функций
3) отсутствие вредных привычек
4) выполнение санитарных правил
5) самоконтроль, медицинский контроль, медицинская активность
6) уровень знаний (анкеты) и навыков
7) внешний вид (степень опрятности и чистоты покровов, жилья)
Проблемы формирования здорового образа жизни и гигиенического воспитания населения
1) Недостаток знаний, недостаточная заинтересованность государства
2) Низкая мотивация
3) Объективная невозможность ведения здорового образа жизни
7. МОТИВ И МОТИВАЦИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ВИДЫ, РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЗОЖ, ВЫБОР.
Определения
МОТИВ (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа.
МОТИВА́ЦИЯ (от лат. movere) – побуждение к действию, психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, это способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Мотивация – есть совокупность мотивов.
ВЫБОР МОТИВА ДЛЯ ЗОЖ:
Очень важно, во многом определяет успех.
Зависит от возраста, пола, состояния здоровья, образования, специфики микросоциальной группы (детдом, город, село и проч.).
Виды мотивации
ВНЕШНЯЯ мотивация - обусловлена внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. ВНУТРЕННЯЯ мотивация – связана с самим содержанием деятельности.
ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ и ОТРИЦАТЕЛЬНАЯмотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.
УСТОЙЧИВАЯ и НЕУСТОЙЧИВАЯмотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.
Виды мотивов:
Мотив САМОУТВЕРЖДЕНИЯ — стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием.
ПРОСОЦИАЛЬНЫЕ (общественно значимые) мотивы — мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом. В случае действия просоциальных мотивов происходит идентификация индивида с группой. Человек отождествляется с группой, живет ее проблемами, интересами и целями.
Мотив ИДЕНТИФИКАЦИИ С ДРУГИМ ЧЕЛОВЕКОМ(особенно актуален для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей).
Мотив ВЛАСТИ — стремление индивида влиять на людей.
Мотив ДОСТИЖЕНИЯ — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности.
Мотив САМОРАЗВИТИЯ — стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться, желание ощущать свою компетентность.
Внешние и внутренние мотивы
ВНУТРЕННИЕ (или процессуально-содержательные) мотивы — побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается.
ВНЕШНИЕ мотивы — такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности (стремление получить одобрение других людей, соображения престижа или избежание наказания). Без подкрепления внешних мотивов внутренними невозможно достичь максимального и/или длительного эффекта.
НЕГАТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ
Негативная мотивация — побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний в случае невыполнения, страх перед ними и стремление их избежать.
Основным недостатком негативных санкций является кратковременность их влияния: они «работают» только на период их действия.