Изменения в эмоциях и изменения в поведении

Изменения в эмоциях – это одно из наиболее типичных и характерных для шизофрении изменений. На ранних стадиях этого заболевания могут проявляться такие эмоциональные изменения, как депрессия, чувство вины, страх, а также частая смена настроений. На более поздних стадиях характерно снижение эмоционального фона, при которых кажется, что больной вообще не в состоянии испытывать какие-либо эмоции. В начале заболевания больной, как правило, испытывает широкий спектр разнообразных и быстро сменяющихся эмоций. Слабые или сильно выраженные переживания, связанные с изменением восприятия внешнего мира и собственных сенсорных и ментальных ощущений, только усиливают эту картину. Считается, что наиболее достоверным симптомом шизофрении считается притупление эмоционального состояния до полного исчезновения эмоций вообще.

Изменения в поведении у больного, как правило, являются вторичными симптомами шизофрении. То есть изменения в поведении больных шизофренией обычно являются реакцией на другие изменения, связанные с изменением восприятия, нарушением способности интерпретировать поступающую информацию, галлюцинациями и бредом, и другими вышеописанными симптомами. Появление таких симптомов вынуждает больного изменять привычные схемы и способы коммуникаций, деятельности, отдыха. При шизофрении характерно так называемое «ритуальное поведение», когда больным вырабатывается некая удовлетворяющая его навязчивость последовательность действий и сверхценное к ним отношение. Достаточно часто встречающийся, например, бред отравления, – толкает больного на крайние формы поведения, так или иначе связанного с гигиеной и чистотой: тарелки перемываются много раз с использованием очень сильных химических средств очистки, идет постоянная борьба с грязью и микробами, больной постоянно протирает все ручки дверей и шкафов, моет руки несколько десятков раз за день и больше, и т.п.

Следует учитывать, что у больного, как правило, существует абсолютная уверенность в правоте своего поведения. Совершенно нелепые, с точки зрения здорового человека, поступки имеют у больного шизофренией логическое объяснение и убежденность в своей правоте. Поведение больного – не следствие его неправильного мышления, а следствие психического заболевания, которое на сегодняшний день достаточно эффективно поддается лечению психофармакологическими препаратами и соответствующим клиническим уходом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ шизофренического дефекта с позиций патопсихологического синдрома позволяет обосновать главные принципы коррекционных воздействий в целях социально-трудовой адаптации и реабилитации больных, согласно которым недостаточность одних компонентов синдрома частично восполняется за счет других, относительно более сохранных. Так, дефицит эмоциональной и социальной регуляции деятельности и поведения может в определенной степени компенсироваться сознательным путем на основе произвольной и волевой регуляции деятельности. Дефицит потребностно-мотивационных характеристик общения может быть в какой-то мере преодолен включением больных в специально организованную совместную деятельность с четко обозначенной целью. Мотивирующая стимуляция, применяемая в этих условиях, не апеллирует непосредственно к чувствам больного, а предполагает осознание необходимости ориентировки на партнера, без которой задача вообще не может быть решена, т. е. компенсация достигается в этих случаях также за счет интеллектуальных и волевых усилий больного. Одной из задач коррекции является обобщение и закрепление положительных мотиваций, создаваемых в конкретных ситуациях, способствующих их переходу в устойчивые личностные характеристики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алейникова С.М. Сравнительное исследование формирования мышления у детей, больных шизофренией, с разными типами дизонтогенеза // Экспериментально-психологические исследования патологии психической деятельности при шизофрении. М.: Б.и., 1982.

2. Блейхер В.М. Клиническая психопатология. Ташкент: Медицина, 1976.

3. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая психопатология. Ростов-на-Дону, 1996.

4. Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии. Киев: Вища шк., 1979.

5. Гаррабе Ж. История шизофрении. М., СПб.: Б.и., 2000.

6. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.

7. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. М.: Медицина, 1984.

8. Личко А.Е. Шизофрения у подростков. Л.: Медицина,1989.

9. Лурия Р.А. Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания. М.: Медицина, 1977.

10. Руководство по психиатрии /под ред. А. В. Снежневского. М.: Медицина, 1983. – Т.1

11. Руководство по психиатрии /под ред. Г.В. Морозова. М.: Медицина,1988. – Т.1

12. Снежневский А.В. Общая психопатология: Курс лекций. Валдай, 1970.

13. Шизофрения. Клиника и патогенез /под ред. А. В. Снежневского. М.: Медицина, 1969.

14. Шизофрения. Мультидисциплинарное исследование /под ред. А. В. Снежневского. М.: Медицина, 1972.

15. В.В. Марилов Частная психопатология/ Учебное пособие для студ. Высш.учебн. заведений/ «Академия», 2004

16. Г.В. Гуровец Психопатология детского возраста/ «Владос», 2008

Список использованной литературы

1.Обухова Л.Ф. «Детская (возрастная) психология», учебник, Москва, Российское педагогическое агенство, 1996 г., 374 стр.;

2.Мухина В. С. «Возрастная психология. Феноменология развития», Москва, ИЦ «Академия», 2009 г., 640 стр.;

3.Эльконин Б.Д. «Психология развития», Москва, ИЦ «Академия», 2001 г., 144 стр.;

Наши рекомендации