Федеральный закон от 29.12.2006 № 256 –ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

Введение

Семейное право - это совокупность правовых норм, регулирующих на основе дозволительно-императивного метода личные неимущественные и производные от них имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей на воспитание в семью.

Предмет семейного права - это общественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей на воспитание в семью.

Цели правового регулирования семейных отношений определены в п. 1 ст. 1 СК РФ. К ним относятся:

укрепление семьи;

построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов;

недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;

обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав;

обеспечение возможности судебной защиты членами семьи своих прав.

В статье 2 Семейного Кодекса РФ дана конкретизация отношений, регулируемых семейным правом. В ней предусмотрено, что семейное законодательство:

устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным;

регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи, а в случаях, предусмотренных семейным законодательством - между другими родственниками и иными лицами;

определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Общественные отношения, регулируемые семейным правом, подразделяются по своей социальной сути на:

личные неимущественные;

имущественные.

Метод семейно-правового регулирования - совокупность приемов и способов, при помощи которых нормы семейного права воздействуют на общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования.

Метод семейного права является по своей сути дозволительно-императивным.

Это проявляется в том, что в большинстве случаев государство предоставляет возможность участникам семейных правоотношений самим выбирать модель своего поведения, оставляя за собой право определять в императивных предписаниях рамки соответствующего поведения.

К характерным особенностям метода семейно-правового регулирования относятся:

юридическое равенство участников семейных правоотношений, которое проявляется в отсутствии их властного подчинения друг другу;

автономия воли участников семейных правоотношений заключается в том, что воля одного из участников семейных правоотношений не зависит от воли другого. Государство также не навязывает им свою волю, а лишь охраняет и защищает их законные права и интересы;

индивидуальное ситуационное регулирование предоставляет возможность правоприменительным органам принимать решения с учетом конкретных жизненных обстоятельств;

усиление диспозитивного начала в семейно- правовом регулировании обусловлено социально-экономическими изменениями в российском обществе. Диспозитивность означает возможность выбора одного варианта поведения из нескольких возможных, предоставленных законом.

Принципы семейного права - это закрепленные действующим семейным законодательством основополагающие начала и руководящие идеи, в соответствии с которыми нормами семейного права регулируются личные и имущественные семейные отношения.

Можно выделить восемь основных принципов семейного права.

1. Признание брака, заключенного только в органах записи актов гражданского состояния.

Религиозный обряд брака (венчание) и фактические брачные отношения не имеют правового значения и не порождают супружеских прав и обязанностей. Исключением является государственное признание религиозных браков, заключенных на оккупированных территориях в период Великой Отечественной войны, и фактических брачных отношений, возникших до 8 июля 1944г.

2. Добровольность брачного союза предполагает свободное волеизъявление, которое будущие супруги выражают при подаче заявления в загс и во время регистрации брака, которая производится в присутствии обоих вступающих в брак лиц.

3. Равенство супругов в семье. Данный принцип основывается на лично-доверительном характере семейных отношений и вытекает из конституционного положения о равенстве прав и свобод мужчины и женщины.

4. Разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию. Названный принцип выражается в предоставлении членам семьи возможности выбора модели построения внутрисемейных отношений. Он находится в тесной взаимосвязи с принципом равенства супругов в семье и основан на дозволительно-императивном способе регулирования семейных отношений.

5. Приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов.

Указанный принцип детализируется в нормах Семейного кодекса РФ, регулирующих правовое положение несовершеннолетних детей в семье (глава 11 СК РФ). Нормы этого института являются новыми для российского семейного законодательства.

6. Обеспечение приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи. Суть этого принципа состоит в том, что государство и общество берут под свой контроль интересы членов семьи, которые сами не могут обеспечить удовлетворение своих насущных потребностей (несовершеннолетние, нетрудоспособные).

7. Принцип единобрачия (моногамии) означает невозможность юридического оформления брака между лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в другом зарегистрированном браке.

8. Свобода расторжения брака под контролем государства. Этот принцип неразрывно связан с принципом добровольности брачного союза. Если бы не было свободы развода, то вряд ли можно было говорить о свободе брака. Принцип свободы развода усилен в СК РФ сокращением максимального срока для примирения супругов с шести до трех месяцев.

Федеральный закон от 29.12.2006 № 256 –ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» - student2.ru

Федеральный закон от 29.12.2006 № 256 –ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» - student2.ru

Источники семейного права– это формы внешнего выражения семейно-правовых норм. Семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ). Семейное законодательство состоит из СК РФ, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с СК РФ, а также законов субъектов РФ. Источники семейного права:

ст. 38 Конституции Российской Федерации устанавливает положение о том, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства.

1) Семейный кодекс РФ – основной источник семейного права. Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и вступил в силу с 1 марта 1996 г. Отдельные положения СК РФ вводятся в действие не с 1 марта 1996 г., а в иные сроки (например, о судебном порядке усыновления детей, об установлении момента прекращения брака при его расторжении в суде со дня вступления решения суда в законную силу). Эти сроки определяются либо конкретной датой, либо связаны с принятием отдельного законодательного акта;

2) федеральные законы, принимаемые в соответствии с СК РФ;

3) законы субъектов РФ. Они регулируют семейные отношения лишь в пределах, установленных СК РФ. Законы субъектов РФ:

– регулируют отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК РФ к ведению субъектов РФ (например, установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет в виде исключения);

– могут приниматься по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным;

– не должны противоречить СК РФ и иным федеральным законам;

4) указы Президента РФ. В основном ими утверждаются мероприятия общегосударственного уровня (например, федеральные целевые программы);

5) нормативные правовые акты Правительства РФ. Издаются на основании и во исполнение СК РФ, других федеральных законов и нормативных указов Президента РФ;

6) ведомственные нормативные акты по вопросам семейного права могут издаваться только по прямому поручению Правительства РФ, содержащемуся в принятом им постановлении, на основании и во исполнение СК (других федеральных законов) и указов Президента РФ. Постановление Правительства РФ, противоречащее СК, другим федеральным законам и указам Президента РФ, может быть отменено Президентом РФ.

Источники:

Постановления Пленума Верховного Суда РФ, где обобщается практика по делам, вытекающим из брачно-семейных отношений, не являются источниками семейного права. Однако они имеют важное значение для правильного применения норм семейного законодательства.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" (изм.от 26 мая 2016)

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей"

Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (см. главу 3.1. Обеспечение ежемесячным пособием по уходу за ребенком)

Введение

Семейное право - это совокупность правовых норм, регулирующих на основе дозволительно-императивного метода личные неимущественные и производные от них имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей на воспитание в семью.

Предмет семейного права - это общественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей на воспитание в семью.

Цели правового регулирования семейных отношений определены в п. 1 ст. 1 СК РФ. К ним относятся:

укрепление семьи;

построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов;

недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;

обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав;

обеспечение возможности судебной защиты членами семьи своих прав.

В статье 2 Семейного Кодекса РФ дана конкретизация отношений, регулируемых семейным правом. В ней предусмотрено, что семейное законодательство:

устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным;

регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи, а в случаях, предусмотренных семейным законодательством - между другими родственниками и иными лицами;

определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Общественные отношения, регулируемые семейным правом, подразделяются по своей социальной сути на:

личные неимущественные;

имущественные.

Метод семейно-правового регулирования - совокупность приемов и способов, при помощи которых нормы семейного права воздействуют на общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования.

Метод семейного права является по своей сути дозволительно-императивным.

Это проявляется в том, что в большинстве случаев государство предоставляет возможность участникам семейных правоотношений самим выбирать модель своего поведения, оставляя за собой право определять в императивных предписаниях рамки соответствующего поведения.

К характерным особенностям метода семейно-правового регулирования относятся:

юридическое равенство участников семейных правоотношений, которое проявляется в отсутствии их властного подчинения друг другу;

автономия воли участников семейных правоотношений заключается в том, что воля одного из участников семейных правоотношений не зависит от воли другого. Государство также не навязывает им свою волю, а лишь охраняет и защищает их законные права и интересы;

индивидуальное ситуационное регулирование предоставляет возможность правоприменительным органам принимать решения с учетом конкретных жизненных обстоятельств;

усиление диспозитивного начала в семейно- правовом регулировании обусловлено социально-экономическими изменениями в российском обществе. Диспозитивность означает возможность выбора одного варианта поведения из нескольких возможных, предоставленных законом.

Принципы семейного права - это закрепленные действующим семейным законодательством основополагающие начала и руководящие идеи, в соответствии с которыми нормами семейного права регулируются личные и имущественные семейные отношения.

Можно выделить восемь основных принципов семейного права.

1. Признание брака, заключенного только в органах записи актов гражданского состояния.

Религиозный обряд брака (венчание) и фактические брачные отношения не имеют правового значения и не порождают супружеских прав и обязанностей. Исключением является государственное признание религиозных браков, заключенных на оккупированных территориях в период Великой Отечественной войны, и фактических брачных отношений, возникших до 8 июля 1944г.

2. Добровольность брачного союза предполагает свободное волеизъявление, которое будущие супруги выражают при подаче заявления в загс и во время регистрации брака, которая производится в присутствии обоих вступающих в брак лиц.

3. Равенство супругов в семье. Данный принцип основывается на лично-доверительном характере семейных отношений и вытекает из конституционного положения о равенстве прав и свобод мужчины и женщины.

4. Разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию. Названный принцип выражается в предоставлении членам семьи возможности выбора модели построения внутрисемейных отношений. Он находится в тесной взаимосвязи с принципом равенства супругов в семье и основан на дозволительно-императивном способе регулирования семейных отношений.

5. Приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов.

Указанный принцип детализируется в нормах Семейного кодекса РФ, регулирующих правовое положение несовершеннолетних детей в семье (глава 11 СК РФ). Нормы этого института являются новыми для российского семейного законодательства.

6. Обеспечение приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи. Суть этого принципа состоит в том, что государство и общество берут под свой контроль интересы членов семьи, которые сами не могут обеспечить удовлетворение своих насущных потребностей (несовершеннолетние, нетрудоспособные).

7. Принцип единобрачия (моногамии) означает невозможность юридического оформления брака между лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в другом зарегистрированном браке.

8. Свобода расторжения брака под контролем государства. Этот принцип неразрывно связан с принципом добровольности брачного союза. Если бы не было свободы развода, то вряд ли можно было говорить о свободе брака. Принцип свободы развода усилен в СК РФ сокращением максимального срока для примирения супругов с шести до трех месяцев.

Федеральный закон от 29.12.2006 № 256 –ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» - student2.ru

Федеральный закон от 29.12.2006 № 256 –ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» - student2.ru

Источники семейного права– это формы внешнего выражения семейно-правовых норм. Семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ). Семейное законодательство состоит из СК РФ, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с СК РФ, а также законов субъектов РФ. Источники семейного права:

ст. 38 Конституции Российской Федерации устанавливает положение о том, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства.

1) Семейный кодекс РФ – основной источник семейного права. Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и вступил в силу с 1 марта 1996 г. Отдельные положения СК РФ вводятся в действие не с 1 марта 1996 г., а в иные сроки (например, о судебном порядке усыновления детей, об установлении момента прекращения брака при его расторжении в суде со дня вступления решения суда в законную силу). Эти сроки определяются либо конкретной датой, либо связаны с принятием отдельного законодательного акта;

2) федеральные законы, принимаемые в соответствии с СК РФ;

3) законы субъектов РФ. Они регулируют семейные отношения лишь в пределах, установленных СК РФ. Законы субъектов РФ:

– регулируют отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК РФ к ведению субъектов РФ (например, установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет в виде исключения);

– могут приниматься по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным;

– не должны противоречить СК РФ и иным федеральным законам;

4) указы Президента РФ. В основном ими утверждаются мероприятия общегосударственного уровня (например, федеральные целевые программы);

5) нормативные правовые акты Правительства РФ. Издаются на основании и во исполнение СК РФ, других федеральных законов и нормативных указов Президента РФ;

6) ведомственные нормативные акты по вопросам семейного права могут издаваться только по прямому поручению Правительства РФ, содержащемуся в принятом им постановлении, на основании и во исполнение СК (других федеральных законов) и указов Президента РФ. Постановление Правительства РФ, противоречащее СК, другим федеральным законам и указам Президента РФ, может быть отменено Президентом РФ.

Источники:

Постановления Пленума Верховного Суда РФ, где обобщается практика по делам, вытекающим из брачно-семейных отношений, не являются источниками семейного права. Однако они имеют важное значение для правильного применения норм семейного законодательства.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" (изм.от 26 мая 2016)

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей"

Федеральный закон от 29.12.2006 № 256 –ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

Наши рекомендации