Гипоксически-ишемические изменения головного мозга у новорожденных, методы диагностики, лучевые признаки.
Среди методов нейрофизиологической диагностики ГИЭ необходимо отметить электроэнцефалографию (ЭЭГ). Для диагностики НГИЭ используется рутинная ЭЭГ, которая позволяет распознать различные стадии ГИЭ, суммарная ЭЭГ, ЭЭГ с картированием. Использование ЭЭГ-картирования позволило выявить паттерны основных неврологических синдромов ГИЭ. Сложность ЭЭГ-диагностики у новорожденных заключается в распознавании паттернов церебральной незрелости и патологических паттернов иВызванные потенциалы (ВП) являются наиболее информативным методом диагностики, который со 100% точностью позволяет прогнозировать неблагоприятный исход ГИЭ и глухоту (слуховые стволовые ВП), слепоту (зрительные ВП), развитие детского церебрального паралича (соматосенсорные ВП). Эхоэнцефалография. Метод, который имеет больше историческое, чем диагностическое значение. Наиболее распространенными ошибками в интерпретации эхоЭГ является использование параметров и норм, разработанных для детей старшего возраста и взрослых, у новорожденных и грудных детей. В первую очередь это касается индекса мозгового плаща и индекса боковых желудочков, нормы которых у новорожденных существенно выше, чем в других возрастных категориях. Далее, необходимо иметь в виду, что все нормы, указанные в литературе, получены на аппаратах Siemens, Kramerkamer, Toshiba, Эхо-11 и т. д., в то время как современные отечественные медицинские учреждения оснащены, в основном, аппаратом Эхо-12, имеющим другие технические характеристики. Кроме того, широко распространено представление, что эхоэнцефалография показывает величину "внутричерепного давления", ошибочность этого представления очевидна из вышеприведенных данных о сути понятия "внутричерепное давление" и методах его регистрации. Наконец, как метод нейровизуализации эхоЭГ значительно уступает более современным методам.
Нейросонография. Современный, достаточно информативный метод визуализации, к сожалению, дает основу для некорректной интерпретации данных.
1. Неадекватная оценка гиперэхогенности (по L. M. S. Du-bowitz, под гиперэхогенностью понимают такую эхоплотность мозгового вещества, которая равна по интенсивности сигналу от сплетений желудочков мозга).
2. Неадекватная оценка вентрикулодилатации: использование линейных параметров Е. А. Мачинской для оценки вентрикулодилатации, по нашему мнению, некорректно, так как эти линейные размеры не соответствуют морфометрическим данным W. R. Day (1959), полученным на аутопсии; линейные размеры не описывают в полной мере увеличения объема ликворных пространств, являющегося сутью гидроцефалии, поэтому целесообразно пользоваться планиметрией желудочков.
3. Недостаточное знание морфологии мозга приводит к распознаванию полости прозрачной перегородки (cavum septi pellucidi) как III желудочка и ложной диагностике по размерам этой полости гидроцефалии.
4. Неадекватная оценка образов, получаемых на нейросонограммах: исследователь видит зоны повышенной или пониженной эхогепности, а не "отек", "ишемию", "кровоизлияние", "сгусток", "кальцификат", "лейкомаляцию" и т. д.; на основании данных иейросонографии он может лишь предположить о причинах и сути измененной эхогенности.
5. Абсолютизация данных нейросонографии приводит как к "гипердиагностике" (любой участок измененной эхогенностн расценивается как патологический), так и к гиподиагностике" (нейросонография показывает лишь половину возможных типов поражения белого вещества).
6. Заключение по нейросонографии корректно осуществлять не ранее 3-го дня жизни ребенка, при серийных нейросонограммах как во фронтальной, так и сагиттальной проекциях.
7. Технические проблемы (оснащенность большинства учреждений низкочастотными датчиками (3,5 МГц), при необходимости использовать датчики не менее 5 МГц желательно 7,5 МГц).
8. Определение прогноза психомоторного развития ребенка (и сообщение о нем родителям), а также тактики оказания помощи по данным нейросонографии некорректно, так как нейросонография имеет ограниченную прогностическую ценность.
Допплерография. Методы, построенные на изучении тонуса и кровенаполнения сосудов, имеют недостаточную диагностическую ценность, так как во многом зависят от способа наложения датчиков, функционального состояния ребенка, а не мозгового кровотока. Допплерография более информативна при окклюзионных процессах, а при гипоксических поражениях мозга отражает фазовые изменения мозгового кровотока на процесс родов и гипоксию. Разграничить фазовые, адаптационные изменения кровотока в зависимости от возраста ребенка, характера и тяжести гипоксии от патологических изменении представляет пока трудноразрешимую задачу.
Аксиальная компьютерная и магнитно-резонансная томография. Могут служить источником некорректного диагноза в случае абсолютизации полученных результатов (КАТ не визуализирует негрубые поражения белого вещества, поэтому в спорных случаях методом выбора становится МРТ), недостаточного знания морфологии головного мозга, при технических ошибках (недостаточном количестве срезов), при попытке определить прогноз психомоторного развития ребенка (будучи высокоинформативными методами визуализации, эти методы не обладают абсолютной прогностической ценностью).
Электроэнцефалография. Основная проблема, связанная с ЭЭГ - это ее неиспользование у новорожденных в широкой практике, между тем, ЭЭГ является диагностическим критерием НГИЭ но классификации Н. В. Sarnat и М. S. Sarnat. Электрофизиологические методы требуют от исследователя фундаментальной подготовки, понимания особенностей электрогенеза мозга, в целом, и эволюционных особенностей биоэлектрической активности у новорожденных, в частности. ЭЭГ новорожденных чаще представляет собой ЭЭГ сна, и поэтому врач должен детально знать физиологию и патологию сна в возрастном аспекте. Методика записи ЭЭГ требует настойчивости и терпения исследователя, так как новорожденный может быть беспокойным во время записи, могут возникать многочисленные, иногда труднопреодолимые проблемы (наводки, артефакты, отключения электродов и т. д.). Между тем, даже при использовании ЭЭГ в неонатологии, возникают сложности в интерпретации полученных данных.