Консультирование клиентов в ситуации перинатальных потерь
Перинатальной потерей в психологии считается гибель плода на стадиях беременности, родов, вскоре после родов. Эта потеря, которая зачастую плохо понимается окружающими и самими женщинами. С одной стороны, умер ребенок, и это — потеря, с другой — ребенок еще не родился, и вроде горя быть не должно, тем более окружающие говорят об этом.
Необходимо помнить, что перинатальные потери, по крайней мере для женщины (для мужчин тоже, но чуть в меньшей степени и в зависимости от срока), — это ситуация утраты ребенка. А значит, весь комплекс переживаний, связанных с утратой, неизбежен независимо от степени осознания ситуации.
Е.М. Костерина (2004), рассматривая вопросы психологического сопровождения перинатальных потерь, отмечает, что следует различать утрату (физическую, признаваемую обществом, или символическую, часто не признаваемую), горе (процесс переживаний), траур (публичная демонстрация горя) и скорбь (комплекс переживаний, связанных с утратой). Вопросы переживания перинатальных потерь с этой точки зрения встречают сразу несколько сложностей.
Во-первых, уже на первой стадии отмечается разница в восприятии утраты самими родителями и окружающими. В перинатальнойпсихологии принято, что эмоциональная связь с ребенком у родителей возникает еще до его рождения. Это значит, что еще до рождения ребенок приобретает очень высокую субъективную ценность. Рассматривая составляющие этой ценности можно выделить следующую совокупность переживания утраты: утрата ребенка как данности; связанная с этим утрата родительской функции; потерянные образы себя как родителей и образы счастливой семьи с ребенком; потеря социального статуса; утрата объекта привязанности; утрата стадии жизненного цикла; утрата будущего; утрата части себя, своего творения, мечты, экзистенциальная утрата. Ко всему прочему нарушается процесс изменений, который происходит в организме в течение девяти месяцев. Преждевременная потеря беременности ставит организм в ситуацию шока. Те же процессы происходят с психикой женщины: эмоциональная перестройка, интонационное восприятие, процесс психологической близости с плодом, желание его защищать, сохранять, любить. Незавершенные процессы, обрываясь с потерей плода, вызывают серьезный дисбаланс и фрустрацию всех жизненных ценностей. Все эти потери приводят к необходимости их оплакивания, при этом ценность этой потери будет не видна окружающим.
Во-вторых, для активизации горя у родителей должно быть что-то овеществляемое, чтобы было по кому/чему горевать. В этой же ситуации нет возможности горевания, так как у родителей очень мало воспоминаний, нет вещественных обьектов (фотографий, вещей).
В-третьих, отсутствие тела, которое участвует в ритуале прощания и имеет конкретную могилу, куда горюющий может придти, побыть со своим горем, также осложняет процессы горевания.
Четвертый момент связан с тем, что нет социальных ритуалов, позволяющих это горе проявлять, да и общество не одобряет подобные типы горевания.
Пятый момент усугубляется чувством родительской вины.
Таким образом, практически все родители, сталкивающиеся с перинатальными потерями, попадают в ситуацию конфликта между происходящими процессами и их принятием.
Консультирование при переживании перинатальных потерь должно опираться на идею о норме горевания при утрате ребенка.
Стадии горевания (также известные, как стадии островного горя) в контексте перинатальных потерь выглядят следующим образом (Е.М. Костерина, 2004):
• стадия шока часто бывает совмещена со стадией отрицания и характеризуется состояниями снижения оценки окружающей действительности, потерями во времени и пространстве, утратой чувствительности, эмоциональными всплесками. Проявляется в первые две недели после утраты;
· стадия поиска и тоски продолжается в период с третьей недели до трех месяцев после утраты. Характеризуется высокой чувствительностью, гневом, высокой раздражительностью, чувством вины и множеством психологических и физиологических симптомов. Если на этой стадии чувство вины не прорабатывается и не принимается, то женщина впоследствии может найти его выражение через симптоматику репродуктивной сферы: миомы, воспаление придатков и т.д.;
· стадия дезориентации продолжается между пятым и девятым месяцами после утраты. На этой стадии женщины переживают чувства вины, депрессию, усиление дезориентации, усталость, выраженное чувство неполноценности, окончательное признание реальности утраты, стадия характеризуется многими симптомами депрессии: нарушением сна, аппетита, перепадами настроения;
· стадия реорганизации наступает между девятым и восемнадцатым месяцами после утраты. У женщины появляются новые силы, происходит нормализация сна и аппетита, восстановление самооценки, повышение самоуважения и внимания к себе.
Несомненно, специфика переживания стадий горевания будет зависеть от нескольких важных моментов: личностных особенностей женщины, степени ее уязвимости, качества переживания привязанности к плоду, особенностями поддержки, которую получает женщина от ближнего окружения.
Необходимо заметить, что переживания утраты свойственны не только для женщин, мужчины также испытывают чувство утраты, только специфика их переживания несколько иная. Социальные ожидания от отца, потерявшего ребенка в перенатальный или натальный период, состоят в том, что мужчина должен быть активным, сдержанным, внимательным к жене. Часто считается, что привязанность у мужчины к плоду сформироваться не может, а значит, и переживаний быть не должно. Данная позиция приводит к возникновению попыток отрицать наличие потери и к глубокой депрессии, которая внешне лишена логического обоснования. Важным моментом при переживании парой ситуации утраты является ее сплоченность. Совместное переживание и честность в своих чувствах относительно друг друга, сближает пару и делает ситуацию более комфортной. Неприятие горя одним из партнеров, взаимные обвинения, часто приводят к сепарации пары.
Важным моментом переживания утраты является реакция других членов семьи. Прародители и дети, если они существуют в данной семье, также испытывают утрату. Часто дети, при потери плода на поздних срока, чувствуют себя виноватыми в случившимся, ощущают родительское отдаление как подтверждение собственной вины, стремятся переключить внимание на себя, отвлечь от переживаний, чувствуют себя отверженными.
Серьезное влияние перинатальная потеря может оказать на процессы вынашивания и воспитание следующих детей. При переживании следующей беременности такие женщины испытывают хроническую тревогу, фобические реакции, сложности выстраивания взаимоотношения с плодом из-за страха боли, переживания в случае утраты, вину перед потерянным ребенком, что может сказаться на течении беременности. Воспитание последующих детей также может сопровождаться бессознательным чувством вины по отношению к утраченному ребенку, что вызывает некоторое отвержение живых детей или переходит в гиперопекающий стиль.
Процесс консультирования при переживании утраты должен быть направлен на признание ситуации переживания, прав горюющих родителей, эмоциональную поддержку процессов переживания. Такой процесс сходен с сопровождением хронического горя.
Кроме сопровождения горюющей пары консультантом, необходимо посещение группы поддержки, в рамках которой идет проработка основных процессов горевания.
В качестве терапевтических процедур члены семьи поощряются к различным видам творческой деятельности: поэзия, изобразительное искусство, ведение дневника.
Важным моментом горевания является осуществление процедур воздаяния нерожденному ребенку в виде осуществления различных ритуалов, отличных от традиционных: посадка дерева, написание прощального письма, благотворительный взнос, зажигание свечи и т.п.
На наш взгляд, достаточно активно данное направление консультирования проработано в рамках семейной системной психотерапии, в которой потеря рассматривается как семейная.
Методов работы с утратой в данном направлении множество. Так, в рамках семейного подхода считается необходимым признание факта потери и факта существования ребенка как такового. Обязательно проводится процедура признания ребенка и разделение его судьбы с судьбами окружающих: самой матери, мужа, выживших детей. Важным ритуальным действием является воздаяние ребенку. Это может быть фраза-решение типа: «Ты мой неродившийся ребенок... Ты умер, а я осталась жива... И это твоя судьба — умереть. А моя судьба остаться жить... Мне очень жаль. Но я ничего не могу сделать... Но я помню о тебе... Я помещу тебя в своем сердце и покажу тебе мир, который ты так и не увидел... Я покажу тебе солнце и луну, покажу тебе зиму (лето), покажу как падают снежинки и смеются дети... Я покажу тебе это мир... Я поношу тебя в своем сердце две недели и отпущу... потому что твоя судьба такая...».
Такие фразы-решения хорошо структурируют течение хронического горя, работая на стабилизацию семейной системы.
В отличие от России, за рубежом существует ряд культурологических традиций, облегчающих переживания процессов горевания. Так например, в западных странах сопровождение перенатальной потери осуществляется средним медицинским персоналом, имеющим специализированную подготовку, и профессиональным психотерапевтом. Медперсонал работает с активизацией утраты и процессов нормального горя. Женщине предлагается ряд процедур, облегчающих процесс горевания. Ей не рекомендуется сильное обезболивание процессов родоразрешения, чтобы процесс беременности получил свое естественное завершение. Если это возможно, плод или мертвого ребенка заворачивают в пеленки и дают матери его подержать, заранее предупреждая о внешнем виде плода. Родители, таким образом, обретают возможность попрощаться с умершим ребенком. Так же проводиться процедура похорон. Еще одним актом примирения родителей с ребенком является фотографирование умершего ребенка в пеленках или одеждах, с игрушками или цветами. Такие фотографии крайне конфиденциальны и показываются только консультанту и родителям. Впоследствии фотографии и игрушки становятся своеобразными актами признания факта наличия и смерти ребенка, облегчают процесс горевания.
Подводя итоги всего вышесказанного, можно сформировать следующий алгоритм консультирования перинатальной утраты.
1) Признание родителями факта потери. В данный процесс входит признание самой утраты, ее влияния на жизнь и состояние человека, его судьбу. Важным аспектом признания является момент осознания отсутствия вины родителя за произошедшее событие и принятие боли.
2) Переживание боли утраты. Это означает признать и выразить весь комплекс чувств, который переживают родители по поводу произошедшей потери. Родители должны научиться переживать эти чувства, распознавать их, разговаривать о них с консультантом, самими собой, окружающими. Достаточно хорошим помощником в данной ситуации может стать вера, если родители религиозны. Точно противопоказано бегство от горя с использованием для этого различных способов: алкоголя, наркотиков, попыток активно занять свою жизнь, для того чтобы развеется. Именно на этой стадии клиентам необходимо групповое консультирование.
3) Принять решение о дальнейшей жизни. Необходимо принять тот факт, что утрата есть, но жизнь продолжается. На этой стадии консультант помогает клиентам принять на себя ответственность за свое восстановление, здоровье, радость жизни.
4) Завершение процесса консультирования должно происходить на той стадии, когда большая часть эмоций клиентов относится не к утрате, а к поиску новых ощущений, событий жизни. Это не означает, что человек забывает о случившимся. Все еще сохраняется печаль, но говорить о своем горе он уже может спокойно, как о событии, имеющим место, но прошедшем.
После окончания консультирования клиент должен быть способным вести нормальную жизнь, которая была до утраты, способен снова планировать свою жизнь, детей, будущее.
Вопросы для самоконтроля и самостоятельного изложения
1. Что такое острое горе? Какие этапы его переживания вы знаете?
2. Дайте определение понятия психотравма.
3. Почему содержание психологической травмы, зачастую, не может быть пережито человеком самостоятельно?
4. Какие диагностические критерии наличия посттравматического стрессового расстройства вы помните?
5. Дайте характеристику острого стрессового расстройства. Чем острое расстройство отличается от посттравматической стрессовой реакции?
6. Какие модели работы с острой психотравмой вы помните?
7. Какие основные направления в реабилитации посттравматического стрессового расстройства вы помните? Охарактеризуйте их.
8. Какими могут быть последствия жестокого обращения с ребенком в семье?
9. Каковы основные этапы оказания помощи ребенку — жертве жестокого обращения?
10. Какие последствия могут сформироваться вследствие переживания ребенком террористического акта?
11. Перечислите методы работы с детьми, пережившими опыт насилия.
12. В чем смысл экстренной психологической помощи?
13. Как вы понимаете информационную терапию?
14. Раскройте методы профилактики профессиональных деструкций у спасателей.
15. В чем, на ваш взгляд, состоят задачи консультирования по реформированию мышления?
16. Раскройте смысл воздействия в консультировании о выходе из состояния?
17. Каковы особенности течения горя в консультировании при переживании пренатальных потерь?
Литература для углубленного изучения темы
1. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. — М.: Эксмо, 2005.
2. Ромек В.Г. и др. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. — СПб.: Речь, 2004.
3. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. - СПб., 2001.
Список использованной литературы
1. Алексеева И.А. и др. Дети риска. Практические аспекты психологической помощи детям, пострадавшим от насилия. — СПб., 2002.
2. Андронникова О.О. Виктимное поведение подростков: факторы возникновения и профилактика: монография. — Новосибирск: НГИ, 2005.
3. Асанова. Н.К. Жестокое обращение с детьми: основные методологические вопросы, практические и правовые аспекты // Руководство по предупреждения насилия над детьми. — М.: ВЛАДОС, 1997.
4. Васильев В.Л., Мамайчук И.И. Анализ личности несовершеннолетних жертв половых преступлений // Вопросы психологии. 1993. № 1.
5. Волкан В., Зинтл Э. Жизнь после утраты: Психология горевания / Пер. с англ. — М.: «Когито-Центр», 2007.
6. Гнездилов А. В. Психология и психотерапия потерь. Пособие по паллиативной медицине для врачей, психологов и всех интересующихся проблемой. — СПб.: Изд-во «Речь», 2007.
7. Гилева К. В. Психологические условия коррекции посттравматических стрессовых состояний личности: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.01: Новосибирск, 2004.
8. Гульман Б.Л. Сексуальные преступления. — Харьков: Рубикон, 1994.
9. Дмитриева Н.В., Гилева К.В., Друмова М.В. Психолого-психиатрические аспекты психотерапевтической коррекции посттравматических стрессовых расстройств. Методические рекомендации. — Новосибирск, 2002.
10. Ениколопов С.Н. Психотерапия при психотравматических стрессовых расстройствах // Российский психиатрический журнал. 1998. № 3.
11. Ениколопов С.Н. Постгравматическое стрессовое расстройство: некоторые проблемы. (2009) http://www.psynavigator.ru/articles.php?code=93
12. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. — СПб.: Речь, 2003.
13. Ильина С. В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 65-74.
14. Козлов В. В. Работа с кризисной личностью. Методическое пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
15. Костерина Е.М. Перинатальная психология и психология родительства. 2004. № 2. С. 94—107.
16. Крейхи Б. Социальная психология агрессии. — СПб.: Питер, 2003.
17. М.Крукович Е.И., Ромек В.Г. Кризисное вмешательство: Учебнометодическое пособие. — Минск: БГУ. 2003.
18. Линдеманн Э. Клиника острого горя / Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. — М., 1984.
19. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. — М.: Изд-во «Эксмо», 2005.
20. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. — М.: Изд-во «Эксмо», 2005.
21. Мальгина Г.Б. Стресс и беременность: перинатальные аспекты. — Екатеринбург: Чароид, 2002.
22. Мамайчук И.И. Психокоррекционныетехнологии для детей с проблемами в развитии / И.И.Мамайчук. — СПб.: Речь, 2001.
23. Мастерство психологического консультирования / Под ред. А.А. Бад- хена, А.М. Родиной. — СПб.: «Европейский дом», 2007. С. 150-151.
24. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование EXE. М.: Смысл, 2001. — 496 с. 2-е издание, переработанное и дополненное.Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 65—75.
25. Пушкарев А.Л., Доморацкий В.А., Гордеева Е.Г. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2000.
26. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом / Общ. ред и послесл. Ф.Е. Василюка. — М.: Прогресс, 1993.
27. Ромек В. Г. и др. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб.: Изд-во «Речь», 2004. — 256 с.
28. Соколова Е. Т., Ильина С.В. Роль эмоционального опыта жертв насилия для самоидентичности женщин, занимающихся проституцией // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 5. С. 72—84.
29. Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. — СПб., 2001. С. 272.
30. Cahill С., Llewelyn S. Р., Pearson С.Treatment of sexual abuse which occured in childhood: A review.// British Journal of Clinical Psychology, 1991., 30(1). -P. 1-11.
31. Green A.H. Children traumatized by psychical abuse// S.Eth, R.S.Pynoos (Eds.). Post-traumatic stress disorders in children. — Washington, DC: American psychiatric association. — 1985. P. 133—154.
32. Horowitz M.J. Stress response syndromes. Northvale, NJ., Aronson, 2nd ed„ 1986 (p. 283-328).
33. Brutman V.I., Varga A. V, Hamitova I. Y. Influence of the family factors on forming of deviation behavior of mother.// Psychological magazine, 2000, t. 21, p. 78-81.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие…………………………………………………………………………………. 3
1. Тема 1. СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ……………………………………………5
1.1. Общие вопросы и модели психологического консультирования семьи……… 5
1.2. Добрачное консультирование пары……………………………………………. 13
1.3. Консультирование супружеской пары…………………………………………. 14
Вопросы для самоконтроляи самостоятельного изложения………………………… … 18
Литература для углубленногоизучения темы………………………………………… … 19
Список используемой литературы……………………………………………………… …….19
Практикум по теме 1
2. Тема 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ В НОРМАТИВНОМ И НЕНОРМАТИВНОМ КРИЗИСЕ………………………………………………………………………………….20
2.1. Нормативные кризисы семьи и специфика консультативной помощи в них… 20
2.1.1. Понятие о нормативном семейном кризисе …………………………… …20
2.1.2. Консультативная помощь семьев периоды нормативных кризисов………21
2.2. Ненормативные кризисы семьи. Консультированиесемьи в ситуации ненормативного кризиса…………………………………………………………… ..23
2.2.1. Кризис повторного брака………………………………………………………24
2.2.2. Измена как ненормативный кризис семьии его консультирование ……….25
2.2.3. Консультирование в ситуации развода……………………………………….27
2.2.4. Консультирование в ситуации безответной любви ………………………….30
2.2.5. Психологическое консультирование семьи с тяжело больным человеком.. 31
2.2.6. Психологическое сопровождение семьи с приемным ребенком………….. 32
Вопросы для самоконтроляи самостоятельного изложения 33
Литература для углубленногоизучения темы 34
Список используемой литературы 34
Практикум по теме 2
3. Тема 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕВ ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ………………………………………………………………………35
3.1. Понятие материнства в пренатальной психологии………………………………..35
3.2. Специфика протекания беременности………………………………………………38
3.3. Психологическое сопровождение периодабеременности ……………..…………..42
3.4. Диагностика в период беременности и родов ...........................................................44
3.5. Основные программы консультативной помощив перинатальной психологии….46
Вопросы для самоконтроляи самостоятельного изложения 46
Литература для углубленного изучения темы 46
Список использованной литературы46
Практикум по теме 3
4. Тема 4. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ИХ ДЕТЕЙ ................................48
4.1. Консультирование родителей по поводу проблем их детей……………………..…48
4.2. Консультирование маленьких детей…………………………………………………57
4.3. Консультирование подростков…………………………………………………… …62
4.4. Основные положения оказания консультационнойпомощи семье с особым ребенком………………………………………………………………………………..65
Вопросы для самоконтроляи самостоятельного изложения71
Литература для углубленногоизучения темы 72
Список использованной литературы 72
Практикум по теме 4
5. Тема 5. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХИ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ КЛИЕНТОВ…………………………………………………………………74
5.1. Консультирование тревожных клиентов………………………………………….....75
5.2. Консультирование при страхах и фобиях……………………………………………77
5.3. Консультирование агрессии…………………………………………………………..80
5.4. Консультирование депрессивныхи суицидальныхклиентов………………………83
5.5. Консультирование при переживании чувства вины………………………………...93
5.6. Консультирование подростков с делинквентным поведением…………………… 94
5.7. Виктимное поведение и основные подходы к его консультированию…………….97
Вопросы для самоконтроляи самостоятельного изложения 100
Литература для углубленного изучения темы 100
Список использованной литературы 100
Практикум по теме 5
6. Тема 6. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КЛИЕНТОВС ЛИЧНОСТНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ………………………………………………………………….103
6.1. Консультирование клиентовс психосоматическими расстройствами………….103
6.1.1. Онкологическое заболевание какпсихосоматическая проблема…………109
6.2. Личностные расстройства в психологии…………………………………………..113
6.2.1. Консультирование шизоидных личностей………………………………….115
6.2.2. Консультирование клиентас шизотипическим расстройством……………117
6.2.3. Консультирование при параноидальныхрасстройствах……………………117
6.2.4. Антисоциальное (диссоциальное)личностное расстройство…………… ..119
6.2.5. Пограничное личностное расстройствои его консультирование………….121
6.2.6. Консультирование истерическихличностей……………………… ………122
6.2.7. Ананкастное расстройство личностии правила его консультирования… 123
6.2.8. Расстройство уклоняющейся личности ...........................................................123
6.2.9. Расстройство зависимой личности………………………………………… 123
Вопросы для самоконтроляи самостоятельного изложения 124
Литература для углубленного изучения темы 124
Список использованной литературы 124
Практикум по теме 6
7. Тема 7. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ АДЦИКТИВНОГОПОВЕДЕНИЯ…………….126
7.1. Понятие и виды аддиктивного поведения…………………………………………..126
7.2. Эмоциональная зависимость и созависимость……………………………………..130
7.3. Нехимические аддикции и их консультирование ....................................................133
7.4. Химические зависимости…………………………………………………………….140
7.4.1. Причины возникновения наркотизмаи подходы к его консультированию.140
7.4.2. Алкогольная зависимость……………………………………………………..142
7.4.3. Основные виды и направленияконсультирования химических зависимостей…………………………………………………………………… 146
7.5. Консультирование личности в жертвенной позиции…………………………… .150
Вопросы для самоконтроляи самостоятельного изложения 153
Литература для углубленного изучения темы 153
Список использованной литературы 153
Практикум по теме 7
8. Тема 8. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕКСУАЛЬНЫХПРОБЛЕМ…………………156
8.1. Сексуальные расстройства……………………………………………………… ….156
8.2. Проблемы супружеской пары………………………………………… …………...156
8.3. Основные подходы к консультированию и терапии сексуальной дисгармонии супружеской пары…………………………………………………………………...159
8.4. Индивидуальные нарушения сексуальной функции у мужчин и женщин……….165
8.4.1. Специфика возникновенияи консультирования сексуальных расстройств у женщин…………………………………………………………………………165
8.4.2. Сексуальные расстройства у мужчин………………………………………168
8.5. Консультирование при нарушениях сексуальной ориентации……………… …169
Вопросы для самоконтроляи самостоятельного изложения 171
Литература для углубленного изучения темы 171
Список использованной литературы 171
Практикум по теме 8