Задержка психологического развития в возрасте до 10 лет
Остановка в этом психологическом возрасте означает:
- отсутствие интереса к живым нуждам своим и чужим;
- игнорирование конкретного реального мира людей;
- незнание ни их, ни себя;
- поиск в любой ситуации старшего - лидера;
- совершенно рабскую детскую подчиненность лидеру и
- такую же подчиненность исповедуемой догматике;
- ощущение себя представителем истины в любых отношениях с людьми;
- умение жить только внутри той или иной конвенции, схемы;
при этом:
- отсутствие учета как своих, так и чужих возможностей;
- бессмысленную требовательность к другим, иногда и к себе;
- представление о себе чаще по намерениям;
- игнорирование результатов своих дел;
- оправдание недопустимых результатов своих действий чужим произволом, обстоятельствами;
- обвинение «их» и выгораживание себя.
Некритичность к себе и чрезвычайная критичность к другим рождают разочарование в других, тайную тревогу и неуверенность в себе, тайную даже от себя.
Застрявшие в этом психологическом возрасте не умеют творчески разрешить никакую нешаблонную, новую жизненную ситуацию.
Преграды одолеваются прямолинейным навязыванием «своей правоты».
Если социум оказывает сопротивление, застрявшие в этом возрасте обижаются, сетуют, заболевают гипертонической болезнью, ишемической болезнью сердца, сахарным диабетом. Или, разочаровавшись в мире, оклеветав его в своих глазах, под лозунгом: «с волками жить, по-волчьи выть!», под чужую ответственность отказываются от всяких правил. Живут по принципу «человек человеку - волк».
Такой Homo moralis - по-прежнему считает свое поведение вынужденным, а потому - достойным.
При благоприятном стечении обстоятельств и достаточной внешней поддержке сохраняют детство на всю жизнь. Ощущают свою жизнь подвижничеством. Ждут награды за жертву - ощущение жертвы рождается постоянной неудовлетворенностью, нарастающей от несоответствия поведения потребностям. Получаемую награду принимают без особого удовлетворения как должное. Но не получая награды, обижены. Помнят только свою «заслугу», но не то, что получили от мира. Тайно или явно живут «воплощенной укоризной» этому «несовершенному миру». Тоже заболевают.
Есть профессии, которые способствуют закреплению мироощущения ребенка до 10 лет.
Учитель, упрощенно объясняя мир детям, иногда начинает верить в свои схемы сам.
Военный, живущий в условиях особого порядка, потом трудно адаптируется в кажущемся беспорядке реального мира.
Остановившийся в этом психологическом возрасте взрослый ответственность за свое прошлое, настоящее и будущее невольно возлагает на авторитетных для него других.
В браке - на родителей и супруга. В разводе - на оставшегося с ним ребенка («все только ради него») и на то «что люди скажут» («люди» могут быть и не из его актуальной группы, но из его прошлых воспитателей).
В работе - на администрацию, инструкции, правила.
В обществе - на государство, «партию и правительство», на политических лидеров (которых ругает за нерадивость).
В нравственности - на не им придуманные догматы и уклады.
Стеничные додесятилетние взрослые могут безо всякого смысла для себя (точнее: ради сиюминутного спокойствия или комфорта) навязывать всем «свой» порядок, привычный уклад, устав.
Слабые - более или менее последовательно сами подчиняются чужой догматике. Ищут себе «папу» (обычно стенично-го представителя взрослых того же додесятилетнего возраста), под чью ответственность станут жить.
Остановившиеся в этом психологическом возрасте - мы хотим для себя диктатора, деспота - жесткой власти, освобождающей нас от тревоги инициативы и ответственности.
Стеничные - мы сами рвемся в деспоты, диктаторы, ищем власти (тоже под чужую ответственность). Раб хочет быть господином и порабощать других.
«А, если что не так - не наше дело,
Как говорится, Родина велела!
Как просто быть ни в чем не виноватым,
Простым солдатом, солдатом!»
(Б. Окуджава)
Для нас в этом психологическом возрасте существует только наша догматика. Любая иная - переживается угрозой, крамолой и подлежит искоренению. Инакомыслие ощущается вероломством.
Если ответственность введена воспитателями в состав исповедуемых ценностей, то на осознанном уровне мы в этом возрасте задержки развития верим, что живем под свою ответственность - имитируем инициативу. Самодиагностика тогда очень затруднена.
На осознанном уровне мы в этом додесятитилетнем психологическом возрасте считаем, что заботу о себе надо заслужить, но ждем ее не от себя.
В семье, отслужив требуемый нашими взглядами ритуал, ждем заботы о себе от супруга. А что, если и он - тоже «отслужил» ритуал и тоже ждет?
«Забота» о других в этом психологическом возрасте схематична, огульна, обязывает всех, но почти ничего индивидуально необходимого не дает ни себе, ни тем, о ком так заботятся.
Когда в этом психологическом возрасте застряли оба супруга, то, если они веруют одним и тем же авторитетам, осуществляют сходные ритуалы (оба выросли в среде со сходными ценностями), тогда на уровне осознанного понимания у них нет претензий друг к другу. Но, осуществляясь по шаблону, не меняя поведения в соответствии с несознаваемым изменением мотивационной системы своей и другого, они не умеют ни дать, ни взять друг от друга ничего действительно нужного каждому из них. Нарастает их неудовлетворенность, которая либо в форме аутоагрессии приводит к неврозам и психосоматическим болезням, либо становится «беспричинной» придирчивостью к другому (гетероагрессией) и потом снова недовольством собой («он замечательный человек, а я не мог сдержаться»).
В этом психологическом возрасте сами о себе мы не заботимся, заботой другого, равного себе, воспользоваться не можем и другого «не замечаем», не понимаем. Равного другого для нас нет.
Успехи вменяем в заслугу себе, в неудачах виним тех, кто якобы вовлек нас в такой стиль жить: «нас такими воспитали»!
Не умея заботиться о себе, лишены заботы.
Деспот, освободивший нас от ответственности, вызывает у нас привычные рефлекторные реакции ребенка на заботящегося отца - успокоенные, мы ждем заботы о себе от него. Но он, другой, не может о нас позаботиться, даже если бы и хотел (ни в семье, ни в дружбе, ни в труде, ни в обществе, ни в стране).
Предпочтя покой благих ожиданий, требуя за службу, якобы обещанных благ, мы отказываемся от реальной своей жизни, от реального решения наших проблем. «Раб» - требует покорности, покорность рождает деспота, деспот утверждает рабство.
Остановка в додесятилетнем возрасте означает рабство и погибель со спокойными ожиданиями.
В общественном плане этот психологический возраст рождает тоталитаризм, сталинизм.
В этом возрасте задержки психологического развития, обиды из-за обманутых надежд рождают бунт против несправедливого «отца», в надежде на другого - справедливого. Бунт против «плохих слуг», которые мешают хорошему «отцу» править.
Этому же возрасту свойственно и полное самоотречение, и самопожертвование во имя авторитета, догмы, девиза.
Нередко это очень симпатичный многим, притягивающий своей холодной справедливостью Атос из «Трех мушкетеров» Дюма.
Итак, взрослый додесятилетнего психологического возраста о себе не заботится. Других реальных не видит, то есть о других позаботиться не может. Жертвует собой ради абстракции, догмы. Живет под ответственность авторитета, «загипнотизированный» покоем надежд на его заботу и на «справедливость». За справедливость он принимает осуществление другими его догматов, уверенный, что после такого осуществления каким-то волшебным образом всем и ему станет хорошо!
Неудовлетворенность всего круга его живых особых сегодняшних нужд делает человека, застрявшего в этом возрасте, либо больным, либо обиженным, либо подхлестывает его агрессивность к инакомыслящим как к причине его несчастий.
Совершая, как и каждый человек, свой подвиг[147], он уничтожает себя и жертвует живыми, сегодняшними людьми.
Пренебрегая мгновением, он отказывается от вечности.
Трагедия этого психологического возраста, и в том, что исповедуемую догматику человек не выбирал, принял без ответственности, не критически, поэтому не волен, и сам выбрать что-нибудь другое.
А кто же во взрослой жизни, кроме самого человека, может вникнуть в многосложность его противоречивых интересов и выбрать ему жизнь за него!?