В котором мы с ним осуществляем себя
Эмбрион человека, созревая, повторяет в ускоренном темпе все стадии развития видов от одноклеточного организма -яйцеклетки до человеческого младенца, готового начинать свою особую жизнь.
Думаю, что на протяжении жизни одного поколения врачей самарская психотерапия проделала в своем развитии то же самое. Давно уже перестав быть младенцем, она стала вполне жизнеспособной и заняла свое особое место, как в психотерапевтической практике, так и в науке.
1. Развитие понимания предмета психотерапии и ее задач.
Начиная, и мы, и наши коллеги диагностировали невроз чаще по негативному признаку[232].
Начиная лечение расстройств, которые нам казались функциональными (читай - «обратимыми») и психогенными (то есть каким-то загадочным «психологически понятным нам» образом связанными с переживанием) мы вначале надеялись на индивидуально подбираемое для решения всех проблем сочетание брома с кофеином, а потом, как я уже говорил, на гипноз.
Не ведая того, мы успокаивали, подбадривали, отвлекали, обезболивали, мобилизовали. Старанием и, вызывая сострадание к нашей увлеченности, мы невольно вовлекали в сотрудничество и, ставя симптоматические задачи, оказывались полезными в решении и других, нам еще неведомых.
Мы занимались тем, что было актуально для пациента и понятно для нас. От факта к факту. Вольно или невольно, но нас вели, направляя наше понимание, наши пациенты.
От симптома психогенного расстройства - к их сочетанию.
От синдрома - к организующему его эмоциональному и физиологическому комплексу.
От этих эмоциональных физиологических образований -к содержательному переживанию.
От переживания - к обстоятельствам жизни.
От обстоятельств - к пониманию того, как и почему человек, не ведая того, наделяет те или иные обстоятельства значимостью для себя. К открытию, что нет трудностей вообще, есть трудности для этого человека.
Теперь такое кажется очевидным, но мы это открывали сами в сочувствии с нашими пациентами и на себе самих (ощущая себя каждый «белой вороной»).
Как-то в «Дамском клубе» по телевизору выступал молодой самарский психотерапевт. Он разговаривал точно и уверенно. Не агитировал, ничего не доказывал. Спокойно отвечал на вопросы. Ни разу не вызвал сопротивления у своих, обычно достаточно воинственных собеседниц. Откуда такая открытость и такая защищенность? Я был восхищен его работой! Только позже, я понял: он же был не один (как привык ощущать себя каждый из нас, старших) а представителем Самарской психотерапии.
От симптома - к существу страдания.
От болезни - к обстоятельствам, которые человек не осваивает, а превращает в травму.
От обстоятельств - к создающей свои обстоятельства развивающейся личности с ее мотивами и средой, к ее истории.
К проблеме нравственно-психологического роста, зрелости и незрелости - задержки и остановки в развитии (к проблеме инфантилизма)[233].
К микросоциальным условиям, побуждающим развитие личности или ее остановку (к родительской семье, к отношениям в ней).
Изучение истории отдельной личности и ее «микросоциума» поставило вопрос о макросоциальном контексте, в котором развивается и семья и личность.
Так мы пришли к тем, бытующим в культуре нравственным стереотипам, которые закономерно и жестко программируют социальную, психологическую и биологическую дезадаптацию, а с нею и болезнь[234].
2. На каждом шагу на нас обрушивались вопросы и открытия.
01. Так изучение обстоятельств и мотивов личности и жизнедеятельности нашего организма заставило и помогло разобраться в сложнейшей структуре всего круга наших потребностей[235]:
• потребностей в объектах и состояниях ;
• потребностей в способах деятельности и обстоятельствах;
• потребностей природных и социогенных , соответственно - врожденных и приобретенных;
• потребностей сексуальных, которые включают в себя и врожденные и приобретенные, и природные и социогенные компоненты;
• потребностей «в сигналах удовлетворения» и в «сигналах возможности удовлетворения»;
• наконец, потребностей в высших ценностях, то есть в условиях, необходимых для осуществления почти всех имеющихся у человека потребностей - в условиях почти всякой активности человека.
02. Лично для меня тогда стало потрясением открытие самого общего порядка, которое с помощью П.К. Анохина я сделал вслед за И.М. Сеченовым. Вот оно:
«Жизнь есть особая форма отражения реальности - в потребностях.