Инфекционный процесс. Цепочка инфекционного процесса.
Инфекционный процесс-сложный процесс взаимодействия микроорганизма (возбудителя) и макроорганизма (индивидума) в определённых условиях внешней и внутренней среды, включающий в себя развивающиеся патологические, защитно-приспособительные и компенсаторные реакции.
Сущность инфекционного процесса важно понимать для правильной организации профилактики и контроля ВБИ. Все инфекционные болезни являются следствием последовательных событий (цепочка инфекционного процесса).
- возбудитель - резервуар - выходные ворота инфекции - способ передачи инфекции - входные ворота - восприимчивый хозяин-
Резервуар (источник инфекции) – место естественного обитания возбудителя, из которого может происходить передача возбудителя восприимчивому организму (коллективу).
Резервуар во внешней среде (неживой): мед. оборудование (аппараты ИВЛ, эндоскопы, катетеры) жидкости для в/в вливаний; вода; резервуары для воды; дез. средства (неправильно применяемые); поверхности, вблизи инфицированных пациентов; водяные системы кондиционирования воздуха; загрязнённые респираторы; предметы ухода за больными; спецодежда мед. персонала; бельё, постельные принадлежности, матрацы; перевязочный и шовный материал. | Резервуар живой: мозговые оболочки; нос; глотка; секрет дыхательных путей; руки; мочевыводящие пути; кишечник; рвотные массы. |
Способ передачи – это эволюционно сложившаяся способность передачи возбудителя от источника (резервуар) – восприимчивому коллективу.
Входные ворота инфекции – место внедрения возбудителя.
Восприимчивый хозяин – организм, способный отвечать определенными реакциями на внедрение возбудителя.
Способы передачи инфекции:
1. Контактный
· прямой контакт - при непосредственном соприкосновении и внесении возбудителей на поверхность кожи и слизистых (венерические заболевания, чесотка, ВИЧ-инфекция, ВГВ, микозы и др.);
· непрямой контакт (контактно-бытовой) - через промежуточный объект, включая загрязнённое оборудование или мед. принадлежности, белье, посуду, руки… (кишечные инфекции, гепатит А, раневая инфекция, цистит, абсцесс и др.);
2. Аэрозольный
· воздушно-капельный - при разговоре, чихании или кашле (ветряная оспа, грипп, туберкулёз и др.);
· воздушно-пылевой - распространение по воздуху возбудителей инфекции, содержащихся в частицах пыли, в том числе взвешенных в воздухе, проходящем через вентиляционные системы (дифтерия, пневмония, туберкулёз и др.);
3. Фекально-оральный
· пищевой – через продукты (кишечные инфекции);
· водный – через воду;
4. Артифициальный (искусственный) - при проведении различных манипуляций (постинъекционные осложнения, послеоперационные, послеродовые, посттравматические инфекции);
5. Трансмиссивный - перенос через живого переносчика (малярия, сыпной тиф, геморрагическая лихорадка, клещевой энцефалит и др.);
6. Трансплацентарный – от матери к плоду (токсоплазмоз, краснуха, сифилис, ВИЧ-инфекция).
Система профилактических и противоэпидемических Студент должен уметь: мероприятий и средств - анализировать проявления эпидемического процесса; Группировка мероприятий по направленности их действия. Группа - планировать комплекс профилактических мероприятий и проводитьмероприятий, направленных на резервуар возбудителя (источник возбудителя первичные противоэпидемические мероприятия в очаге.инфекции): клинико-диагностические, изоляционные, лечебные и режимно-ограничительные мероприятия при антропонозах. Ветеринарно-санитарные идератизационные мероприятия при зоонозах. Кишечные антропонозы Группа мероприятий, направленных на разрыв механизма передачи: Общая характеристика группы. Фекально-оральный механизм передачи.санитарно-гигиенические, дезинфекционные и дезинсекционные. Пути передачи. Устойчивость возбудителей во внешней среде. Сроки Группа мероприятий, направленных на повышение специфического заразительности источников возбудителей инфекции. Общая характеристикаиммунитета у населения. Плановая и экстренная иммунопрофилактика. проявления эпидемического прцесса. Конкретные проявления элементов