Практический аспект | Этико-деонтологический аспект |
Цель:профилактическая. Показания:новорожденные и грудные дети, находящиеся на смешанном и искусственном вскармливании. Противопоказания:нет. Подготовить: 1. Стерильные бутылочки. 2. Соски. 3. Смесь. 4.Водяную баню или электрический подогреватель. 5. Ватные шарики. Подготовка пациента:ребенка перепеленать. Техника выполнения: 1.Развести смесь и налить её в бутылочку (на 10 мл больше, чем требуется на одно кормление). 2. Закрыть бутылочку ватным шариком и поставить на водяную баню на решетку (салфетку), уровень воды в кастрюле должен быть равен уровню смеси в бутылочке. При использовании электрического подогревателя, следовать инструкции. 3. Подогреть смесь. 4.Проверить температуру смеси (для этого вынуть бутылочку из воды, встряхнуть, нанести 1-2 капли смеси на тыльную поверхность кисти). 5. Надеть соску на бутылочку. 6. Взять ребенка на руки. 7. Наклонить бутылочку под углом 45 градусов (смесь должна заполнять горлышко бутылки). 8.Покормить ребёнка. Последующий уход: 1.Ребенка подержать несколько минут в вертикальном положении, потом уложить в кроватку на бок. 2. Бутылочку и соску обработать соответственно алгоритму. Возможные осложнения: 1. Аспирация смеси. 2. Ожогислизистых. 3. Створаживание кислых смесей. Примечания: 1. Для выбора смеси лучше проконсультироваться с педиатром. 2. Смесь всегда должна быть свежеприготовленная, без комочков и посторонних примесей. | - таким способом проверяется температура смеси, подогретой только на водяной бане, электрический подогреватель самостоятельно подогревает смесь до нужной температуры. - отверстие в соске должно быть маленьким, чтобы ребёнок трудился при сосании. - лучше кормить ребёнка сидя. - кормление по времени должно соответствовать длительности грудного кормления (10-15 мин.) - это даёт возможность ребёнку срыгнуть воздух, который может попасть при кормлении. - соски для кормления должны быть достаточно жёсткими и меняться по мере необходимости. |
Подготовка матери и ребёнка к кормлению грудью
Практический аспект | Этико-деонтологический аспект |
Цель:профилактическая. Показания:новорожденные и грудные дети, находящиеся на грудном вскармливании. Противопоказания:нет. Подготовить: 1. Халат. 2. Косынку. 3. Маску. 4. 2% раствор соды. 5. Теплую кипяченую воду. 6. Стерильные салфетки. 7. Скамеечку. Подготовка пациента: ребенка перепеленать. Техника выполнения: (Манипуляцию выполняет мать) 1. Надеть косынку, маску. 2. Вымыть руки с мылом. 3.Обработать сосок и околососковую область 2% раствором соды. 4.Обработать сосок и околососковую область кипяченой водой, обсушить салфеткой. 5.Сцедить несколько капель молока. 6.Приподнять молочную железу снизу четырьмя пальцами, а 5-м большим пальцем придерживать сверху. 7. Вложить в рот ребенка сосок и часть околососковой области. 8. Покормить ребёнка. Последующий уход: 1.Ребенка подержать в вертикальном положении, потом уложить в кроватку, на бок. 2. Сцедить из груди остатки молока. 3. Обмыть грудь кипяченой водой и просушить. Возможные осложнения и их профилактика: 1.Инфицирование. 2.Недокорм ребёнка. Примечания: 1.Продолжительность кормления 10-15 минут. 2.Первые 3-4 дня после родов и при наличии швов у женщины, кормление ребенка проводится лежа (ребенка уложить параллельно матери). 3. С 4-5 дня мать кормит сидя, под ногу, одноименную с кормящей грудью, ставится скамеечка. 4.Кормление осуществляется по «требованию» ребёнка или по часам. 5.Если у женщины «плоский сосок», то используются специальные накладки, для удобства сосания ребёнком. 6.Для сцеживания молока рекомендуется использование молокоотсосов. | - обычно после кормления дети сразу засыпают. - для профилактики заболеваний ребёнка. - это позволяет профилактировать молочницу слизистой рта у ребёнка. - это позволяет ребёнку отрыгнуть воздух, который он может заглатывать при кормлении. - это позволит профилактировать мастит. |
Антропометрия
Практический аспект | Этико-деонтологический аспект |
Цель:диагностическая (оценить физическое развитие). Показания:профилактические осмотры детей любого возрастного периода. Противопоказания:нет. Подготовить: 1. Весы детские. 2. Ростомер горизонтальный. 3. Раствор антисептика. 4. Ленту измерительную. 5. Пеленку. 6. Медицинскую документацию. Подготовка пациента:ребёнка грудного возраста распеленать. Техника выполнения: Антропометрия включает в себя взвешивание, измерение роста и окружностей головы и груди. Взвешивание: 1.Весы обработать раствором антисептика и положить пеленку, индивидуальную для каждого ребенка. 2. Открыть затвор. 3. Уравновесить весы. 4. Закрыть затвор. 5. Положить ребенка на весы. 6. Открыть затвор, взвесить ребенка. 7. Закрыть затвор и снять ребенка с весов. 8.Если весы уравновешивают без пеленки, то из общего веса вычитают вес пеленки. Измерение роста: 1.Обработать ростомер раствором антисептика. 2.Положить пеленку. 3. Уложить ребенка таким образом, чтобы голова прилегала к неподвижной планке. Нажимая на колени добиться распрямления ног ребёнка и подвижную планку пододвинуть вплотную к стопам ребенка. По ней судим о росте ребенка. Измерение окружностей головы и грудной клетки: 1.Используют сантиметровую ленту. 2.Измерение окружности головы производится наложением сантиметровой ленты на затылочный бугор, а спереди - над бровями. 3.Окружность грудной клетки измеряю наложением сантиметровой ленты плотно сзади по углам лопаток и спереди по нижнему краю околососкового кружка. Последующий уход: 1.Результаты измерения записывают в медицинскую документацию (историю болезни, амбулаторную карту ребёнка). 2.Весы и ростомер обрабатываются раствором антисептика. Возможные осложнения:нет. Примечания: 1.Антропометрию проводят: детям до года ежемесячно, от года до двух раз в квартал, от двух до трёх лет- раз в полгода, детям старшего возраста- раз в год. 2.Старшим детям проводят антропометрию соответственно алгоритму проведения антропометрии у взрослых( см. сестринское дело) | - в условиях детской поликлинике предупредить маму, чтобы с собой имели свою, индивидуальную пелёнку. - при этом не выпускать ребёнка из поля зрения, не отходить от него, так как дети первого года жизни достаточно активны. - распрямления ног не следует добиваться чрезмерным усилием. - измерения проводить осторожно, следить, чтобы сантиметровая лента не попадала по глазам ребёнка. |
Проведение контрольного кормления
Практический аспект | Этико-деонтологический аспект |
Цель:профилактическая. Показания: 1.Плохая прибавка в весе. 2.Беспокойство ребенка после кормления. Противопоказания:нет. Подготовить: 1.Детские весы, обработанные раствором антисептика. 2.Медицинскую документацию. Подготовка пациента:не требуется. Техника выполнения: 1. Провести с мамой беседу о правильной организации кормления. 2.Взвесить ребенка до кормления. 3.Покормить ребенка грудью в присутствии медицинской сестры с целью оценить правильность организации кормления. 4.Взвесить ребёнка после кормления. 5.Определить разницу в весе, она и соответствует количеству высосанного молока. 6.Сравнить количество высосанного молока с возрастной нормой. 7. Данные занести в медицинскую документацию. Последующий уход:ребенка перепеленать при загрязненных пеленках. Возможные осложнения:нет. Примечания: если у ребенка был стул или мочеиспускание, то смена одежды, пеленок до повторного взвешивания не проводится. | - соблюдая все правила проведения антропометрии. - соблюдая все правила грудного кормления. |
Применение пузыря со льдом
Практический аспект | Этико-деонтологический аспект |
Цель:лечебная. Показания: 1.Высокая температура. 2.Внутричерепная родовая травма новорождённого. Противопоказания:нет. Подготовить: 1. Пузырь для льда. 2. Колотый лед. 3. Пеленку. Подготовка пациента:придать удобное положение в кровати. Техника выполнения: 1. Наполнить пузырь мелко наколотыми кусочками льда до половины, выпустить воздух и плотно закрыть крышкой. 2. Обернуть пузырь пеленкой, сложенной вчетверо. 3. Приложить пузырь к теменной области на расстоянии 1-2 см от головы. Последующий уход:не требуется. Возможные осложнения:переохлаждение. Примечания: пузырь прикладывают к голове на 15-20 минут. Процедуру при необходимости можно повторить по назначению врача и дав ребёнку отдых в 15-20 минут. | - если есть возможность, пузырь со льдом можно зафиксировать в изголовье кровати. |
Применение грелки для согревания новорождённого
Практический аспект | Этико-деонтологический аспект |
Цель:лечебная. Показания: недоношенный ребенок в периоде новорождённости (для согревания). Противопоказания:нет. Подготовить: 1. Три грелки. 2. Три пеленки. 3. Полотенце. 4. Горячую воду (температура воды 60-650С). 5.Раствор антисептика. Подготовка пациента:ребенка запеленать в одеяло или укрыть одеялом. Техника выполнения: 1. Наполнить каждую грелку водой на 3/4 ее объема. 2. Выпустить воздух из грелки, хорошо привернуть пробку, проверить грелку на герметичность, перевернув ее пробкой вниз. 3. Вытереть грелки полотенцем. 4.Завернуть каждую грелку в пеленку. 5.Приложить одну грелку к ногам ребёнка, а две другие - вдоль тела с каждой стороны (под углом 45 градусов) горловиной вниз. Последующий уход:за ребёнкомне требуется, грелку обработать раствором антисептика в соответствии с принятыми требованиями. Возможные осложнения:1.Перегревание. 2.Ожоги. Примечания: 1. Воду в грелках менять поочередно. 2.Периодически контролировать температуру тела ребенка. | - перед выполнением процедуры ребёнка лучше или укрыть одеялом, или завернуть в одеяло. Это обеспечит более долгое сохранение тепла. |
Взятие кала на яйца глистов
Практический аспект | Этико-деонтологический аспект |
Цель:диагностическая. Показания: 1. Подозрение на гельминтозы. 2.Оформление детей в дошкольное учреждение, лечебно-профилактическое учреждение. 3. Диспансеризация. Противопоказания:нет. Подготовить: 1. Горшок. 2. Пеленку. 3. Деревянный шпатель. 4. Флакон. 5. Направление. 6. Перчатки. Подготовка пациента:кал берётся сразу после акта дефекации. Техника выполнения: 1. Надеть перчатки. 2. Взять деревянной палочкой после дефекации из 3-5 любых мест частички свежего кала. 3. Положить кал в чистый, сухой флакон. 4. Оформить направление. Последующий уход:при необходимости обработать ребёнку анальное отверстие или подмыть. Возможные осложнения:нет. Примечания: 1.Кал направить для исследования в клиническую лабораторию. 2.Иногда бывает недостаточно разового исследования. | - если кал берётся в домашних условиях объяснить маме, что кал должен быть свежий, так как яйца гельминтов быстро погибают вне кишечной среды. |
Наши рекомендации