Консультативная помощь семье в периоды нормативных кризисов
Консультативная помощь семье должна содержать многообразные аспекты, связанные со смысловой эмоциональной и экзистенциональной поддержкой семьи. Н.И. Олиферович (Н.И. Олиферович, 2006) выделяет пять основных функций, которые выполняют психологическое консультирование: поддерживающая, посредническая (между членами семьи или окружающим миром и семьей), обучающая, развивающая, информационная. Среди видов психологического консультирования семьи в ситуации кризиса чаще всего используются следующие.
Информирование: как в контексте предоставления информации о специфике кризиса, его задачах и возможностях преодоления, так и о возможностях получения помощи у других специалистов.
Индивидуальное психологическое консультирование: консультирование одного из членов семьи как фактора реорганизации всей семьи.
Консультирование супружеской пары: направленно на оптимизацию взаимодействия в брачной паре.
Групповое консультирование супружеских пар: обычно организуется для активизации работы с супружескими проблемами.
Семейное консультирование: направленно на работу со всей нуклеарной или расширенной семьей в ситуациях, связанных с системными проблемами.
Групповое семейное консультирование: предполагает работу с группой, в которую входит несколько семей, например для решения детско-родительских отношений (Н.И. Олиферович, 2006).
В качестве общих рекомендаций по работе с семьей, находящейся в нормативном кризисе, предлагается следующий алгоритм консультирования.
1. Выявление представления всех членов семьи о специфике переживания трудностей.
2. Анализ семейной истории, позволяющий выявить специфику сложившейся ситуации через факты жизни отдельной семьи.
3. Отражение чувств и переживаний семьи в рамках понимания специфики, происходящего кризиса и психологической поддержки семьи.
4. Определение основной проблематики семьи с выдвижением различных идей о причинах возникновения трудностей. На этой стадии семья должна сформулировать четкие и реалистичные цели для изменений.
5. Проработка чувств всех членов семьи, вызванных переживанием нормативного кризиса.
6. Стадия выдвижения альтернатив, на которой обсуждаются варианты решения возникшей проблемы.
7. Планирование. Стадия связанна с выбором максимально доступной для семьи альтернативы и ее проверки. На этой стадии семья планирует поэтапную деятельность вне процесса консультирования.
8. Стадия решения проблемы в реальной жизни семьи.
Такие мероприятия осуществляются в формате краткосрочной психотерапии и консультирования с общим количеством встреч до 20.
Рассмотрим более подробно возникающие нормативные кризисы и специфику консультирования в эти периоды.
Первая стадия,стадия монады. На этой стадии молодой человек отделяется от родительской семьи, формирует собственные представления о жизни и жизненные ценности. Важным этапом данной стадии является самоутверждение и подтверждение своей психологической и финансовой компетентности. Психологическая помощь на этой стадии может быть связана с вопросами отделения от родительской семьи и неумением или нежеланием молодого человека обретать самостоятельность.
На этой стадии происходит подбор возможного партнера. Выбор объекта для брачных отношений также может вызывать ряд сложностей, связанных с нереалистическими ожиданиями от супруга; например, девушка может хотеть, чтобы молодой человек, с одной стороны, был чутким, эмоционально открытым и мягким, с другой — руководил бы ею и активно принимал решения. Достаточно часто на этой стадии возникают сложности в выстраивании эмоциональных отношений. Молодые люди не готовы идти на уступки друг другу, не способны к компромиссу. В задачи психологического консультирования в данный кризисный период входят вопросы добрачного консультирования, связанные с выстраиванием адекватной системы ценностей и предпочтений; выявлением внутренних конфликтов и нарушенных представлений о партнере; формирование умений находиться в эмоционально близких отношениях.
Вторая стадиясвязана с вступлением в брачные отношения, которые могут рассматриваться как проходящие по принципам «переживания острого горя». В процессе переживания мы можем выделить с той или иной степенью яркости все основные этапы. Этап шока связан непосредственно с принятием решения об официальном оформлении отношений. Многие молодые люди, находясь в ситуации шока, не верят сами себе («Неужели я сделал ей предложение?...», «Неужели я все-таки согласилась? Ничего не помню! Все было как в бреду!..»), забывают документы, пытаясь подать заявление в ЗАГС, и т.д. Следующий этап переживания — отрицание, проявляющееся в эмоциональном отдалении будущих супругов друг от друга, игнорировании необходимости готовится к браку. Именно на этом этапе многие молодые люди обнаруживают, что вокруг них есть много достойных партнеров. Этап отрицания сменяется этапом агрессии, так как окружающие не дают возможности дальше игнорировать ситуацию вступления в брак. При этом агрессия нормативно направлена друг на друга и на окружающих. На этом этапе молодые люди склонны серьезно конфликтовать, вплоть до расставания. Молодые люди, вступающие в брак, в этой фазе испытывают серьезные сложности в отношениях сразу же после заключения брака, так как ожидается «медовый месяц», а наступают бытовые сложности, вызывающие раздражение друг другом. Этап агрессии сменяется депрессией, понижением настроения и эмоциональной чувствительностью с основным вопросом: «Зачем мне это надо?». Напомним, что нормативно данный этап приходится на 3-4 месяц после принятия решения о бракосочетании, что приводит к тому, что некоторые из молодоженов не доходят до дворца бракосочетания. Только к концу четвертого месяца после подачи заявления в ЗАГС молодые люди входят в стадию принятия и формируют готовность к супружеским отношениям.
Данный период супружеских отношений крайне важен для формирования супружеской пары их сексуальных, эмоционально-эротических отношений. Сложности, возникающие в сексуальных взаимоотношениях на этой стадии, могут быть связанны с низкой сексуальной культурой партнеров или психологическими проблемами. Консультирование супружеской пары на этом этапе в первую очередь должно быть направленно на преодоление кризиса супружества и формирование адекватных взаимоотношений в молодой семье. Если ситуация связана с проблемами в сексуальных отношениях, то такой паре рекомендуются различные методы сексуального просвещения или тренинги по формированию сексуальной гармонии. Необходимо обратить внимание, что еще одной причиной нарушений отношений на этой стадии является ситуация распределения ролей в семье.
Третья стадия— стадия беременности и рождения ребенка — стадия триады. В теме 3 мы более подробно рассматриваем вопросы протекания беременности, которые также могут быть представлены через схему переживания острого горя и требуют серьезного психологического вмешательства в случае неадекватного течения беременности или девиантного родительствования. Нормативно на этой стадии оказывается консультативная помощь по подготовке к родам и формированию чувства материнства и отцовства. Необходимо заметить, что вновь сформированная система родительствования может вытеснить из жизни молодых людей супружеские отношения, что приведет к взаимному неудовольствию, конфликтам и другим ненормативным семейным кризисам.
Стадия рождения второго ребенка.Этот этап семья переживает так же, как кризисный, который связан с формированием подсистемы сиблингов и возникающими отношениями между детьми. Особенно остро данный период может переживать первый ребенок, теряющий статус «единственного». Психологическая помощь на этой стадии может быть направлена на консультирование родительской пары для организации адекватных условий при прохождении кризисного процесса у старшего ребенка. Второе направление психологического консультирования связанно с оказанием помощи самому ребенку, отражением его эмоциональных переживаний и внутренних конфликтов, принятием новой социальной роли.
Следующий нормативный кризисный этап связан с социальным представлением семьи,возникающим в результате поступления в школу старшего ребенка. На этом этапе такое частичное отделение ребенка от родителей может привести к обострению внутренних супружеских конфликтов, от которых ребенок теперь не отвлекает. Важным аспектом кризиса этой стадии являются те нормативные требования, которые предъявляет семья и школа к ребенку. В случае если требования крайне жесткие, ребенок испытывает серьезную психоэмоциональную нагрузку, которая в последствии может выливаться в протестное поведение. Консультирование на данном этапе в зависимости от специфики протекания кризиса может быть направленно на формирование гибких требований к ребенку или на решение супружеских конфликтов.
Следующий нормативный кризис семьи — подростковый возраст. Специфика протекания подросткового возраста вызывает серьезный кризис как детско-родительских отношений, так и отношений между самими супругами. Часто в этот период возникает несколько сложностей. Во-первых, родителям требуется психологическая помощь для формирования новых правил взаимоотношений с подростком, расширение сферы его влияния. Во-вторых, возникает необходимость поддержки родителей трудных детей, которая проходит чаще в виде групп встреч или родительских групп самопомощи, дающие надежду на изменение ситуации.
Третье направление психологического консультирования связанно с обучением новым способам организации взаимодействия с подростками, например тренинг эффективного общения Гордона (ParentEffectivTraining — РЕТ; Т. Гордон, 2010).
Стадия повторной диады. Данный кризисный этап связан с ослабеванием родительской подсистемы и возникновением «синдрома опустевшего гнезда». Консультирование на этом этапе, направленно на переориентацию пары на другие жизненные ценности и интересы, актуализацию супружеских отношений.
Повторная монада, стадия связанна со смертью одного из супругов, является одной из самых парадоксальных. Переживание данного кризиса болезненно и кратковременно, если отношения между супругами были эмоционально теплыми. Длительно и вполне радостно, если отношения между супругами были конфликтны или жестоки.