Консультирование суицидальных клиентов

Необходимо заметить, что суицидальное поведение входит в ши­рокий спектр реакций, называющихся самоповреждающим поведением. Спецификой такого поведения является тенденция преднаме­ренного нанесения человеком ущерба собственному телу. Ю.Р. Ва­гин (2003) рассматривает самоповреждающее поведение как попыт­ку справиться с невыносимыми эмоциональными переживаниями (Ю.Р. Вагин, 2003).

В психологии нет однозначной трактовки этого понятия. В зару­бежной литературе саморазрушающее поведение рассматривается как self-injury (SI)— «самоущерб», self-harm (SН) — «самовред», self-inflictedviolence (SIV) — «причиненное себе насилие», self-ihjuriosbehavior (SIB) — «самоповреждающее поведение» (Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, 1990).

В.А. Тихоненко (1978) рассматривает саморазрушающее поведе­ние как попытку привлечь внимание, способом социального взаимо­действия (попытка что-то доказать), а не сознательным стремлени­ем к смерти.

Ю.В. Попов, А.В. Бруг (2005), Ц.П. Короленко, Т.А. Донских (1590) и другие относят к группе саморазрушающего поведения не только суицидальное (с осознанным стремлением к смерти), но и не­суицидальное (без понимания сущности) поведение.

Таким образом, рассматривать как суицидальное поведение мы будем широкий спектр действий, связанный с намеренным лишени­ем себя жизни, не зависимо от степени осознавания данного дей­ствия.

Вопросы консультирования клиентов с выраженным аутодеструктивным паттерном поведения (адиктивное, самоповреждающее) мы будем рассматривать и в других параграфах данного учебника.

В литературе выделяются несколько типов суицидального пове­дения:

• истинно суицидальное поведение (так называемый истинный су­ицид), проявляющийся в преднамеренном лишении себя жизни;

• демонстративное суицидальное поведение (ложный суицид) в виде изображения лишения себя жизни, без реального стремле­ния смерти. Суициданты данного типа всегда надеются на спа­сение;

• аффективный суицид, характеризующийся аффективной реакци­ей на события;

• индуцированное суицидальное поведение. Суицид, совершаемый под влиянием значимого окружения. Чаще свойственен подрост­ковому возрасту.

Рассматривая вопрос суицидального риска, необходимо разде­лять факторы, условия и поводы для активизации суицидального по­ведения.

Рассматривая факторы суицидального риска, отметим их биоло­гическую, психологическую и социальную составляющую. Р. Кочунас (1999), ссылаясь на Г. Хембли, выделяет ряд факторов, увеличивающих риск суицида, это: возраст (подростковый и пожилой), муж­ской пол, чувство одиночества, отсутствие детей, склонность к аддиктивному поведению, депрессия, безысходность, комплексы, по­теря смыла жизни, соматические заболевания, психические заболе­вания, травматические события. Нередко суицид выступает в виде формы гнева и печали.

По данным ВОЗ (1992), выделяются 4 группы риска суицидаль­ной активности:

• страдающие депрессивными расстройствами (каждый шестой из этой группы осуществляет самоубийство);

• страдающие другими психическими заболеваниями (в частности, шизофренией);

• совершившие суицидальную попытку;

• страдающие хроническим алкоголизмом, каким-либо видом ток­сикомании или лекарственной зависимостью.

По данным украинских психиатров, к группам высокого суици­дального риска можно также отнести лиц старше 60 лет, ликвидато­ров последствий аварии на ЧАЭС.

Анализ литературных источников и наши исследования на про­тяжении ряда лет позволили сделать вывод, что фактором суицидаль­ного поведения может быть акцентуация характера. Значимым ком­понентом детерминации суицидального поведения на наш взгляд выступают волевые расстройства.

Условиями суицидального поведения может считаться комплекс явлений, делающих суицид возможным (например, идея о том, что данный способ работает как метод решения проблем), включая до­ступность совершения суицидальных действий и личностные состо­яния человека, например депрессия, тревожность и т.д.

Поводом суицидального поведения может служить любое событие, которое является толчком к действию. Это событие не является причи­ной суицида, а работает по методу последней капли. Для подростков таким событием может быть ссора с родителями или друзьями. Для взрослых — конфликт, серьезное заболевание, смерть близкого и т.д.

Препятствием для совершения суицида могут являться антисуи­цидальные факторы личности, обесценивающие самоубийство как способ разрешения проблем и формирующие антисуицидальный ба­рьер. Серьезными препятствиями для совершения самоубийства или причинения себе вреда могут служить такие факторы, как высокая самооценка, религиозность, анализ происходящего, контроль свое­го поведения, негативное отношение к суициду как проявлению сла­бости, способность надеяться на лучшее и возможность найти выход из сложной жизненной ситуации, а также отсутствие наблюдателей или публики, наличие сублимации конфликтов через творческую ре­ализацию, чувство юмора, тяга к жизни.

Крайне сложны вопросы повторения суицидальных попыток. Не один специалист не может предугадать будет ли человек совершать повторную попытку суицида. Однако выделяется комплекс марке­ров, которые могут служить индикаторами будущего рецидивирования суицидального поведения: алкоголизм, токсикомания; асоци­альное поведение, «социопатия»; безработица; низкая профессио­нальная квалификация; наличие психического заболевания с пред­шествующим амбулаторным или стационарным лечением в психи­атрической больнице; преклонный возраст; социальное одиноче­ство; вдовство, разводы; случаи насилия; предшествующие суици­дальные попытки.

Рассматривая теории, объясняющие возникновение суицидаль­ного поведения, необходимо отметить, что все они по разному трактуют причины суицида.

Психоаналитическая теория суицид рассматривает как трансфор­мацию присущего человеку инстинкта смерти. Причины, по которым такая трансформация произошла, варьируются в зависимости от идей автора и специфики его взглядов на природу смерти. Так, К. Хорни рассматривает суицид как возникновение у человека чув­ства несоответствия стандартам социального окружения. Г. Саливан рассматривает суицид как перенос индивидом на себя враждебное отношение к окружающим.

Мотивационная концепция суицида рассматривает суицидальное поведение как попытку избавиться от душевной боли, порожденной фрустрированием индивидуально-значимых потребностей человека.

Когнитивно-поведенческий подход рассматривает суицидальное поведение как неадаптивную личностную реакцию, возникающую в ситуации жизненного кризиса.

Клинико-психологическая теория рассматривает суицидальное поведение как результат социально-психологической дезадаптации, возникающей на основе суицидогенного конфликта.

Э. Дюркгейм в своей работе «Самоубийство» (1897) выделяет че­тыре типа суицида: эгоистический, связанный с ощущением своего отчуждения и разъединения с обществом; альтруистический — жерт­вовать собой на благо общества; аномический, связанный с ощуще­нием бесправия и невозможностью адаптации в современном обще­стве; фаталистический.

Диагностирование готовности к суициду достаточно затруднено. Считается, что в психологии вообще нельзя пропускать мимо вни­мания суицидальные заявления клиента. Однако необходимо учи­тывать, что мысль о суициде рано или поздно приходит в голову практически любому человеку, однако при высокой витальной ак­тивности такая мысль достаточно быстро исчезает или даже пугает человека. У человека с низкой витальной активностью такая мысль может становиться навязчивой.

В рамках консультирования клиента, при наличии у него суици­дальной мысли, необходимо оценить степень сформированности су­ицидальных намерений, наличие суицидального плана и возмож­ность его выполнения. Особенно внимательно необходимо отнестись к клиентам, имеющим перечисленные выше факторы повышения уязвимости.

Анализ различной литературы, рассматривающей вопросы работы с суицидантами, позволяет выделить четыре параметра, которые необ­ходимо оценить для диагностики опасности суицидальных действий:

а) разработанный план и метод суицидальных действий (их до­ступность и легкость в выполнении, степень опасности для леталь­ного исхода);

б) наличие попыток самоубийства в прошлом, особенно в пери­од до трех месяцев;

в) наличие события, побудившего к выбору аутоагрессивного по­ведения, его сочетаемость с другими жизненными событиями чело­века (их количество, степень влияния на человека);

г) наличие подготовительных процедур к концу жизни (написа­ние завещания, прощальных записок, распоряжений).

В настоящее время арсенал методик и техник для диагностики суицидального риска и склонностей достаточно велик. Наиболее из­вестные на данный момент:

• диагностическое интервью с семейным анамнезом;

• тест Личко «ПДО»;

• опросник суицидального риска (ОСР), адаптация И.Ю. Беляко­вой, А. Г. Шмелева;

• методика экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал» (Иматон), основанная на измерении психофизиологических ре­акций (авторы М.В. Зотов и В.М. Петрукович);

• методика выявления суицидального риска у детей (авторы А.А. Кучер, В.П. Костюкевич). Диагностирует аутоагрессивные тенденции и факторы, формирующие суицидальные намерения;

• опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой). Диагностирует уровень сформированности суицидальных намет рений. Для учащихся 8—11 класса;

• тест «Суицидальная мотивация» (Ю.Р. Вагин, 1998);

• тест «Противосуицидальная мотивация» (Ю.Р. Вагин, 1998);

• «Шкала суицидальной интенции» (А.Т. Веск),

В любом случае, независимо от типа суицида, его осознанности, с суицидальным поведением работают как с истинным.

Наши рекомендации