XI. Игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты
(24 слайд)
· Коррекционно-развивающие игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты:
«Найди»
Используемое оборудование: сухой бассейн.
Цель: развитие пространственного восприятия и ощущений, внимания, тактильной ориентировки, снятие мышечного напряжения.
Ход упражнения: ребенку предлагается найти в бассейне шар, который отличается от других (шар может быть больше, мягче остальных).
«Кто больше»
Используемое оборудование: сухой бассейн.
Цель: развитие цветовосприятия и ловкости рук.
Ход упражнения: ребенку предлагается: набрать и удержать в руках как можно больше шариков; собрать только шарики определенного цвета.
«Пузырьки»
Используемое оборудование: воздушно-пузырьковая колонна.
Цель: развитие воображения, зрительно-моторной координации.
Ход упражнения: Педагог обращает внимание ребенка на трубку с пузырьками и движущуюся в ней рыбку. Ребенок следит за рыбкой взглядом. Затем педагог предлагает поймать рыбку пальчиком. Ребенок следит за движущейся рыбкой с помощью пальца.
«Поймай пальчиком»
Используемое оборудование: зеркальный шар, магнитофон.
Цель: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации.
Ход упражнения: Педагог обращает внимание ребенка на крутящийся и создающий разноцветные блики («мерцающие звезды») зеркальный шар: «Смотри, как много звезд! Заметь, одна звездочка улыбается тебе. Вон она полетела. Давай догоним ее — она хочет с тобой поиграть». Ребенок ловит звездочку пальчиком, весело бегает за ней, не отрывая пальчика от отражения звездочки.
«Звездное небо»
Используемое оборудование: световое сенсорное панно «Звездное небо», пуфы- груши.
Цель: обогащение сенсорного опыта; развитие зрительного восприятия.
Ход упражнения: Ребенок и педагог сидят на мягких пуфах, любуясь панно «Звездное небо». Педагог спрашивает, в какое время уток могут гореть звездочки. Ребенок рассматривает небо, определяя цвет, форму, размер звездочек.
«Цветной водопад»
Используемое оборудование: магнитофон, сухой душ.
Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тактильного восприятия, формирование восприятия цвета, создание положительного эмоционального фона, умение выражать словами свои ощущения.
Ход упражнения: Педагог говорит, с какой стороны ребенку проходить под водопадом. Спрашивает: «Какого цвета струйки воды?» Выходя из-под водопада, ребенок делится своими ощущениями, рассказывает, что он чувствовал под струйками воды.
«Цвет тропинки»
Используемое оборудование: сенсорные тропы.
Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тактильного восприятия, формирование восприятия цвета.
Ход упражнения: Ребенку предлагается пройти по тропинке, называя цвет каждой части сенсорной тропы.
«Песочный дождик»
Используемое оборудование: песочница с подсветкой.
Цель: развитие тактильного восприятия, регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Ход упражнения: Ребенку предлагается сначала медленно, а затем быстро сыпать песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь педагога, на свою ладонь.
· Расслабляющие релаксационные игры и упражнения с использованием сенсорного оборудования:
«Корабль»
Ход упражнения: Звучит спокойная приятная релаксационная музыка с шумом морских волн. Психолог: «Представь большой корабль, который отчаливает от берега. Ветер наполняет его паруса, и он движется в открытое море. Теперь представь себя на этом корабле. Ты у штурвала, перед тобой открытое море. Вода искрится на солнце. Ты ощущаешь запах моря и бьющий в лицо ветер. Руками ты чувствуешь деревянную поверхность штурвала. Ты поворачиваешь штурвал то вправо, то влево, ощущая свою власть над кораблем. Ты чувствуешь, что корабль тебе подвластен. Ты наслаждаешься своей силой и прекрасным ощущением свободы. Но тебе пора возвращаться в детский сад. Потянись и на счет «три» открой глаза. Ты чувствуешь себя бодрым и уверенным в себе».
«Облако»
Ход упражнения: Звучит спокойная приятная релаксационная музыка. Психолог: «Представь, что это (пуф-груша) мягкое пушистое облако. Прыгни на него, устройся поудобней и закрой глазки. Почувствуй, как твои ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Почувствуй, как подул легкий ветерок, и облако медленно поднялось вверх. Рассмотри, что тебя окружает справа, слева, что внизу. Почувствуй, какие запахи окружают тебя, легкое прикосновение ветра к твоему лицу. Облако стало медленно опускаться, и мы приземляемся на полянке. Спрыгнули с облака».
XII. Методические требования к организации занятий в сенсорной комнате
(25 слайд)
· продолжительность от 7 до 25 минут;
· проводятся в группах по 3-5 человек и индивидуально.
Занятие включает три обязательные части:
1. вводная (ритуал приветствия, разминка);
2. основная (релаксация, игра);
3. завершающая (подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания).
Заключение
(26 слайд)
Изучение сенсорных систем активно развивается. Воздействие через рецепторы на головной мозг занимает умы многих ученых мира. И хотя исследования еще не окончены, мы с вами уже знаем, что сенсорная комната, несомненно, является уникальным «изобретением» и оказывает положительное воздействие на организм человека.
Источники:
1. Баряева Л.Б. Сухой бассейн. Методика проведения игр-занятий и упражнений: Пособие для педагогов, психологов и родителей. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – 39с.
2. Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. Сенсорная комната: Аннотация и методические рекомендации по использованию. — СПб.: Альма, 2007. – 87с.
3. Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. — М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
4. Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». — СПб.: Речь, 2009. – 250 с.
5. Ольшанская Е.В. Занятия с дошкольниками. – М.: Первое сентября, 2004.
6. Рогов Е. И. Эмоции и воля. — М.: ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
7. Янчук М.В. Игротренинги с использованием сенсорных модулей. – М.: Учитель, 2014. – 127с.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/01/16/chto-takoe-sensornaya-komnata
https://azbyka.ru/zdorovie/sensornaya-komnata-chto-eto-i-dlya-chego-nuzhno
http://missbagira.ru/themes/health/chto-takoe-sensornaya-komnata
http://ds4-tmr.edu.yar.ru/soveti_spetsialistov/soveti_psihologa/vozmozhnosti_sensornoy_komnati.pdf
http://reamed.org/stati/sensornaya-komnata/#detsad