Взаимоотношения медсестёр с пациентами.
Взаимоотношения с пациентами - это особая сфера, так как они имеют большое значение как для здоровья больных, так и для спокойствия медсестры.
Сложность в деятельности всех медработников состоит в том, что они общаются не с цифрами или предметами, а с живыми людьми. Более того, все люди, с которыми им приходится взаимодействовать, больны. Именно поэтому от медсестры зависит очень многое. На протяжении дня она взаимодействует с каждым пациентом немало раз хотя бы потому, что большинство лекарств нужно вводить несколько раз в сутки. Это способствует формированию особых отношений с пациентами.
Больной человек сильно меняется по сравнению с тем, каким он был до болезни, а госпитализация – это дополнительный стресс. Человек оказывается вдали от дома, семьи, работы, привычного режима дня и питания, что не может не вызвать внутреннего эмоционального напряжения. Если пациента ожидает операция или он только перенёс её, это также дополнительный раздражитель. Кроме того, и сама болезнь оказывает огромное влияние на психику человека, что может проявляться совершенно по- разному.
Медсестре следует усвоить, что к больным нужно относиться не так, как к другим людям. Конечно, проще всего поддерживать исключительно деловые отношения, когда медсестра приходит к пациенту, делает все необходимые процедуры и без лишних слов и эмоций переходит к другим делам.
Это наиболее лёгкий вариант поведения: никаких эмоциональных перегрузок. Однако, к сожалению, он неприемлем. Находясь в постоянном напряжении, больной нуждается в доброжелательном отношении, поэтому медсестра должна научиться вести себя так, чтобы каждый пациент доверял ей и уважал её мнение.
Многие необходимые процедуры могут восприниматься больным как унизительные. Однако понятия «медицина» и «стыд» несовместимы. Только при формировании оптимальных отношений с больным он может в должной мере довериться медсестре и врачу. Благодаря этому сестре не придётся сталкиваться с отказами от той или иной процедуры, что сэкономит её время и нервы. Кроме того, доверие пациента поспособствует тому, что он не постесняется обратиться к сестре при ухудшении самочувствия, а это поможет вовремя определить различные осложнения в ходе болезни.
Иногда больные становятся раздражительными, замкнутыми и даже агрессивными по отношению к медработникам. К этому тоже нужно быть готовым. В отношениях с озлобленным больным нужно соблюдать корректность, сохранять вежливость и не демонстрировать собственных негативных эмоций, которые могут дать пациенту повод для ещё большего разлада отношений. Если сестре нужно выполнить какую-то манипуляцию, а пациент немотивированно отказывается от неё и проявляет признаки агрессии, вначале следует попытаться мягко, не повышая голоса, порекомендовать ему её повторно. Следующий шаг – подробно описать больному, для чего нужна эта процедура и что может повлечь за собой её невыполнение. При повторном отказе, если манипуляция должна быть выполнена быстро и не терпит промедления, следует переадресовать общение с пациентом врачу.
При слишком лояльном отношении к пациентам (в плане выполнения рекомендаций и правил пребывания в стационаре), когда они не осознают всей важности советов и запретов, возможны случаи нарушения режима пребывания в стационаре. Поэтому нужно стремиться найти золотую середину между доброжелательностью и строгостью. В противном случае самовольный уход из больницы или другие нарушения перестанут быть радостью.
Если медсестра сталкивается со случаями нарушения пациентом правил пребывания в больнице или замечает, что он не соблюдает режим и рекомендации доктора, она обязана сообщить об этом врачу, даже если больной просит не делать этого. Однако это необходимо, так как излишняя физическая активность больного, курение, нарушение диеты могут сильно навредить его здоровью и стать причиной серьёзных осложнений, а у тяжёлых больных – вплоть до летальных.
Если в медицинском коллективе дружеские отношения не являются чем- то нежелательным, то в случае медсестры и пациента сближение недопустимо. Этот процесс довольно тяжело контролировать, ведь пациент, который начинает доверять медсестре, видя её хорошее отношение, невольно тянется к ней. Взаимная симпатия ведёт к субъективному отношению, из-за чего сестра может выделять того или иного больного среди других, следовательно, повышенная забота об одном человеке будет осуществляться за счёт остальных пациентов.
Кроме того, излишняя привязанность медсестры может помешать и ей самой. Больной, видя, как хорошо и много о нём заботятся, и, не вникая в то, что у сестры, кроме него, есть ещё множество дел, будет требовать для себя всё больше и больше времени. Постоянная необходимость всё успеть, когда времени практически не остаётся, может послужить причиной ошибок медсестры.
Почти всегда рядом с больным находятся его родственники, которые из-за беспокойства или недоверия к качеству лечения стремятся узнать о заболевании близкого им человека как можно больше. Как бы врач ни старался разъяснить необходимое, некоторым людям этого всё равно мало, поэтому очень часто медсестра – человек, близкий к лечению, - оказывается между двух огней: с одной стороны- родственники, засыпающие бесконечными вопросами, с другой – врачи, которые не одобряют то, что она сообщает родным некоторые факты.
В этом случае врачи правы. Именно доктор несёт ответственность за больного, следит за изменениями его состояния и может судить о течении болезни, о том, что ждёт того или иного больного. Медсестра же, несмотря на то, что без неё лечебный процесс невозможен, не имеет права сообщать какие- либо факты из истории болезни пациента.
Бывает очень тяжело противостоять настойчивым родственникам, к тому же история болезни пациента легко может попасть в руки медсестры, например, когда она сопровождает его на какое – то диагностическое исследование. Однако необходимо всегда помнить о медицинской этике и избегать ответов на подобные вопросы, находящиеся за границами компетенции сестры.
Всё это необходимо вовсе не для того, чтобы скрыть от родных и больного возможные врачебные ошибки. История болезни ведётся с использованием сложной медицинской терминологии, которую человек, далёкий от медицины, способен интерпретировать неверно. Врач может облечь все сведения в доступную форму, и именно он ответствен за общение с родственниками и пациентом касательно его здоровья.
Медсестра может сообщать родным об артериальном давлении и температуре, сведения о самочувствии, данные самим больным. В остальном же следует ссылаться на врача, несмотря на то, что медсестра, постоянно контактирующая с докторами и обладающая собственными знаниями, часто имеет сведений более чем достаточно.
Во взаимоотношениях с пациентами очень важны опрятный внешний вид и манера общения. Больных следует называть по имени и отчеству, если это ребёнок – только по имени. Обращение «больной» недопустимо, не нужно также строить различные производные от имени и употреблять их.
Знакомясь с этикой, медсёстры очень часто только частично представляют себе, какими они должны быть, уделяя внимание преимущественно внутренним качествам: скромности, гуманности и т. д. Тем не менее, эти качества нужно уметь применять и на практике, в реальной жизни. Необходимо находить также слова, чтобы пациент понял, что перед ним – медработник, обладающий всеми необходимыми качествами. Поэтому требуется освоить вербальные (словесные) методики общения с пациентами.
При разговорах с пациентами лучше не употреблять сложной медицинской терминологии. Речь должна быть конкретной, краткой, доступной. Не стоит применять обобщённые понятия и аббревиатуры.
При объяснении пациенту сущности, какой – то процедуры, предстоящей ему, или той, которую он будет проводить самостоятельно (например, измерение температуры по несколько раз в день), нужно представить её в виде схемы. Все цифры называются конкретно, без разброса (10-15 мин и т.п.). При необходимости следует повторить дважды, чтобы пациент точно понял смысл сказанного.
Доверие к медсестре у пациента формируется после того, как он убедится в её компетентности. Поэтому прежде чем приступить к какому- то объяснению, следует убедиться в том, что в исполнении медсестры оно будет выглядеть достойно. Если медсестра при объяснении не уверена в какой - то незначительной детали, не следует показывать этого больному, чтобы он не перестал доверять ей в дальнейшем. Говорить нужно уверенным тоном.
Во время общения сестра должна понять, кого представляет собой пациент, проанализировать его характер, благодаря чему в дальнейшем ей проще будет подстроиться под его манеру общения и добиться большего доверия.
Очень важный для медсестры момент – умение слушать пациента, ведь вместе со словами больной часто проявляет свой интерес, страх или неуверенность. Если пациент начал много говорить, скорее всего, это означает, что он стал уязвим и нуждается в поддержке.
Слушать нужно активно, внимательно. При этом можно заниматься своими делами (подготовкой к процедуре и т. д.), однако взгляд, который периодически останавливается на лице пациента, даёт ему понять, что его переживания небезразличны медработнику. Нужно участвовать в разговоре, произнося осмысленные фразы, а не междометия.
Нельзя прерывать пациента, навязывать другую тему, задавать по несколько вопросов подряд, настойчиво советовать ему что- то исходя из собственных приоритетов.
3. Деонтологические требования, предъявляемые к личности медицинской сестры.
Лица, закончившие медицинский вуз, дают клятву врача – моральное обязательство, принимаемое перед государством. В1983 г. выпускники сестринской школы в Мичигане впервые дали «клятву Флоренс Найтингейл», названную именем основоположницы сестринского дела. В клятве говорилось: «Перед Богом и перед лицом собравшихся я торжественно обещаю: вести жизнь, исполненную чистоты, и честно выполнять свои профессиональные обязанности. Я буду воздерживаться от всего вредного и пагубного и никогда сознательно не использую и не назначу лекарства, которое может принести вред. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддерживать и повышать уровень моей профессии. Я буду держать в тайне всю личную информацию, которая окажется в моем распоряжении во время работы с пациентом и его родными. Я буду преданно помогать врачу в его работе и посвящу себя неустанной заботе о благополучии всех вверенных мне пациентов».
Необходимым условием выполнения профессионального долга являются высокие личные качества каждого медицинского работника. Их можно разделить па три основные группы:
• моральные - сострадание, доброжелательность, чуткость, нежность, внимательность, терпение, самоотверженность, честность, трудолюбие, скромность, принципиальность, чувство собственного достоинства;
• эстетические - опрятность, безупречный внешний вид, отсутствие вредных привычек;
• интеллектуальные - эрудиция, наблюдательность, инициатива, логичность мышления, стремление к самосовершенствованию.
Сознание ответственности за жизнь пациента требует от медицинской сестры особой чуткости и внимания. Чуткость - это не только сопереживание, глубокое проникновение и понимание переживаний пациента, но и способность к самоотверженности и самопожертвованию. Однако чуткость и доброта не должны переходить в сентиментальность, которая лишает медицинскую сестру собранности и творческой активности в борьбе за здоровье, а зачастую и жизнь пациента.
Прошли те времена, когда медицинская сестра была простым исполнителем врачебных назначений. Современный уровень подготовки медицинских сестер, знание причин и механизма развития различных заболеваний и их лечения позволяют медицинской сестре сознательно подходить к лечебному процессу и ухаживать за пациентами.
Медицинская сестра обязана быть всегда собранной, спокойной, уравновешенной, твердой, решительной, не допускать суеты и нервозности в работе.
На современном этапе для медицинского работника, даже при высоком профессионализме, недопустимы узкий кругозор, недостаток общей культуры. Он должен быть на высоте положения и не имеет морального права оказаться несведущим в различных медицинских, биологических, этических и нравственных вопросах. Отсюда вытекает необходимость в постоянном самосовершенствовании, повышении не только профессионального мастерства, но и общей культуры, расширении своего кругозора.
Внешний вид медицинской сестры оказывает существенное влияние на нравственную атмосферу в учреждении. Аккуратная, подтянутая, в белоснежном халате с прибранными под колпак волосами медицинская сестра вызывает доверие пациента, в ее присутствии он чувствует себя спокойнее.
Неопрятность в одежде, мятый и грязный халат, яркий грим, избыток украшений неблагоприятно действуют на пациента, подрывают авторитет медицинского работника.
Профессиональное поведение медицинского работника регулируется не только законодательными актами. Для этого существуют общественное мнение, мнение коллег, самооценка и т. д. Многое из того, что установлено для врачей, имеет прямое отношение и к медсестрам. Они также должны соблюдать правила профессионального поведения, общения, этикета.
От того как сложатся взаимоотношения пациента и медсестры, во многом зависит успех лечения.
В основу типологической классификации медсестер венгерского психотерапевта И. Харди положены не только психоэмоциональные особенности, определяющие черты характера, но и отношение к работе, к пациентам. Медсестра-рутинер. Такая медсестра выполняет свои обязанности скрупулезно, уподобляясь машине, не сопереживая и не сочувствуя пациентам. Она может разбудить пациента для того, чтобы дать ему предписанное врачом снотворное.
Артистический тип. Такая медсестра работает, сознательно играя определенную роль, стремясь к достижению идеала. Если роль переходит допустимые границы, то в ее поведении исчезают непосредственность, искренность. Это может помешать установлению должного контакта между медсестрой и пациентом. Именно от такой медсестры можно услышать: «Напрасно я ему внушала...», «часами я его воспитывала...» и т. д.
Нервный тип. По мнению многих, он наиболее распространен в нашем здравоохранении. Такая медсестра часто бывает усталой, раздраженной, что передается и пациентам. Ей кажется, что ее усилия не оцениваются должным образом. Подсознательно она старается уклониться от своих обязанностей (из опасения заразиться). У такой медсестры может появиться зависимость от лекарств (токсикомания), которыми она пытается подавлять и компенсировать свои трудности.
Мужеподобный тип. Сильная личность. Обычно такие медсестры крупного телосложения, решительны, энергичны. Пациенты уже издали, но походке узнают их. В благоприятных условиях эти сестры становятся хорошими организаторами и воспитателями молодой смены. В неблагоприятных условиях, при недостатке культуры, образованности они грубы и агрессивны.
Материнский тип. Медсестры этого типа с максимальной заботой и сочувствием относятся к пациентам. Часто это милые толстушки, бесшумно «перекатывающиеся» по палатам. Они успевают повсюду и, даже, несмотря на свой возраст, в живости и подвижности часто не уступают молодым. Заботиться о пациентах для них - призвание и их личная жизнь.
Тип узкого специалиста. Такая медсестра относится к другим медсестрам и пациентам с чувством превосходства, что может быть причиной напряженных отношений. Очень часто медсестры этого типа встречаются в электрокардиографических, рентгенологических кабинетах, лабораториях, среди операционных медсестер.
Несомненно, существуют и смешанные типы медсестер, в стиле поведения которых в различной мере сочетаются перечисленные выше черты.
Никакими, даже самыми современными достижениями техники, сложным оборудованием и аппаратурой невозможно заменить непосредственных отношений с пациентом. В древней формуле «Слово врача, трава фармацевта, скальпель хирурга - вот что исцеляет больного» не случайно на первое место поставлено «слово». Слово медсестры, проводящей с пациентом значительно больше времени, чем врач, не менее значимо. «Слово, как лекарство, - считает врач и писатель П.А. Бейлин, - обладает прямым токсическим или побочным действием. К отдельным словам вырабатывается непереносимость - они могут вызвать аллергию, шок. А передозируешь даже по содержанию своему лечебные слова, может развиться «лекарственная болезнь». Болтливый человек может вызвать у своих слушателей головную боль и усталость». В профессиональной деятельности медсестры большое значение имеет культура общения с пациентом. Медсестре должно быть ясно, что жаргон - признак низкой культуры, а профессиональный жаргон в медицине - явление не только не безобидное, но и аморальное. Для медсестры недопустимо говорить о пациентах «диабетик», «астматик», «ревматик», использовать такие аббревиатуры, как КИНО («кожных- изменений не обнаружено»), ЖПОБИ («женские половые органы без изменений»), РАК («развернутый анализ крови»), ССС («сердечно-сосудистая система») и т. д.
Ключом к общению является замечательное русское слово «здравствуйте», а к пациенту и коллеге следует обращаться па «Вы». Фамильярная форма обращения унижает пациента. Из лексикона медиков должны быть исключены такие обращения, как «товарищ», «гражданин», «мужчина», «тетя».
«Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости», - говорится в Библии (Книга притчей Соломоновых). Под воздействием смеха в мозгу человека активизируется выработка эндогенных морфинов, по молекулярной структуре близких к анальгетикам и помогающих переносить боль.
«Смехотерапия» имеет полное право на существование и применение. Однако медицинскому работнику не следует забывать, что есть люди, лишенные чувства юмора. Особенно болезненно пациенты переживают насмешки над их состоянием.
При общении с пациентами медицинская сестра должна постоянно помнить о том, что ее задача - не «образованность свою показывать», а предельно ясно ответить на вопросы, обосновать необходимые рекомендации.
1.В 1950 г. Американской ассоциацией медсестер был принят «Моральный кодекс медсестры», затем он был утвержден Международной ассоциацией медсестер. Кодекс содержит 11 статей. Сестра выполняет свои обязанности, уважая человеческое достоинство и личность пациента независимо от его социального и экономического положения, индивидуальных качеств или происхождения, его проблем со здоровьем.
2.Сестра защищает законными средствами всю конфиденциальную информацию.
3.Сестра выступает в защиту пациента, когда некомпетентность, неэтичность, нелегальная практика какого-нибудь лица пагубно влияют на безопасность и здоровье.
4.Сестра берет на себя ответственность за действия но отношению к пациенту.
5. Сестра поддерживает свой профессиональный уровень.
6.Сестра использует обоснованные суждения, собственную компетентность и профессиональные качества как критерий в предоставлении консультаций, взятии на себя ответственности за принятие решений.
7.Сестра непрерывно накапливает знания в рамках своей профессии.
8.Сестра прилагает профессиональные усилия для того, чтобы улучшить стандарты сестринского дела.
9.Сестра прилагает профессиональные усилия для того, чтобы условия найма на работу способствовали высокому качеству сестринского ухода.
10.Сестра прилагает профессиональные усилия для того, чтобы оградить общество от дезинформации или неправильной интерпретации сестринского дела и поддерживать его авторитет.
11.Сестра сотрудничает с представителями других медицинских профессий в целях удовлетворения потребностей населения в охране здоровья.
Этот документ нуждается в некоторых комментариях. Медсестры должны принимать все возможные меры, чтобы защитить и сохранить человеческую жизнь, когда есть надежда на выздоровление или если лечение может продлить жизнь пациента. Пациент должен быть максимально вовлечен в процесс планирования и реализации программы по охране его здоровья. Он имеет полное моральное право получать информацию, необходимую для принятия серьезных решений, участвовать в оценке преимуществ и недостатков при выборе способов лечения, принимать, отказываться или продолжать лечение без принуждения. Каждая медсестра должна быть компетентна в моральных и юридических вопросах, защищать и поддерживать права пациента. Если пациент не способен принять самостоятельное решение, необходимо найти того, кто смог бы это сделать (родственники, опекуны).
Определяя статус и характеристики пациента, кодекс устанавливает, что необходимость в охране здоровья является всеобщей и не зависит от национальных, этических, религиозных, расовых, экономических и иных различий. Сестринский уход должен оказываться и приниматься без каких-либо предрассудков и предубеждений.
Конфиденциальность - неотъемлемое право пациента, но оно не является абсолютным, когда возникает угроза для здоровья и жизни других людей.
Чтобы обеспечить защиту здоровья и безопасность пациента, медсестра должна оградить его от тех, кто занимается сомнительной практикой.
Сестра несет ответственность за свои суждения и действия на всех этапах работы - от сбора данных и оценки состояния здоровья пациента до достижения целей, поставленных совместно с врачом.
Весьма желательна профессиональная оценка деятельности медицинской сестры коллегами. Помимо этого, медсестра должна постоянно помнить и о самооценке своей компетентности. Если ей не хватает знаний и опыта для выполнения того или иного задания, то она имеет право отказаться от него. Очень часто ей даются поручения, которые должны выполняться другим персоналом, она имеет право отказаться от них, если эти поручения мешают ее деятельности по обеспечению пациента соответствующим сестринским уходом.