Государственные пособия и дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей.
Политика Правительства Иркутской области в отношении семьи, материнства, детства – это система мер экономического, правового, медицинского и социального характера, которая постоянно совершенствуется, создается система социальных стандартов - основных показателей качества жизни, с учетом особенностей региона.
Пособия на детей являются одним из основных видов социального обеспечения, определенных мировыми стандартами. Обеспечение граждан пособиями на детей справедливо рассматривается как мера демографической политики, наряду с другими мерами направленная на повышение рождаемости, поддержку семей в воспитании детей.
На территории Иркутской области реализуются 10 региональных нормативных правовых актов, которыми установлена 21 мера, направленная на поддержку семей, имеющих детей. В 2015 году в целях сокращения случаев злоупотребления правом на получение мер социальной поддержки, а также для предотвращения социального иждивенчества со стороны получателей в региональное законодательство внесены изменения, устанавливающие документальное подтверждение доходов заявителей, а также определены критерии нуждаемости для предоставления отдельных мер социальной поддержки, в которых ранее данный критерий не был установлен.
Мониторинг эффективности региональных мер социальной поддержки семей, имеющих детей, за 2015 год показал, что:
- основная часть мер предоставляется семьям с учетом критерия нуждаемости, который определен в виде среднедушевого дохода семьи, не превышающего установленную величину прожиточного минимума или двукратную величину прожиточного минимума;
- предоставляются меры поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также граждан, усыновивших (удочеривших) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (7 мер социальной поддержки);
- определены меры, направленные на стимулирование семей к рождению третьего и последующих детей, а также на повышение авторитета материнства и признание заслуг многодетных матерей в воспитании детей (2 меры).
Для повышения эффективности предоставления региональных мер социальной поддержки прорабатывается вопрос установления критерия нуждаемости при предоставлении компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования.
В целях улучшения демографической ситуации в Иркутской области, создания дополнительных стимулов к повышению рождаемости, материальной поддержки детей и семей, имеющих детей реализуется Постановление администрации Иркутской области от 3 декабря 2007 года № 281-па «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Иркутской области», устанавливающее:
- ежемесячное пособие на усыновленного (удочеренного) ребенка семьям, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, в размере 4 000 рублей, с учетом районного коэффициента – 4 800 рублей и
5 200 рублей соответственно;
- единовременную выплату при рождении ребенка семьям, среднедушевой доход которых ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленной в целом по Иркутской области в расчете на душу населения в размере 5 000 рублей;
- единовременную выплату родителям при одновременном рождении двух и более детей в размере 35 000 рублей на каждого ребенка;
- единовременную выплату детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым вручена медаль «За особые успехи в учении» в размере 50 000 рублей; - единовременную выплату в размере 150 000 рублей лицам, награжденным Почетным знаком «Материнская слава».
Меры социальной поддержки, установленные постановлением № 281-па | Численность получателей (детей) | ||
2015 год | 2014 год | 2013 год | |
Ежемесячная выплата на усыновленного ребенка (динамика роста - 3%) | |||
Единовременная выплата при рождении ребенка (динамика снижения - 15%) | 19 071 | 22 472 | 24 107 |
Единовременная выплата при одновременном рождении 2-х и более детей (динамика снижения – 9,2%) | |||
Единовременная выплата детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым вручена медаль «За особые успехи в учении» | |||
Единовременная выплата лицам, награжденным Почетным знаком «Материнская слава» | 11 многодетных матерей | 15 многодетных матерей | 12 многодетных матерей |
Меры социальной поддержки, установленные постановлением № 281-па | Расходы областного бюджета | ||
2015 год (тыс. руб.) | 2014 год (тыс. руб.) | 2013 год (тыс. руб.) | |
Ежемесячная выплата на усыновленного ребенка | 53 860,7 | 52 757,8 | 52 582,3 |
Единовременная выплата при рождении ребенка | 96 036,9 | 113 154,4 | 121 993,7 |
Единовременная выплата при одновременном рождении 2-х и более детей | 21 879,3 | 24 092,8 | 23 985,8 |
Единовременная выплата детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым вручена медаль «За особые успехи в учении» | 352,4 | 251,4 | 485,6 |
Единовременная выплата лицам, награжденным Почетным знаком «Материнская слава» | 1 660,5 | 1 812,6 | 1 821,3 |
В целях материальной поддержки родителей в воспитании детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, принято Постановление Правительства Иркутской области от 30 апреля 2009 года № 133-пп «О компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в Иркутской области»,согласно которомуосуществляется выплата компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования для муниципальных, государственных и негосударственных образовательных организаций:
- на первого ребенка в семье – 20% среднего размера родительской платы, установленного на территории Иркутской области;
- на второго ребенка – 50% среднего размера родительской платы, установленного на территории Иркутской области;
- на третьего и последующих детей – 70% среднего размера родительской платы, установленного на территории Иркутской области.
Наименование меры социальной поддержки, установленной постановлением №133-па | Численность получателей (детей) | ||
2015 год | 2014 год | 2013 год | |
Выплата компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования (динамика снижения - 0,5%) | 59 530 | 59 852 | 66 711 |
Наименование меры социальной поддержки, установленной постановлением №133-па | Расходы областного бюджета | ||
2015 год (тыс. руб.) | 2014год (тыс. руб.) | 2013 год (тыс. руб.) | |
Выплата компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования | 253 111,7 | 292 233,6 | 243 499,9 |
С 2007 года в Иркутской области реализуется Федеральный закон
«О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ.
В соответствии с которым за 2015 год на территории Иркутской области с заявлением о выдаче государственного сертификата обратилось 20171 заявителей, выдано 19751 государственный сертификат.
С заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала обратилось 18254 владельцев сертификатов на сумму 7 408,29 млн. рублей, в том числе:
- 10238 заявлений на сумму 4 518,80 млн. рублей - на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу) на приобретение (строительство) жилья;
- 6950 заявлений на сумму 2 809,90 млн. рублей - на улучшение жилищных условий без привлечения кредитных (заемных) средств;
- 1059 заявлений на сумму 77,29 млн. рублей - на оплату образовательных услуг;
- 7 заявлений на сумму 2,30 млн. рублей – на накопительную пенсию.
Размер материнского (семейного) капитала на 2015 установлен в размере 453026,00 рублей.
Ниже приведена таблица изменения размера материнского (семейного) капитала по годам.
Период | Размер материнского капитала | Нормативный акт |
2015 год | 453 026,0 рубля | Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ |
2014 год | 429 408,5 рубля | Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ |
2013 год | 408 960,5 рубля | Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ |
2012 год | 387 640,3 рубля | Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ |
2011 год | 365 698,4 рубля | Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ |
2010 год | 343 378,8 рубля | Федеральный закон от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ |
2009 год | 312 162,5 рубля | Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ |
2008 год | 276 250,0 рублей | Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ |
Базовый размер | 250 000 рублей | Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ |
В 2015 году были внесены значительные изменения в Федеральный закон № 256-ФЗ от 29 декабря 2006 года.
Федеральным законом № 68-ФЗ от 06.04.2015 в редакции Федерального закона № 371-фз от 14.12.2015 приостановлена индексация материнского (семейного) капитала до 1 января 2017 года. Размер материнского (семейного) капитала на 2016 год остался на уровне 2015 года и составляет 453 026,00 рублей.
Федеральным законом от 8 марта 2015 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» внесены изменения в части ограничения видов организаций, на погашение займов которых могут быть направлены средства материнского (семейного) капитала. Из числа юридических лиц, у которых может быть получен такой заем, исключены микрофинансовые организации. Для кредитных потребительских кооперативов установлено условие в виде осуществления деятельности не менее 3 лет со дня государственной регистрации. Это не касается правоотношений, возникших до вступления в силу указанных изменений.
В соответствии с указанным Федеральным законом органы Пенсионного фонда наделены полномочиями проверять факт выдачи представленных документов при рассмотрении заявления о распоряжении материнским капиталом путем направления запросов в соответствующие органы.
С 5 мая 2015 года вступил в силу Федеральный закон
№ 88-ФЗ от 20 апреля 2015 года «О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала», в соответствии с которым лицам, имеющим право на дополнительные меры государственной поддержки, предоставлена возможность получения единовременной выплаты в размере 20 тысяч руб. (либо в размере фактического остатка, если остаток средств меньше 20 тысяч руб.). Указанные средства могут быть использованы на любые нужды.
Федеральным законом от 23 мая 2015 года № 131-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» внесены изменения в части реализации возможности использовать материнский (семейный) капитал на уплату первоначального взноса по кредиту (займу) на строительство или приобретение жилья, не дожидаясь достижения 3-летнего возраста ребенком, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на такой капитал.
Федеральным законом № 348-ФЗ от 28 ноября 2015 года внесены изменения в части расширения возможностей использования средств материнского (семейного) капитала. Установлена возможность семьям, имеющим детей-инвалидов, распорядиться средствами материнского капитала на приобретение товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов посредством компенсации затрат на приобретение таких товаров и услуг, рекомендованных ребенку-инвалиду индивидуальной программой реабилитации. Это распространяется как на родного ребенка, так и на усыновленных детей независимо от очередности рождения (усыновления).
Приобретение таких товаров можно будет подтверждать договором купли-продажи, договором об оказании услуг, товарным и кассовым чеками, иными документами об оплате. Наличие товара подтверждается актом проверки, составленным органом соцзащиты населения по месту жительства ребенка-инвалида.
Правила направления средств на приобретение вышеуказанных товаров и услуг, а также их перечень устанавливаются Правительством РФ. Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2015 года
№ 433-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» срок действия Федерального закона № 256-ФЗ от 29 декабря 2006 года продлен по 31 декабря 2018 года. Таким образом, нормы указанного закона применяются к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2018 года.
Ниже приведены статистические данные по годам:
год | государственный сертификат | ||
принято заявлений | вынесено положительных решений | выдано сертификатов | |
16 097 | 15 806 | 15 709 | |
16 925 | 16 892 | 16 703 | |
20 171 | 19 657 | 19 751 | |
Итого | 68 780 | 68 144 | 67 502 |
год | распоряжение средствами МСК на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу) на приобретение (строительство) жилья | |||||
принято заявлений | сумма | вынесено положительных решений | сумма | перечислено | ||
количество получателей | сумма | |||||
3 416,61 | 3 289,01 | 3 433,32 | ||||
4 018,78 | 3 940,26 | 3 940,05 | ||||
4 518,80 | 9 795 | 4 308,17 | 4 309,61 | |||
Итого | 15 281,20 | 14 836,91 | 14 889,49 |
год | на улучшение жилищных условий без привлечения кредитных (заемных) средств | |||||
принято заявлений | сумма | вынесено положительных решений | сумма | перечислено | ||
количество получателей | сумма | |||||
2 015,31 | 1 882,16 | 1 940,78 | ||||
2 374,43 | 2 291,23 | 2 294,18 | ||||
2 809,90 | 2 625,01 | 2 623,63 | ||||
Итого | 8 805,79 | 8 369,87 | 5 767,68 |
год | на оплату образовательных услуг | |||||
принято заявлений | сумма | вынесено положительных решений | сумма | перечислено | ||
количество получателей | сумма | |||||
35,22 | 31,61 | 33,14 | ||||
46,05 | 41,87 | 41,45 | ||||
77,29 | 68,99 | 67,56 | ||||
Итого | 184,00 | 165,47 | 163,17 |
год | на формирование накопительной части трудовой пенсии матери | ||||||||
принято заявлений | сумма | вынесено положительных решений | сумма | ||||||
1,11 | 0,70 | ||||||||
0,46 | 0,43 | ||||||||
2,30 | 1,85 | ||||||||
Итого | 8,17 | 7,62 | |||||||
год | Кол-во принятых решений об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал | ||||||||
Всего | в том числе по причине: | ||||||||
отсутствия права на дополнительные меры государственной поддержки | прекращения права на доп. меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ | предоставления недостоверных сведений, в т.ч. сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на доп.меры государственной поддержки | прекращения права на доп.меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме | ||||||
Итого | |||||||||
Предоставление единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала | |||||
принято заявлений | Сумма | принято положительных решений | Сумма | перечислено | Сумма |
34 579 | 685,06 | 32 817 | 650,48 | 32 807 | 650,29 |
Актуальной остается тема семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, основополагающим для проводимой в области семейной политики является принцип - каждый ребенок должен жить и воспитываться в семье.
Для развития и совершенствования института усыновления, приемных, опекунских семей на территории области реализуется Закон Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 107-оз «Об отдельных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Иркутской области», устанавливающий следующие меры социальной поддержки:
- выплату денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой или попечительством в размере 5 000 рублей, с учетом районного коэффициента - 6 000 рублей и 6 500 рублей соответственно;
- ежемесячную выплату на содержание лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста 18 лет, находившихся под попечительством, продолжающих обучение в общеобразовательных учреждениях в размере 5 000 рублей, с учетом районного коэффициента - 6 000 рублей и 6 500 рублей соответственно.
Меры социальной поддержки, установленные Законом № 107-оз | Численность получателей | ||
2015 год | 2014 год | 2013 год | |
Выплата денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой или попечительством (динамика роста - 2%) | 14 939 | 14 633 | 14 263 |
Выплата на содержание лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста 18 лет, находившихся под попечительством, продолжающих обучение в общеобразовательных учреждениях (динамика увеличения – 23%) |
Меры социальной поддержки, установленные Законом № 107-оз | Расходы областного бюджета | ||
2015 год (тыс. руб.) | 2014 год (тыс. руб.) | 2013 год (тыс. руб.) | |
Выплата денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой или попечительством | 1 110 664,2 | 1 079 304,5 | 1 055 085,3 |
Выплата на содержание лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста 18 лет, находившихся под попечительством, продолжающих обучение в общеобразовательных учреждениях | 4 840,3 | 4 801,1 | 5 243,5 |
Законом Иркутской области от 07.12. 2009 года № 92/58-оз
«Об отдельных вопросах осуществления деятельности по опеке и попечительству в Иркутской области» установлена выплата вознаграждения, причитающаяся приемным родителям.
Базовый размер вознаграждения составляет 3 125 рублей. С учетом районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет от 5 000 рублей до 7 812,5 рублей.
Наименование меры социальной поддержки, установленной Законом № 92/58-оз | Численность получателей | ||
2015 год | 2014 год | 2013 год | |
Выплата вознаграждения, причитающаяся приемным родителям (динамика роста - 14,3%) | 7 412 | 6 483 | 5 764 |
Наименование меры социальной поддержки, установленной Законом № 92/58-оз | Расходы областного бюджета | ||
2015 год (тыс. руб.) | 2014 год (тыс. руб.) | 2013 год (тыс. руб.) | |
Выплата вознаграждения, причитающаяся приемным родителям | 800 703,4 | 802 393,6 | 636 804,9 |
Увеличение числа приемных родителей обусловлено как переходом с безвозмездной формы опеки (попечительства) на возмездную форму осуществления опеки, так и за счет вновь образованных приемных семей.
В соответствии с Законом Иркутской области от 3 ноября 2011 года
№ 102-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, усыновивших (удочеривших) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Иркутской области» гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Иркутской области, усыновившим (удочерившим) одного или более детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства Иркутской области, если решение суда об усыновлении (удочерении) вступило в законную силу не ранее 1 января 2011 года предоставляется единовременная выплата в размере 100,0 тыс. рублей.
Предоставление единовременной выплаты осуществляется с 1 января
2014 года. Всего в 2014 году выплата предоставлена на 96 усыновленных детей, расходы областного бюджета составили 9 630,4 тыс. руб., в 2015 году на 119 детей, израсходовано 11 921,7 тыс. руб.
Принимаемые меры позволяют решать конкретные вопросы поддержки семьи, материнства и детства, вместе с тем совместных усилий общества и государства, направленных на обеспечение каждой семье и каждому ребенку достойного уровня жизни недостаточно. Необходима переориентация семейной политики, основанной на социальной поддержке семей, находящихся в социально-опасном положении, на активизацию жизненного потенциала семьи, ответственной за свое благополучие, за рождение и воспитание детей.