Упражнение «Необычное знакомство»
Структура программы
День 1
Тема: “Я в своих глазах и в глазах других”.
Цель– знакомство с группой и с самим собой.
Задачи:
1. Знакомство с группой.
2. Ввести правила группы.
3. Обеспечить средствами самопознания.
4. Укрепить чувство собственного достоинства.
5. Обучить элементам релаксации.
День 2
Тема: “Я среди других”.
Цель – обучение правильному выражению своих чувств и адекватному восприятию поведения другого.
Задачи:
1. Создать комфортный климат для свободного выражения чувств.
2. Способствовать осознанию себя.
3. Способствовать осознанию участниками своих различных черт.
4. Работа с чувствами.
5. Развить навыки и умения, необходимые для уверенного поведения.
День 3
Тема:“Мы очень разные и этим интересны друг другу”.
Цель – повышение уверенности в сфере межличностного общения
Задачи:
1. Научить понимать друг друга.
2. Способствовать осознанию проблем в отношениях с людьми.
3. Развить навыки и умения, необходимые для позитивного преодоления конфликтных ситуаций.
4. Завершение работы группы.
Содержание программы
День 1
1. Знакомство.
Ведущий: “Мы начнем с того, что каждый по кругу назовет свое имя и скажет несколько слов о себе. Перед этим предлагаю каждому из вас взять по бейджику и написать на нем свое имя. Не обязательно это будет ваше настоящее имя, вы можете назвать себя по-другому. Если вы решили взять другое имя, то, представляясь, скажите и настоящее, а потом попытайтесь сказать, почему вы решили его сменить. Может быть, те имена, которые были взяты на сегодня, потом и не понадобятся, но если нужно, каждый сможет взять свою табличку и, например, что-то рассказать о себе под другим именем. Начинаем”.
На это отводится максимум 30 минут.
2. Предварительный этап.
Для получения более полной информации об участниках группы предлагаются задания, раскрывающие проблемы неуверенности клиентов.
Ведущий:Сейчас нарисуйте, пожалуйста, то чувство которое мешает вам во время общения, которое вам не приятно, из-за которого вы чувствуете себя не уверенно. Сверху напишете название этого чувства.
На это дается максимум 15 минут.
Ведущий:А теперь, нарисуйте то чувство, с помощью которого вы справляетесь с тем чувством, которое вы написали на первом рисунке, с помощью которого вам приятно и интересно общаться. Сверху также напишите название этого чувства.
На это дается также максимум 15 минут.
Ведущий:Когда вы закончите рисовать, возьмите первый листок, где нарисовано и написано чувство мешающее вам в общении, и к написанному слову сзади листа напишите по 5-10 прилагательных, поясняющих его. То же самое проделайте со вторым листом, на котором нарисовано и написано приятное вам чувство.
На это отводится максимум 20 минут.
Ведущий:Обсуждение данных рисунков будет происходить на одном из последующих занятиях.
3. Введение правил.
“Ведущий”:Теперь вам будут предложены правила поведения на группе, которые распространяются как на участников группы, так и на руководителей. После каждого пункта прошу проголосовать за принятие (непринятие) данного правила.
На обсуждение правил отводится максимум 20 минут. Когда правила приняты, ведущий достает листок с крупной надписью данных правил, которые после этого всегда лежат в середине круга. Дается обещание соблюдать правила. Ведущий произносит слово “обещаю”, участники группы – тоже.
ПРАВИЛА ГРУППЫ: “Здесь и теперь”; “Каждый имеет право сказать “нет”; Искренность и открытость; Принцип Я; Безоценочность суждений; Активность; Конфиденциальность.
4. Упражнение 1.
Медитация-визуализация “Судно, на котором я плыву”.[3, стр. 207 - 212]
На это упражнение отводится приблизительно около 1 часа – 1часа 20 минут.
Ведущий:А теперь нарисуйте то, что видели и что хочется. Может это будет ваш корабль, может просто море, а может капитан или еще что-то, увиденное только вами.
На рисунок дается максимум 20минут.
При обсуждении эффектов упражнения, помимо рефлексии состояния, хорошо получить ответы на вопросы, приводимые на странице 211-212 [3]
Ведущий:А теперь по кругу скажите в двух словах: кто как себя чувствует? На этом первый день заканчивается до встречи завтра. (Это говорится за 15 минут до конца занятия).
День 2
Пока участники рассаживаются по кругу ведущий выкладывает в его центр правила группы для того, чтобы ребята постепенно включались в работу.
1. Вступление.
Ведущий:Добрый день, очень рада вас всех видеть. Надеюсь, что ваш вчерашний вечер и сегодняшний день прошел удачно. Для того чтобы получше понять ваше состояние попрошу всех участников круга рассказать, что интересного произошло с вами за это время.
Обсуждение проходит с включением элементов психотерапии, и занимает максимум 45 минут.
Ведущий:В обычной жизни зачастую люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой. Сейчас вы сделает упражнение для того, чтобы понять, о чем идет речь.
2. Упражнение 1. “Глаза в глаза”.
Данное упражнение направлено на установление более глубокого и доверительного контакта между участниками группы. После проведения данного упражнения ведущий спрашивает у ребят о чувствах, испытанных во время упражнения. Кому и почему было трудно установить зрительный контакт?
На обсуждение этих вопросов дается максимум 20 – 30 минут. Более детальное обсуждение происходит после упражнения “Автопортрет”.
3. Упражнение 2. “Броуновское движение”.
Перед тем как делать третье упражнение необходимо сильнее разогреть участников группы. Для этого используется данное упражнение.
4. Упражнение 3. “Театр прикосновений”.
В ходе всего выполнения упражнения ведущий перемещается от пары к паре, помогая и направляя ситера, и помогая расслабиться лежащему. По прохождению 25 минут музыка выключается. И парам предлагается поменяться местами.
Упражнение проходит молча, обсуждение после него не ведется. Время, отведенное на данное упражнение, не должно превышать 50 минут, т.е. на каждого лежащего участника отводится максимум 25 минут. Инструкция к следующему упражнению дается тогда, когда участник, лежащий на полу, только открыл глаза.
5. Упражнение 4. “Автопортрет”.
Упражнение направлено на изучение представлений о себе самом.
Теперь возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте на нем свой портрет. Это может быть портрет себя во время упражнения “Театр прикосновений” (каким вы себя увидели), или это может быть ваш портрет в обыденной жизни или еще какой-то портрет себя в вашем воображении. Рисуем с тем условием, чтобы не смотреть и не видеть рисунков других участников группы. Когда закончите рисовать автопортреты отдадите нам лично в руки.
Обязательным в выполнении данного упражнения является молчание участников группы и когда они рассаживаются, и когда рисуют. Во время этого упражнения должна играть тихая, спокойная музыка.
Упражнение проводится максимум 15 минут. Для того, чтобы все условия данного упражнения были соблюдены, необходимо всех участников группы рассадить по разным углам занимаемого помещения. В крайнем случае посадить их друг к другу спиной. Когда рисунки закончены и собраны, все рассаживаются по местам.
Ведущий: Сейчас я буду поднимать один за другим рисунок вверх, чтобы все присутствующие могли вместе отвечать на вопросы. При этом имя “художника” названо не будет, так что только он один будет знать, что речь идет о его портрете. В конце обсуждения каждого рисунка, “художник”, по своему желанию, может назвать свое имя.
Впечатления о предыдущих упражнениях и вопросы высказываются в заключительной части 2 дня или при обсуждении рисунков. При необходимости проводятся элементы психотерапии.
За 15 минут до окончания работы необходимо провести “ритуал прощания”, в который входит: опрос всех участников группы по кругу об их самочувствии и настроении, а также прощание.
День 3
Пока участники рассаживаются по кругу ведущий выкладывает в его центр правила группы для того, чтобы ребята постепенно включались в работу.
1. Вступление.
Ведущий:Добрый день, очень рада вас всех видеть. Надеюсь, что ваш вчерашний вечер и сегодняшний день прошел удачно. Для того чтобы получше понять ваше состояние, попрошу всех участников круга рассказать, что интересного произошло с вами за это время.
Обсуждение проходит с включением элементов психотерапии, и занимает максимум 45 минут.
Ведущий: Существует множество видов общения, о которых вы все знаете. Но мне хотелось бы поговорить о некоторых из них, точнее о четырех. Четырех видах общения, которые надо избегать, которые в конечном счете всегда заводят собеседников в тупик. Речь здесь идет о ролях: агрессивной, примирительной, косвенном нападении, уклонение от темы – это те роли, которые люди используют для решения каких-либо проблем в общении. Вообще говоря, не следует с помощью плохих примеров показывать людям, чего они не должны делать. Но данная игра является исключением из правил. Исключение состоит в том, что мы проиграем ситуацию в кругу, т.е. “пропустим” через себя ошибки, о которых говорилось ранее с тем, чтобы разобраться как следует в них и использовать сделанные выводы в повседневной практике. В этой игре вы испытаете на “собственной шкуре”, что каждый из этих четырех видов общения никогда не приводит к хорошему настроению и не может привести к решению ваших проблем. И когда в дальнейшем вы окажетесь в одной из четырех ролей, связанных с таким общением, вы вдруг осознаете это. Только такое осознание ситуации в последующей практике может помочь вам избежать негативных, ошибочных действий.
2. Упражнение 1. “Четыре вида общения”.[1, стр. 269-272]
Данное упражнение направлено: на осознание проблем в отношениях с людьми; на развитие навыков и умений, необходимых для позитивного преодоления конфликтных ситуаций.
Время отведенное на данную игру не должно занимать более 1 часа, т.е. на каждый круг по 15 минут. Обсуждение проходит приблизительно около 30 – 45 минут.
Данный материал лучше раздать ребятам, участвующим в игре таким образом, чтобы каждый вытянул не глядя какой-либо листочек.
3. Обсуждение рисунков.
После игры в “Роли”, когда все успокоятся, необходимо перейти плавно к тому, что мы в жизни тоже бываем разные: с хорошими чертами и плохими, т.е. с такоми, которые нам нравятся и такими, которые нам не нравятся. Здесь необходимо раздать участникам круга рисунки, сделанные ими на первом занятии и напомнить, что на одном из них положительные их качества, на другом отрицательные.
Итак, перед вами лежат рисунки, на которых изображены ваши чувства: на одном листке то, которое мешает вам во время общения, на другом, которое помогает вам.
Данное обсуждение направленно на улучшение понимания друг друга через более глубокое понимание себя.
В обсуждение рисунков должны принять участие все участники группы, при необходимости в данной процедуре применяются элементы психотерапии.
На обсуждение уделяется максимум 1час – 1час 30 минут.
4. Упражнение 2. “Хвосты”.
Данное упражнение направлено на выявление неразрешенных проблем, невысказанных участниками чувств и мыслей, т.е. на выявление важных “хвостов” групповой истории и их проработку.
Здесь обсуждаются ответы на вопросы. На это упражнение отводится максимум 30 минут.
А теперь, подумайте, пожалуйста, пару минут над следующим: в чем состоит наиболее важный опыт, который вы приобрели в этой группе и который поможет вам лучше справляться с трудностями повседневной жизни? Запишите, пожалуйста, это на листочке.
После записи на листах по кругу, по желанию участников, зачитываются ответы. На это задание отводится максимум 10 минут.
5. Завершающий этап работы.
На данном этапе наша работа завершается и мы предлагаем вам попрощаться друг с другом. Для этого, пожалуйста, встаньте. И теперь, когда заиграет музыка, молча, только глазами и телом, скажите друг другу до свидания, и спасибо.
На это отводится 10 минут. После этого отключается музыка.
И теперь, встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. И теперь давайте попрощаемся все вместе, со всей группой. Крикнем как можно громче: “До свидания”.
После этого дается 5-10 минут на свободное прощание участников.
В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что предлагаемый тренинг направлен на поддержку в участниках следующих проявлений: более позитивных мыслей и чувств о самом себе; симпатии к себе; способности относиться к себе с юмором; чувства гордости собой как человеком; понимания с большей точностью собственных достоинств и недостатков.
Данная работа необходима для обеспечения более эффективного взаимодействия подростков в повседневной жизни и для успешного решения, встающих перед ними каждодневных задач.
Положительным результатом данного тренинга является то, что подростки лучше узнали себя, свои сильные стороны, им удалось развить в себе чувство собственного достоинства, они научились преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях, также они научились наиболее успешно и полно реализовывать себя в поведении и деятельности, утверждать свои права и собственную ценность, не только не ущемляя прав и ценности других людей, но и способствуя их повышению
Цели:активизировать внутренние ресурсы личности подростка для повышения его самооценки; развитие уверенности в себе; осознание самоценности.
Занятие 1.
Ход занятия.
- Разминка.
Упражнение: «Кем я себя ощущаю?»
Ведущий начинает фразу — учащиеся заканчивают.
Если ты животное, то какое?
Птица, дерево, посуда, цветок, месяц, время года, сутки, напиток, предмет одежды, кухонный прибор, школьная принадлежность и т. д.
- Подготовительный этап.
1). Учащиеся на листочках записывают фамилии одноклассников, которых они считают уверенными в себе, и отдают ведущему.
2). «Кто считает себя уверенным в себе человеком ?» - учащиеся по очереди садятся на стоящий в центре круга стул, гордо подняв голову.
3). Тест «Насколько вы уверены в себе?».
Выберите один из предложенных ответов.
1.Вы узнали, что ваш приятель говорил о вас плохо. Как вы поступите:
а) поищите удобного случая выяснить отношения;
б) перестанете с ним общаться и будете избегать встреч.
2. Когда вы входите в автобус, вас грубо толкают. Вы:
а) громко протестуете;
б) молча пытаетесь пробраться вперёд4
е) ждёте,и пока все войдут, и тогда, если получается, заходите сами.
3.Собеседник отстаивает противоположную вашей точки зрения. Вы:
б) не высказываете своего мнения, поскольку считаете,что не сможете убедить его;
д) отстаиваете свои убеждения, стараясь убедить его и других.
4.Вы опоздали на вечер, беседу, собрание. Все места уже заняты, за исключением одного в первом ряду. Вы:
б) стоите у двери и ругаете себя за опоздание;
д) без колебаний направляетесь в первый ряд;
е) долго оглядываетесь вокруг в поисках другого места, а потом всё-таки садитесь в первый ряд.
- Согласны ли вы с тем, что окружающие часто используют вас в своих интересах:
д) нет
е) да.
- Трудно ли вам вступать в разговор с незнакомыми людьми:
д) нет;
е) да.
- Вы купили бракованную вещь. Легко ли вам возвратить покупку:
б) нет
в) да.
- Можно ли сказать, что другие люди увереннее в себе, чем вы:
д)нет
е) да.
- От вас требуют услуги, которая может принести вм неприятности. Легко ли вам отказаться от её исполнения:
б) нет
в) да.
- У вас есть возможность поговорить с известным человеком. Вы:
д) используете эту возможность;
е) не используете.
- Вам надо позвонить по телефону в какое-нибудь учреждение. Вы:
б) под любым предлогом избегаете этого;
в) звоните без колебаний;
е) звоните после долгих, мучительных колебаний.
- Вам поставили незаслуженно низкую оценку. Вы:
б) молча переживаете;
г) спорите с преподавателем по поводу этой оценки.
- Вы не понимаете объяснений. Вы:
б) не будете задавать себе вопросов, потому что боитесь показаться глупым;
в) спокойно зададите вопрос сразу после объяснений;
г) зададите вопрос после занятий, когда вы останетесь с учителем наедине.
- Люди, сидящие возле вас в кинотеатре, во время сеанса громко разговаривают. Вы:
б) долго терпите, а затем срываетесь на крик;
в) вежливо просите их перестать разговаривать;
е) молча терпите.
- Кто-то лезет впереди вас без очереди. Вы:
б) глотаете про себя обиду;
д) даёте ему отпор.
- Легко ли вам вступать в разговор с человеком противоположного пола, который для вас очень привлекателен, очень нравится вам:
б) очень трудно, не знаю, что сказать;
в) легко;
г) начинаю с большим трудом, но потом «разговариваюсь» и не испытываю серьёзных затруднений.
- Умеете ли вы торговаться:
а) да
б) нет.
- Волнуетесь ли вы, когда выступаете с докладом:
б) да
д) нет.
- Вас хвалят за хорошую работу. Вы:
б) не знаете, что сказать в ответ;
д) благодарите за похвалу;
е) ужасно смущаетесь и еле слышно бормочите благодарность.
- При хорошем знании предмета предпочтёте ли вы сдавать письменный или устный экзамен:
а) устный;
б) письменный;
в) мне всё равно, это не повлияет на мой ответ.
Подсчитаем полученные баллы. Ответ а — 3 балла, б- 0 баллов, в — 5 баллов, г — 2 балла, д — 4 балла, е — 1балл. Определите общую сумму.
Оценка: менее 12 баллов —сильная неуверенность в себе,
12-32 балла —низкая уверенность в себе,
33-60 —средний уровень уверенности в себе,
более 60 баллов —очень высокий уровень уверенности в себе.
- Ведущий называет имена тех, кого учащиеся назвали уверенными в себе людьми. Затем каждый желающий мотивирует свой выбор, объясняя, какими качествами обладают уверенные люди. Ведущий записывает эти качества на доске, после чего проводится дискуссия: «Качества уверенного в себе человека».
Занятие 2.
Основное содержание занятия.
Итак, начнём тренировку уверенного поведения. А с чего обычно начинаются тренировки? Правильно, с гимнастики. Она так и называется психогимнастика.
- Изобразите (перед зеркалом) разные эмоциональные состояния — радость, гнев, страх, удовольствие, интерес и другие. (Упражнение выполняют желающие).
- А теперь я предлагаю изобразить походку. (Выполняют желающие).
- Упражнение «Улыбка». Улыбка- признак уверенности!
- Упражнение «Агрессивный — Уверенный -Неуверенный».
- Упражнение «Высказывания». Как произнесут фразу агрессивный, уверенный и неуверенный?
1) Представьте, что друг (подруга) взял у вас диск и не вернул в обещанный срок. Как вы ему скажете о своём недовольстве?
2) Друг обещал помочь по математике и не помог, не объясняя причины.
3) В магазине вам продали некачественный товар. Как вы будете его возвращать?
- Итоговое упражнение «Герб» и девиз уверенного человека».
- Рефлексия занятия.
ТРЕНИНГ «УВЕРЕННОСТЬ»
Для старших подростков
Цели, задачи и структура программы
Программа развития уверенности в себе призвана оказать помощь учащимся 11-х классов в напряженный период, связанный со сдачей экзаменов и поступлением либо в высшее, либо в среднее специальное учебное заведение.
В соответствии с этим поставлены следующие задачи:
1. Формирование информационного пространства (блок теоретической информации).
2. Обеспечение учащихся средствами самопознания (блок диагностических методик).
3. Развитие навыков психорегуляции (блок техник и упражнений).
4. Усиление «Я-центра» и идентичности (блок приемов и упражнений).
Программа рассчитана на 6 занятий. Возможно проведение в форме марафона-тренинга (2 дня). Объем — 10–15 часов (уроков).
Рекомендуется для проведения во внеучебное время специалистом (школьным психологом) с учащимися 11-х классов на добровольной основе.
Этапы проведения
1) Подготовительный (2–3 часа).
2) Основной (7–10 часов).
3) Заключительный (1–2 часа).
Тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов |
Подготовительное. Ориентировочное | 2–3 | |
Фрустрация. Преодоление | ||
Установки. Распознавание | 1–2 | |
Субличности. Разотождествление | 2–3 | |
Стресс. Техники саморегуляции | 2–3 | |
Закрепление. Поддержка | 1–2 |
Принципы проведения
Для того чтобы работа в рамках реализации программы «Уверенность» была эффективной, необходимо соблюдать ряд правил.
• Целесообразно организовать и провести данный тренинг в детском лагере. Это обусловлено тем, что во время учебы школа похожа на муравейник, а для осознанной работы необходимы уединение и покой, минимум отвлечения. Кроме этого, участники располагают запасом свободного времени, что является очень важным и влияет на качество усвоения материала и овладения приемами и техниками разотождествления и психорегуляции.
• Необходимо соблюдать принципы добровольности. Тогда на занятия придут те, кто действительно нуждается в поддержке и помощи психолога, а случайных людей не будет. Это важно, так как содержательная работа возможна только в доброжелательной обстановке, в атмосфере доверия, взаимопонимания.
• Не стоит менять последовательность предлагаемых заданий, так как они тесно взаимосвязаны.
• В целях соблюдения принципа погруженности занятия проводятся в режиме марафона.
Мы также предлагаем ведущему перед проведением тренинга ознакомиться с некоторыми теоретическими вопросами, связанными с Я-концепцией, идентификацией (для этого рекомендуем хрестоматию «Идентичность» /Сост. Л.Б. Шнейдер. — М.: НПО «МОДЭК», 2003).
Оборудование и материалы
Аудитория, по возможности, должна иметь место для работы участников над письменными заданиями, а также пространство для проведения упражнений, в том числе подвижных. Желательно наличие магнитофона с записью релаксационных композиций.
Следует также обратить внимание на наличие у участников альбомов, цветных карандашей. Для того чтобы образы запоминались, их необходимо нарисовать.
Если вы недостаточно хорошо знаете участников, позаботьтесь о визитках. Барьеров в общении быть не должно.
В целом программа является частью той большой работы, которая планируется и проводится в школе в рамках подготовки одиннадцатиклассников к сдаче экзаменов. Специфика такой работы заключается в непосредственном воздействии на личность участника и достижение психотерапевтического эффекта. Самое главное — у выпускника формируется вера в себя, в собственные силы, в успех!
СЦЕНАРИЙ ТРЕНИНГА
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
ЭТАП I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Цели
Создание благоприятного социального психологического климата.
Формирование установки на активную творческую работу.
Организационный момент
Место, время работы, принадлежности, время перерыва.
Ведущий объявляет цели тренинга:
• разобраться в причинах своей неуверенности;
• овладеть техниками и приемами психорегуляции;
• поддержать друг друга.
Тест «САН
(самочувствие, активность, настроение)»
Ведущий.Вам предлагается описать свое состояние в настоящий момент с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики.
Участникам раздаются бланки, которые они заполняют (см. с. 36).
Бланк
Обработка данных
1. Самочувствие хорошее | 3 2 1 0 1 2 3 | Самочувствие плохое |
2. Чувствую себя сильным | 3 2 1 0 1 2 3 | Чувствую себя слабым |
3. Пассивный | 3 2 1 0 1 2 3 | Активный |
4. Малоподвижный | 3 2 1 0 1 2 3 | Подвижный |
5. Веселый | 3 2 1 0 1 2 3 | Грустный |
6. Хорошее настроение | 3 2 1 0 1 2 3 | Плохое настроение |
7. Работоспособный | 3 2 1 0 1 2 3 | Разбитый |
8. Полный сил | 3 2 1 0 1 2 3 | Обессиленный |
9. Медлительный | 3 2 1 0 1 2 3 | Быстрый |
10. Бездеятельный | 3 2 1 0 1 2 3 | Деятельный |
11. Счастливый | 3 2 1 0 1 2 3 | Несчастный |
12. Жизнерадостный | 3 2 1 0 1 2 3 | Мрачный |
13. Напряженный | 3 2 1 0 1 2 3 | Расслабленный |
14. Здоровый | 3 2 1 0 1 2 3 | Больной |
15. Безучастный | 3 2 1 0 1 2 3 | Увлеченный |
16. Равнодушный | 3 2 1 0 1 2 3 | Взволнованный |
17. Восторженный | 3 2 1 0 1 2 3 | Унылый |
18. Радостный | 3 2 1 0 1 2 3 | Печальный |
19. Отдохнувший | 3 2 1 0 1 2 3 | Усталый |
20. Свежий | 3 2 1 0 1 2 3 | Изнуренный |
21. Сонливый | 3 2 1 0 1 2 3 | Возбужденный |
22. Желание отдохнуть | 3 2 1 0 1 2 3 | Желание работать |
23. Спокойный | 3 2 1 0 1 2 3 | Озабоченный |
24. Оптимистичный | 3 2 1 0 1 2 3 | Пессимистичный |
25. Выносливый | 3 2 1 0 1 2 3 | Утомляемый |
26. Бодрый | 3 2 1 0 1 2 3 | Вялый |
27. Соображать трудно | 3 2 1 0 1 2 3 | Соображать легко |
28. Рассеянный | 3 2 1 0 1 2 3 | Внимательный |
29. Полный надежд | 3 2 1 0 1 2 3 | Разочарованный |
30. Довольный | 3 2 1 0 1 2 3 | Недовольный |
При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары — в 7 баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные — низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.
Самочувствие
(сумма баллов по шкалам): 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Активность
(сумма баллов по шкалам): 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Настроение
(сумма баллов по шкалам): 5, 6. 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже 4 баллов свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0–5,5 балла. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение.
Участники самостоятельно обрабатывают и подсчитывают суммы набранных баллов по шкалам «С», «Н», «А» и общий балл по тесту.
Ведущий. Этим опросником можно пользоваться, как только возникает необходимость выяснить состояние своего самочувствия, активности, настроения. Свои результаты вы огласите, выполнив упражнение «Самопрезентация». А для начала давайте познакомимся.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАВИЛ
1) Доверительный стиль общения («нет» насмешкам и издевкам).
2) Общение по принципу «здесь» и «сейчас» (обсуждение того, что происходит в данный момент времени).
3) Персонификация высказываний (отказ от безличной речи).
4) Недопустимость непосредственных оценок (оцениваем не человека, а действия).
5) Уважение к говорящему (не перебиваем, вопросы после выступления).
6) Активность (даже если упражнение покажется неинтересным, нужно работать, не нарушая цепь).
7) Искренность (если нет желания говорить честно, молчим).
8) Говорим за себя (не обобщаем свое суждение и не говорим за других).
9) Группа всегда права (санкции применяются по решению большинства участников).
Участники записывают правила, думают.
Обсуждение правил может проходить индивидуально, а затем в круге в малых группах.
Перерыв 10–15 минут.
ЭТАП II. ОСНОВНОЙ
Цели:
• ознакомление с теоретическим материалом;
• формирование установки на самоанализ и обязательный успех;
• усиление «Я»;
• ознакомление с приемами релаксации и мастерства.
Ведущий. Что вам понравилось? Что было для вас интересным?
Ведущий обобщает высказывания участников:
• каждый знает, для чего он здесь;
• общая цель — успех и овладение приемами психорегуляции.
Тест «Изучение фрустрационных реакций»1
Ведущий.Для того чтобы стать успешным, мало владеть навыками и умениями, связанными с коррекцией своего психоэмоционального состояния. Необходимо знать себя и свои возможности. Безусловно, экзамены — это фрустрационная ситуация (ситуация-препятствие). И здесь важно знать, как вы реагируете на подобные ситуации, как ведете себя, какую тактику поведения выбираете. Ответить на вопрос «как?» и увидеть себя со стороны вам поможет работа над тестом.
Участникам раздаются задания (карточки с изображением ситуаций), объясняется порядок работы над заданием теста.
Ведущий.На каждом рисунке изображены два или несколько человек. Человек слева всегда изображен говорящим какие-то слова. Вам надо на листе ответов под номером, соответствующим рисунку, написать первый пришедший на ум ответ на эти слова. Не старайтесь отделаться шуткой. Действуйте по возможности быстро.
Участники выполняют задания теста.
(Обработка результатов и интерпретация здесь не приводятся, так как это тест достаточно известный, его можно найти во многих психологических изданиях. Нужно только отметить, что в результате выполнения теста каждый участник должен увидеть себя как бы со стороны, как он реагирует во фрустрационной ситуации, какие позиции чаще всего занимает. Не стоит проводить полную интерпретацию. Цель тестирования — выяснение позиции участника! Это все, что нужно.)
Упражнение «Перевоплощение»
Ведущий.Как же лучше действовать в напряженной ситуации, вызывающей негативную установку?
СОВЕТЫ
1. Попытаться переключить внимание. Для этого необходимо сконцентрироваться на любом предмете, любой вещи, попавшей в поле зрения. Необходимо описать цвет, форму, материал, из которого изготовлена вещь...
2. Попытаться объективно описать фрустрационную ситуацию, извлечь выгоду из нее.
Давайте попробуем выработать названные навыки!
Задача для участников— выберите любую вещь, которая нравится больше других. Вообразите себя этой вещью и расскажите от ее лица о ее цвете, фактуре, функциональном предназначении, возрасте, чувствах, ощущениях.
По кругу каждый участник по очереди представляет свой рассказ. Другие участники отгадывают, какая вещь загадана.
Участники невольно проецируют свои переживания на эту вещь, отождествляя себя с ней, тем самым происходит отреагирование отрицательных эмоций. Упражнение также формирует навык детализации, необходимый для эффективности переключения и концентрации внимания, и способствует поддержанию положительного эмоционального фона, атмосферы творческого подъема.
Происходит обсуждение: какие ощущения от выполнения?
ДЕНЬ ВТОРОЙ
ЭТАП II. ОСНОВНОЙ (продолжение)
Ведущий.Здравствуйте! Я рад видеть каждого из вас и надеюсь на творческую и конструктивную работу. Сегодня я познакомлю вас с механизмами возникновения тревоги и способами психорегуляции эмоционального состояния. Для начала я предлагаю поработать над тестом «САН», с которым вы познакомились вчера.
Раздаются бланки, участники отвечают и обрабатывают данные по тесту.
Ведущий.Пожалуйста, желающие могут сказать несколько слов о результатах работы по тесту «САН».
Участники по очереди знакомят группу с результатами работы по тесту.
Игра «Крокодил»
Ведущий.Нужно разделиться на две команды. Каждой команде необходимо задумать любой объект, существо (живой, неживой природы). Затем участники одной команды изображают загаданный объект, предмет или живое существо. Участники другой команды должны по пантомимике угадать, что изображается, и назвать (дать ответ).
Дается пять попыток. Выигрывает та команда, которой удастся отгадать большее количество загаданных объектов живой и неживой природы.
Это игра настраивает участников на активную, творческую работу, поэтому ее можно назвать игрой на «разогрев». Кроме этого, игра помогает участникам раскрепоститься, а это необходимое условие для последующей работы (выполнение упражнения «Круг субличностей»).
Игра «Карниз»
Ведущий.Постройтесь в шеренгу. Водящий должен пройти рядом с участниками, приставляя свой носок к носку стоящего в шеренге, и не оступиться, сохранить равновесие. Водящему разрешается придерживаться руками за стоящих, выполняющих роль «карниза».
Выполняется по принципу «змейки»: первый идет, затем — второй, третий и т.д. Перешедшие занимают места в шеренге, на другом конце.
Игра дает возможность раскрепоститься, сбросить мышечные зажимы, сблизить участников, повысить степень доверия.
Игра «Апельсин»
Ведущий. Участники в круге должны передавать друг другу круглый предмет, прижимая его подбородком. Тот, кто уронит предмет, выбывает из игры. И так до тех пор, пока не останется пара играющих. Руками поддерживать предмет нельзя. При необходимости — грудью.
Как показывает практика, в круге остается несколько играющих. Они замечательно справляются с заданием. Для того чтобы ускорить игру, задание усложняется. Участникам необходимо передавать круглый предмет друг другу с закрытыми глазами и при этом не произносить звуков. Апельсин можно заменить клубком ниток.
1 Психологические тесты (для деловых людей) /Авт.-сост. Н.А. Литвинцева. – М., 1994.
2 Рейноутер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом (второе издание).
М.: Универс, 1993.
ЭТАП II. ОСНОВНОЙ (окончание)
Теоретическая информация «Стресс. Релаксация. Концентрация»
Ставшее в последнее время столь модным слово стресс пришло к нам из английского языка и в переводе означает нажим, давление, напряжение. Энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: «Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессов)».
Первым дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье. В одном из своих выступлений в Праге