Консультирование при нарушениях сексуальной ориентации

Сексуальная ориентация — один из пяти важнейших компонен­тов человеческой сексуальности и определяется как постоянное эмо­циональное, романтическое и сексуально-чувственное влечение к индивидам определенного пола.

Рассматривая ориентацию, необходимо выделить четыре ее типа: так называемая гетеросексуальная ориентация — влечение к инди­видам противоположного пола; гомосексуальная ориентация — вле­чение к индивидам своего пола; бисексуальная — это влечение к ин­дивидам как своего, так и противоположного пола; пансексуальная ориентация, которая включает влечение к лицам не только мужско­го и женского пола, но и к субъектам, которые не вписываются в си­стему гендеров, например, к транссексуалам, и т.д.

Необходимо отметить, что сексуальная ориентация отличается от сексуальной идентичности. Сексуальная ориентация — это действи­тельный пол, то, кем человек является, а сексуальная идентич­ность — это то, кем он себя считает.

Вопросы консультирования в рамках сексуальной ориентации имеют несколько важных моментов:

9. необходимо понимать, что вопрос консультирования гомосексу­ализма как такового достаточно сложен и социально неопределен. Еще некоторое время назад гомосексуализм считался сексу­альным отклонением, в настоящее время гомосексуализм не от­носится к сексуальным отклонениям.

10. социальное отношение к вопросам гомосексуализма также посто­янно меняется, от полного непринятия данного явления до его принятия и популярности.

Рассматривая вопрос консультирования гомосексуального кли­ента, необходимо помнить то, что гомосексуальность может быть как истиной, так и ложной. Достаточно часто возникает явление, когда гомосексуальность не является истинным влечением к партнеру сво­его пола, а является защитной функцией, возникающей в результа­те тех или иных нарушений взаимоотношения с лицами противопо­ложного пола. Исследования многих авторов показывают, что вопро­сы формирования гомосексуальной ориентации, особенно у дево­чек, связаны в первую очередь со спецификой разочарования и сложностями, возникающими в рамках формирования нормальной сексуальности. Эти сложности могут возникать как на этапе поло­ролевого становления в эдипальный период, когда ребенок не может адекватно оценить собственную половую принадлежность, так и по причине внутрисемейных отношений или по причине индивидуаль­ных особенностей родителей. Такой ребенок смещается в область противоположной сексуальной ориентации. Это могут быть девоч­ки, которых воспитывали как мальчиков, или мальчики, кому мамы еще в детском возрасте одевали платья, завязывали бантики, потому как ждали рождение девочки. Специфика полоролевого становле­ния может приводить к нарушенному восприятию себя и наруше­нию половой идентичности. Другая проблема, возникающая в рам­ках восприятия гомосексуальности человека, связана с вопросами популярности данного явления, которое в определенных кругах счи­тается основой для получения популярности.

В рамках консультирования важно оценить, действительно ли го­мосексуальность является истиной и влечение закреплено, либо яв­ляется данью моды, подростковых увлечений или сложностей.

Таким образом, причина формирования гомосексуальности до конца не изучена. Существует много предположений по поводу фор­мирования нарушенной ориентации. Среди факторов выделяется стратегия родительского воспитания, в первую очередь материнская

гиперопека, негативное восприятие со стороны отца, отрицательный опыт общения с другими детьми своего пола в семье, совращение, или влияние порнографии. Рассматривая формирование гомосексу­альности у подростков, Игорь Кон выделил три этапа (1988):

11. первый этап — это переход от первого осознанного эротического интереса к человеку своего пола до первого подкрепления гомо­сексуальной ориентации;

12. второй этап продолжается от первого подкрепления гомосексу­альности до первого гомосексуального контакта;

13. третий этап — от первого гомосексуального контакта до полной уверенности в своей гомосексуальности.

Консультирование действительно гомосексуального клиента мало отличается от консультирования клиента нормальной ориентации. Особенностью является то, что человек с гомосексуальной ориента­цией может иметь внутренние конфликты, связанные с принятием своей ориентации, или внешние конфликты, связанные с неприня­тием окружающими этой ориентации, в первую очередь родителя­ми, бабушками, дедушками. Подобные конфликты не исключены и в рамках консультативного взаимодействия. Важно данные конфлик­ты разбирать, помогать клиентам решать их.

Консультирование гомосексуальной пары так же мало чем отли­чается от вопросов консультирования обычной пары. У гомосексу­альной пары возникают те же самые сложности, которые возникают при наличии отношений в паре гетеросексуальной. Тем не менее вы­деляется несколько специфических особенностей, с которыми при­ходится сталкиваться при консультировании гомосексуальной пары. Во-первых, это вопросы, связанные с внутренней гомофобией одно­го или обоих партнеров. Процесс гомофобии связан с высоким стра­хом гомосексуальности. Это могут быть внутренние убеждения или стереотипы, связанные с ощущением недолговечности гомосексу­альных отношений, что осложняет отношения.

Частым явлением, вызывающим проблемы в гомосексуальных па­рах, считается убеждение в том, что гомосексуальность является гре­ховной, а значит, партнеры совершают серьезную религиозную ошибку, которая связана с собственной сексуальной идентичностью. Тогда нормальные отношения в гомосексуальной паре становятся невозможными, и, несмотря на совместное влечение, любовь, отно­шения могут быть конфликтными или обвиняющими.

Второй блок вопросов связан с планами завести ребенка. Эти во­просы касаются и мужских, и женских пар. Мужская пара с таким запросом обращается крайне редко. Чаще подобный вопрос возни­кает в женских гомосексуальных парах. В этом случае в фокусе кон­сультирования могут оказаться вопросы, связанные с появлением в семье нового человека — ребенка, с вопросом планирования бере­менности или зачатием.

Третий блок проблем связан с идеализированными представлени­ями о гомосексуальной семье. Достаточно часто партнеры из гомосек­суальной семьи имеют идеализированные представления о семье, свя­занные с неудовлетворенностью супружескими отношениями своих родителей. Тогда гомосексуальная семья можется казаться панацеей. Возникающие иллюзии о том, что партнеры гомосексуальной семьи никогда не ссорятся, понимают друг друга, достаточно сильно ослож­няют жизнь и приводят к ощущению постоянного нарушенного вза­имоотношения. Расхождения между идеями и реальностью могут при­водить к нарушениям отношений ровно так же, как и в парах с гете­росексуальной ориентацией.

Консультант, занимающийся вопросами гомосексуальной пары, должен обладать некоторыми особенностями:

14. во-первых, такой консультант должен обладать низким уровнем гомофобии и относиться к своим клиентам с полным принятием их сексуальной ориентации;

15. во-вторых, консультант не должен иметь собственной сексуаль­ной проблемы, так как это является необходимым условием в дан­ной области;

16. в-третьих, консультант не должен реагировать агрессивно или не­гативно на высказывания гомосексуальной пары и не имеет пра­во осуждать сексуальную ориентацию клиентов, ставить под со­мнение истинность намерений, сложившейся гомосексуальной пары.

Консультирование гомосексуальной направленности молодых людей с не сформировывавшимся до конца представлением о себе, а значит, не сформировавшейся до конца сексуальной идентично­стью, должно быть достаточно осторожным. В этой ситуации нель­зя давить на молодого человека или разубеждать его в сексуальной ориентации, так как это приведет к ее усилению и желанию доказать эту ориентацию. Можно ставить под сомнение окончательность сло­жившейся ориентации, так как в действительности через некоторое время молодые люди могут переориентироваться на гетеросексуаль­ные отношения.

Особые вопросы консультирования в этом контексте — это кон­сультирование родителей молодых людей, чья ориентация, озвучи­вается как гомосексуальная. Чаще всего родители бывают в состоя­нии шока, непринятия ситуации и готовы к многим действиям лишь бы не допустить подобной ориентации подростков. Такое ярко нега­тивное и жесткое отношение к сексуальной ориентации юноши мо­жет привести к обратному эффекту, когда изначально бисексуаль­ный или даже гетеросексуальный подросток, подвергшийся сексу­альному соблазнению, или влиянию моды, может противодейство­вать своим родителям и принять подобную ориентацию. Задача кон­сультанта успокоить родителей, дать им информацию о специфике

человеческой сексуальности, подсказать возможные формы выстра­ивания взаимодействия с ребенком, оказания ему помощи для того, чтобы ребенок мог сам разобраться в сексуальности и принять дей­ствительно нужную ему позицию. С этой точки зрения нужно пони­мать, что консультирование родителей ребенка, который озвучил свою ориентацию как гомосексуальную, очень часто будет проходить по структуре острого горя, потому что такой родитель лишается мно­гих социальных ожиданий, социального уважения и собственного уважения, восприятия себя как хорошего родителя. Многие родите­ли таких подростков имеют сложности восприятия детей, вплоть до полного разрыва отношений. В рамках консультирования наша за­дача сделать все возможное для примирения между подростком и его родителями.

Вопросы для самоконтроля и самостоятельного изложения

1. Что такое сексуальное просвещение и сексуальное информирование?

2. Как вы понимаете выражение — формирование адекватного сексуаль­ного поведения?

3. В чем суть профилактики сексуальных расстройств?

4. Что такое сексуальные дисфункции и сексуальные дисгармонии?

5. Какие варианты сексуальных ориентаций вы помните?

6. Что такое невроз ожидания неудачи?

7. Как вы понимаете суть социально-психологической дезадаптации супру­жеской пары?

8. Что такое повышение сексуальной компетентности пары?

9. Раскройте суть консультирования половых расстройств по методу Ма­стерса и Джонсон?

10. В чем состоит метод фокусирования чувственных ощущений?

11. Какие методы в консультировании в ситуации женской фригидности Вы знаете?

12. В чем причины снижения полового влечения у мужчин? Раскройте мето­ды консультирования в данной ситуации.

Литература для углубленного изучения темы

1. Основы сексологии {HUMANSEXUALITY)/ Уильям Г. Мастерс, Вир­джиния Э. Джонсон, Роберт К. Колодни / Пер. с англ. — М.: Мир, 1998.

2. Каплан Х.С. Сексуальная терапия. Иллюстрированное руководство / Пер. с англ. В.Л. Краева.— М.: Независимая фирма «Класс», 1994.

Список использованной литературы

1. Агарков С. Т. Супружеская дезадаптация. — М.: Едиториал УрСС, 2004.

2. Васильченко Г.С., Дейнега Г.Ф. Семейно-сексуальная дисгармония // Частная сексопатология / Руководство для врачей. — М.: Медицина. 1983. Т. 2.

3. Винокуров Б.Л., Эксузян Ф.Ф. Медицинская и социальная реабилита­ция сексуальной дисгармонии и расстройств мужской потенции при неврозах / Соч. муницип. ин-т здоровья семьи и др. — Сочи, 1993.

4. Доморацкий В. А. Краткосрочные методы психотерапии. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2007.

5. Доморацкий В.А. Интегративная психотерапия в лечении сексуальных дисфункций психогенного генеза у мужчин // Сексология и сексопа­тология, 2004. № 1. С. 13-18.

6. Имелинский К. Сексология и сексопатология / Пер. с пол. — М.: Ме­дицина, 1986.

7. Каплан Х.С. Сексуальная терапия. Иллюстрированное руководство / Пер. с англ. В.Л. Краева. — М.: Независимая фирма «Класс», 1994.

8. Кон И.С. Введение в сексологию. Второе изд., доп. — М.: Медицина, 1988.

9. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. — М.: Медицина, 1991.

10. Кришталь В.В. Григорян С.Р. Сексология. — М.: PerSe, 2002.

11. Кришталь В.В., Агишева Н.К. Психодиагностика и психотерапевтиче­ская коррекция сексуальной дисгармонии супружеской пары / Учеб, пособие. — М.: ЦОЛИУВ, 1985.

12. Кришталь В.В., Гульман Б.Л. Сексология: В 2 т. — Т. 1. Нормальная сексология. — Харьков: Академия ... исследований, 1997.

13. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. — М.: Эксмо, 2005.

14. Мастерс У., Джонсон В., Колодны Р. Мастерс и Джонсон о любви и сексе / Под ред. Е.З. Лозинского. — СПб.: Ретур, 1991.

15. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. — М.: Незави­симая фирма «Класс», 1998.

16. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семенных кризисов. — СПб.: Речь, 2006.

17. Основы сексологии (HUMANSEXUALITY) / Уильям Г. Мастерс, Вирджиния Э. Джонсон, Роберт К. Колодни / Пер. с англ. — М.: Мир, 1998.

18. Пэпп П. Семейная терапия и ее парадоксы — М.: Независимая фир­ма «Класс», 1998.

19. Психологическое обследование семьи: Учеб, пособие-практикум для студ. фак-та психологии высш. учеб, заведений. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.

20. Сексопатология: Справочник / Под ред. Г.С. Васильченко. — М.: Ме­дицина, 1990.

21. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И. В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. — СПб.: Речь, 2005.

22. Masters W.H., Johnson V.E. Human sexual inadequacy. — Boston: Little, 1970.

Доморацкий В. А. Краткосрочные методы психотерапии. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2007.

Тема 9. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Наши рекомендации