Возраст до 14 лет. Догматик, разочаровавшийся во всех догмах
Возраст до 14 лет - возраст полного одиночества /(-), (-) - в третьей графе/.
Догматик разочаровался во всех известных ему догмах!
Утрачены основные отправные ориентиры для действия.
Действовать по своей инициативе и под свою ответственность он еще не умеет.
Осуществляется лихорадочный поиск разрешающих и оправдывающих его поведение оснований для поступка. Оснований для отношений, для жизни и бытия вообще... Начинается поиск Смысла жизни.
Этот догматик оснований ищет в далеком от привычного, родного. В том, что кажется новым, но рождено не им.
Не зная того, он ищет оснований, избавляющих его от ответственности за поступок.
Принимаемые на время принципы он как новые истины навязывает тем, к кому привязан.
Отказ от этих его, с вами не согласовываемых принципов он принимает за предательство.
Превращая в своих глазах весь мир в отступников. Обижаясь на всех и ото всех отказываясь. Вне этого своего поиска основополагающих идей никого не заметив, и, в действительности никого не понимая, он ощущает, что «никто не понимает его»!
Прежде покинувший старших, теперь он покидает и сверстников, оставаясь наедине со своим поиском оправдывающей догмы, разрешающей ему жизнь.
Но, не находя оправданий для бытия, его «логика» сам этот поиск оправданий под сомнение не ставит?/! Она (его «логика») есть его последняя догма, последнее прибежище. Отказаться от нее для него значит сойти с ума! В этом потаенном страхе сумасшествия он за нее и держится. Не замечая, что разум, не служащий жизни, сам и есть безумие.
Не находя «смысла» ни в чем, не найдя его и в жизни, его «разум» требует отказа от всего, что «бессмысленно», и от жизни!
Раб своей последней догмы, он совсем уж нелогично забывает, что отсутствие смысла в чем-то еще не означает, что смысл есть в отказе от этого бессмысленного чего-то. Что, если нет смысла в жизни, это вовсе не значит, будто он есть в смерти!
Его бессмысленная «логика» требует отказа от всего!
И, тем не менее, это возраст личностного становления. Противоречия идеи и бытия, Духа и Тела. Он чреват отказом от мира или... будущим!
Взрослые, остановившиеся в этом возрасте , оправдывают свое существование часто случайным для них высоким мотивом. Ему они подчиняют свое сознательное поведение. Им освобождают себя от всяких обязательств перед реальными людьми.
Если такого высокого оправдания им не подвернулось, они ощущают себя отступниками из-за того, что живут, любят и дружат[175].
Подростки протестуют и доказывают бессмысленность существования, не догадываясь, что сами втайне надеются на то, что их... убедят в противном.
Втайне они, как и все живое, хотят выявить и утвердить собственную оригинальность и... хотят жить!
Это тайное желание жить,
- отвергаемая и напирающая сексуальность,
- страх ответственных решений и поступков,
- поиск идеологических оснований для бытия и своей дальнейшей жизни,
- одиночество и
- стремление к оригинальности, побуждающее интерес к миру идей,
- все вместе есть то внутреннее противоречие, которое открывает подростка поддержке[176].
Открывает лазейку для инициативы и творчества, то есть для перехода в следующую возрастную группу - в юность.
Как только подросток на свои вопросы «нашел ответ» он остановился.
Последовательный он аскетично следует догме, не замечая ни себя, ни других.
Догма освобождает его от «химеры» называемой состраданием.
Непоследовательный - требует аскетизма от других и разочаровывается в мире.
Пока подросток не нашел ответа, он находится в тревожной ситуации поиска, открыт развитию.
Этому помогает отношение непременного уважения к его ситуации и непременного убедительного скепсиса в отношении любых его выводов.
Если идеей, определяющей его жизнь, он выбирает идею творчества, она находит благодатную почву, становясь клапаном, для реализации всего его подавляемого потенциала. И тоже становится путем перехода в следующий возраст.
В группе люди этого возраста сознательно охотно решают любые теоретические задачи, неосознанно напрягают друг друга сексуально и по другим эмоциональным причинам.
Дефицит эмоциональных и физических контактов делает актуальными всяческие игры с взаимным прикосновением, например, обучение массажу.
Юность - потрясение открытием реальности
Юность - возраст прекращения имитации, как проявления и условия задержки развития.
Появляется осознанный интерес к собственному существованию, к интуиции, к миру ощущений в их зависимости от переживаемых событий внешнего мира.
Возвращается интерес к людям, но уже наполненный осознанным сочувствием их мотивации.
Человек гораздо эффективнее пользуется заботой этого мира. Любые задачи решает действительно творчески. В отношениях со всеми партнерствует.
Группы становятся действительными коллективами, объединенными общностью интереса к индивидуальнейшему в каждом, общностью выбранных целей. Резко возрастает эффективность таких групп для каждого.