Открывая себя, открываешь и их
Из такого понимания причин остановки в развитии вытекало и понимание средств эту остановку прекратить.
Для себя мы открываемся опыту, когда соглашаемся не клеветать на себя и на мир, решаемся не оценивать себя, а знакомиться с собой. Когда любовь к себе и интерес к себе включаются в разряд наших высших ценностей[188].
В психологии общения, в психотерапии это приводит к выводу, что отказавшийся от самоотвергания, переделывания .своей природы родитель, воспитатель, педагог, психотерапевт перестают побуждать ребенка, воспитанника, студента, сотрудника и пациента к сопротивлению и отказу от развития. Открывая себя, открывают опыту и их.
Такой открытый родитель, педагог, воспитатель, психотерапевт, понимая, что партнер не враг себе, отказывается от попыток его переделать!
Он начинает интересоваться собой, своими проблемами, чувствами, актуальными нуждами. Естественно интересуется и умеет вчувствоваться в состояние, в заботы, нужды - в мир ребенка, сотрудника, партнера, воспитанника.
Тогда воспитанник, сотрудник, получив поддержку признанием и разбираясь в своих актуальных побуждениях, с этой поддержкой другим представителем человечества - родителем, психотерапевтом, воспитателем, психологом, перестает ломать, осуждать, подавлять себя. Начинает осваивать свой собственный опыт, который он годами игнорировал, но который у него есть (ведь все эти годы он жил, и следы этой жизни в нем). Он открывается своему знанию о мире, открывается фактам. Выбирает реалистические отношения с собой и с другими.
Эти принципы открывающего опыту отношения психотерапевта давно сформулированы К. Роджерсом.
Здесь я их изложу, как понимаю.
1. Быть подлинным, то есть отказаться от попыток переделать себя.
2. Отказаться от попыток переделать партнера.
3. Центрироваться на нем. Вчувствоваться в его мир. Это невозможно без принятия себя (п. 1). Интересоваться другим как собой.
Заключение
Я изложил основные принципы, которыми руководствовались психотерапевты при постановке задач, выборе стратегии и тактики нашего участия в программе.
Таким образом, главным объектом забот психотерапевтов стало нравственное чувство подростка и умение это чувство понимать, ответственно действовать в соответствии с ним, а, действуя вразрез, быть готовым к возникающим при этом трудностям.
Нашей задачей было выявление и приоткрывание для динамики тех осознаваемых нравственных направленностей, которые мешали творческому самораскрытию подростков.
Мы пытались поддержать установки, помогающие выражать себя в творчестве.
Для решения поставленных задач были использованы возможности эмоционального диалога, эмоционального контакта.
Учитывая особенности возрастной динамики нравственного чувства и стараясь максимально открыть подростка опыту, мы уделяли специальное внимание работе с родителями как с людьми, особо влияющими на нравственную динамику подростка.
Только открытый опыту человек не подавляет движения, развития другого. Мы пытались поддержать открытость опыту родителей. Использовали те же средства «эмоционального контакта» в группе родителей.
Группа преподавателей сложилась по преимуществу из открытых творческих людей. Эта открытость, подлинность поведения, сознательно поддерживалась лидерами и нормами группы.
Соответственно задаче были сформированы и группы подростков. В том же направлении осуществлялась и работа подросткового психотерапевта в подростковых группах.
* * *
Рискованное открытие подростками способа творчески открывать себя и мир, включение в эксперимент именуемый Род Человеческий, было нашей задачей и стало нашей практикой.
В качестве иллюстрации
В качестве иллюстрации позволю себе привести цитату из отчета «О занятиях со здоровыми, технически одаренными детьми» Ирины Николаевны Веревкиной - подросткового психотерапевта, проводившего эти занятия.
«В основном, это мальчики.
Цель занятий раскрепощение инициативы, выход за пределы распространенной тенденции «быть как все»[189]. Разрушение стереотипа «меньше высовываться, спокойнее жить».
Целью также являлась... попытка соприкоснуться с неизвестностью, неопределенностью в себе, в мире[190], расширение адаптационных возможностей ребят, научение не тратить время, энергию на преодоление ненужных препятствий[191], на подавление дискомфорта, тревоги при столкновении с этими препятствиями.
«Гармоничная личность не имеет тенденции противопоставлять себя обществу. Не тратятся впустую силы на утверждение себя через ничего не значащие конфликты. Если говорить об идеале: нет распространенных в детстве, и особенно подростковом возрасте реакций активного и пассивного (не конструктивного) конфликта.
Все становится простым. Человек отдает себе отчет в том, что он делает. Понимает, что несет ответственность за это. Умеет заявить себя, исходя из своих реальных возможностей, инициативно найти эти возможности»[192].
«Помочь ответить ребятам на их вопрос без вкладывания своего содержания ~ одна из основных задач занятий.
Перспектива осуществления желаний снимает тревогу, тоску, неуверенность в своих силах, ощущение одиночества».
«В основном, в группах преобладали дети либо с демонстративными, либо психастеническими чертами.
В каждой группе в процессе занятий выявились один - два человека “с проблемами”».
«Большинство ребят имеют родителей с высшим образованием.
«Заявиться» означает для них проявить непочтительность, неуважение к старшим. Им этого нельзя. Идти по накатанной колее ~ не хочется. Отсюда все проблемы этих ребят».
«Выявляется агрессивное отношение ко всему, что напоминает школу. Если встать в учительскую позицию, если есть учительские (поучающие) нотки в голосе - информация не принимается, или воспринимается как лживая...
Причины неприятия школьного учителя следующие:
1. Как правило, учителя хорошо видят то, чего не умеет ученик, указывают ему на это из лучших побуждений, при этом не видят того, что умеет делать только он один(!).
Хвалят за те дела, за которые можно было бы похвалить многих. Это бывает приятно, но не способствует доверительным отношениям.
2. Относятся к ученику сегодня, как относились вчера, неделю назад, год назад. А он, оказывается, изменился. Учитель не в состоянии заметить изменение в ученике. Ему некогда - большая нагрузка.
3. Закрытость учителя. Как правило, учитель сразу же требует слепого, уважительного отношения к нему (не всегда подкрепленного). Даже если заслуживает уважения (справедливостью, преданностью делу, знаниями), не раскрывает только этому ученику присущие черты. Значит, нет контакта, нет возможности приобщиться к его (учителя) опыту.
После пяти проведенных с ребятами занятий было назначено родительское собрание.
Пришло мало родителей, потом выяснилось, что большая группа ребят дома о собрании ничего не сказали, что свидетельствует о нежелании ребят «впускать» в свою внешкольную жизнь.
Здесь выплывают проблемы эмоционального контакта, доверия, взаимопонимания между родителями и детьми.
Сложилось впечатление, что родителей пригласили уж очень «родительские» дети (которые не могли не сделать этого).
Только единицы пришли по обоюдному решению своему и детей».
«Движению вперед мешает опека родителей, которая как красивая клетка, где тепло, хорошо кормят, можно даже ходить на прогулки, но не за пределы определенного места...[193]Это дети, безусловно, любящие своих родителей, не желающие их огорчить. Для некоторых это равносильно предательству[194]. В то же время всей душой стремятся на волю, где может быть и опасно, но хочется попробовать свои силы, встретиться с трудностями, от которых так заботливо оберегают их близкие[195]'. Но, не столкнувшись с трудностями, не откроешь для себя ничего нового, своих возможностей»[196].