Думаю, что Питеру лучше бы сделать другой кусок работы, в котором проблемы таковы, какие он ставил бы полностью от себя.

Михаил Чехов

Это очень хорошо, так как это дает много для обсуждения.

Психологический жест

Питер Фрей

Я выработал психологический жест для себя и не знал делать ли его физически или нет. Мне нравится эта идея.

Как я это понимаю, психологический жест является для актера, чтобы работать с ним, когда он готовит роль. Он использует его, чтобы помочь себе найти характер. Означает ли это, что он включает жест в свой спектакль?

Михаил Чехов

Нет. Психологический жест- это ваш секрет. Это основа, но которой вы стоите, но как вы играете- это совершенно другое. Если играете без психологического жеста, может показаться, что вы можете играть свободно, не обращая внимания на тот факт, показано это внешне или нет. Почти во всех случаях психологический жест не должен быть показан внешне, тогда он бывает более приятным, более сильным.

Питер Фрей

Но вы сделали выбор между исполнением психологического жеста и показом его.

Это, однако, жест, который актер находит для персонажа, который может быть внесен в психологический жест, давший ему бы вдохновение. И все же в своей внешней физической форме жест может быть очень безумным, хотя актеру дает чувство характера. Но зрителям могло бы это совсем не понравиться.

Михаил Чехов

Насчет психологического жеста. Например, если вы посмотрите на разных людей в своей обычной жизни, то увидите, что у каждого человека есть психологический жест, хотя он не знает, что это такое. Когда мы играем на сцене, то не можем полагаться на этот природный вид психологического жеста, который есть каждого человека. Мы должны создавать психологический 'жест, потому что персонаж не является реальным до тех пор, пока мы не вдохнем в него жизнь. Поэтому это необходимо, так как это именно то, что случилось в психологической жизни каждого из нас. Вы увидите, что чем проще характер человека, тем примитивней психологический жест. Например, полит агитатор очень дешевого товара произвел бы очень грубый кричащий жест. Другой пример- англичанин - человек, заполненный желанием, которое должен скрывать даже от себя самого. Вы очень часто можете видеть типичный английский жест, когда англичанин ударяет кулаком по ладони. Они очень часто пользуются таким жестом. У итальянцев- похожий жест, но делают его выше, потому что они более высокие. Жесты латышей и литовцев очень малы и коротки.

Я не верю в психологический жест в смысле психологии. Желание актера намного богаче и эмоциональней, чем только выражать идею. В случае с психологическим жестом вы могли бы выбрать жест, который был бы более родным для актера, лучший, чем психологический жест персонажа.

Михаил Чехов

Это решение могло бы иметь место между режиссером и актером- поделиться информацией о жесте и тогда подсознательная сила отберет жест, удовлетворяющий обоих. Этот наш разговор о жесте- хороший пример того, как бы он мог быть сделан между режиссером и актером.

Питер Фрей

Для себя я нашел совершенно другой жест и, возможно, был достаточно пристрастен к своему собственному жесту.

Я согласен с критикой, сделанной в адрес сцены Питера. Я критично отношусь к тому, что актер выбрал.

Михаил Чехов

Если вы- режиссер, то должны критиковать.

Мне хотелось прояснить разницу между актерским жестом, который вырастает из психологического жеста. Например, в роли Юлии в Лилиоме я думала, где бы могло быть большое чувство, но невозможно сказать- некое качество синтеза. Как я понимаю, жест существует чисто для понимания роли так, что все, что персонаж делает, окрашено им. Это не то, что может быть использовано на сцене, но, с другой стороны, должна бы быть роль, в которой персонале мог бы очень хорошо использовать психологический жест. Итак, он

Зависит в огромной степени от роли самой по себе. Иногда жест может быть соединен с действием, но в основном это жест, который актер испытывает и держит в сознании, когда играет на сцене.

Михаил Чехов

Да. Например, Дон Кихот может иметь свой сильный жест, потому что он - такой примитивный персонаж, и для понимания этой характерной черты он может использовать жест, и должен бы выглядеть ребенком с седыми волосами. Все это зависит от персонажа.

Суть

Приведет ли психологический жест к сути?

Да. Сущность держит всю роль, но иногда приходит мысль, что сущность застыла, негибка. Психологический жест всегда гибок, податлив. Все может соединиться в одной точке. Также очень важно проникнуть в психологию человека с точки зрения расы или национальности, слушая, что выражает язык. К примеру, возьмем две крайне противоположные национальности- англичан и русских. В каждом ощущении они противоположны, а сейчас взглянем на слово, которым они выражают себя. По-английски это «Ай», а по-русски «Я»- «а» открывает все, в то время как «ий»-очень тонкое похожее на стрелу. Русский начинает робко, а потом выходит во весь мир, в то время как англичанин- совершенно противоположен, он осмотрится и потом сделает все для самого себя...

Например, если прочитать «Ромео и Джульетту» и прослушать слова Ромео, то можно услышать какими звуками он пользуется, и тогда можно понять, что Джульетта использует совершенно другие звуки. Итак, вы можете даже подчеркнуть определенные звуки, используемые персонажем, и это может быть превращено в психологический жест. Конечно, это можно найти только у таких гениев как Шекспир или Гете-неосознанно, конечно. Можно подчеркнуть определенные звуки и обнаружить что персонаж говорит ими. Но это связано с речью, а в методике речи доктора Рудольфа Штайнера он объясняет это, и очень просто показано как персонаж проявляет звуки. Все можно использовать для исследования и поиска того, что является психологическим жестом персонажа. Если понаблюдать за кем-то идущим - как он идет, какие жесты делает, то это есть оболочка психологического жеста. Мы должны представлять персонаж на сцене- какими звуками он говорит, какой у него голос, как он ходит, какой вид паузы он делает и т.д. Если представить все это. Тогда откроется психологический жест персонажа.

Питер Фрей

На одном из уроков вы говорили о чувстве легкости актера, контролирующем свою актерскую технику так хорошо, что во время исполнения очень трагической сцены он способен отстраниться и сделать остроумное замечание. Я использовал другую идею, что я должен был включить в себя до степени разбитых стульев и т.д. Когда я работал над этой ролью, которую я переделал из очень сентиментального рассказа, в начале эта роль и была очень сентиментальной, я был страшно спокоен. С тех пор, как я начал работать над ней, и хотя я чувствовал, что контролирую персонаж, созданный мною, и я наблюдал за ним и преодолевал все свои трудности без всяких усилий, я по-прежнему держал игру и посыл моего персонажа. В то же самое время я не чувствовал себя свободно, хорошо и открыть и мне хотелось бы знать, отражается ли на этом контроль.

Михаил Чехов

Мне кажется, что не нужно контролировать новую интерпретацию персонажа, если в первом характере все плакали, кричали и играли очень полно. Это был другой персонаж. Вы можете управлять как первым персонажем, также точно, как и вторым. Но мне кажется, что в процессе вы изменили характер. Мое впечатление, что это было стопроцентное сдерживание по неверному пути. Который утомлял вас. Это манера игры больше чем стиль. Если вы устаете, то это знак того, что здесь что-то немного неверно. Но это было так незначительно, так потрясающе хорошо, что не было небольшим недостатком. Такая усталость, какую вы показали сегодня, всегда исходит из... Продолжим скетч.

Смех — объективность

Когда мы смеемся, то всегда ступаем шаг за шагом выше, чем были до того, потому что способность смеяться в человеческой психологии основана на предыдущей жизни и предыдущем опыте, который мы получили. Сейчас мы выше, чем этот предыдущий опыт. Например, есть некоторые вещи, вызывающие отвращение всю жизнь у кого-то, и этот человек не может преодолеть его. Вдруг человек чувствует, что это больше не трогает его, что внутри он вырос на одну ступень, и теперь он выше этого. Эта ступень означает, что способен смеяться больше, чем прежде и, напротив, когда есть способность смеяться, то есть способность преодолеть некие слабости в своем характере, такие как обижаться и т.д. Быть способным смеяться означает достичь более объективной точки зрения на самого себя. Если я смеюсь над другими, это не очень большое благо для меня, но если я смеюсь над самим собой- это значит, что я расскажу. У актера должно быть такое умение. Чем объективней мы будем смотреть на самих себя, тем более расцветут наши художественные способности, из-за того, что ограничиваем себя временами в нашем эгоизме и нашем отношении к самим себе; в таком случае мы- рабы своих личных качеств.

Два состояния сознания

Необходимо иметь два сознания, какие имел Гете- одно всегда наблюдало за ним, а другое был сам Гете. Чем больше мы сможем сделать так, тем больше разовьем способность смеяться, и наоборот, если только смеяться, без этого другого сознания, то впадем в хихиканье, ничего не дающее кроме того, что ум и сердце ослабеют. Чтобы спасти смех от этого почти идиотского состояния рассудка, мы должны быть трагичны в момент, когда начинаем смеяться, так что грусть во время смеха делает наиболее человечное соединение. Хихиканье убивает наиболее творческий процесс и возможности, и мы должны разрушать его со всей серьезностью, которая должна присутствовать здесь в тоже время.

Трагическое отношение к жизни должно быть развито очень простыми средствами. Чтобы взглянуть на некие трагические моменты в жизни- просто сконцентрируйтесь на них, и посмотрите, что они означают. Например, какое значение имеет то, что Япония атаковала Америку так лицемерно, вероломно. Если реально посмотреть и абсолютно сконцентрироваться на этом, мы опечалимся, потому что это трагично. Способность смеяться можно также развить, смотря на вещи , кажущиеся не смешными. Например, возьмем пуговицу и посмотрим на нее достаточно долго, то почувствуем что собираемся засмеяться- это ужасно смешно. Эти две способности: смеяться над пуговицей и спасаться от хихиканья, глядя на поведение Японии- обе необходимы актеру.

Выразительность

На сцене все должно быть выразительным - даже если играется самая натуралистическая пьеса- все должно быть сделано выразительно. Актер должен все время иметь в себе чувство выразительности. Я обращаюсь к вашему инстинктивному чувству выразительности из-за того, что это так близко актеру и так просто, и дает актеру, прежде всего, хорошую школу. Каждый из нас может быть выразительным только по-своему, индивидуально, и если мы найдем выразительность, которая подходит нам индивидуально, тогда эта выразительность вкрадется в нашу игру и даст собственную индивидуальную прекрасную школу. Другая польза в том, что зрители всегда последуют за нами, потому что если они увидят что-то, что актером выражено внутренне, они пойдут за ним, будут с ним и помогут ему.

Другая важная причина в том, что когда мы развиваем эту способность выразительности. То теряем необходимость охватывать пространство в театре. Пространство почти сразу же теряет свое неверное значение для нас. Например, если я смотрю выразительно налево, человек, сидящий в отдаленной части театра, увидит, потому что даже, если в действительности не могут видеть, впечатление будет, а воображение зрителей немедленно схватит это из-за выразительности того, что они увидели. Малейшее движение глаз или лица или того, что актер бледен или покраснел, возможно, зрители не увидят, но из-за того, что это было сделано выразительно, то покажется, что это так и есть. Эта выразительность в актере не инстинктивна. Животные двигаются изумительно из-за такого инстинкта, даже маленькое насекомое с естественным желанием. Точно также наша инстинктивная выразительность должна быть вызвана простыми упражнениями, и это даст огромное наслаждение актеру, пока он на сцене.

Упражнение

Сидя как есть, подвигайте правой рукой и постарайтесь сделать это выразительно для себя. Вот и весь секрет. Вы по своему опыту познаете все свое тело по-другому из-за того, что эта выразительность точно такая же инстинктивная для вас, как движение животного для него. Посмотрите выразительно налево и снова назад . Теперь посмотрите и вверх и вниз в одном движении, с этой же выразительностью. Это лучший способ привлечь внимание зрителей. Будучи на сцене мы всегда ищем зрительское внимание, и когда зрители не смотрят на нас, то мы болеем. Иногда мы используем другие способы привлечь зрителей и теряем свое время напрасно, поскольку мы можем использовать выразительные средства и зрители сразу же будут смотреть на нас.

Упражнение

Сейчас сделайте быстрое движение и сохраните выразительность. В то время, когда вы делаете это упражнение, нужно преодолеть одну вещь- стремление стать негибким и напряженным. Отбросьте это и разрешите быть чисто психологическим состоянием. С одной стороны, это может сделать его жестким, негибким, с другой, выразительность может быть такой легкой, светлой, и на самом деле унесет нас так далеко и ее так много, а потом сразу же лопнет как мыльный пузырь. Поэтому мы должны найти такой тип выразительных средств, чтобы они не стали слишком телесны или слишком духовны.

Однажды меня обругал один человек, и я сделал очень банальное движение. Я увидел, что другой человек так поражен этим действием, потому что я сделал это так выразительно и я потерял весь смысл этого! Теперь сделайте это упражнение, глядя выразительно друг на друга, а потом опустите глаза. Иногда, отклоняя обстоятельство, делайте это выразительно, а иногда ставьте ударение на невыразительных обстоятельствах до такой степени, чтобы они стали выразительным неверным способом.

Урок одиннадцатый

Наши рекомендации