Психотравма и психологическая работа с ней
Психотравма — это переживание человеком особого состояния взаимодействия с окружающим миром.
Психологическая травма всегда потрясение. Главное содержание психотравмы заключается в утрате веры в то, что жизнь организована согласно определенному порядку и поддается контролю. Психотравма бывает острой и хронической. Острая психотравма — это непосредственная реакция на травмирующую ситуацию, которая происходит «здесь и сейчас». Хроническая психотравма — это реакция на длительно существующую конфликтную ситуацию, которая вызывает продолжительное негативное эмоциональное напряжение.
Существуют определенные временные этапы переживания психотравмы. Считается, что психотравма начинается сразу после события и может продолжаться в течение нескольких дней — от 1 до 3. Это так называемая 1 стадия — шока или отрицания. Проявления этой стадии будут характеризоваться смятением, отрицанием ситуации, шоковыми реакциями, эмоциональными реакциями, ожиданиями, либо, наоборот оцепенением и отсутствием каких-либо реакций на произошедшее событие. Вторая стадия психотравмы начинается приблизительное после 3 дня и может длиться в течение года. Считается, что эта стадия будет характеризоваться состояниями болезненной тоски, погруженности в переживания и воспоминания об утрате или травмирующие воспоминания. В случае смерти близкого человека возникает яркий образ умершего, ощущение, что он жив, печаль, нарушение аппетита, потеря интереса к жизни, раздражительность и беспокойство. Третья стадия обычно наступает в течение года и может длиться до по- лугода. Это так называемое завершение психотравмы, которое характеризуется уменьшением количества эпизодов печали, способностью вспоминать прошлое без сильной эмоциональной реакции, возобновления повседневной активности и т.д.
В результате травмы может возникнуть как острая стрессовая реакция, так и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Нормативно, попадая в экстренную ситуацию травматического характера, человек использует два способа реагирования, которые возникают за счет активизации лимбической системы головного мозга. Чаще всего это реакция типа «бей» или «беги». Если же ситуация психотравмы не позволяет действовать соответствующим образом, т.е. ни бежать, ни драться нет возможности, то определенное нейрофизиологическое равновесие нарушается, и регуляция переживаемого опыта при помощи соответствующих отделов коры головного мозга становится невозможной. В результате возникает состояние, когда человек становится не способным отреагировать на эту ситуацию, не может упорядочить или принять травматический опыт и как
будто остается в стрессовой реакции. Это приводит к невозможности пережить травму. При этом нейрофизиологический дисбаланс, который возникает в результате травмы, не позволяет человеку интегрировать возникающие ситуации. Во-первых, нет возможности интегрировать возникающие сенсорные переживания (слуховые, вкусовые, визуальные). Во-вторых, нет возможности адекватной работы имплицитной памяти, т.е., человек не способен вербализировать воспоминания, выстроить произошедшие события в хронологическом порядке. Обычно в результате всего этого воспоминания фрагментарно сохраняются в имплицитной памяти, т.е. в образах, впечатлениях, телесных ощущениях, и находятся там в течение длительного времени, капсулируясь. При этом учитывают структуру имплицитной памяти, становится понятно, что эти воспоминания являются бесконтрольными и поэтому могут в любой момент оживать в памяти, составляя один из симптомов ПТСР, так называемые флэшбэки (т.е. повторные внезапные сенсорные переживания у человека, связанные с травмой). Подобные переживания обычно вызывают серьезную эмоциональную реакцию, которая накладывается на изначальное эмоциональное реагирование. Это ведет к попытке человека как-то занять эту самую имплицитную память. Для того чтобы справиться с воспоминаниями, активизируется охранительная функция психики. Среди механизмов, сохраняющих человека от воспоминаний, наиболее известными являются диссоциации, алкоголизации и т.д. Действительно, работа этих защит позволяет снизить неконтролируемые воспоминания, однако сам процесс работы защит наносит человеку ощутимый вред.
Неспособность к вербализации и проговариванию произошедших событий усиливает психотравму и приводит к возникновению двух достаточно серьезных ситуаций. С одной стороны, в результате молчания возникает повторная травматизация, еще меньше возможная для вербализации, с другой — идет серьезная диссоциация (отделение какой-то части опыта от психики человека).
Характерным явлением для человека, переживающего психотравму, является то, что вышеописанный процесс приводит к формированию определенной лакуны (капсулы воспоминаний), содержание которой составляет психотравма. Эта лакуна не может быть интегрирована с обычным жизненным опытом человека, так как выходит за рамки обыденности и, в результате, не может изменяться в течение времени. Этот процесс приводит к тому, что жертвы застревают в психотравме, как в максимально актуальном переживании. Придать психотравму прошлому, забыть ее, сгладить ситуацию психотравмы в этом состоянии человек не может. Ему приходится находиться во взаимодействии с травмирующей ситуацией, как максимально актуальной.
Учитывая специфику иррадиации (способности к распространению тех или иных событий на большие области), в ситуации актуальности психотравмы возникает определенная диффузия пусковых моментов травматического переживания. То есть, если сразу после травмы пусковым моментом переживания является событие, максимально приближенное к ситуации травматизации, то в дальнейшем идет иррадиация и захват большего количества ситуаций. Пусковых моментов переживания психотравмы становится множество. Со временем стирается грань между нейтральными знаками окружающей среды и опасностью. Мозг, по сути, практически постоянно работает в поиске опасности из окружающей среды, для защиты человека от стрессовой ситуации. Такой процесс приводит к серьезной дезадаптации как социально-психологического, так и индивидуального плана. Практически любая собственно физиологическая активность, становится для индивида опасной с точки зрения травматизации.
Еще один момент в протекании психотравмы (связан с расцениванием любых событий как пугающих, включая собственные психофизиологические реакции) — это попытка отказаться от любых проявлений собственных потребностей, так как они могут быть субъективно травматичными для человека. Это приводит к тому, что человек становится не способным осознавать собственные потребности, еще меньше способен их удовлетворять. Крайне часто такие люди бояться фантазировать, так как им кажется, что фантазии могут привести к разрушению барьеров и неприятная ситуация может повториться. Особое беспокойство данная ситуация вызывает с точки зрения психотравматизации детей. Находясь в ситуации переживания психической травмы, дети становятся неспособными распоряжаться собственными природными ресурсами, ни когнитивными, ни эмоциональными. Ребенок боится думать, боится фантазировать, что приводит к серьезным трудностям в обучении или усвоении новой информации. Мало того, данная ситуация может приводить к утрате раннее приобретенных ребенком знаний, определенной деградации.
Важно понимание развития психотравмы как процесса. Сложность заключается в том, что без дополнительной профессиональной помощи со стороны у человека, пережившего психотравму, возникает целый комплекс повторяющихся событий, направленный на попытку справиться с ситуацией. Такое компульсивное переживание повторяющихся событий приводит к переработке травмы и формированию определенного поведенческого стереотипа, направленного на попытку дополнительно пережить психотравму, с целью справиться с ней. Данный процесс может приводить к двум результатам: с одной стороны, это может быть выбор деятельности, связанный с травмирующей ситуацией, с другой — это провоцирование каких-то дополнительно опасных ситуаций (бессознательно) с целью переживания и овладения ситуацией, нужное для того, чтобы
человек мог компенсировать травматический опыт. Однако так как психотравма капсулирована и не стала действительно жизненным опытом человека, данное переживание ведет к повторной травматизации и усилению психотравмы. Для примера приведем ситуацию девочки, пережившей насилие в раннем возрасте, т.е. до подросткового или в подростковом возрасте. Такой опыт достаточно часто характеризуется впоследствии двумя поведенческими стереотипами: первый из них связан с неосознанной провокацией ситуации насилия, когда девочка начинает знакомиться или присоединяется к компании незнакомых людей, позволяет себе выпивать или идет к незнакомым людям домой поздно ночью и т.д. Второй вариант — эта девочка может начать заниматься проституцией, что опять же составляет комплекс поведенческой реакции на психотравму.
Следующей специфической особенностью переживания психотравмы является формирование парадоксального на первый взгляд феномена, связанного с паттерном поведения, вызывающего повторное переживание травмы. Дело в том, что человек, переживший психотравму, может провоцировать повторную ситуацию, для того чтобы справится с ней как в роли жертвы (то, о чем мы говорили чуть выше), так и в роли агрессора. Принятие на себя роли агрессора на самом деле является защитным механизмом для человека, так как позволяет ему как бы справиться с ситуацией, более полно компенсировать полученный опыт. Это объясняет ситуацию, почему многие люди, вначале находящиеся в ситуации жертвы, через некоторое время провоцируют подобные же ситуации уже в качестве агрессора.
Еще один момент, который необходимо помнить в рамках консультирования, связан с тем, что наличие травматической ситуации в жизненном опыте человека очень часто становится крайне важным аспектом для организации в дальнейшем самодеструкции (действия, направленные на разрушение себя).
Таким образом, при возникновении той или иной травматической ситуации обязательным является диагностика и компенсация психотравмы как важного травматизирующего события.
Диагностика психотравматических расстройств в настоящий момент достаточно обширна. Существует ряд показателей, при наблюдении которых по классификации ДСМ 4 можно диагностировать острое стрессовое расстройство (ОСР) или посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).