Основные положения и принципы обеспечения безопасности.
Калининград
Безопасность жизнедеятельности: Программа дисциплины и вопросы к эачету для студентов заочной формы обучения / Авт.- сост. к.ф.н.Меднис Н.В. – г. Калининград: МФЮА, 2012. –13 с. | |
Рассмотрена и одобрена Кафедрой общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин Калининградского филиала МФЮА, протокол от «___» _октября 2012 г. № _2__ | |
Автор: Меднис Н.В. | |
© Меднис Н.В., 2012 © Кафедра общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин, 2012 © Калининградский филиал МФЮА, 2012 | |
Пояснительная записка
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для студентов высшего профессионального образования по направлениям 080100 «Экономика», 080500 «Менеджмент» и включена в общеобразовательный блок программы обучения по данным специальностям. Её содержание составляют общие закономерности опасностей и соответствующие методы и средства защиты человека в любых условиях его обитания. Опасность – явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях причинить ущерб здоровью человека.
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания. Она не решает специальных проблем безопасности, но является научно-методическим фундаментом для всех специальных дисциплин безопасности. Её целью является формирование безопасного мышления и поведения, общей грамотности в области безопасности, как основы обеспечения защиты личности, общества и государства в целом.
Опасности вероятностны и потенциальны. Учитывая, что человеческое сознание не придает приоритетного значения информации, которая носит вероятностный характер, то профилактика опасностей и защита от них человека – актуальная гуманитарная и социально-экономическая проблема, в которой заинтересовано государство. В связи с этим дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является неотъемлемым образовательным компонентом подготовки всесторонне развитой личности и формирования идеологии безопасной жизнедеятельности. Она решает 3 группы учебных задач:
· Идентификация (распознавание) опасностей.
· Профилактика идентифицированных опасностей на основе сопоставления затрат и выгод.
· Действие человека в условиях чрезвычайных ситуаций.
Изучение теоретических знаний дисциплины, выполнение практических работ, написание рефератов по узловым вопросам должны дать студентам-заочникам целостное представление об опасностях окружающего мира и защите от них; обучить их выполнению на практике действиям до проявления опасности, во время опасности и при ликвидации последствий опасностей.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- сохранения здоровья (знание и соблюдение норм здорового образа жизни; физическая культура);
- ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления);
- компетенциями гражданственности (знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свободы и ответственности);
- самосовершенствования (сознание необходимости, потребность и способность учиться);
-социального взаимодействия: способностью использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности, готовность к сотрудничеству, расовой, национальной, религиозной терпимости, умением погашать конфликты, способностью к социальной адаптации, коммуникативностью, толерантностью;
- способностью организовать свою работу ради достижения поставленных целей; готовность к использованию инновационных идей;
- владением культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности;
- способностью работать самостоятельно;
- способностью принимать решения в пределах своих полномочий;
- способностью к познавательной деятельности;
- способностью использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач;
- способностью к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способность к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций;
- способностью использования основных программных средств, умением пользоваться глобальными информационными ресурсами, владением современными средствами телекоммуникаций, способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач;
- способностью использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности;
способностью применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных.
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
основные техносферные опасности, их свойства и характеристики; характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду; методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;
уметь:
идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации; выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;
владеть:
законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.
2. Объем дисциплины и виды учебной работы.
2.1. Содержание разделов дисциплины. Заочная форма
Пп | Наименование | Всего часов | Ау-дитор-ных | Лек-ции | Прак-тичес-кие | Самос-тоятель-ные |
1. | Основные положения и принципы обеспечения безопасности. | 4 | 4 | |||
2. | Основные закономерности адаптации организма человека к различным условиям | 6 | 1 | 1 | 5 | |
3. | Психология БЖ (антропогенные опасности) | 8 | 1 | 1 | 7 | |
4. | Социальные опасности | 6 | 1 | 1 | 4 | |
5. | Природные опасности | 6 | 6 | |||
6. | Биологические опасности | 4 | 1 | 1 | 3 | |
7. | Техногенные опасности | 8 | 1 | 1 | 7 | |
8. | Экологические опасности | 6 | 1 | 1 | 5 | |
9. | Чрезвычайные ситуации (ЧС) и их классификация | 4 | 4 | |||
10. | Основные способы и средства защиты населения. | 8 | 1 | 1 | 7 | |
11. | Устойчивость функционирования объектов экономики | 6 | 1 | 1 | 5 | |
12. | Организация государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. | 6 | 6 | |||
Итого | 72 | 8 | 8 | 64 |
Содержание дисциплины
Тема 1. Предмет, задачи и методы научной дисциплины «Безопасности жизнедеятельности» (БЖ). Основные положения учебной дисциплины БЖ. Краткая история формирования дисциплины БЖ.
Основные понятия и определения БЖ. Опасность. Номенклатура опасностей. Таксономия опасностей. Идентификация опасностей. Причины и следствия. Квантификация опасностей.
Концепция приемлемого (допустимого) риска. Управление риском. Системный анализ безопасности. Методы анализа безопасности систем.
Принципы, методы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности. Принципы обеспечения безопасности: ориентирующие, технические, организационные, управленческие. Основы управления безопасностью жизнедеятельности.
Тема 2. Основные закономерности адаптации организма человека к различным условиям.
Понятие об индивидуальном и популяционном здоровье человека. Влияние факторов и условий окружающей среды на состояние здоровья человека.
Общие принципы и механизмы адаптации. Понятие об адаптации и гомеостазе. Функциональные системы организма, формирующие адаптивный эффект. Общая схема функциональной системы.
Взаимосвязь организма с окружающей средой. Краткая характеристика сенсорных систем организма человека.
Управление факторами среды. Человек как элемент системы- «человек- среда».
Совместимость элементов системы «человек - среда» (антропометрическая, биофизическая, энергетическая, информационная, социальная, технико-эстетическая, психологическая).
Тема 3. Антропогенные опасности.
Психологические процессы и состояния. Учение Г. Селье о стрессе. Стресс как целесообразная защитная реакция организма человека и механизм активизации его адаптивных возможностей в экстремальных условиях. Дистресс или запредельное психическое напряжение, его основные формы (тормозная и возбудимая).
Классификация форм психического напряжения. Факторы, повышающие напряжение. Особые психические состояния и факторы их вызывающие. Мотивация (побуждение) деятельности человека. Методы повышения безопасности человека в опасных ситуациях.
Тема 4. Социальные опасности.
Классификация социальных опасностей. Причины социальных опасностей. Виды социальных опасностей: шантаж, мошенничество, бандитизм, разбой, изнасилование, заложничество, террор, наркомания, алкоголизм, курение, венерические заболевания, СПИД.
Тема 5. Природные опасности.
Понятие о природных опасностях и основные закономерности их проявления. Взаимосвязь природных опасностей. Понятие об активной и пассивной защите. Классификация природных опасностей по локализации.
Литосферные опасности: землетрясения и группы антисейсмических мероприятий; сели и противоселевые мероприятия; снежные лавины и противолавинные мероприятия; извержения вулканов, виды вулканов и типы извержений, профилактические мероприятия; оползни и противооползневые мероприятия.
Гидросферные опасности: наводнения и защитные сооружения; цунами и частичная защита от них.
Атмосферные опасности. Понятие о циклонах и антициклонах. Туманы, гололед, молнии, ураганы, бури, смерчи, град, метели, торнадо, ливни и пр. Защита от молний.
Космические опасности. Астероиды и защитные ракетно-ядерные технологии.
Солнечная радиация, её влияние на фотобиологичские процессы. Способы защиты от солнечной радиации.
Тема 6. Биологические опасности.
Микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, простейшие) и вызываемые ими эпизоотии и эпифитотии. Основные наиболее опасные формы инфекционных болезней.
Способы защиты от возбудителей инфекционных болезней (прививки, использование бактерицидов, бактериоситаз, батериоуловителей, выявление бактерионосителей и вирусоносителей). Бактериологическое нормирование. Дезинфекция и дезинсекция.
Патогенные грибы и вызываемые ими микозы и микотоксикозы.
Ядовитые растения, их лечебные и ядовитые свойства.
Ядовитые животные и животные хищники как потенциальная опасность для человека.
Тема 7. Техногенные опасности
Общая характеристика техногенных опасностей.
Механические опасности - вибрации, шум, инфразвук, ультразвук. Их физические характеристики, нормирование и защита.
Электрический ток. Действие тока на человека. Электрические травмы. Электрический удар. Электрический шок. Факторы, определяющие опасность поражения электрическим током. Технические способы и средства защиты. Первая помощь при поражениях электрическим током.
Электростатическое напряжение. Защита от статического электричества.
Электромагнитные поля (ЭМП). Источники ЭМП и классификация электромагнитных излучений. Воздействие ЭМП на организм человека. Принципы нормирования и защиты от ЭМП. Факторы риска при работе с компьютерами и рекомендации для защиты от ЭМП при эксплуатации компьютеров.
Лазерное излучение. Классы лазеров, нормирование лазерного излучения, способы и меры защиты.
Неинтенсивные излучения оптического диапазона. Естественное и искусственное освещение. Нормирование и расчет освещенности.
Ионизирующее излучение, его биологическое действие. Нормирование радиационной безопасности. Защита от излучения.
Тема 8. Экологические опасности.
Природные системы и основные градации их состояния. Источники экологических опасностей.
Тяжелые металлы и опасность для здоровья человека. Пестициды - как наиболее опасная группа ядохимикатов. Диоксины как универсальные клеточные яды. Важнейшие техногенные соединения серы, фосфора и азота, загрязняющие среду обитания человека. Их токсическое воздействие на организм человека. Негативные последствия загрязнения биосферы фреонами (хладонами).
Воздух как фактор среды обитания. Химический состав воздуха. Методы санитарно-химического анализа воздуха. Средства индивидуальной защиты органов дыхания.
Вода как фактор среды обитания. Физиологическое и гигиеническое значение воды. Заболевания, связанные с изменением солевого и микроэлементного состава воды. Вода как путь передачи инфекционных заболеваний. Показатели качества воды. Общие сведения о методах очистки воды.
Нормирование и нормативные акты в области охраны воздушной и водной среды.
Почва как фактор среды обитания. Роль почвы в передаче инфекционных заболеваний. Санитарная охрана почвы.
Продукты питания. Последствия загрязнения продуктов питания в результате химизации животноводства и использования пищевых добавок.
Тема 9. Чрезвычайных ситуации (ЧС) и их классификация.
Классификация ЧС. Причины возникновения ЧС. Характер развития ЧС.
Техногенные ЧС радиационного характера. Действие населения по защите от радиационной опасности. ЧС химического характера. Действие населения в зоне химического поражения. ЧС при взрывах и пожарах. Действия населения при пожарах и взрывах. ЧС природного характера. ЧС при землетрясениях. Действия населения. Зона ЧС при наводнениях. Действие населения при затоплении. ЧС биологического характера. Действия населения.
Тема 10. Основные способы и средства защиты населения.
Системы оповещения населения.
Мероприятия противорадиационной, противохимической, противобактериологической защиты (ПР, ПХ, и ПБЗ).
Использование средств индивидуальной и коллективной защиты в ЧС.
Индивидуальные средства защиты органов дыхания (фильтрующие и изолирующие средства), кожи и медицинские (АИ-2, индивидуальный противохимический пакет ИПП-8, 10 и пакет перевязочный индивидуальный).
Коллективные средства защиты - защитные сооружения (убежища и противорадиационные укрытия).
Проведение эвакомероприятий из зоны ЧС. Понятие об упреждающей эвакуациии, экстренной, локальной, местной, общей, частичной; плановом отселении.
Ликвидации последствий ЧС. Специальная обработка местности, сооружений, технических средств и санитарная обработка людей.
Тема 11. Устойчивость функционирования объектов экономики.
Понятие об устойчивости функционирования объекта. Оценка устойчивости. Предел устойчивости.
Декларация безопасности промышленного производства.
Структура декларации безопасности.
Тема 12. Организация государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.
Организация гражданской обороны на объекте экономики. Основные задачи комиссий по ЧС. Структура объектового звена предупреждения и ликвидации ЧС.
Законодательное и нормативное обеспечение мероприятий гражданской обороны по защите населения и территорий РФ от ЧС.
Защита населения в ЧС за рубежом. Международное сотрудничество в области защиты населения в ЧС.
3. Самостоятельная работа студентов
Тема и вопросы, выносимые на самостоятельное изучение.
Психологические опасности.
Классификация форм психического напряжения. Факторы, повышающие напряжение. Особые психические состояния и факторы их вызывающие. Мотивация деятельности человека.
Природные опасности.
Литосферные опасности: землетрясения и группы антисейсмических мероприятий; сели и противоселевые мероприятия; снежные лавины и противолавинные мероприятия; извержения вулканов, виды вулканов и типы извержений, профилактические мероприятия; оползни и противооползневые мероприятия.
Гидросферные опасности: наводнения и защитные сооружения; цунами и частичная защита от них.
Атмосферные опасности. Понятие о циклонах и антициклонах. Туманы, гололед, молнии, ураганы, бури, смерчи, град, метели, торнадо, ливни и пр. Защита от молний.
Космические опасности. Астероиды и защитные ракетно-ядерные технологии.
Солнечная радиация, её влияние на фотобиологичские процессы. Способы защиты от солнечной радиации.
Биологические опасности.
Патогенные грибы и вызываемые ими микозы и микотоксикозы. Ядовитые растения, их лечебные и ядовитые свойства. Ядовитые животные и животные хищники как потенциальная опасность для человека.
Техногенные опасности.
Электромагнитные поля (ЭМП). Источники ЭМП и классификация электромагнитных излучений. Воздействие ЭМП на организм человека. Принципы нормирования и защиты от ЭМП. Факторы риска при работе с компьютерами и рекомендации для защиты от ЭМП при эксплуатации компьютеров.
Лазерное излучение. Классы лазеров, нормирование лазерного излучения, способы и меры защиты.
Неинтенсивные излучения оптического диапазона. Естественное и искусственное освещение. Нормирование и расчет освещенности.
Экологические опасности.
Тяжелые металлы и опасность для здоровья человека. Пестициды - как наиболее опасная группа ядохимикатов. Диоксины как универсальные клеточные яды. Важнейшие техногенные соединения серы, фосфора и азота, загрязняющие среду обитания человека. Их токсическое воздействие на организм человека. Негативные последствия загрязнения биосферы фреонами (хладонами).
Нормирование и нормативные акты в области охраны воздушной и водной среды.
Почва как фактор среды обитания. Роль почвы в передаче инфекционных заболеваний. Санитарная охрана почвы.
Продукты питания. Последствия загрязнения продуктов питания в результате химизации животноводства и использования пищевых добавок.
Темы рефератов.
- Индивидуальное и популяционное здоровье человека.
- Факторы риска здоровья человека.
- Стресс и безопасность жизнедеятельности.
- Дистресс и безопасность жизнедеятельности.
- Социальные опасности (бандитизм, разбой, изнасилование, заложничество, террор) и защита населения от них.
- Социальные опасности (наркомания, алкоголизм, курение) и защита населения от них.
- Социальные опасности (венерические заболевания, СПИД) и защита населения от них.
- Суицид как социальная опасность.
- Солнечная радиация и способы защиты от солнечной радиации.
- Патогенные грибы и вызываемые ими микозы и микотоксикозы.
- Ядовитые растения, их лечебные и ядовитые свойства.
- Ядовитые животные и животные хищники как потенциальная опасность для человека.
- Шум как механическая опасность и средства защиты человека от него.
- Статическое электричество и защита человека от него.
- Воздействие электромагнитных излучений на организм человека. Способы защиты.
- Факторы риска и способы их устранения при работе с компьютерами.
- Радиационная безопасность и способы защиты человека от неё.
- Тяжелые металлы и опасность их для здоровья человека.
- Пестициды как экологические факторы риска и способы защиты от них.
- Диоксины как универсальные клеточные яды и способы защиты от них.
- Загрязнения атмосферы и его негативные последствия.
- Загрязнения почвы и его негативные последствия.
- Загрязнения воздуха и его негативные последствия.
- Нормирование и нормативные акты в области охраны почвы, воздушной и водной среды.
- Последствия загрязнения продуктов питания в результате химизации животноводства и использования пищевых добавок.
- Законодательное и нормативное обеспечение мероприятий гражданской обороны по защите населения и территорий от ЧС.
- Международное сотрудничество в области защиты населения в ЧС.
Вопросы к зачету по курсу.
1. Предмет, задачи и методы научной дисциплины ОБЖ.
2. Основные положения учебной дисциплины ОБЖ.
3. Концепция приемлемого (допустимого) риска. Управление риском. Системный анализ безопасности. Методы анализа безопасности систем.
4. Основные классы принципов безопасности жизнедеятельности - ориентирующие и организационные.
5. Основные классы принципов безопасности жизнедеятельности – технические и управленческие. Методы обеспечения безопасности.
6. Понятие об индивидуальном и популяционном здоровье человека. Влияние факторов и условий окружающей среды на состояние здоровья человека.
7. Управление факторами среды. Человек как элемент системы- «человек- среда». Совместимость элементов системы «человек - среда».
8. Стресс как целесообразная защитная реакция организма человека и механизм активизации его адаптивных возможностей в экстремальных условиях.
9. Дистресс или запредельное психическое напряжение, его основные формы (тормозная и возбудимая).
10. Классификация форм психического напряжения. Факторы, повышающие напряжение.
11. Классификация социальных опасностей и их причины. Виды социальных опасностей: шантаж, мошенничество, бандитизм, разбой, изнасилование, заложничество, террор.
12. Виды социальных опасностей: наркомания, алкоголизм, курение, венерические заболевания, СПИД.
13. Литосферные опасности: землетрясения и группы антисейсмических мероприятий; виды вулканов и типы извержений.
14. Виды литосферных опасностей: сели и противоселевые мероприятия; снежные лавины и противолавинные мероприятия; извержения вулканов, профилактические мероприятия; оползни и противооползневые мероприятия.
15. Гидросферные опасности: наводнения и защитные сооружения; цунами и частичная защита от них.
16. Атмосферные опасности. Понятие о циклонах и антициклонах. Туманы, гололед, молнии, ураганы, бури, смерчи, град, метели, торнадо, ливни и пр. Защита от молний.
17. Космические опасности. Астероиды и защитные ракетно-ядерные технологии. Солнечная радиация, её влияние на фотобиологические процессы. Способы защиты от солнечной радиации.
18. Микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, простейшие) и вызываемые основные наиболее опасные формы инфекционных болезней.
19. Способы защиты от возбудителей инфекционных болезней Бактериологическое нормирование. Дезинфекция и дезинсекция.
20. Патогенные грибы и вызываемые ими микозы и микотоксикозы.
21. Ядовитые растения, их лечебные и ядовитые свойства.
22. Ядовитые животные и животные хищники как потенциальная опасность для человека.
23. Механические опасности - вибрации, шум, инфразвук, ультразвук. Их физические характеристики, нормирование и защита.
24. Электрический ток. Действие тока на человека. Электрические травмы. Электрический удар. Электрический шок. Факторы, определяющие опасность поражения электрическим током. Технические способы и средства защиты.
25. Электростатическое напряжение. Защита от статического электричества.
26. Электромагнитные поля (ЭМП). Источники ЭМП и классификация электромагнитных излучений. Воздействие ЭМП на организм человека.
27. Факторы риска при работе с компьютерами и рекомендации для защиты от ЭМП при эксплуатации компьютеров.
28. Лазерное излучение. Классы лазеров, нормирование лазерного излучения, способы и меры защиты.
29. Неинтенсивные излучения оптического диапазона. Естественное и искусственное освещение. Нормирование и расчет освещенности.
30. Ионизирующее излучение. Биологическое действие ионизирующего излучения. Нормирование радиационной безопасности. Защита от ионизирующего излучения.
31. Природные системы и основные градации их состояния. Источники экологических опасностей. Тяжелые металлы и опасность их для здоровья человека.
32. Пестициды - как наиболее опасная группа ядохимикатов. Диоксины как универсальные клеточные яды.
33. Важнейшие техногенные соединения серы, фосфора и азота, загрязняющие среду обитания человека. Их токсическое воздействие на организм человека.
34. Негативные последствия загрязнения биосферы фреонами (хладонами).
35. Воздух как фактор среды обитания. Химический состав воздуха. Методы санитарно-химического анализа воздуха. Негативные последствия загрязнения атмосферы.
36. Заболевания, связанные с изменением солевого и микроэлементного состава воды. Вода как путь передачи инфекционных заболеваний.
37. Нормирование и нормативные акты в области охраны воздушной и водной среды. Санитарная охрана воды.
38. Почва как фактор среды обитания. Роль почвы в передаче инфекционных заболеваний. Санитарная охрана почвы.
39. Продукты питания. Последствия загрязнения продуктов питания в результате химизации животноводства и использования пищевых добавок.
40. Классификация ЧС. Причины возникновения ЧС. Характер развития ЧС.
41. Техногенные ЧС радиационного характера. Действие населения по защите от радиационной опасности.
42. ЧС химического характера. Действие населения в зоне химического поражения.
43. ЧС при взрывах и пожарах. Действия населения при пожарах и взрывах.
44. ЧС природного характера. ЧС при землетрясениях. Действия населения.
45. Зона ЧС при наводнениях. Действие населения при затоплении.
46. ЧС биологического характера. Действия населения.
47. Мероприятия противорадиационной, противохимической, противобактериологической защиты.
48. Использование средств индивидуальной и коллективной защиты в ЧС. Индивидуальные средства защиты органов дыхания
49. Проведение эвакомероприятий из зоны ЧС. Понятие об упреждающей эвакуациии, экстренной, локальной, местной, общей, частичной; плановом отселении.
50. Ликвидации последствий ЧС. Специальная обработка местности, сооружений, технических средств и санитарная обработка людей.
51. Организация гражданской обороны на объекте экономики. Основные задачи комиссий по ЧС. Структура объектового звена предупреждения и ликвидации ЧС.
52. Законодательное и нормативное обеспечение мероприятий гражданской обороны по защите населения и территорий от ЧС.
53. Международное сотрудничество в области защиты населения в ЧС.
4. Рекомендуемая литература (основная):
1. Безопасность жизнедеятельности: под ред. Л.А. Михайлова. Учебник для ВУЗов. СПб.: Изд-во «Питер», 2005. – 301с.
2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов /С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков и др.; Под ред. С.В. Белова. – М.: Высш. шк., 1999. – 448 с.
3. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие /Кол. авт. под ред. Н.Г. Смольяни-нова. – М.: Изд-во РУДН, 1997. – 317 с.
Рекомендуемая литература дополнительная:
Основы безопасности жизнедеятельности (ежемесячный информационный и научно-методический журнал), 2005 – 2012. – № 1-12.
5. Форма итогового контроля:зачет – 1 семестр.
6. Материально-техническое обеспечение дисциплины:специального материально-технического обеспечения дисциплины не требуется.
Калининград
Безопасность жизнедеятельности: Программа дисциплины и вопросы к эачету для студентов заочной формы обучения / Авт.- сост. к.ф.н.Меднис Н.В. – г. Калининград: МФЮА, 2012. –13 с. | |
Рассмотрена и одобрена Кафедрой общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин Калининградского филиала МФЮА, протокол от «___» _октября 2012 г. № _2__ | |
Автор: Меднис Н.В. | |
© Меднис Н.В., 2012 © Кафедра общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин, 2012 © Калининградский филиал МФЮА, 2012 | |
Пояснительная записка
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для студентов высшего профессионального образования по направлениям 080100 «Экономика», 080500 «Менеджмент» и включена в общеобразовательный блок программы обучения по данным специальностям. Её содержание составляют общие закономерности опасностей и соответствующие методы и средства защиты человека в любых условиях его обитания. Опасность – явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях причинить ущерб здоровью человека.
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания. Она не решает специальных проблем безопасности, но является научно-методическим фундаментом для всех специальных дисциплин безопасности. Её целью является формирование безопасного мышления и поведения, общей грамотности в области безопасности, как основы обеспечения защиты личности, общества и государства в целом.
Опасности вероятностны и потенциальны. Учитывая, что человеческое сознание не придает приоритетного значения информации, которая носит вероятностный характер, то профилактика опасностей и защита от них человека – актуальная гуманитарная и социально-экономическая проблема, в которой заинтересовано государство. В связи с этим дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является неотъемлемым образовательным компонентом подготовки всесторонне развитой личности и формирования идеологии безопасной жизнедеятельности. Она решает 3 группы учебных задач:
· Идентификация (распознавание) опасностей.
· Профилактика идентифицированных опасностей на основе сопоставления затрат и выгод.
· Действие человека в условиях чрезвычайных ситуаций.
Изучение теоретических знаний дисциплины, выполнение практических работ, написание рефератов по узловым вопросам должны дать студентам-заочникам целостное представление об опасностях окружающего мира и защите от них; обучить их выполнению на практике действиям до проявления опасности, во время опасности и при ликвидации последствий опасностей.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- сохранения здоровья (знание и соблюдение норм здорового образа жизни; физическая культура);
- ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления);
- компетенциями гражданственности (знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свободы и ответственности);
- самосовершенствования (сознание необходимости, потребность и способность учиться);
-социального взаимодействия: способностью использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности, готовность к сотрудничеству, расовой, национальной, религиозной терпимости, умением погашать конфликты, способностью к социальной адаптации, коммуникативностью, толерантностью;
- способностью организовать свою работу ради достижения поставленных целей; готовность к использованию инновационных идей;
- владением культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности;
- способностью работать самостоятельно;
- способностью принимать решения в пределах своих полномочий;
- способностью к познавательной деятельности;
- способностью использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач;
- способностью к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способность к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций;
- способностью использования основных программных средств, умением пользоваться глобальными информационными ресурсами, владением современными средствами телекоммуникаций, способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач;
- способностью использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности;
способностью применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных.
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
основные техносферные опасности, их свойства и характеристики; характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду; методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;
уметь:
идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации; выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;
владеть:
законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.
2. Объем дисциплины и виды учебной работы.
2.1. Содержание разделов дисциплины. Заочная форма
Пп | Наименование | Всего часов | Ау-дитор-ных | Лек-ции | Прак-тичес-кие | Самос-тоятель-ные |
1. | Основные положения и принципы обеспечения безопасности. | 4 | 4 | |||
2. | Основные закономерности адаптации организма человека к различным условиям | 6 | 1 | 1 | 5 | |
3. | Психология БЖ (антропогенные опасности) | 8 | 1 | 1 | 7 |