Динамика изменения отношений в группе
Психотерапевтическая группа при этом проделывала развитие от эгоцентрического этапа к подлинно коллективистскому (23, 24).
Соответственно эгоцентрик, ждущий ото всех заботы, огульно навязывающий всем свою «слепую» - недифференцированную, обязывающую услужливость, обнаруживал, что он ничего ни от кого не получает.
Под чужую ответственность группы он прекращал свои бессмысленные траты, ощущал необходимость самому заботиться о себе.
Он становился индивидуалистом. Строил свои отношения в группе на основе выгоды и пользы, но становился зрячим, учился понимать другого, терял претензии.
Приобщаясь к чужим интересам, он начинал ощущать группу и ее участников как предмет своих забот - начинал вести себя включенной в коллектив личностью. Осуществлял свой эгоизм человека - существа, чьей первой необходимостью является мир людей и другой человек в нем.
Разрешение внутреннего конфликта уже на индивидуалистическом этапе превращало депрессию в активную[111], восстанавливало будущее и снимало депрессию. Вело к рассыпанию невротической, в том числе и вегетосоматической симптоматики.
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯЦИИ
В ходе поэтапной терапии обратили на себя внимание некоторые особенности поведения, коррелирующие с определенными симптомокомплексами.
Склонные к гипертензии чаще не позволяли себе выражать необходимую и адекватную агрессию. Свою агрессивность они прятали за принужденной терпеливостью, педантизмом. Срываясь, пугались себя и с еще большей силой сдерживались до нового срыва или гипертонического криза.
Жалующиеся «на сердце» постоянно «жертвовали собой ради других», сами же не умели ни о себе заботиться, ни принять чужих забот о них, стремились «расплатиться сторицей». Не умея оставаться благодарными, неоплатными должниками, они жили в мире, который все у них берет и ничего не возвращает, то есть менее добр, чем они. В таком мире у них «жмет сердце».
Среди жалующихся на дыхательные дисфункции часто «прекрасные безразличные», но с сильными биологическими импульсами. Они не умели внутренне довериться другому человеку и своим биологическим импульсам. Чем больше нуждались в ком-либо, тем становились более настороженными с ним, особенно в сексуальных отношениях. Они рвали с теми, в ком нуждались, а навязывали себе тех, кто им безразличен, кого не страшно потерять. Они играли чувства, когда те прошли и «подавляли» чувства необходимые. «Задыхающимся» свойственны сексуальная неудовлетворенность, желание, подавляемое страхом, игнорирование своих проблем.
Успешно лечившиеся у меня пациентки с бесплодием за деловитостью и кокетливостью скрывали сензитивность. Они не умели мужчину считать человеком, верить в его поддержку. Мир ощущали крайне враждебным. Материнство им сулило ужас зависимости, одиночество и беспомощность. Это были женщины, в раннем детстве привязанные к отцу, но оставшиеся без него (ранняя смерть, уход из семьи, подавление отца матерью).
ДИНАМИКА СОСТОЯНИЯ ПАЦИЕНТОВ
Динамика состояния пациентов в процессе терапии представлена в таблице № 13.
Динамика невротических проявлений коррелировала с изменением вегетосоматического состояния.
Менее эффективной оказалась терапия у части истериков с «рентной установкой». Некоторые из них прерывали лечение.
Низка эффективность и при ипохондрическом синдроме в неврастении.
Мои наблюдения говорят и о необходимости специальной организации условий, побуждающих пациента учиться активно пользоваться благоприятными условиями и создавать себе нужные условия самостоятельно.
Динамика уровня социальной адаптации моих пациентов в таблице № 14.
Приведенные сведения говорят о том, что примененная мной психотерапевтическая система лечения страдающих неврозом с синдромом НЦД достаточно эффективна, повышает их работоспособность и уровень социальной адаптации.
ВЫВОДЫ
1. Жизненный стиль страдающих НЦД характеризовался инфантильной, по сути пассивно потребительской жизненной позицией людей, живущих под чужую ответственность.
2. Всех отличала тенденция оберечься от необходимых жизненных трудностей и необходимых переживаний. В результате - и жизненные трудности оставались хронически неразрешенными, и собственная эмоциональность нереализованной. Это рождало постоянную неотреагированную напряженность («беспричинное» состояние) и болезнь.
3. Условия воспитания в родительской семье страдающих НЦД отличались искажением ролевых отношений родителей, «прекрасным безразличием» матерей, пьянством отцов, потерей одного из родителей. В этих условиях свойства характера, которые могли стать талантом, превращались в помеху приспособлению и дефект.
4. Обращение внимания врачей интернистов на условия воспитания в детстве и актуальную ситуацию пациентов с НЦД помогло бы выявить группу нуждающихся в консультировании и лечении у психотерапевта, то есть способствовало бы ранней психодиагностике этой группы пациентов.
5. Психопрофилактика здесь должна сводиться, в конечном счете, к пропаганде активной жизненной позиции не на словах, а на деле, на всех уровнях переживания и поведения.
6. Необходимо не только создание благоприятных условий для людей, но как можно более раннее научение использовать такие условия и создавать их себе и другим самостоятельно!
7. Необходимо не побуждать эгоцентрика «играть коллективиста», а способствовать его нравственно-психологическому росту до уровня включившейся в свою среду (в коллектив) и созидающей эту среду ответственной личности.
8. Психотерапия по методу «Терапия поведением» является эффективным средством лечения НЦД у страдающих неврозами.
Литература к разделу:
1. Авербах Е.С. Психика и гипертоническая болезнь. - Л., Медицина, 1965, с. 47-49.
2. Беляев В.H., Клиника и лечение астенического невроза в соматическом санатории: Автореферат дисс. канд. н. Уфа, 1972, с. 4
3. Буль П.И. Гипноз и внушение в клинике внутренних болезней. -Л., Медгиз, 1958, с. 169
4. Буртянский Д.Л. Современные формы неврозов с затяжным течением. - Харьков, 1979, с. 15, 29-36, 40, 51-53.
5. Вейн А.М. Гиперсомнический синдром. М.: Медицина, 1968, с. 66-67, 79-82.
6. Вейн А.М., Колосова O.A. - Вегетативно-сосудистые пароксизмы, 1971.
7. Виленский Б.С. Диагностика вегетативной дистонии (Методические рекомендации). Л., 1978
8. Десятников В.Ф. Маскированная депрессия (Методические рекомендации). Куйбышев. 1976.
9. Зурабашвили А.Д. Актуальные проблемы персонологии и клинической психиатрии. - Тбилиси, Медниереба, 1970, с. 118.
10. Зурабашвили А.Д. Проблемные вопросы клинической па-топерсонологии шизофрении. В кн. Шестой Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров, том 3. Москва. 1975.
11. Зурабашвили А.Д. Теоретические и клинические искания в психиатрии. Тбилиси, 1976, с. 90-95.
12. Иванов А.И., Сатакова Т.В. Некоторые особенности ранней диагностики нейроциркуляторной дистонии, в кн. Ранняя диагностика и профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Тезисы доклада Всесоюзной конференции «Гипертоническая болезнь», Новосибирск, 1983, с. 73-75.
13. Каган М.С. Мир общения. М.: Политиздат, 1988.
14. Карвасарский Б.Д. Головные боли при неврозах и пограничных состояниях, Л.: Медицина, 1968, с. 116.
15. Карвасарский Б.Д. Неврозы: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1980, с 25.
16. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985, с. 202-217.
17. Кемпински А. Психопатология неврозов. - Варшава, 1975, с. 56.
18. Ланг Г.Ф. Болезни системы кровообращения. - М., 1957, с. 441.
19. Обуховский К. Психология влечений человека. М.: Прогресс, 1971, с. 51-60, 177-181.
20. Ольбинская Л.П., Голяков В.И. Ранняя диагностика гипертонической болезни среди больных нейроциркуляторной дистонией по гипертоническому типу, - там же, с. 132-133.
21. Оэднеску-Позяну А. Трудные больные. - Бухарест: Медицинское издательство, 1974, с. 273-285.
22. Панов А.П., Беляев Г.С., Лобзин B.C., Копылова И.А. Аутогенная тренировка. - Л.: Медицина, 1973, с. 162-166.
23. /Покрасс М.Л./ Pokrass М. «Therapie durch Verhalten «(Pokrass) in: Lauterbach W. «Psychotherapie in der Sowjetunion». München, Wien, Baltimore: Urban und Schwarzenberg, 1978.
24. Покрасс М.Л. Социально-психологические проблемы заикающегося и логопеда. В кн.: Использование комплексной системы устойчивой нормализации речи заикающихся. Материалы конференции, проходившей в Куйбышеве 19-20 июня 1990 г. Куйбышевский пед. ин-т, Куйбышев, 1990.
25. Покрасс М.Л. «Методика психотерапевтической работы с подростками с творческой направленностью». В сб. «Учебно-методические материалы по курсу «Развитие творческих способностей». Куйбышев, 1990.
26. Покрасс М.Л. Залог возможности существования. /Четвертая категория психологии./- Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1997,-456 с.
27. Пришвин М., «О творческом поведении». М., «Советская Россия», 1969.
28. Роль психического фактора в возникновении, течении и лечении заболеваний внутренних органов, Материалы симпозиума. -М., 1972.
29. Русецкий И.И. Клиническая нейровегетология, - М.: Мед-гиз, 1950, с. 213, 270.
30. Свядощ А.М. Неврозы. М.: Медицина, 1982, стр. 43-45.
31. Селье Г. Стресс без дистресса. - М., 1979, 124 с.
32. Семичев С.Б. Предболезненные психические расстройства. -Л.: Медицина, 1987, с. 4, 94.
33. Тополянский В.Д., Струковский М.В. Психосоматические расстройства. - М.: Медицина, 1986, с. 5-9
34. Филатов А.Т., Макаров В.П. Психопрофилактика и психогигиена на предприятиях с монотонным характером трудовой деятельности. Методические рекомендации. М., 1985, с. 8,14.
35. Черток Л. Гипноз. - М.: Медицина, 1972, с. 92.
36. Четвериков И.С. Заболевания вегетативной нервной системы. - М.: Медицина, 1968, с.243.
37. Шенкман Н.И. К дифференциальной диагностике между вегетоневрозами и легкими формами тиреотоксикоза у детей в период полового созревания. В кн.: Вопросы профилактики и лечения заболеваний щитовидной железы. Челябинск, 1968, с. 160.
ТЕРАПИЯ ПОВЕДЕНИЕМ - СПОСОБ