Общая структура консультирования

На определение основных сложностей и проблем и выстраивания стратегий их преодоления отводится 2-4 встречи. Эти первые встре­чи считаются диагностическими. В период этих встреч необходимо собрать информацию о происходящих затруднениях с точки зрения каждого партнера, опираясь на конкретные факты и ситуации нару­шений. Необходимо диагностировать процессы, происходящие с су­пругами по отношению к понятию здоровая семья, которая отвеча­ет следующим характеристикам — способна воспроизводить здоровое потомство, имеет духовно-нравственное и медицинское благо­получие, имеющая обоих зарегистрированных родителей, наличие детей, супруги удовлетворены браком и сексом, склонны к здоровому образу жизни, не имеют хронических деструктивных конфлик­тов.

Кроме того намечаются области необходимых изменений в пове­дении каждого из супругов, позволяющее снизить напряженность.

Следующие 2—4 встречи направлены на реализацию выделенных стратегий, для чего данные стратегии разбираются в рамках консуль­тации и закрепляются в виде домашних заданий. Их обсуждение про­исходит в начале следующей сессии. Домашние задания как метод консультирования достаточно широко используют при работе с су­пружеской парой для: выявления основных проблем; реструктури­рования ролей и иерархии; отработки новых навыков; разбора кон­фликтных ситуаций и т.д. Ситуации раздельного консультирования рекомендуются, если супружеская проблема берет свое начало в ин­дивидуальных проблемах одного из партнеров или партнер явно стесняется говорить при другом. Считается, что индивидуальное консультирование партнеров должно проводится равномерно.

Разберем основные особенности консультативной работы с раз­ными супружескими проблемами при работе с супружеской парой:

1. Недовольство распределением супружеских ролей. В рамках дан­ного консультирования необходимо составить список ролей, кото­рые реализует семья. На консультировании происходит совместное перераспределение ролей между супругами. Важно для распределе­ния ролей выслушать возникающие жалобы и переформулировать их в конкретные предложения. При распределении ролей важным аспектом будет работа с социальными мифами. Необходимо отсле­дить, нет ли более глубоких проблем, скрытых за неадекватным функциональным распределением. В рамках решения данной про­блемы необходимо создавать позитивный фон в общении.

2. Проблемы несовпадения взглядов на семейную жизнь. В этом слу­чае паре необходимо предоставить комплекс мер для урегулирова­ния представлений о семье. В процессе консультирования, необхо­димо выяснить неадекватные семейные ожидания и помочь вырабо­тать навыки адекватного отношения.

3. Сексуальные проблемы. Консультирование чаще начинается с других проблем, которые являются следствием возникших сексуаль­ных разногласий. Наличие сексуальных проблем выявляется в про­цессе консультирования. Консультирование сексуальных проблем лучше проводить в паре. Наиболее часто предъявляют жалобы на пассивность партнера. Практически всегда за внезапно возника­ющий пассивностью стоит проблема: болезни супругов, эмоциональ­ный стресс, психогенные неврозы и т.д. Особо часто партнеры выде­ляют проблему сексуальной неудовлетворенности или холодности. Для работы с данной проблемой используют комплекс методов, в том числе техники на совместное исследование сексуальности. Кроме того, необходимо работать с психологическими сложностями вос­приятия сексуальных отношений.

4. Болезни. Работа с семьей, где есть хронический больной, на­правлена на помощь в отражении негативных чувств и страха. Важ­ным аспектом является переструктурирование функциональный ро­лей, с отражением чувств по поводу этого. Необходимо найти ресур­сы для реорганизации семьи. Обязательной также будет работа с дол­говременными планами семьи, организацией досуга семьи. Обяза­тельной является организация межличностных отношений, в том числе болеющего с его ближайшим окружением. Если семья переда­ет заболевшего на попечение государству, необходима работа по взве­шиванию решения и организации взаимоотношений с родственни­ками.

5. Власть и влияние в супружеских отношениях. При наличии данной проблемной области необходимо выявить причину, из-за кото­рой создалась ситуация: отсутствие иерархии, неуверенность в люб­ви другого человека, паттерны поведения, перенесенные из детства, попытка избежать разрушения семьи, неуверенность в себе. Все это проявляется в неадекватных или невозможных требованиях к друго­му, попытках манипулировать другими, отказ от секса, поздние при­ходы домой, унижение другого. Работа обязательно ведется с обои­ми партнерами. В рамках консультирования необходимо показать неадекватность борьбы за власть. В результате перед партнерами ста­вится вопрос выбора между борьбой за власть и сохранением отно­шений.

6. Нарушение межличностных отношений. Консультирование ве­дется с парой. Основная задача консультирования — выявление при­чины эмоционального отдаления и оказание помощи паре в созда­нии теплых отношений. Консультативная работа чаще всего направ­лена на повышение коммуникативной компетенции, научение на­выков конструктивного спора, повышение навыков межличностной толерантности, отказ от переделки партнера. Если в основе отдале­ния лежит непережитое горе или чувство вины, то первичным ста­новится работа с глубинной проблемой и виной.

7. Окончание первичного контракта. Первичным контрактом на­зывают не проговоренные намерения, возникающие относительно партнера в процессе знакомства пары. Например, молодой человек, видя девушку, думает, что она нуждается в защите, а она, рассматри­вает его как защитника. Это будет их первичным контрактом. В слу­чае, если кто-то из партнеров начнет нарушать контракт (например, девушка станет сильной и независимой), у пары возникнут серьезные конфликты. Необходимо выяснить структуру первичного контракта, ожидаемые изменения пары и перезаключить контракт. Если между партнерами сохранится любовь, то перезаключение контракта позволит наладить отношения. Основные методы консультирования в данной ситуации, это упражнения для пары и домашние задания, ко­торые могут выполняться совместно.

Консультирований одного партнера супружеской пары.Достаточно часто возникает ситуация когда на консультирование приходят не оба, а один партнер. Проблемы, с которыми приходит клиент, также связаны с парными взаимодействиями, однако один из супругов не готов их решать или не доверяет психологам в принципе. Работа с одним клиентом имеет отличия от работы с парой, однако причины обращения чаще всего те же самые. Тем не менее отметим наиболее частые причины обращения одного из супругов: недовольство по по­воду низкой активности партнера, зависимость партнера от своих родителей, болезни супруга, трудности общения с ним.

Консультирование по поводу пассивности второго супруга достаточ­но частое явление в консультативной практике. Прежде чем говорить о специфике консультирования, необходимо отметить, что степень активности обоих супругов в принципе не может совпадать. Обсуж­дая этот вопрос с клиентом, достаточно эффективно обращение к истокам трансактного анализа, рассматриваемого нами в первой ча­сти пособия «Базовые навыки консультирования». Так, если клиент, пришедший на консультацию, имеет очень высокую активность и ответственность, а это значит, находится в Родительской позиции Эго-состояния, то второму, чтобы не ссориться, приходиться зани­мать комплиментарную роль — Ребенка. То есть, по простому гово­ря, «если кто-то строит, то находится тот, кто строится». Высокая ак­тивность самого клиента является условием низкой активности пар­тнера. С этой точки зрения активность партнера будет повышаться, если наш клиент позволит ей быть, и в тех формах, которые доступ­ны для партнера и которые могут не совпадать с представлениями нашего клиента. Именно с такого обсуждение должна начинаться работа с клиентом, выделяя роль самого клиента в сложившийся си­туации и формируя его готовность к изменениям собственного по­ведения. В случае если такая готовность сформирована, то необхо­димо детально запланировать изменения поведения, с обязательным их обсуждением в рамках следующей встречи.

Жалобы на чрезмерную зависимость партнера от родителей также нуждаются в определенном теоретическом пояснении. Причин воз­никновения такой проблемы может быть несколько, как наиболее часто встречаемые отмечаются нами:

• разница родовых семей партнеров по степени близости, что при­водит супруга с высоким уровнем дистанцированности семьи к ощущению очень сильного контакта между партнером и его се­мьей. Так, например, в семье одного из партнеров принято зво­нить только по праздникам, а у второго принято созваниваться ежедневно и, как минимум, раз в неделю ездить в гости;

• создавшаяся ситуация конкуренции между одним из родителей партнера и клиентом. Такая конкуренция возможна, если при­шедший к нам клиент сам претендует на место родителя, или на­оборот у партнера и его родителя были крайне теплые эмоционально-зависимые отношения, часто называемые в семей­ной психологии эмоциональным супружеством. И та и другая си­туация вынуждает нас обращаться к вопросам ролевого распре­деления в семье, и более четко структурировать системные отно­шения (эффективно применение системной семейной психоте­рапии).

• ситуация зависимости партнера от его мамы. Такая ситуация мо­жет быть характерна и для женщин и для мужчин, однако корни ее могут прятаться в разных областях. В случае зависимости муж­чины от мамы возможно подозревать ситуацию суррогатного (эмоционального) супружества, когда мальчик эмоционально-психологически выполнял для мамы роль супруга: понимал ее, поддерживал, жалел, выслушивал, одобрял и т.д. Второй вариант развития подобных отношений — наличие гиперопекающих стра­тегий воспитания в семье. Тогда это даже не зависимость от мате­ри, это в принципе сформированная неспособность принимать на себя ответственность и быть самостоятельным. В варианте женской зависимости от матери мы рискуем обратиться к психо­аналитическому взгляду на прохождение эдипальной ситуации. По мнению многих авторов психоанализа (М. Кляйн, А. Фрейд), первоначальная ситуация прохождения эдипа связана с интере­сом к матери как первичному объекту привязанности. В случае адекватных отношений между матерью и отцом, девочка, через ощущение беспомощности и разочарования, при невозможности присвоения себе объекта (мамы) отказывается от мужественно­сти и приходит к женственности, обращая внимание на отца и конкурируя с мамой. Однако в ситуации, когда между мамой и от­цом отношения конкуренции и ревности к ребенку, то переори­ентация девочки не возможна. Это происходит потому, что как только девочка начинает отказываться от привязанности к мате­ри и обращать внимания на отца, ее мама ревнует ее к отцу, упре­кает, что та больше любит отца, злится, лишает девочку любви. В этой ситуации девочка моментально возвращается к зависимо­сти от мамы, как от первичного объекта отношений. Таким обра­зом, имея в принципе полоролевую ориентацию по женскому типу, девочка будет в течение всей жизни моментально отворачиваться от мужчин, возвращаясь к маме, как только у мамы возникнут хоть какие-то реальные или мнимые проблемы из страха ее по­терять. В такой ситуации возможно консультирование только того партнера, который имеет такую зависимость, если он согласен при­ходить на консультацию. Работа с бросаемым партнером также важна для выстраивания поддерживающих отношений в семье. Ра­ботая с этой проблемой, необходимо помнить о объективных мо­ментах зависимости от родителей. Если молодая семья материаль­но или территориально зависит от родителей, то это, несомненно, укрепляет параметр эмоциональной зависимости.

Поэтому в рамках консультативного взаимодействия необходимо понять специфику жалоб клиента на зависимость партнера от роди­телей, выявить их объективный и субъективный компонент, выделить гипотетическую причину, помощь определить степень своего участия в данном процессе. После этого необходимо помочь клиенту подго­товиться к изменениям своего поведения, определить суть и специ­фику изменения. Кроме того, считается необходимым помочь клиен­ту подготовиться к разговору с партнером о данной проблеме.

• конфликт между клиентом и родителями партнера. Важно проана­лизировать причины возникновения такого конфликта и попы­таться разрешить его. Так как появление конфликта может иметь множество причин для возникновения, то консультирование долж­но строиться на основе выделенных причин. В любом случае для понимания возникновения неприязни между клиентом и родите­лями партнера хорошо работают такие направления консультиро­вания и терапии, как системные семейные расстановки, расстанов­ки на куколках, работа с пуговицами, психодрама и т.д.

В любом случае необходимо помнить, что борьба с родителями партнера будет укреплять связь вашего партнера с его родителями, так как одна из системных запрограммированных реакций любого ребенка, это защита своих родителей от негативного мнения окру­жения.

Консультирование по поводу заболевания супруга. Ю.Е. Алешина (2004), рассматривая данную ситуацию, выделяет несколько вариан­тов обращения: обращение партнера болеющего супруга, подозре­ние на заболевание партнера, наличие в семье тяжелого соматиче­ского большого. В случае консультирования супруга уже болеющего человека необходимо в первую очередь оказать клиенту максималь­ное сочувствие и поддержку. Вторым важным моментом консульти­рования такого клиента — работа с излишней моральной ответствен­ностью клиента, его чувством вины и раздражением, которое он по причине морального запрета не может не то чтобы выразить — при­знаться себе в его существовании. Также необходимо обсудить с кли­ентом максимально эффективные способы поведения с партнером, которые бы стимулировали больного к выздоровлению, помогали бы справляться с ситуацией болезни, обретать самостоятельность.

Особо стоит отметить ситуацию, когда в семье есть постоянно бо­леющий человек. В этом случае клиента обычно беспокоит особен­ности поведения больного, его позиция по отношению к собствен­ному здоровью или ответственности в совместном проживании. Часто бывает ситуация, что наличие хронического заболевания у человека ставит его как бы на «особое» место в семье, давая разрешение ни требование к себе особого внимания, манипулирование окружающими. В этой ситуации, на наш взгляд, необходимо рассмотреть поведение такого больного с двух точек зрения: как способ получе­ния дополнительных выгод и как системность заболевания. Систем­ный подход позволит взглянуть на болезнь под новым углом и найти другие способы выполнения данной функции. Например, в некоторых семьях жалость и сочувствие можно оказывать только к тяжело больному человеку, или болезнь может быть признаком принадлежности к семье («...бабушка болела, мама болела, и у меня тоже есть такое заболевание»). Если же болезнь является способом находиться в «особом положении», то Алешина (2004) советует как единственно правильное отношение, описанное К. Роджерсом. Задача семьи верить, что больной является самостоятельной личностью и относиться к нему как к здоровому человеку, с учетом, конечно, его реальных возможностей. Более подробно отношение семьи и работу с соматическим больным мы описали в соответствующей теме.

Ситуация, когда клиент подозревает партнера в наличии заболевания, особенно заболевания психического типа, должна крайне осторожно интерпретироваться консультантом. Если в информации, которую рассказывает клиент, вы действительно можете наблюдать определенные показатели наличия заболевания, стоит настоятельно рекомендовать обращение такой семьи к специалисту. В этом случае Мим стоит обсудить с клиентом, как можно мотивировать супруга на обращение к необходимому врачу, помочь найти убедительные доводы и способы поведения.

Вопросы для самоконтроля и самостоятельного изложения

1. Определите, вкакомслучае (привозникновениикакихпроблем) необ­ходимасупружескаятерапияиконсультирование. Приведитепример.

2. Вчемосновнойтеоретическийсмыслсистемногосемейногоподхода?

3. Вчемвывидитепричинуобращениясемьизаконсультативнойпомо­щью?

4. Чтотакоепарадоксальныепредписаниявсемейномконсультировании? Какиеещевидыпредписанийвызнаете?

6. Опишитеосновныетехникиконсультированиясемьи.

в. КакВыдумаете, нужнолипсихологическоеконсультированиевдобрач­ныйпериод? Обоснуйтеответ.

7. Вкакомслучаенеобходимоконсультированиесупружескойпары? Мо­жетликонсультированиевестисьсоднимпартнером?

8. Чтонеобходимоделать, еслипара, пришедшаянаконсультирование, не слышитдругдруга, продолжаяругатьсяиобвинятьдругдруга?

9. Чтотакоеструктурасемьи? Какиевидынарушенияструктурывызнаете?

10. Каковытенденцииразвитиясовременныхисследованиисемейно-брачныхотношений? I.

11. Вчемспецификаподготовкисовременноймолодежиксемейнойжизни?

12. Вчемпроявляютсяструктурныемоделисистемыподдержанияструкту­рысемьи?

13. Каковыособенностисубсистемсупружескойпары, родителей, детей (сиблингов)?

14. Как выявить ключевые проблемысемьи?

15. Каковыосновныецелипсихологическойпомощисемье?

Литература для углубленного изучения темы

1. Силяева Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейно­го консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений/ Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Акаде­мия», 2005.

2. Сатир Б. Психотерапия семьи. — СПб.: Речь, 2006.

3. Черников А.С. Системная семейная терапия, интегративная модель диагностики. — М., 2001.

4.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. — Л., 2002.-192с.

Список используемой литературы

1 .Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическоеконсультирование. — М.: Независимая фирма «Класс», 2004.

2 .Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь2004. -244 с.

3. Бендлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия и НЛП. — М.;СПб.: Институт общегуманитарных исследований, 2000.

4. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. - СПб.: Питер, 2001.

5. Берн Э. Исцеление души. Трансакционный анализ в психотерапии. —Екатеринбург: ЛИТУР, 2003.

6. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. — СПб, 200 1 .

7. Велента Т.Ф. Проблема психологической зависимости супругов от ихродителей // Журнал практического психолога. 2005. № 5. С. 5-19.

8. Витакер Карл А. Техники процесса семейной терапии. — Новосибирск, 1990.

9. Елизаров А.Я. Основы индивидуального и семейного психологическо­го консультирования. Учеб. пособие. — М.: «Ось-89», 2003.

10. Коннер Р.В., Зырянова Ю.И., Каленский М.И., Дроздовский Ю.В. Стра­тегический подход к семейной психотерапии. — Новокузнецк, 1998.

11. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний / Пер. с чешек. — М.: Медицина, 1991.

12. Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность: Психоанализ стра­стей. - М.; СПб.: Б.С.К., 1998.

13. КуприянчикЛ. Психология любви. — М., 1998.

14. Лидере А.Г. Психологическое обследование семьи: Учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб, заведений. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.

15. Маданес К. Стратегическая семейная терапия / Пер. с англ. Т.В. Сне­гиревой. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999.

16. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии / Пер. с англ. А.Д. Иорданского. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

17. Обухова Л.Ф., Дворникова И.Н. Ритуалы как психологическое средство формирования сплоченности семьи // Психологическая наука и об­разования. 2008. № 4. С. 24-34.

18. Организация деятельности специалистов по работе с семьей и деть­ми. — СПб.: Из-во С.-Петер. ун-та, 2004.

19. Ослон В.Н. Приемная семья — кризисы первого года // Формирова­ние гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, шко­ле / Под ред. В.Н. Стегния. Т. 2. Пермь, 2000.

20. Психология семьи. Хрестоматия. — Самара: Бахрах-М, 2002.

21. Сатир В. Вы и ваша семья. М.: Апрель-Пресс, Институт общегумани­тарных исследований, 2007.

22. Сатир В. — Психотерапия семьи. — СПб.: Речь, 2006. — 288 с.

23. Сатир В. Воспитывающая семья / Пер. Р.Б. Сапожникова. — Ново­сибирск, 1989.

24. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейно­го консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Акаде­мия», 2005.

25. Хамитова И.Ю. Диагностика семьи. Инструкция по применению // Журнал практической психологии и психоанализа. 2004. № 4. С. 51— 60.

26. Хеллингер Б. Порядки Любви: Разрешение семейно-системных кон­фликтов и противоречий. — М.: Издательство Института психотера­пии, 2001.

27. Черников А.С. Системная семейная терапия, интегративная модель диагностики. — М., 2001.

28. Шнайдер, Якоб. Семейные расстановки. Основные принципы и спо­собы действий. — М.: Институт консультирования и системных ре­шений, 2009.

29. ШнейдерЛ.Б. Психология семейных отношений. — М., 2000.

30. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб., 1999.

31. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. — Л., 2002.


Наши рекомендации