Текущее состояние сферы здравоохранения в России.
По данным исследования сферы здравоохранения социологов “НИУ ВШЭ” сферы здравоохранения государственное финансирование здравоохранения выросло в период 2000–2014 гг. в 2,3 раза. Дополнительные средства позволили реализовать ряд масштабных государственных программ: дополнительное лекарственное обеспечение льготных категорий населения.
Модернизации подверглась система обязательного медицинского страхования (ОМС), созданная в начале 1990-х годов. Она должна была заменить систему бюджетного финансирования, содействовать повышению экономической стабильности работы отрасли и росту эффективности использования ее ресурсного потенциала.
Обновленная система ОМС позволила существенно уменьшить неравенство в размерах финансового обеспечения медицинской помощи гражданам в разных регионах: различия в размерах доходов территориальных фондов ОМС в расчете на одного жителя, достигавшие в 2010 г. 4,2 раза, составили в 2014 г. 1,9 раза. Реально расширены возможности для граждан получения бесплатной медицинской помощи за пределами своего региона, выбора медицинской организации, врача. Участниками ОМС стало большое количество негосударственных медицинских организаций. Основная часть российских граждан получает медицинскую помощь бесплатно.
Так, по данным Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ, в 2015 г. 87% граждан, обращавшихся за амбулаторной помощью, получили ее без какой-либо оплаты, а 74% пациентов стационаров лечились в них полностью бесплатно. За счет роста государственного финансирования значительно увеличены объемы бесплатной профилактической и высокотехнологичной медицинской помощи: численность населения, прошедшего диспансеризацию, выросла за период с 2008 по 2015 г. в 3,9 раза (с 5,8 млн до 22,5 млн чел. в 2015 г.); число больных, получивших высокотехнологическую медицинскую помощь, возросло за период с 2005 по 2015 г. в 13,7 раза (с 60 тыс. до 823,3 тыс. чел.).
Однако, у данной системы, вопреки весьма положительному росту показателей, существует множество слабых мест.
Сочетание бюджетной и страховой систем снизило уровень ответственности за ее финансирование. Анализ финансовых показателей реализации территориальных программ государственных гарантий в 2009 году позволил установить дефицит их финансирования в 60 субъектах РФ. Платность медицинских услуг нарастает. Проведенные обследования личных расходов населения на медицинскую помощь показывают, что объем этих расходов составляет 40-45% от совокупных затрат на медицинскую помощь (государственных и личных). Более 50% пациентов платят за лечение в стационарах, 30% - за амбулаторно-поликлиническую помощь, 65% - за стоматологические услуги.
Частота направлений больного участковыми врачами к специалистам у нас превышает 30% от числа первых посещений, в то время как в западных странах 4-10%. Уровень госпитализации и особенно длительность пребывания больных в стационаре в российском здравоохранении заметно выше, чем в европейских странах. Интегрированный показатель объемов госпитализации - число койко-дней на 1 жителя - почти в 2 раза выше, чем в среднем по Европейскому Союзу.
Вместе с тем сохраняется низкая доля государственного финансирования здравоохранения в ВВП по сравнению со странами с развитой рыночной экономикой, при том что гарантии сопоставимы по охвату населения и видов медицинской помощи. Доля государственных расходов на здравоохранение в ВВП России составила в 2014 г. 3,7%, в то время как в странах ОЭСР — 6,5%, а в странах Западной Европы — 7,9%. Государственные расходы на здравоохранение на душу населения у нас в 3,2 раза меньше, чем в западноевропейских странах (соответственно 958 и 3100 долл. по паритету покупательной способности в 2014 г.).
Основные направления распределения государственного бюджета
Применяемые простейшие формы сочетания государственного и частного финансирования здравоохранения слабо способствуют привлечению в эту сферу дополнительных ресурсов и их эффективному использованию. Добровольное медицинское страхование оказалось недоступным для основной части среднего класса (им охвачено всего 6% населения). Политика, проводимая по отношению к благотворительным организациям, обусловливает недостаточное применение этого способа привлечения средств для оказания дорогостоящей медицинской помощи малоимущим гражданам. Недостаточное финансирование сказывается и на возможности муниципальных поликлиник и госпиталей охватить весь спрос на медицинские услуги, возникающий среди населения.