Детской апперцепции тест (CAT)
Предложен Л. Беллаком и С. Беллак в 1949 г. (L. Bellak, S. Bel-lak). Является родственной ТАТ методикой исследования личности и предназначен для обследования детей в возрасте от 3 до 10 лет. Впер-вые идея создания методики была выдвинута Э. Криссом, который считал, что дети гораздо легче и лучше идентифицируют себя с жи-вотными, чем с людьми. В соответствии с этими представлениями В. Ламонт создала картинки с изображениями различных живот-ных, причем часть из них содержит изображения животных в антро-поморфическом стиле, другая часть — такими, как они есть в природе. Стимульный материал методики представлен 10 черно-белыми ри-сунками. Все они выполнены в манере, характерной для детских книг. Содержание рисунков следующее (рис. 20):
рисунок 1 — цыплята рассажены вокруг стола, на котором сто-ит большая миска с едой. Сбоку — неясно очерченная большая курица;
рисунок 2 — один медведь тянет канат с одной стороны, а дру-гой медведь и маленький медвежонок — с другой;
рисунок 3 — лев с трубкой и тростью сидит в кресле, в правом нижнем углу из норки высовывается мышонок;
рисунок 4 — кенгуру с капором на голове несет корзину с бу-тылкой молока, в ее сумке — малыш-кенгуренок с воздушным шаром. На велосипеде едет малыш-кенгуру, по размерам больше того, который сидит в сумке;
рисунок 5 — затемненная комната: вдали большая кровать, пе-ред ней — колыбелька, в которой находятся два медвежонка;
рисунок 6 — темная пещера с двумя неясно очерченными фигу-рами, на дальнем плане — медведь, на переднем плане — лежа-щий медвежонок;
рисунок 7 —- тигр с выпущенными когтями и клыками прыга-ет на обезьяну, которая в это время тоже прыгает и находится в воздухе;
рисунок 8 — две взрослые обезьяны сидят на диване и пьют чай из чашек. На переднем плане одна взрослая обезьяна сидит и разговаривает с маленькой;
рисунок 9 — через открытую дверь освещенной комнаты видна темная комната, в ней — детская кроватка, в которой сидит кро-лик и смотрит в открытую дверь;
рисунок 10 — щенок лежит между лапами большой собаки, обе фигуры изображены с минимальным числом внешне выраженных черт. Фигуры находятся в ванной комнате.
Рис. 20а. Образцы картин САТ(2).
Рис. 206, Образцы картин САТ(З).
Рис. 20в. Образцы картин САТ(8).
По мнению авторов методики, каждой из картин соот-ветствует определенная тема. Это:
1) проблема питания, удовлетворение или фрустрация;
2) проблема борьбы со страхом, сопровождающимся агрес-сией;
3) проблема взаимоотношений с отцом, власти, агрессия;
4) проблема взаимоотношений с матерью, детей между со-
бой, темы питания, кормления;
5) тема догадок, наблюдений, смущения, взаимодействия и взаимоисследования детьми друг друга;
6) проблема ревности, отношений между родителями;
7) тема страха агрессии и способов его предупреждения, возможность избежать агрессии;
8) проблема места ребенка в системе семейных отношений;
9) тема боязни темноты, страха остаться одному, ухода ро-
дителей, любопытства;
10) тема моральных отношений, умения следить за собой.
Техника проведения методики близка к технике проведения классического ТАТ. Необходимо перед началом исследования установить с ребенком хорошую эмоциональную связь. Однако это не всегда легко, особенно, если ребенок маленький или у него наблюдаются различные отклонения в развитии. Лучше, когда удается представить исследование в виде своего рода игры. В ин-струкции ребенку предлагается рассказать, что происходит на картинке, что делают животные в данный момент, что предшест-вовало данной ситуации и что случится позже. Целесообразно во время исследования поощрять ребенка. При проведении исследо-вания все картинки, не участвующие непосредственно в работе, должны быть вне поля зрения ребенка. Необходимо предъявлять картинки в строгой последовательности, в соответствии с их ну-мерацией.
Все рассказы ребенка записываются либо самим исследующим, либо с помощью скрытого микрофона на магнитофон.
В отличие от техники проведения ТАТ и родственных ему ме-тодик у взрослых, в случае проведения САГ ребенка можно пре-рвать, если, конечно, в этом возникает крайняя необходимость.
Интерпретация САГ имеет свои особенности. Это прежде все-го касается того, что на первом месте при интерпретации CAT вы-деляют актуализируемую ребенком тему — необходимо понять, почему он составляет именно такой, а не другой рассказ. Надо проследить, не повторяются ли сходные темы из рассказа в рас-сказ. Далее выделяют главного героя рассказа; отмечают случаи, когда испытуемые идентифицируют себя с героями другого пола, что может косвенно указывать на нарушения полоролевой ориен-тировки. Устанавливают главные потребности и побуждения ге-роя. Авторы методики предлагают также обращать внимание на отражение в рассказах ребенка самовоображения, под которым они понимают представление испытуемого о своем внешнем ви-де, своем теле и своей социальной роли. Следующими опорными пунктами при интерпретации рассказов является анализ представ-ления в них лиц, объектов, обстоятельств; пропущенных лиц, объ-ектов и установить, с кем идентифицирует себя ребенок, каким способом он реагирует на окружающих, какие важнейшие кон-фликты актуализирует он в своих рассказах. Выясняют природу беспокойства и тревоги и основные средства защиты, используе-мые ребенком.
Опыт применения CAT в течение длительного времени и спе-циально проведенные исследования показали, что первоначальная гипотеза о том, что ребенок лучше идентифицирует себя с живот-ными, а не с людьми, не получила подтверждения. Это послужило основанием для создания авторами методики в 1966 г. нового вари-анта CAT с изображениями людей (САТ-Н).
Детский тест апперцепции может быть использован в опреде-лении того, какие динамические факторы определяют поведение ребенка в различных ситуациях, в научных исследованиях, как игровая методика.