Социальное обслуживание населения

В теории права социального обеспечения еще в советский период рядом ученых указывалось на существование в данной отрасли такого явления как социальное обслуживание, под которым понималась деятельность специальных органов по удовлетворению материальных, бытовых, культурных и иных потребностей, прежде всего, инвалидов, которые они не в состоянии выполнить самостоятельно.

В настоящее время, когда социальное обслуживание нашло свое законодательное закрепление в специальных нормативных правовых актах, все же остается неопределенность в том, какое содержание заключает в себе эта категория. Ныне существует два легальных определения социального обслуживания, которые, однако, трудно назвать удачными.

В Законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 № 122-ФЗ социальное обслуживание определяется как деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах.

Не говорится, однако, кто должен осуществлять эту деятельность и что такое социальные услуги вообще.

В Законе «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. От 23.07.2008) дается несколько иное определение: социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Недостатком данного определения является явная перегрузка определения термином «социальный», что приводит к тавтологии, громоздкости определения и сложности понимания.

Существование двух, по существу, различных правовых дефиниций, безусловно, следует отнести к недостаткам законодательной техники, тем более что они практически не раскрывают смысл явления «социальное обслуживание».

В этой связи более верно рассматривать социальное обслуживание через призму категории правоотношение, т.е. как правовую связь, возникающую между гражданином, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и государственными (муниципальными) службами при оказании ему социальных услуг, связанных с удовлетворением бытовых, духовных, материальных и иных основополагающих жизненных потребностей человека по основаниям и в порядке, предусмотренных законодательством.

Можно выделить характерные черты правоотношения по социальному обслуживанию:

1. Обязанным субъектом в данном правоотношении выступает не государственный орган, а предприятие или учреждение, которые непосредственно оказывают социальные услуги.

2. Услуги данным субъектам предоставляются посредством деятельности социальных служб, при этом перечень социальных услуг закрепляется непосредственно в законодательстве. В этой связи нуждающийся, которому оказываются услуги, ограничен в возможности их выбора, т.е. он имеет право требовать только то, что ему предоставлено законом.

3. Цель социального обслуживания – удовлетворение жизненно необходимых потребностей гражданина, без которых невозможно жизнесуществование человека.

В настоящее время идет реформирование сферы социального обслуживания населения. Связано это с тем, что вопросы социальной поддержки и социального обслуживания населения с 1 января 2005 года отнесены к предметам ведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации федеральным законом от 04.07.2003 г. 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

На основании положений Закона 195-ФЗ, а также Федерального закона от 02.08.1995 г. 122-ФЗ принят Закон Красноярского края от 10.12.2004 г. 12-2705 «О социальном обслуживании населения».

Принципы социального обслуживания:

1. Адресность – социальное обслуживание оказывается только тем гражданам, которые лишены возможности или способности к самообслуживанию (самолечению) и оказались в трудной жизненной ситуации. Цель принципа адресности состоит не в идее охватить всех и каждого системой мер по социальному обеспечению, а, напротив, не допустить, исключить возможность включения в категорию нуждающихся лиц тех, кто в действительности, реально, не нуждается в социальных и медицинских услугах и в состоянии сам себя обеспечить (вылечить).

2. Доступность – каждый гражданин, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, может обратиться в социальные службы или медицинские учреждения за предоставлением услуг. При этом принцип доступности, в том числе, характеризует обеспечение государством создания и функционирования разветвленной сети социальных служб и медицинских учреждений, максимально приближенных к нуждающимся с учетом их места жительства, а также бесплатности оказания медицинских услуг на основании ст. 41 Конституции РФ.

3. Добровольность социального обслуживания означает, что гражданин, как правило, принимает личное решение о получении социальных услуг и приобретении статуса клиента социальной службы.

Этот принцип не является абсолютным. Так, в соответствии со ст. 15 Закона «О социальном обслуживании лиц престарелого возраста и инвалидов» обслуживание лиц, признанных недееспособными, осуществляется по обращению законных представителей, а при утрате способности к самообслуживанию по решению суда по представлению органов социальной защиты.

4. Гуманность предполагает реализацию общеправового морально-этического принципа о признании человека, его личного достоинства, прав и интересов высшей ценностью и создании условий для его свободного и творческого развития, запрет на совершение действий в отношении клиента (пациента), способных нарушить его нравственные и личностные установки.

5. Конфиденциальность означает недопустимость раскрытия третьим лицам информации о личной жизни и состоянии здоровья нуждающегося, и в том числе о самом факте обращения за социальными или медицинскими услугами, а в отношении некоторых видов услуг (например, телефон доверия) такая информация не подлежит раскрытию и самим социальным службам. Информация, ставшая известной работнику социальной службы или медицинского учреждения, составляет его профессиональную тайну и не подлежит разглашению.

6. Профилактическая направленность. Одной из важных задач социальных служб и медицинских учреждений является создание условий для предупреждения нарушения жизнедеятельности гражданина, возникновения трудной жизненной ситуации и расстройства (ухудшения состояния) здоровья.

В соответствии с законодательством субъектами правоотношений по социальному обслуживанию выступают, с одной стороны, граждане РФ, лица без гражданства и иностранцы, если в отношении последних международным договором не предусмотрено иное, с другой – государственные (муниципальные) социальные службы.

Что касается субъектов-получателей, то в рамках данных правоотношений они именуются клиентами социальной службы, т.е. лицами, находящимися в трудной жизненной ситуации, которым в связи с этим предоставляются социальные услуги.

В соответствии с законом Красноярского края на социальное обслуживание имеют право проживающие на территории края:

1) граждане пожилого возраста, т.е. достигшие пенсионного возраста, инвалиды, в.т.ч. дети-инвалиды;

2) граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, а также дети-сироты, безнадзорные дети, дети, оставшиеся без попечения родителей.

Правоспособность клиента возникает с момента наступления трудной жизненной ситуации и реализуется посредством обращения (письменного или устного) в социальную службу. Обращение может исходить как от самого гражданина, так и от его опекунов, попечителей, а также органов социальной защиты.

Особенность праводееспособности в правоотношениях по социальному обслуживанию заключается в том, что у клиента ограничено право выбора услуг – т.е. он может требовать предоставления только тех из них, которые предусмотрены законодательством для данной категории клиента в конкретной ситуации.

Социальные службы имеют специальную правоспособность, поскольку создаются только для данного вида деятельности. Особенность социальных служб заключается в том, что они в ряде случаев не принимают правоприменительные решения о предоставлении нуждающемуся социальных услуг, а только непосредственно оказывают их. Решение об осуществлении социального обслуживания принимают органы социальной защиты населения, а его реализация осуществляется через социальные службы.

Социальные службы с функциональной точки зрения можно разделить:

1) на центры:

 комплексные, включающие два или более направлений обслуживания;

 специализированные, обеспечивающие одно из следующих направлений обслуживания:

– центры социальной помощи семье и детям;

Постановление Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. № 52 «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр социальной помощи семье и детям".

– центры психолого-педагогической помощи;

Постановление Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. № 53 «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр психолого-педагогической помощи населению"».

– социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

Постановление Минтруда РФ от 29 марта 2002 г. № 25 «Об утверждении рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».

– центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

– центры помощи на дому;

– центры экстренной психологической помощи по телефону;

Постановление Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. № 54 «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр экстренной психологической помощи по телефону"».

– геронтологические центры.

Постановление Минтруда РФ от 14 ноября 2003 г. № 76 «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Геронтологический центр"».

2) дома и приюты:

 ночного пребывания;

 для одиноких престарелых;

 для детей и подростков.

3) стационарные учреждения (включая предоставление в них медицинских услуг):

 дома-интернаты для престарелых и инвалидов;

 психоневрологические интернаты;

 детские дома-интернаты для умственно отсталых детей;

 дома-интернаты для детей с физическими недостатками.

В статье 7 краевого Закона приведен перечень краевых государственных учреждений социального обслуживания, фактически созданных в крае в соответствии с действующим законодательством до 1 января 2005 года:

а) дом-интернат (пансионат) общего типа для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов;

б) дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда;

в) специальный дом-интернат для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов;

г) психоневрологический интернат;

д) геронтологический центр;

е) учреждение социального обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий (дом ночного пребывания, социальная гостиница, центр социальной адаптации);

ж) комплексный центр социального обслуживания населения;

з) центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

и) детский дом-интернат для умственно отсталых детей;

к) детский дом-интернат для детей с физическими недостатками;

л) социальный приют для детей;

м) реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями;

н) центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

о) центр социальной помощи семье и детям;

п) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;

р) кризисный центр помощи женщинам;

с) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

Наши рекомендации