Методы изучения заболеваемости детей
1. По материалам обращаемости в медицинские учреждения (отчетные формы - № 12 и др.)
2. По данным медосмотров
3. По сведениям об инвалидности и причинах смерти (косвенно)
Нозологическая структура (НС)
· Это структура заболеваемости по отдельным классам болезней согласно общепринятой Международной классификации болезней 10-го пересмотра
· НС изменяется в динамике десятилетий в одной стране, различается в разных странах и регионах одной страны
· НС зависит от многих факторов – возрастных, природно-климатических, социальных, средовых.
· Первое ранговое место в структуре заболеваемости по обращаемости обычно занимают болезни органов дыхания
Региональные особенности заболеваемости
Могут быть обусловлены эколого-гигиеническими условиями региона, особенностями водоснабжения и др.
Типичные примеры: йоддефицитные заболевания, экологически обусловленные заболевания детей и подростков, инфекционная патология
Школьная патология
Наряду с причинами социально-экономического характера и факторами окружающей среды в ухудшении состояния здоровья детей и подростков большую роль играет «школьный фактор», т.е. условия воспитания и обучения, не соответствующие гигиеническим нормативам и санитарным правилам.
Главными негативными факторами школьной среды считаются: 1) качество питания, 2) интенсификация учебного процесса, 3) снижение двигательной активности, 4) компьютер и другие технические средства обучения (ТСО).
Основными проявлениями школьной патологии считаются нарушения зрения, осанки, болезни пищеварительной системы.
2. ИНВАЛИДНОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ, НОЗОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА.
Определения
ИНВАЛИДНОСТЬ— состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.
ИНВАЛИД— человек, у которого возможности его личной и жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.
Инвалидность детей: основные понятия
· В Российской Федерации установление статуса «инвалид» осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ) и представляет собой медицинскую и одновременно юридическую процедуру.
· Установление статуса «инвалид» обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определенные особые взаимоотношения с обществом: наличие у инвалида льгот, выплату пенсии по инвалидности, ограничения в работоспособности и дееспособности.
· В настоящее время принята политкорректная форма обозначения инвалида — «человек с ограниченными возможностями здоровья».
· Инвалидность детей так же, как и заболеваемость, может быть: первичная и общая, в разных возрастных группах, по разным классам болезней.
Нозологическая структура инвалидности
· Существенно отличается от структуры заболеваемости детей
· В отличие от заболеваемости – более стабильна: в течение многих лет и на разных территориях России в структуре инвалидности детей лидируют психические расстройства и расстройства поведения, болезни нервной системы, врожденные аномалии и пороки развития
· Так же, как и структура заболеваемости, определяется многими факторами – возрастными, социальными, средовыми, природно-климатическими, изменяется в динамике и является хорошим источником информации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Основные понятия
В отличие от заболеваемости инвалидность структурируется не только по классам болезней МКБ, но и по классификациям нарушений и ограничений - это принципиальные отличия инвалидности от заболеваемости.
Важно не только заболевание и его тяжесть, а то, насколько индивид приспособлен к данной среде и насколько он может выполнять функции, свойственные в его группе.
Абсолютно важна в этом смысле среда, ее адаптация к нарушению здоровья, возможности реабилитации.
В дополнение к МКБ для оценки здоровья человека в ходе определения инвалидности и разработки путей реабилитации используется Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья – МКФ (рекомендована ВОЗ)
На основе МКФ возможно стандартизированное описание и измерение здоровья всех людей, не только инвалидов
МКФпо своей сути очень близка гигиене, т.к. позволяет узнать, как могут повести себя индивиды с определенным состоянием здоровья в реальных ситуациях и в своей повседневной жизненной среде
Понятия МКФ и гигиена:
Функции организма – это физиологические функции систем организма (включая психические функции).
Структуры организма – это анатомические части организма, такие как органы, конечности и их компоненты.
Нарушения – это проблемы, возникающие в функциях или структурах, такие как существенное отклонение или утрата.
Активность – это выполнение задачи или действия индивидом.
Участие– это вовлечение индивида в жизненную ситуацию.
Ограничение активности– это трудности в осуществлении активности, которые может испытывать индивид.
Ограничение возможности участия – это проблемы, которые может испытывать индивид при вовлечении в жизненные ситуации.
Факторы окружающей среды создают физическую и социальную обстановку, среду отношений и установок, где люди живут и проводят свое время.
Методы изучения инвалидности
Общая инвалидность:
по данным здравоохранения (отчетная форма № 19)
по данным служб соцобеспечения (Пенсионный фонд и др.)
Первичная инвалидность: по данным МСЭ (отчетная форма № 7д)
Способы получения информации о заболеваемости и инвалидности:
1. Опубликованные статистические отчетные данные (ф. 12, 19, 7д).
2. Межведомственное сотрудничество в рамках СГМ (закреплено юридически Постановлениями Правительства России) – от подразделений региональных министерств и управлений здравоохранения.
3. В ходе научных исследований.
ПЕРЕЧЕНЬ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ДАННЫХ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ИНФОРМАЦИОННОГО ФОНДА СГМ:
1. Медико-демографические показатели (численность детей до 1 года, 0-14 лет, подростков 15-17 лет; количество родившихся и умерших, в том числе до 1 года)
2. Здоровье населения, в частности, сведения о:
1) заболеваемости детей первого года жизни,
2) профилактических осмотрах детей и подростков-школьников и их результаты;
3) числе заболеваний с диагнозом, установленным впервые в жизни , в том числе детей и подростков,
4) первичной инвалидности детей и подростков в возрасте от 0 - 17 лет включительно,
5) заболеваниях злокачественными новообразованиями с впервые установленным диагнозом, в том числе в возрасте 0-14 лет;
6) заболеваемости, связанной с микронутриентной недостаточностью с впервые установленным диагнозом, в том числе у детей и подростков,
7) социальных болезнях населения с впервые установленным диагнозом в том числе у детей и подростков
3. НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ВИДЫ, ПРИЧИНЫ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРОФИЛАКТИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И В СЕМЬЕ.
ОСАНКА – привычная поза непринужденно стоящего человека, когда корпус и голова удерживаются прямо, без активного мышечного напряжения.
Осанка зависит от формы позвоночника, развития мускулатуры, некоторых возрастных и иных физиологических особенностей и навыков поддержания правильной позы.
Осанку нельзя изменить произвольно и в один момент.
ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ :
В САГИТТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ Сутулость Лордоз Кифоз Выпрямленная осанка | ВО ФРОНТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ (СКОЛИОЗ) |