Ликвидация последствий катастрофы на чаэс и развитие пострадавших территорий

С целью координации действий при ликвидации последствий катастрофы в 1991 году был создан специальный орган государственного управления – Государственный комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (Госкомчернобыль).

В настоящее время это Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

В Республике Беларусь приняты законы:

«О радиационной безопасности населения» от 5 января 1998 г.

«О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 22 февраля 1991 г.

«О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 12 ноября 1991 г.

16 июля 2009 г. вместо Закона «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» вступил в силу Закон «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий».

Приняты также:

«Национальная программа профилактики генетических последствий, обусловленных катастрофой на Чернобыльской АЭС»;

· Республиканские допустимые уровни содержания радионуклидов цезия-137 и стронция-90 в пищевых продуктах и питьевой воде;

· постановления Правительства об отнесении населенных пунктов и объектов к зонам радиоактивного загрязнения (последнее принято 1 февраля 2010 г.);

· Положение о контроле радиоактивного загрязнения;

· Рекомендации по ведению агропромышленного производства в условиях радиоактивного загрязнения земель;

· Правила ведения лесного хозяйства в зонах радиоактивного загрязнения и др.

«Чернобыльские» нормативные документы регулярно пересматриваются и адаптируются к изменяющейся ситуации.

Основным административно-финансовым инструментом для претворения в жизнь государственной политики в отношении пострадавшего населения и территорий являются государственные программы по преодолению последствий чернобыльской катастрофы.

Основными мероприятиями по защите населения от радиации являются:

1. Дозиметрический контроль радиационной обстановки и ее прогнозирование.

2. Оповещение населения о радиационной обстановке.

3. Снижение допускаемых дозовых нагрузок.

4. Дезактивация территории, объектов, техники и продуктов питания.

5. Захоронение, образовавшихся при дезактивации радиоактивных отходов, а также отходов производства с повышенным содержанием радионуклидов.

6. Ограничение доступа населения в зону отчуждения и прекращение там хозяйственной деятельности.

7. Перепрофилирование лесного и сельского хозяйства и обеспечение радиационно-безопасных условий труда.

8. Комплекс санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий.

9. Контроль переработки и распространения загрязненных радионуклидами продуктов.

10. Компенсация экономического, социального и экологического ущерба.

11. Контроль использования, распространения и захоронения радиоактивных материалов.

12. Предотвращение распространения радионуклидов.

13. Реабилитация сельскохозяйственных угодий.

14. Благоустройство населенных пунктов.

15. Пропаганда рационального питания.

16. Медицинская диспансеризация пострадавшего населения.

17. Производство сельскохозяйственной продукции по требованиям РДУ содержания радионуклидов.

18. Проведение научных исследований воздействия на население малых доз облучения и применяемых мер профилактики.

19. Международное сотрудничество по последствиям катастрофы.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 12 ноября 1991 г. вся территория республики разделена на зоны:

- зона эвакуации (отчуждения) – 30-и километровая зона и территория, откуда в 1986 г. было эвакуировано население;

- зона с правом первоочередного отселения, где активность загрязнения почвы по цезию-137 более 40 Кu/км2 (по стронцию-90 - более 3 Кu/км2 , по плутонию-239 - более 0,1 Кu/км2 ) и эффективная доза облучения может превысить 5 мЗв/г;

- зона с правом последующего отселения, где активность загрязнения почвы по цезию-137 составляет 15 - 40 Кu/км2 (по стронцию-90 - 2 - 3 Кu/км2 , по плутонию-239 – 0,05 - 0,1 Кu/км2 ) и эффективная доза облучения может превысить 5 мЗв/г;

- зона с правом отселения, где активность загрязнения почвы по цезию-137 составляет 5 - 15 Кu/км2 (по стронцию-90 - 0,5 - 2 Кu/км2 , по плутонию-239 – 0,02 - 0,05 Кu/км2 ) и эффективная доза облучения - 1 - 5 мЗв/г;

- зона проживания с периодическим радиационным контролем, где активность загрязнения почвы по цезию-137 составляет 1 - 5 Кu/км2 (по стронцию-90 - 0,15 – 0,5 Кu/км2 , по плутонию-239 – 0,01 - 0,02 Кu/км2 ) и эффективная доза облучения – менее 1 мЗв/г.

Пострадавшие от радиации согласно Государственному регистру лиц, подвергшихся воздействию радиации, утвержденному постановлением СМ РБ от 5 мая 1993 г. подразделяются на 7 групп учета:

1 группа – лица, принимавшие участие в ликвидации аварии и ее последствий;

2 группа – лица, эвакуированные или самостоятельно покинувшие зоны эвакуации в 1986 г.;

3 группа – лица, проживающие в зонах первоочередного и последующего отселения или самостоятельно выехавшие из этих зон после катастрофы;

4 группа – дети, родившиеся от лиц, отнесенных к 1 – 3 группам;

5 группа – лица, проживающие в зоне с правом отселения и зоне проживания с периодическим радиационным контролем, а также жители других населенных пунктов, где средняя эквивалентная доза облучения превышает 1 мЗв/г;

6 группа - лица, участвовавшие в ликвидации или пострадавшие от аварий и их последствий на других радиационно опасных объектах, в том числе и военного назначения;

7 группа – инвалиды вследствие катастрофы на ЧАЭС из числа граждан, не имеющих статуса «пострадавший от катастрофы на ЧАЭС», а также дети и подростки, при обнаружении у них заболеваний кроветворных органов, щитовидной железы и злокачественных опухолей, если они не отнесены к другим группам учета.

Каждая группа проходит диспансеризацию в разном объеме и с различной периодичностью.

Для их лечения бесплатно выделяются медицинские лекарственные препараты.

РАДИАЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ

Является составной частью Национальной системы мониторинга окружающей среды (НСМОС) и включает

МОНИТОРИНГ РАДИАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ:

- атмосферного воздуха;

- мониторинг радиоактивного загрязнения поверхностных вод;

- мониторинг радиоактивного загрязнения почв;

- контроль радиоактивного загрязнения продуктов, объектов, лесной растительности и др.

На метеорологических станциях проводится контроль:

- гамма-излучения на 56 постах;

- радиоактивных выпадений из атмосферы – на 30 постах;

- радиоактивных аэрозолей – на 6 постах.

На гидрологических постах пяти больших и средних рек республики контролируется содержание радионуклидов в поверхностных водах.

4 автоматизированные системы контроля радиационной обстановки контролируют ее в 100-километровых зонах Чернобыльской, Смоленской и Ровенской АЭС и в 30-километровой зоне Игналинской АЭС.

Радиационный мониторинг леса проводится на 92 пунктах.

Все продукты сельского хозяйства проходят радиационный контроль в организациях, на предприятиях и на рынках.

Наши рекомендации