Методы изучения заболеваемости детей

1. По материалам обращаемости в медицинские учреждения (отчетные формы - № 12 и др.)

2. По данным медосмотров

3. По сведениям об инвалидности и причинах смерти (косвенно)

Нозологическая структура (НС)

· Это структура заболеваемости по отдельным классам болезней согласно общепринятой Международной классификации болезней 10-го пересмотра

· НС изменяется в динамике десятилетий в одной стране, различается в разных странах и регионах одной страны

· НС зависит от многих факторов – возрастных, природно-климатических, социальных, средовых.

· Первое ранговое место в структуре заболеваемости по обращаемости обычно занимают болезни органов дыхания

Региональные особенности заболеваемости

Могут быть обусловлены эколого-гигиеническими условиями региона, особенностями водоснабжения и др.

Типичные примеры: йоддефицитные заболевания, экологически обусловленные заболевания детей и подростков, инфекционная патология

Школьная патология

Наряду с причинами социально-экономического характера и факторами окружающей среды в ухудшении состояния здоровья детей и подростков большую роль играет «школьный фактор», т.е. условия воспитания и обучения, не соответствующие гигиеническим нормативам и санитарным правилам.

Главными негативными факторами школьной среды считаются: 1) качество питания, 2) интенсификация учебного процесса, 3) снижение двигательной активности, 4) компьютер и другие технические средства обучения (ТСО).

Основными проявлениями школьной патологии считаются нарушения зрения, осанки, болезни пищеварительной системы.

2. ИНВАЛИДНОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ, НОЗОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА.

Определения

ИНВАЛИДНОСТЬ— состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.

ИНВАЛИД— человек, у которого возможности его личной и жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.

Инвалидность детей: основные понятия

· В Российской Федерации установление статуса «инвалид» осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ) и представляет собой медицинскую и одновременно юридическую процедуру.

· Установление статуса «инвалид» обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определенные особые взаимоотношения с обществом: наличие у инвалида льгот, выплату пенсии по инвалидности, ограничения в работоспособности и дееспособности.

· В настоящее время принята политкорректная форма обозначения инвалида — «человек с ограниченными возможностями здоровья».

· Инвалидность детей так же, как и заболеваемость, может быть: первичная и общая, в разных возрастных группах, по разным классам болезней.

Нозологическая структура инвалидности

· Существенно отличается от структуры заболеваемости детей

· В отличие от заболеваемости – более стабильна: в течение многих лет и на разных территориях России в структуре инвалидности детей лидируют психические расстройства и расстройства поведения, болезни нервной системы, врожденные аномалии и пороки развития

· Так же, как и структура заболеваемости, определяется многими факторами – возрастными, социальными, средовыми, природно-климатическими, изменяется в динамике и является хорошим источником информации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Основные понятия

В отличие от заболеваемости инвалидность структурируется не только по классам болезней МКБ, но и по классификациям нарушений и ограничений - это принципиальные отличия инвалидности от заболеваемости.

Важно не только заболевание и его тяжесть, а то, насколько индивид приспособлен к данной среде и насколько он может выполнять функции, свойственные в его группе.

Абсолютно важна в этом смысле среда, ее адаптация к нарушению здоровья, возможности реабилитации.

В дополнение к МКБ для оценки здоровья человека в ходе определения инвалидности и разработки путей реабилитации используется Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья – МКФ (рекомендована ВОЗ)

На основе МКФ возможно стандартизированное описание и измерение здоровья всех людей, не только инвалидов

МКФпо своей сути очень близка гигиене, т.к. позволяет узнать, как могут повести себя индивиды с определенным состоянием здоровья в реальных ситуациях и в своей повседневной жизненной среде

Понятия МКФ и гигиена:

Функции организма – это физиологические функции систем организма (включая психические функции).

Структуры организма – это анатомические части организма, такие как органы, конечности и их компоненты.

Нарушения – это проблемы, возникающие в функциях или структурах, такие как существенное отклонение или утрата.

Активность – это выполнение задачи или действия индивидом.

Участие– это вовлечение индивида в жизненную ситуацию.

Ограничение активности– это трудности в осуществлении активности, которые может испытывать индивид.

Ограничение возможности участия – это проблемы, которые может испытывать индивид при вовлечении в жизненные ситуации.

Факторы окружающей среды создают физическую и социальную обстановку, среду отношений и установок, где люди живут и проводят свое время.

Методы изучения инвалидности

Общая инвалидность:

по данным здравоохранения (отчетная форма № 19)

по данным служб соцобеспечения (Пенсионный фонд и др.)

Первичная инвалидность: по данным МСЭ (отчетная форма № 7д)

Способы получения информации о заболеваемости и инвалидности:

1. Опубликованные статистические отчетные данные (ф. 12, 19, 7д).

2. Межведомственное сотрудничество в рамках СГМ (закреплено юридически Постановлениями Правительства России) – от подразделений региональных министерств и управлений здравоохранения.

3. В ходе научных исследований.

ПЕРЕЧЕНЬ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ДАННЫХ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ИНФОРМАЦИОННОГО ФОНДА СГМ:

1. Медико-демографические показатели (численность детей до 1 года, 0-14 лет, подростков 15-17 лет; количество родившихся и умерших, в том числе до 1 года)

2. Здоровье населения, в частности, сведения о:

1) заболеваемости детей первого года жизни,

2) профилактических осмотрах детей и подростков-школьников и их результаты;

3) числе заболеваний с диагнозом, установленным впервые в жизни , в том числе детей и подростков,

4) первичной инвалидности детей и подростков в возрасте от 0 - 17 лет включительно,

5) заболеваниях злокачественными новообразованиями с впервые установленным диагнозом, в том числе в возрасте 0-14 лет;

6) заболеваемости, связанной с микронутриентной недостаточностью с впервые установленным диагнозом, в том числе у детей и подростков,

7) социальных болезнях населения с впервые установленным диагнозом в том числе у детей и подростков

3. НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ВИДЫ, ПРИЧИНЫ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРОФИЛАКТИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И В СЕМЬЕ.

ОСАНКА – привычная поза непринужденно стоящего человека, когда корпус и голова удерживаются прямо, без активного мышечного напряжения.

Осанка зависит от формы позвоночника, развития мускулатуры, некоторых возрастных и иных физиологических особенностей и навыков поддержания правильной позы.

Осанку нельзя изменить произвольно и в один момент.

ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ :

В САГИТТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ Сутулость Лордоз Кифоз Выпрямленная осанка   ВО ФРОНТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ (СКОЛИОЗ)
Методы изучения заболеваемости детей - student2.ru Методы изучения заболеваемости детей - student2.ru

Наши рекомендации