Седьмая чакра. Космический центр

Седьмая чакра располагается на макушке головы, на темени. С технической точки зрения, верхняя часть головы входит в райхианский глазной сегмент, но седьмая чакра существует за пределами мира предметов или даже определений.

Немногое может быть сказано об этой чакре, потому что она находится также и за пределами сферы концепций и языка. В своей основе это – духовное переживание единства, объединение с божественным, состояние целостности и гармонии с Существованием, выходящее за пределы двойственности.

В группах по Тантрическим пульсациям я, рассказав о чакрах, предоставляю участникам возможность познакомиться с тем, как можно побудить энергию двигаться через эти центры. С этой целью я знакомлю их с мощной медитационной техникой, которая носит название «Чакровое дыхание». В ней мы используем сочетание звука, дыхания и движения, чтобы, начиная с сексуального центра, пробудить все семь чакр.

Чакровое дыхание всегда было одной из моих любимейших техник и, кроме того, моим личным ключом к пониманию чакр и их работы. Эта медитация базируется на суфийской технике, в которой несколько мужчин начинают вместе дышать, издавая низкие медленные звуки, резонирующие с самой нижней чакрой. Постепенно они увеличивают частоту и интенсивность дыхания. Одновременно с дыханием изменяется и высота звуков, которые поднимаются вверх по чакрам, вибрируя в каждой из них по очереди.

В самых разных источниках можно найти несколько похожих версий этой техники, но лично мне нравится этот суфийский вариант, потому что он живой и очень динамичный. Если вы сонастроитесь с ритмом своего дыхания, то научитесь создавать своеобразный эффект «всхлипывания» – вдох с коротким звуком, очень эффективный для входа в чакры, поскольку вызывает их сотрясение и возбуждение.

Чакровое дыхание выполняется в заземленной позиции: стоя, плечи расслаблены, колени слегка присогнуты, глаза закрыты, дыхание производится через расслабленный приоткрытый рот. Я объясняю группе, что мы собираемся дышать в каждую чакру по очереди, перемещаясь по ним с первой и до седьмой и заканчивая в бурном темпе в высшей точке – что напоминает мне райхианскую формулу оргазма. По мере продвижения по чакрам издаваемые нами звуки естественным образом будут становиться выше. Вместе с тем, они не фиксируются на какой-то конкретной ноте – каждый участник может найти правильный звук, позволяющий ему ощутить вибрацию каждой своей чакры.

Мы начинаем с того, что дышим медленно и издаем низкий звук, вибрирующий непосредственно в сексуальном центре. Одновременно с этим я приглашаю участников использовать свое внутреннее видение, представляя, например, сгусток энергии в первой чакре: подобно воздушному шару, он раздувается при каждом нашем вдохе в этот центр и сдувается, при выдохе и таким образом ритмично пульсирует в области таза. К этому же мы добавляем движение бедрами. В момент глубокого, проникающего в первую чакру вдоха мы отводим таз назад. На выдохе мы выталкиваем таз вперед, что помогает появлению низкого звука – можно назвать его утробным ворчанием или рычанием.

В результате мы создаем вибрацию в сексуальном центре, одновременно используя звук, дыхание, движение и визуализацию. И таким способом мы дышим в первую чакру примерно 1–1,5 минуты.

Звенит колокольчик, и мы перемещаем наше осознание во вторую чакру, расположенную в нижней части живота. Мы визуализируем дыхание, сильным потоком поступающее в эту область, и одновременно издаем напоминающий ворчание звук, теперь немного более высокого тона, который вызывает вибрацию во второй чакре. Мы представляем, что шар энергии переместился в низ живота, по-прежнему расширяясь и сокращаясь с каждым вдохом и выдохом.

Таз продолжает совершать колебательные движения в ритме дыхания в течение всего упражнения. Он выполняет функцию насоса, поддерживающего течение жизненной энергии через тело, и одновременно с этим удерживает нас в состоянии заземления, в контакте с землей.

Мы продолжаем перемещаться вверх по чакрам. Дойдя до четвертой и начав дышать в нее, мы вовлекаем в движение всю грудную клетку, руки и плечи. На самом деле, ведя участников через медитацию, я постоянно прошу их двигать мышцами тела, окружающими работающую чакру. Это способствует концентрации внимания на каждом сегменте и наполнению его жизненной энергией. Например, на четвертой чакре люди иногда приближают руки к груди на вдохе, а на выдохе выталкивают их вперед – каждому предстоит самому найти наилучший для него способ выражения энергии.

Когда мы достигаем шестой чакры, или «третьего глаза», звук становится очень высоким, потому что только так он сможет вызвать вибрацию в этой области тела. Вы можете поэкспериментировать с этим сами – низкий звук здесь просто не вибрирует. Руки движутся вблизи лба, а таз по-прежнему продолжает накачивать энергию.

На седьмой чакре звук становится очень высоким, поднимаясь почти до писка, а руки посылают энергию из макушки головы во Вселенную.

Добравшись до седьмой чакры, мы начинаем движение в обратной последовательности. Опускаемся мы в более быстром темпе, так же дыша через каждую чакру и в каждой понижая высоту звука. Таким образом, когда мы возвращаемся в первую чакру, звук опять становится глубоким и низким.

Мы проделываем три таких дыхательных цикла, перемещаясь по чакрам вверх, а затем вниз. Каждый цикл занимает около 10 минут. В конце мы в течение 10–15 минут сидим в молчании, просто чтобы прочувствовать и осознать всю пробудившуюся за время техники энергию – а ее, между прочим, немало. Это очень мощная медитация.

Чакровое дыхание раскрывает и делает более доступной энергию каждой отдельной чакры. Практикуя эту медитацию, через некоторое время люди могут почувствовать, что все их чакры пришли в согласие. Кроме того, может появиться ощущение движения энергии вверх и вниз по позвоночнику, а также переживание единства всей энергетической системы в целом.

По моему мнению, эта техника хорошо помогает привести в движение энергию во всех райхианских сегментах. А затем мы можем работать с энергией каждого сегмента самыми разными способами, используя, например, эмоциональное высвобождение или тантрическую практику в парах.

Исследование энергии чакр

Для дальнейшего углубления работы с чакрами в комнате раскладываются матрасы, по одному на каждого участника, и в течение следующего часа мы практикуем технику, которая называется «Исследование энергии чакр». Теперь, когда чакры зарядились энергией, я приглашаю участников исследовать каждую из них глубже.

Я описываю чакры как двери для выражения различных качеств человеческой энергии. Так же как свет, преломляясь, образует семь цветов радуги, так и жизненная энергия фокусируется в каждой из чакр, как в отдельной «линзе», начиная с самых простых и низших вибраций в первой чакре и заканчивая высшими – самыми тонкими и сложными в шестой и седьмой.

Упражнение по исследованию чакр работает одновременно и с мышечными сегментами, и с ментальными и эмоциональными темами, накопленными в областях этих сегментов.

Осознанно привнося свое внимание в каждую из чакр, мы можем встретиться с содержащимися и выражаемыми в них темами.

Процесс начинается в основной дыхательной позиции: лежа на спине на матрасе, колени подняты и согнуты, стопы стоят на полу. Сначала мы накапливаем энергетический заряд с помощью дыхания в живот, а затем постепенно распространяем внимание на диафрагму и грудь. Я объясняю, что в этом упражнении мы будем исследовать каждую из чакр, мысленно представляя их положение в теле, направляя дыхание в это место, издавая звуки и позволяя телу спонтанно двигаться в соответствии с возникающей энергией.

Я направляю участников в первую чакру, затрагивая некоторые темы, о которых говорила в своем вступлении. Я предполагаю, что в этой чакре участники могут соединиться со своими сексуальными переживаниями или сексуальными травмами прошлого. Они также могут войти в контакт с грубыми животными энергиями и животными страстями, которые требуют секса, требуют пищи – сейчас, немедленно. Это некое непосредственное и мощное состояние энергетической наполненности, характерное для первой чакры.

Я приглашаю участников совершать движения нижней частью тела – они могут извиваться и ударять тазом о матрас, размахивать и топать ногами. Если кто-то входит в контакт с животными энергиями, то он может ворчать и рычать, показывая зубы и ощущая пальцы как когти. По мере того как исследование углубляется, люди часто соединяются с гневом или базовыми сексуальными чувствами. Чувства эти первобытны и очень шумны, и я использую громкую музыку, чтобы поддержать их выражение, – к первой чакре хорошо подходят африканские барабаны.

Случается и так, что у людей начинают всплывать воспоминания, принимающие форму мыслей или картин животной или сексуальной тематики. Я подсказываю участникам, что они могут работать с этими картинами, произнося фразы вроде: «Я хочу!», «Отдай!», «Это мое!», «Убирайся!»

В первой чакре мы имеем дело не только с отрицательными эмоциями. Можно наслаждаться и радоваться, ощущая свою чисто физическую живость и животную энергию. Бывает и так, что некоторые люди почти ничего не чувствуют в этом месте, кроме своеобразного омертвения. Такой отклик может быть обнаружен в любой из чакр, и это может указывать на сильное блокирование энергии в этой области. Это также ценная находка, поскольку указывает на область, с которой необходимо поработать, чтобы привнести в нее больше жизненности – возможно, требуется снятие панциря по Райху.

Мы исследуем первую чакру примерно в течение 6–7 минут, а затем, не останавливаясь на второй чакре, я веду их к третьей, к центру силы, потому что и первая, и третья чакры воплощают сильные, направленные наружу энергии выражения. В начале исследования я поясняю, что мы начнем работать с энергиями, направленными наружу, – с первой и третьей чакрами, – а затем, после того как эти сильные энергии будут выражены, исследуем вторую и четвертую чакры, которые направлены внутрь и более восприимчивы.

Я напоминаю людям, что в третьей чакре разыгрываются наши конфликты, активизируются наши чувства конкуренции и противоборства. Это наш огненный центр, откуда исходит утверждение «я», и это может стать очень мощным переживанием – ощущением своей силы и независимости.

Может оказаться, что вместо силы участники откроют здесь слабость и воспоминания об эмоциональном крахе, чувствах вроде: «Нет… я не могу… у меня не получится…» И снова я приглашаю их использовать негативные слова, вспоминая конкретные конфликты, произносить те фразы, которые хотят быть сказанными, делать телом движения, усиливающие их эмоции. Они могут колотить руками по матрасу, со злостью кричать, плакать от слабости, может быть, даже стучать себя в грудь подобно большому самцу гориллы, заявляя о своей силе и превосходстве.

После того как была исследована третья чакра, мы опускаемся в живот, во вторую чакру, где совсем другая и гораздо более мягкая энергия. Включив легкую, спокойную музыку, я приглашаю участников начать дышать в это место, настроиться на него. Соприкоснувшись со второй чакрой, многие люди немедленно начинают плакать, особенно когда я называю темы, связанные с матерью. Я напоминаю им о том времени, когда они были маленькими детьми, и о том, как сильно они тогда нуждались в материнской любви, заботе, питании и поддержке.

Участники могут получить и позитивный опыт, вспоминая уютную материнскую энергию, дававшую чувство защищенности и безопасности. Однако здесь же хранятся и раны покинутости, возникшие тогда, когда мы не получали того, в чем нуждались, или когда мама уходила.

Я также говорю о том, как чувства, связанные с матерью, проигрываются в наших последующих отношениях с партнерами, мужьями, женами, любовниками, делая нас требовательными и заставляя вставать в позиции типа: «Раз ты мой мужчина, то ты должен быть моим папой», – или: «Я так в тебе нуждаюсь, что умру, если ты уйдешь». Такие чувства мы приносим из детства. Вряд ли мы действительно умрем, если возлюбленный нас оставит, однако именно такое ощущение возникает у нас из-за пережитых в раннем возрасте травм.

Из живота мы перемещаемся в четвертую чакру, сердце, где помещается мягкая энергия, похожая на энергию второй чакры. Именно отсюда мы заботимся о других людях. В сердце мы находим наше стремление делиться с другими, чувство любви, желание отдать все то, что у нас есть.

В сердце размещается и панцирь, воздвигнутый вокруг ран отвержения и неосуществленных стремлений, которые проявляются в виде боли, грусти и слез. И именно из сердца мы можем простить тех, кто причинил нам боль, или попросить прощения у тех, кому причинили боль мы. Проговаривание мною этих вещей действует как спусковой механизм, помогающий участникам коснуться подавленных эмоций и высвободить их.

Руки – это продолжение сердца.

Я всегда приглашаю людей протянуть руки, возможно, к кому-то или к чему-то; может быть, взять в руки подушку, представляющую некоего человека. Я предлагаю обратиться к этому человеку с идущими из сердца словами, сказать то, что стремится быть произнесенным.

Четвертая чакра может принести и много радости, когда люди соединяются с необычайной способностью сердца расширяться от любви, излучать эту целительную энергию и заключать в свои любящие объятия весь мир.

После того как мы некоторое время пробыли в сердце, я прошу участников сесть, приняв удобное положение с прямым позвоночником. Это полезно для исследования трех верхних чакр, для соединения с вертикальным потоком энергии, уносящим нас за пределы животного и даже за пределы человеческого.

Я направляю людей в пятую, шестую и седьмую чакры, где они могут открыть для себя переживание пространства и ясного внутреннего неба. Именно здесь человеческое сознание начинает чувствовать себя свободным, здесь мы можем ощутить безграничность своей внутренней вселенной. Для каждого это будет по-разному, но я знаю, что почти все участники смогут ощутить расширение энергии, поднимающейся вверх и выходящей за пределы ограниченного физического тела. Эта расширяющаяся энергия соединяет то божественное, что присутствует в нас, с неким качеством запредельности, с ощущением единства.

Важно, чтобы в этом высшем состоянии осознания мы не забыли заземлить свой опыт, и я напоминаю группе, что эта божественность должна быть закреплена в физическом теле, что она и тело – две неразделимые полярности между животным и духом. Для переживания полного опыта того, что означает быть человеком, необходимы обе эти противоположности.

Включив медитативную мелодию флейты, я вновь провожу участников от основания позвоночника по всем чакрам. На этот раз я делаю акцент на радуге цветов, которые мы встречаем в этом путешествии. Сменяя друг друга, в итоге они приводят нас в чистое голубое небо внутреннего пространства.

В заключение я ставлю фрагмент из дискурса Ошо, где он говорит о том, как важно иметь и корни, и крылья – корни, проникающие глубоко в землю, чтобы мы могли оставаться заземленными в теле, и крылья, чтобы во внутреннем небе лететь к запредельному, манящему человеческий дух. Охватив эту полярность, мы приобретаем чувство целостности.

В этой точке тантрического путешествия мы оставляем Райха позади, потому что хотя он и говорил о сексуальном удовлетворении, о телесном счастье и даже о любви, однако блаженства медитации в его словаре не было. Он обращался к животному и к человеку, но так и не приобрел ясного ощущения чего-то, лежащего за их пределами.

Райх исследовал космическое измерение – в том смысле, что говорил об оргонной энергии, заполняющей все пространство. Он разрабатывал теории формирования галактик под действием «космической суперимпозиции» – силы, которая определяет форму планетарных метеорологических образований, спирально закрученных вокруг центров высокого или низкого давления. Однако он говорил как физик, а не как мистик. Я уверена, что он часто ощущал благоговение перед глубиной сущности того, что ему открывалось. Однако то осуждение, с которым Райх относился к религии – как к главному притеснителю человеческого духа, – надежно удерживало его от исследования духовного измерения. В нескольких своих дискурсах Ошо с любовью рассказывает о Райхе, говоря, что если бы тот жил в Индии или где-нибудь еще на Востоке, то стал бы просветленным.

Работа с чакрами – как дыхательная техника, так и упражнение по их исследованию – оказывает на большинство участников сильное воздействие, и я предлагаю им оставаться в молчании после того, как они покинут нашу комнату для занятий. На следующей сессии всем выдаются цветные карандаши и бумага, и я приглашаю участников нарисовать свои переживания, передав форму, цвет и выражение своей энергии при ее движении через чакры – таким образом я даю им возможность интегрировать полученный опыт.

Группа – это возможность продолжать свое внутреннее приключение, совершая открытия и делая тайное видимым.

Поэтому я содействую тому, чтобы участники обрабатывали результаты своих исследований, рисуя карандашами и красками, рассказывая о своем опыте, делая записи в своих тетрадях… Все это помогает людям понять, как новые переживания могут войти в их жизнь.

Хотя групповой процесс и обеспечивает громадную поддержку, однако движение в нем каждого участника все равно будет уникальным. Внутреннее путешествие – это, по своей сути, самостоятельный полет. Даже в самых глубоких и самых интимных тантрических объятиях с партнером самым значимым остается собственное внутреннее переживание. Для тех романтических душ, что стремятся к постоянному единению с возлюбленным, этот факт, возможно, окажется ведром холодной воды, вылитым на голову. Однако понимание того, что, в сущности, мы одиноки, становится важным камнем в фундаменте медитации.

И еще это хорошая подготовка для движения в следующее измерение тантрического путешествия: в динамику мужской и женской энергий и в Кольцо света, которое может соединить их в единое целое.

Глава 16

Кольцо света

«Я – Тарзан. Ты – Джейн».

С тех пор как американский спортсмен Джонни Вайсмюллер, став киноактером, произнес эти бессмертные слова и поразил зрителей всего мира своим исполнением роли Тарзана, Повелителя джунглей, прошло очень, очень много времени. И до, и после него этого обаятельного, скачущего по деревьям героя, придуманного Эдгаром Райсом Берроузом, играли многие актеры. За 80 лет существования кино про Тарзана было снято 45 фильмов. Однако почти все зрители сходятся на том, что никто не сыграл Тарзана так, как Джонни.

В компании с Морин О’Салливан, потрясающе красивой ирландской актрисой, сыгравшей Джейн Паркер, Вайсмюллер стал своеобразным воплощением мужественности для целого поколения кинозрителей 1930-х и 1940-х годов.

Тарзан и Джейн никогда не занимались любовью на экране. На самом деле, после смелого подводного танца обнаженными в их втором фильме «Тарзан и его подруга» сексуальное притяжение между Вайсмюллером и О’Салливан умышленно уменьшили. Это позволило расширить круг зрителей, включив в него всю семейную аудиторию и детей.

Но когда Тарзан подносил ладонь ко рту и испускал свой знаменитый клич: «Аааууааууаа!»– Джейн, наверное, улыбалась, зная, что ее мужчина спешит в их любовное гнездышко на вершине дерева и что их обоих ждет еще одна ночь закадровой страсти. Знала она и то, что, стоит ей попасть в беду – каннибалы, гигантские обезьяны и голодные крокодилы представляли собой лишь некоторые из опасностей, поджидающих молодую женщину на прогулке по джунглям, – как Тарзан тут же примчится на лиане, свисающей с дерева, схватит ее и, перекинув через плечо, унесет в безопасное место.

Со времен Вайсмюллера и О’Салливан мужские и женские стереотипы довольно сильно изменились. Женщины отстояли свою свободу и, избавившись от общепринятых ролей жены, матери, домохозяйки и кухарки, проникли во многие из тех сфер общества, где ранее доминировали мужчины, – например, в политику, бизнес и спорт.

Естественно, что эти изменения отражаются и в кинофильмах. Беспомощные женщины становятся все более редким видом. В наши дни Ангелы Чарли спасают людей и предотвращают катастрофы наравне с Джеймсом Бондом.

Все бы ничего, да только освобождение внесло свою долю сумятицы в дела обоих полов. Женщины, пробившиеся к вершинам мужского мира, не всегда становились от этого счастливее. А мужчины, которые пытались стать более мягкими, сочувствующими и понимающими, слишком часто сталкивались с «последним синдромом краха милых парней», наблюдая, как женщину их мечты уводит какой-нибудь козел-шовинист.

Улетев в середине 1970-х годов в Индию, я улизнула от продолжающихся в США дебатов по вопросам пола и оказалась в коммуне, где между мужчинами и женщинами происходило нечто совсем иное.

Ошо в своих дискурсах подчеркивал важность различий между полами. Он говорил, что мужчинам и женщинам нужно быть как можно более различающимися во всем, что касается секса, любви и Тантры. Иными словами, мужчина должен быть мужчиной, а женщина должна быть женщиной.

В чем состоят основные различия между полами? Этот список может быть длинным, но вот несколько качеств, имеющих отношение к Тантре.

Мужские качества: активный, энергетически направленный вовне, предприимчивый, рациональный, обеспечивает и защищает. В теле – склонность к угловатости и жесткости.

Женские качества: восприимчивая, энергетически направленная внутрь, с развитой интуицией, создает уют, питает и принимает. В теле – склонность к мягкости и округлости.

Окружающая нас естественная вселенная, в сущности, есть танец энергии между подобными полярными противоположностями. День и ночь, лето и зима, мужское и женское, позитивное и негативное, прилив и отлив… Энергия нуждается в движении, и чем сильнее полярности, тем больший заряд энергии сможет между ними протекать.

Отсюда следуют ясные выводы для мира Тантры. Мужчина, относящийся к женскому типу, и женщина, принадлежащая к мужскому типу, вступив в сексуальную близость, вероятнее всего, окажутся не способными создать значительный заряд энергии. У мужчины, переполненного тестостероном, и мягкой восприимчивой женщины гораздо больше шансов ощутить активное притяжение, накопить больший заряд и насладиться более глубокими оргазмами.

Но это не означает, что мы вместе с Джонни и Морин должны вернуться в джунгли.

Вероятно, нам следует обращать больше внимания на природу и меньше – на модные политические идеи о слиянии полов.

Вместе с тем, видение Тантры, которым делится Ошо, – многомерно, и оно легко может быть понято неправильно. Акцент, который он делает на сексуальных различиях, не означает, что женщины не должны исследовать свою мужскую энергию, а мужчины не должны знакомиться со своей женской стороной, со своей «внутренней женщиной». Напротив, на семидневной группе «Освобождение женщин», разработанной под руководством Ошо, женщины-участницы в течение трех дней одеваются и ведут себя как мужчины – просто чтобы познакомиться с этой полярной противоположностью внутри самих себя. А на группе «Освобождение мужчин», основанной на тех же самых принципах, участникам-мужчинам предоставляется возможность провести три дня в образе женщин. И, как я уже упоминала, живя в коммуне Ошо в Орегоне, я работала на стройке – занимаясь физической и очень непростой мужской работой – и наслаждалась каждым ее мгновением.

Насколько я понимаю Ошо, он приглашает испытать на своем опыте все, полный спектр мужской и женской энергии, осознавая в то же самое время основную полярность потока энергии в человеческом теле. Хорошо, когда женщина знакома со своими мужскими качествами и может при необходимости их использовать. Но если она предпочтет их своей преобладающей женской природе, то это станет для нее и разочарованием, и саморазрушением. То же верно и для мужчины.

Во многом, энергетически и физически, мужское тело устроено иначе, чем женское. Если мы хотим использовать и исследовать скрытые в наших телах возможности для получения наслаждения, то эти различия следует учитывать. Одна из самых важных вещей, которые необходимо понять, заключается в том, что чакры у мужчин и женщин несут противоположный заряд.

У мужчин первая чакра заряжена положительно. Это очевидно, потому что половой орган у них выступает из тела и предназначен для проникновения в женское влагалище. У женщины сексуальный центр заряжен отрицательно, ее половой орган простирается внутрь и предназначен для того, чтобы принимать в себя пенис. Это совершенно очевидный биологический факт, и движение энергии следует физической структуре. Во время полового акта в тело женщины попадает не только семя. В первой чакре в женщину вливается и мужская энергия.

Именно поэтому, начиная эту главу, я вспомнила о Тарзане и Джейн. Первая чакра управляет физическим телом и половыми органами. В ней мужчина должен быть мужчиной, а женщина должна быть женщиной – просто потому, что таково положение вещей.

Во второй чакре, в нижней части живота, женщина заряжена положительно, а мужчина – отрицательно. Эта чакра управляет эмоциями и чувствами. Становится ясно, почему так много мужчин боятся женских эмоций: природа предназначила им принимать сильный входящий поток энергии, и это может оказаться пугающим переживанием.

Точно так же, как в первой чакре женщина боится быть переполненной мужской сексуальной агрессией, во второй чакре мужчина боится быть переполненным эмоциями, особенно когда они принимают форму слез и вспышек ярости.

Этим объясняется и то, почему женщины перед занятием любовью больше, чем мужчины, нуждаются в предварительных ласках. Путь женщины к сексу проходит преимущественно через вторую чакру. Ей нужно, чтобы ее добивались шоколадными конфетами, цветами, чувственными ласками, нежными словами и объятиями – только тогда ее положительно заряженная вторая чакра посылает отрицательно заряженной первой чакре сообщение, что теперь все в порядке и можно впустить мужчину внутрь.

В третьей чакре, в центре силы, полярности снова переключаются. Мужская энергия становится положительной, а женская – отрицательной. Вот почему мужчины любят кричать – например, на стадионах во время спортивных соревнований. Звук резонирует в этом центре и создает ощущение силы. Этим объясняется и то, почему мужчины, имея дело с гневом, чувствуют себя комфортнее, нежели со слезами.

В четвертой чакре происходит еще одно переключение зарядов: у женщин он положительный, а у мужчин – отрицательный. Из груди женщины, кормящей ребенка, течет не только молоко. Вместе с ним поступает и энергия любви. Сердечная чакра питает ребенка энергетически, и благодаря этому он чувствует себя желанным и любимым.

Чтобы принять любовь женщины, мужчине нужна смелость, потому что, принимая питающую женскую энергию, он в определенном смысле снова становится ребенком. И, конечно же, этим объясняется и очарованность мужчин женской грудью – они не забыли, каким наслаждением было сосать ее в младенчестве.

Выше четвертой чакры поляризация уже не так сильна, а в седьмой, последней чакре, все полярности сливаются в единое целое.

С точки зрения Тантры, одним из интересных следствий поляризации является возможность создавать кольца из энергии, протекающей между мужчинами и женщинами, особенно между первой и четвертой чакрами. Но прежде чем рассказать о том, как в моих группах происходит исследование этих колец, я должна познакомить вас с древним индийским духовным текстом под названием «Вигьян Бхайрав Тантра». В переводе эти три санскритских слова означают «Техники для выхода за пределы сознания» – и это подходящее название, поскольку в сутрах этого текста содержится не менее 112 методов медитации.

Слово «тантра» в этом контексте не указывает на сексуальные техники, хотя некоторые из них в этом писании упоминаются. В древние времена слово «тантра» означало просто «метод» или «технику», и «Вигьян Бхайрав Тантра» – это поистине исчерпывающий список всех известных методов медитации.

Это писание было составлено теми просветленными мистиками, чьи имена давно уже забыты. Очевидна, однако, их склонность к поэтическому и драматическому литературным стилям, потому что техники изложены ими в форме духовного поучения, преподанного богом Шивой своей супруге Дэви.

Дэви задает Шиве вопросы так, как ученик спрашивал бы своего духовного мастера, а Шива отвечает. Однако Дэви – нечто гораздо большее, чем простой ученик. Она – женская половина Шивы и его возлюбленная. На самом деле их обоих иногда изображают в виде единой личности. Например, статуя Шивы, называемая «Ардханаришвар», представляет собой наполовину мужчину, наполовину женщину. Поэтому их диалог – это также и диалог между очень близкими друг другу любовниками.

В начале 1970-х годов Ошо посвятил этим диалогам многие свои дискурсы. Он прокомментировал все 112 методов медитации, обратив особое внимание на тот, который был разработан специально для женщин[5]. Он сказал, что это редкое явление, потому что, как мы знаем, в прошлом в религии и духовности господствовали исключительно мужчины. В некоторых случаях женщины все же привлекались, например, на роль медиумов, как это было в Древней Греции. Там молодые женщины под воздействием наркотиков произносили прорицания для Дельфийского оракула, но управляли и манипулировали ими жрецы-мужчины.

Поэтому то, что мистики «Вигьян Бхайрав Тантры» разработали специальный метод для женщин несколько тысячелетий назад – задолго до появления термина «женское освободительное движение», – кажется чем-то вроде маленького чуда.

К этой медитации Шива дает Дэви такие указания: «Почувствуй тонкие качества созидательности, струящиеся сквозь твои груди и принимающие изысканные формы».

Комментируя эту технику, Ошо начинает с того, что рассказывает о базовом притяжении между мужчинами и женщинами, определяя его как притяжение полярных противоположностей. Энергетически он видит мужчин и женщин как две половины электрической цепи, которые ищут свое завершение в объединяющих любовных объятиях.

В теле женщины наиболее сильный положительный полюс располагается в области ее грудей, и именно поэтому Шива дает Дэви указание сосредоточить свое внимание на этом месте. Если женщина легко и расслабленно сосредоточится на своих грудях, то начнет ощущать глубокую сладость, которая исходит из этой области, обволакивает все ее тело и пульсирует вокруг нее подобно некой ауре.

Ошо поясняет, что мужчины не могут выполнять эту медитацию. Если мужчина сосредоточится на своих грудях, то почувствует лишь неловкость и беспокойство, потому что у мужчин эта область заряжена отрицательно. В мужском теле наиболее сильный положительный заряд находится в сексуальном центре, поэтому в аналогичной медитации мужчина должен фокусировать свое внимание на основании пениса. Но и в этом случае энергия не будет обладать таким сладостным, любящим качеством, как у женщины, потому что женские груди соединены именно с сердечной чакрой, с ее любящей материнской энергией.

Комментируя указания, данные Шивой для Деви, Ошо говорит, что противоположность зарядов в мужском и женском телах создают возможность для образования между ними энергетического кольца. Мужчина отдает свою энергию через первую чакру, а женщина принимает ее и, направив вверх по позвоночнику, возвращает мужчине через груди. Мужчина принимает энергию в области груди и, направив ее вниз по позвоночнику к первой чакре, снова возвращает женщине. Такое кольцо энергии может случайно образоваться в ходе обычного занятия любовью, но это случается редко.

Для того чтобы энергия начала течь, оба партнера должны быть расслабленными, медитативными и открытыми друг к другу.

В Тантрических пульсациях моя цель состоит в том, чтобы дать участникам отчетливое переживание циркулирующей между первой и четвертой чакрами энергии. Это самый простой способ познакомить их с тем, как работает Тантра. Упражнение называется «Кольцо света».

Сначала я рассказываю о мужском и женском, о существующей между ними полярности, об открывающихся в связи с этим возможностях. Затем предлагаю группе упражнение «Мягкая пульсация», которое каждый участник выполняет, лежа на отдельном матрасе в основной дыхательной позиции, колени подняты, стопы на полу. При каждом вдохе таз отклоняется назад, вдавливая копчик в матрас, а при каждом выдохе – перекатывается вперед, так что гениталии и копчик приподнимаются над матрасом. Когда участники попадают в пульсирующий ритм этого движения, у них возникает ощущение, что дышит сам таз, создавая поток энергии во всей нижней части тела.

После того как ритм дыхания установился, я прошу мужчин мягко положить ладони себе на гениталии, а женщин – себе на груди, устанавливая связь с наиболее сильным положительным полюсом.

«Представьте, что вы выдыхаете из этого места, через положительно заряженную чакру», – предлагаю я.

Постепенно участники все больше сонастраиваются со своим дыханием, и оно становится глубоким. В этот момент я приглашаю их позволить рукам выразить направленное наружу движение энергии. На выдохе руки отводятся от тела, как будто скользя на волне энергии, вытекающей из этой точки вверх. На вдохе руки возвращаются и мягко опускаются на положительный полюс тела.

Через несколько минут я приглашаю участников замкнуть кольцо, вдыхая через принимающий, отрицательный полюс. Для женщин полное кольцо выглядит так: они выдыхают через груди, позволяя ладоням, поднявшись, описать полукруг к сексуальному центру; затем вдыхают, представляя при этом, что через сексуальный центр в тело входит энергия, которая затем поднимается по позвоночнику и возвращается обратно в грудь.

Мужчины выдыхают через сексуальный центр, позволяя ладоням, поднявшись, описать полукруг к четвертой чакре; затем вдыхают, одновременно представляя, что энергия вливается в тело через грудь и опускается по позвоночнику, возвращаясь обратно в сексуальный центр.

Между тем, движение тазом продолжается и у мужчин, и у женщин, благодаря чему поддерживается состояние заземленности и вырабатывается энергия. Все упражнение длится примерно 30 минут, и участники обоих полов получают представление о том, как может быть создано кольцо собственной энергии.

После короткого перерыва я предлагаю участникам перемещаться по комнате, встречаясь друг с другом и выбирая того, с кем они чувствуют себя комфортно.

Если говорить в терминах позитивных аспектов «пар чувств», то в следующем упражнении активный партнер исследует отдавание с качеством любви, в то время как пассивный партнер принимает с качеством доверия. По моему опыту, быть принимающим – более трудная половина этой энергетической полярности.

Принимать – значит впускать кого-то другого в свою энергетическую систему. А чтобы впустить другого – необходимо доверие.

Партнеры садятся друг к другу лицом, обмениваются намастэ , а затем устанавливают контакт глазами. Через пару минут я прошу мужчин закрыть глаза и позволить себе стать восприимчивым. Женщин я приглашаю посмотреть на лицо мужчины, сидящего напротив, глазами любви. С тем чувством, с каким смотрят на возлюбленного, и позволить этому чувству двигаться в виде потока любящей энергии. Мужчина позволяет этой энергии изливаться на него и принимает ее.

Мне нравится делать именно так – чтобы первыми в активной роли выступили женщины. Женщины приучены быть принимающей стороной, и у них неизбежно есть связанные с этим раны. Их использовали или не слушали – тем или иным образом не принимали в расчет. И поэтому я даю им возможность выйти к мужчине первыми, позволив мужчине быть принимающим. Это вызов и д

Наши рекомендации